Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка
статья по английскому языку (8 класс) на тему
Из опыта работы учителя английского языка
ГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга
Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет).
«Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках английского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tekhnologii_problemnogo_obuchenie_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx | 29.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя английского языка
ГБОУ СОШ № 48 Приморского района санкт - Петербурга
Николаевой Анжелы Владимировны (стаж более 20 лет).
«Использование элементов технологии проблемного обучения
на уроках английского языка»
Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов и их решения.
В связи с этим, проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.
Суть проблемной интерпретации учебного материала состоит в том, что преподаватель не сообщает знаний в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия.
Проблемное обучение – не абсолютно новое явление в педагогике, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» (Дистервег). Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности: «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решения проблемных задач.
Психологический механизм происходящих процессов при проблемном обучении следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой («проблема- сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении) у человека возникает состояние недоумения, удивления, возникает вопрос, в чём суть?
Далее мыслительный процесс происходит по схеме:
- выдвижение гипотез;
- их обоснование;
- проверка
и учащийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью преподавателя.
Проблемное обучение является развивающим, ибо его цель – формирование знания, гипотез, их разработки и решений. При проблемном обучении процесс мышления включается с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач.
При проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов – познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска знания, истины.
Успешность проблемного обучения определяется логикой и содержанием деятельности учащихся.
Использование проблемного метода обучения привело к выработке рабочей терминологии:
- проблемная ситуация
- проблемная задача
- проблемный вопрос
- проблемная ситуация
Проблемный метод предполагает следующие шаги:
- проблемная ситуация
- проблемная задача
- модель поисков решения
- решение
Задача педагога – ориентировать сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учащихся к решению проблемы и получению новых знаний.
Успешность перестройки обучения с традиционного на проблемное зависит от «уровня проблемности», который определяется двумя следующими факторами:
- степенью сложности проблемы;
- долей творческого участия учащихся в разрешении проблемы, как коллективного, так и индивидуального.
На уроках иностранного языка я активно применяю три основные формы проблемного обучения:
- Проблемное изложение учебного материала.
- Частично – поисковую деятельность учащихся.
- Самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.
Проблемное изложение учебного материала ввожу на уроке либо в монологическом режиме, либо в диалогическом режиме. При проблемном изложении учебного материала в режиме монолога, самостоятельно ставлю проблемные вопросы, выстраиваю проблемные задачи, раскрываю систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы и сама показываю путь их решения. Учащиеся становятся свидетелями научного поиска и лишь мысленно включаются в процесс поиска проблемы.
Например, в начале урока ставится проблема: «Why…?», , но не даю готового ответа, рассказываю, как достичь решения проблемы.
В диалогическом режиме побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Частично – поисковую деятельность использую в ходе проведения проблемных уроков, семинаров, эвристических бесед.
Заранее продумываю систему проблемных вопросов, учитываю имеющуюся базу знаний учащихся, т.е. стараюсь подобрать вопросы, которые должны вызывать интеллектуальные затруднения у учащихся и целенаправленный мыслительный поиск, но обязательно при этом я продумываю возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы.
В ходе частично – поисковой деятельности учащиеся опираются на фоновые знания, куда входят ключевые слова по обсуждаемой проблеме, эти ключевые слова и выражения систематизирую так, чтобы ученики могли достаточно свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме.
Считаю, что необходимым компонентом фоновых знаний является информация по проблеме общения, включающая факты и сведения, даты и цифры.
В своей работе стараюсь широко использовать приём дискуссионного общения, который является необходимым и важнейшим компонентом процесса обучения иностранному языку, без которого невозможно вовлечение учащихся в проблемное обсуждение.
На уроке перед учащимися ставлю проблему, знакомлю учащихся с различными путями её решения, при этом ученики попутно усваивают соответствующий речевой материал, принимают участие в дискуссии и делают выводы.
Для осуществления этой задачи меняю организацию урока. Здесь эффективно использую урок- конференцию, урок-защиту мнений, проетов, урок – круглый стол.
Учащиеся работают в небольших группах, знакомятся с разными подходами к решению проблемы, между ними возникают «Информационное неравновесие» и, таким образом, стараюсь переключить внимание учащихся с языкового материала на речевое содержание.
Для организации обсуждения проблемы поведенческого типа использую способ - создание преграды на пути к цели, например: « Imagine that you cant go to the seaside and have to stay in town.What will you do?». Преграда на пути к цели служит стимулом для иноязычной речемыслительной деятельности учащихся.
