Использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
презентация к уроку по истории на тему
В презентации предлагается использование элементов техноглогии критического мышления при изучени некоторых исторических и обществоведческих тем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое критическое мышление ? Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому , что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности , а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.
Технология РКМ в системе ФГОС. Приемы ТРКМ по формированию УУД - Умение систематизировать и анализировать информацию : кластеры, таблица « Инсерт », прием «Общее – уникальное», таблицы: концептуальные, сводные, «ПМИ» или «ПМ?», стратегия « Фишбоун », «Бортовой журнал». - Умение осознанного, «вдумчивого»чтения: « Инсерт », чтение с остановками, «Ромашка Блума », «толстые» и «тонкие» вопросы, таблицы «ПМИ» или «ПМ?», таблица «Сравнение источников». Умение формулировать и решать проблемы: стратегия « Фишбоун », стратегия «Идеал». - Умение работать с понятиями: прием «Выглядит, как… Звучит, как…»; синквейн , «Концептуальное колесо ».
- Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного: синквейн , кластеры, приемы рефлексивного письма, прием «Общее – уникальное», сводная таблица, рамка, круглый стол. Умения в области само- и взаимооценки : лист взаимооценки , парная письменная взаимооценка , градация, совокупная оценка. - Умение планировать собственную учебную деятельность: таблица «Верные – неверные утверждения», «Верите ли вы?», кластеры, потрфолио . - Коммуникативные умения: приемы парной и групповой работы, различные таблицы.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия . 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов Реализация смысла Рефлексия – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. – размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения.
Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Я хочу показать те стратегии РКМ, которые использую на своих уроках.
Стадия Вызова. На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их. Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо”
Понятийное колесо на уроке обществознания в 8 классе. Тема «Что такое общество» Общество страна Богатые и бедные феодаль-ное Дворян-ское общество класс россияне люди Общество собаководов
Стратегия ЗХУ в лекционной форме «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали
Урок истории в 9 классе по теме: “ Причины и начало Первой мировой войны ”. «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Мировая война – война , в которой принимает участие много стран. Первую мировую войну начала Германия. Первая мировая война велась за колонии Россия принимала участие в первой мировой войне. Героев Первой мировой войны. Основные события Первой мировой войны. Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны. Кто победил в войне. Антонина Пальшина – одевшись в мужское платье, воевала, была ранена, получила орден от Брусилова Летчик Нестеров – протаранил австрийский самолет и сам при этом погиб Брусиловский прорыв Верденская мясорубка Битва на Марне Ютландский морской бой В 1915 г. Германия впервые применила химическое оружие Начали применяться танки Россия вышла из войны из-за революции В войне победили страны Антанты
Стадия Реализация смысла. На данной стадии применяется прием “ Инсерт ” I – interactive N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking Самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления « v » – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
Урок истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия” Значки Ключевые слова V Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию + Конкиста – завоевание Колония – территория, потерявшая независимость _ Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов ? Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары
Графические организаторы: «Кластеры» -выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержатся в осваиваемой информации.
Государство Форма правления Территориальное устройство Политический режим демократический федерация Антидемо кратическ унитарное Абсолют ная республика монархия ограниченная парламентск президентск
Другим графическим способом представления изученной информации является прием “ Фишбоун ” Причины Следствия Проб лема вывод
Урок истории в 6 классе по теме “Феодальная раздробленность на Руси”. Причины распада Древней Руси Раздробленность на Руси была неизбежна Междоусобные войны и борьба за киевский престол Не был определен порядок наследования киевского престола Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Натуральное хозяйство Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Усиление экономической мощи отдельных земель
В старшей школе эффективным способом работы с новой информацией является SWOT – анализ Проведение SWOT – анализ представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный) W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses – слабый) О – возможности применения (англ. opportunities – возможности) T – угрозы применения (англ. threats – угрозы) Сильные стороны strengths Слабые стороны weaknesses Возможности Opportunities Угрозы threats Тема/ понятие/ факт
Урок экономики в 9 классе по теме “ Типы экономических систем”. -эффективное распределение ресурсов; -стимулирует НТП; -создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность -создает социальное неравенство; -не решает социально- экономические проблемы (инфляция, безработица) - не развиты такие отрасли, как ЖКХ свободный выбор поставщиков, сырья, товаров и т.п.; - многообразие форм собственности; - свободная конкуренция; -использование наиболее эффективных технологий; -самостоятельность производителей В результате социального неравенства возможны социальные потрясения в обществе; Снижение уровня обеспечения граждан общественными благами; Рыночная экономика не сможет быстро выйти из кризиса без вмешательства государства Рыночная экономика
Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом происходит целостное осмысление и “присвоение” нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу. Этому может способствовать таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно) П – «плюс», положительные черты, достоинства М – «минус», отрицательные черты, недостатки И – «интересно», возможности для развития
Эффективными для использования на стадии рефлексии являются приемы диаманты и синквейна .
Синквейн 1 строка – тема или предмет 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – фраза из четырех слов 5 строка – «смысловой синоним»
Диаманта 1.Тема (существительное) 2. Определение (2 прилагательных) 3. Действие (3 глагола) 4. Ассоциации (4 существительных, переход к антонимичным понятиям) 5. Действие (3 глагола) 6. Определение (2 прилагательных) 7. Антоним теме (существительное)
Богатство материальное, нематериальное получать, выиграть, заработать богатство – вода, пришла и ушла Изобилие
Язычество Древнее, жестокое Почитают, преклоняются, обожествляют Многобожие, идол – храм, единобожие Верят, крестятся, молятся Православное, единое Христианство
Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет сформировать следующие умения и навыки работы с информацией: – находить, осмысливать, использовать нужную информацию; – анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков; – сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; – выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/08/picture-55075-1375989806.jpg)
Использование элементов Технологии критического мышления на уроках химии.
Технология критического мышления – одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д.Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Цель данно...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-171067-1356717137.jpg)
Использование элементов технологии критического мышления на уроках физики в 7 - 8 классах.
В работе показаны возможные приёмы практического использования элементов технологии критического мышления на уроках физики для учащихся 7 и 8 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/27/picture-574482-1422375240.jpg)
Технология критического мышления на уроках истории и обществознания (опыт учителя истории Козловой Т.А.)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории и обществознания - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/26/picture-799548-1466971328.jpg)
Статья "Развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование элементов технологии критического мышления на уроках истории"
Статья раскрывает суть инновационной педагогической технологии критического мышленияи предлагает элементы её использования на уроках истории...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/24/picture-1096696