Другие способы организации проблемной ситуации – столкновение противоположных по содержанию взглядов, выбор одного из нескольких вариантов решения проблемы, используется мной для организации социально-политических, нравственно – эстетических, поведенческих ситуаций – проблем. Конечно, использование того или иного способа организации проблемной ситуации в большей степени определяется содержанием материала.
В своей работе по внедрению технологии проблемного обучения, использую такой приём как «У каждой вещи две стороны», т.е. составляю таблицу, которая делится на три вертикальные части. В левой части таблицы содержаться факты, необходимые для критической оценки обсуждаемой проблемы, в правой – для защиты выдвинутых положений, с средней части речевые формулы, необходимые для решения проблемной задачи или проблемного вопроса.
Например, работа по теме «Спорт».
Фаты, необходимые для критической оценки обсуждаемой проблемы | Речевые формулы, необходимые для решения проблемной задачи или проблемного вопроса | Факты, необходимые для защиты выдвинутых положений |
Sport takes a lot of time. Sport is causes a lot of injures. Sport takes a lot of energy. Sport makes you unhappy when you lose. You have no friends? Only rivals. Sport makes you unhappy. | I (dis)agree that… My view is that… In my view… In my opinion… I feel that… I think that… | Sport build character. Sport teaches you about life. Sport makes men out of boys. Sport helps to meet people/ Sport teaches you to win and to lose. Sport makes you strong. |
Учитывая возрастные особенности школьников и уровень их обученности, предлагаю учащимся проблемные задания разного уровня сложности, позволяющие:
- классифицировать и группировать необходимую информацию;
- отбирать определённые факты;
- определять причинно-следственные связи;
- выделят главное и второстепенное;
- сравнивать, выдвигать и объяснять;
- организовать поиск возможного решения.
Для достижения естественного иноязычного общения использую в своей работе специально подобранные тексты проблемного характера. Их можно охарактеризовать как «тексты с неразвёрнутой ситуацией», в их основе лежат факты и события повседневной жизни, на первый взгляд вполне правдоподобные, но содержащие элемент необычности, недосказанности.
Разгадка таких ситуаций требует нестандартного подхода, оригинального решения. Процесс творческого мышления захватывает учащихся, превращается в увлекательную игру, а желание высказать свою версию создаёт естественную речевую ситуацию.
Очень удачные приметы таких текстов можно найти в книгах американского математика и педагога Мартина Гарднера. Вот, например: «Вчера, когда мой дедушка вышел на прогулку, - рассказывает Лаура, - начался дождь. Вскоре дождь усилился. Дедушка был довольно далеко от дома, и у него не было ни зонта, ни плаща, ни шляпы. И всё-таки, когда через час дедушка вернулся домой, ни один волос на его голове не промок». Как это могло произойти?
Такие истории-загадки можно легко перевести на английский язык, причём можно их адаптировать к уровню подготовки своих учеников, а также включить активную лексику по теме (в данном случае – «погода» и «город»).
В конце истории задан интригующий вопрос: «как это могло произойти?». Каждый ученик может предположить свою версию, например: «Дедушка взял такси», «он зашёл в кафе (приятелю) и переждал там дождь», «Он купил зонтик (шляпу) в ближайшем магазине».
В процессе обсуждения ребята остроумные, оригинальные, и просто правдоподобные ответы. Считаю, такие «тексты с неразвёрнутой ситуацией» побуждают ребят к поиску, творческому мышлению, приносит радость открытия.
По – настоящему творческую активность у учащихся можно пробудить через поиск, т.е. приёмами проблемного обучения.
Самостоятельная исследовательская деятельность присходит тогда, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают её с последующим контролем учителя.
Провожу проблемные семинары, когда небольшие рабочие коллективы, организованные на базе группы (класса) учащихся, доказывают друг другу преимущества своей концепции, своего метода. Такие проблемные семинары провожу в старших классах по темам «Здоровье», «Телевидение», «Проблемы окружающей среды», «Хорошие и плохие привычки человека», «молодёжь в современном обществе», где учащиеся работают с большим интересом и желанием.
Предлагаю задания высшей степени сложности:
- докажите – prove
- убедите – assure
- прокомментируйте – comment
- oбсудите – discuss
- проанализируйте – analyse.
Такие задания требуют самостоятельного выбора конкретных действий в соответствии с поставленной проблемной задачей.
Принцип проблемности содержания обучения, реализую в форме учебных деловых игр, где в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых учеником в процессе игры, что приводит к выходу из проблемной ситуации.
Отслеживание внедрение элементов технологии проблемного метода обучения учащихся английскому языку позволяют сделать вывод о том, что обсуждение – решение проблемы может использоваться как эффективный приём обучения практическому владению иностранным языком, а именно такая работа позволяет:
- активизировать иноязычную деятельность учащихся;
- стимулировать умственную и речевую активность учащихся;
- формировать механизмы мышления учащихся и способствовать достижению развивающих целей;
- разнообразить формы занятий, методы и приёмы деятельности учителя, проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности учащихся;
- конструировать учебные занятия по нарастающей, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы;
- актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источники информации, постепенно усложнять приёмы познавательной деятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам;
- использовать различные типы вопросов и заданий, которые помогают овладеть методологическим мышлением и опытом творческой деятельности;
- применять знания в новых условиях познавательной дестельности;
- создавать более благоприятные условия для эффективной работы;
- отдавать предпочтение методам и приёмам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать.
У каждого ученика обостряется чувство ответственности за качество своих знаний и знаний товарищей по группе, формируются важные для дальнейшей жизни культура общения, коммуникативные способности, необходимые для делового партнёрства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование технологии проблемного обучения в преподавании иностранного языка положительно влияет на уровни сформированности мотивации учебной деятельности, успеваемости и обученности школьников, т.е. положительно влияет на все стороны образовательного процесса.
Проблемное обучение – это, прежде всего, творческий процесс открытия нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения.
Проблемные задания разного уровня сложности, используемые
на уроках английского языка.
- классификация, группировка:
- выберите выражения, в которых даётся:
а) положительная оценка…..
б) отрицательная оценка…
- прочитайте текст и составьте таблицу (например, о странах изучаемого языка)
- прочитайте и скажите, что понравилось туристам в нашей стране, а что им не понравилось.
- отбор определённых фактов:
- прочитав, статью, текст ответьте на вопросы: Who? What? Where? When? Why? and How?
- Прочитайте предложенный текст и составьте правила игры в…, рекомендации по искусству общения, назовите наиболее популярные формы досуга в России и в США.
- определение причинно – следственных отношений:
- ответьте на вопрос: Почему? От чего зависит…?
- выделение главного и второстепенного:
- а) выпишите ключевые слова
- б) составьте краткую информацию
- в) составьте вопросы по основному содержанию прочитанного
- сравнение:
- сравните день английской школьницы и свой день
- прослушайте текст и скажите, чьи каникулы прошли интереснее
- прочитайте как проводят отпуск англичане, и сопоставьте с тем, как проводят отпуск ваши родители
- выдвижение гипотез, отгадывание и предположение:
- догадайтесь по заголовкам, о чём идёт речь в статье, тексте, диалоге
- прослушайте и догадайтесь, о какой стране, книге, городе и т.п. идёт речь
- аргументация, объяснение:
- прочитайте и выберите аргументы «за» и «против»
- составьте аргументы «за» и «против»
- выберите открытки с видами России, которые вы бы хотели отправить другу по переписке, мотивируйте свой выбор
- поиск возможного решения:
- разработайте план проведения конференции
- разработайте маршрут путешествия
- составьте рекомендации по здоровому образу жизни
- составьте анкету
- задания, требующие сочетания двух или несколько логических действий:
- сравни и объясни
- сравни и сделай вывод
- вырази предположение и объясни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...
Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.» - считал Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...
Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Технология проблемного обучения на уроках английского языка"
В статье описывается сущность и основные аспекты проблемного обучения...
«Использование элементов технологии деятельностного метода на уроках английского языка: построение процесса обучения на основе учебных ситуаций»
ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют...
Пример использования технологии проблемного обучения на уроке английского языка
Изучение иностранного языка предполагает работу с информацией на языке, которая, в свою очередь, требует формирование определенных интеллектуальных умений: умение анализировать информацию, отбирать не...
Разработка урока с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. 5 класс
Урок с использованием элементов технологии проблемного обучения. Тема урока: Упрощение выражений. Урок «открытия новых знаний»Цель урока: формирование умений применять рас...
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка: технологии, этапы, структура уроков в доступном изложении....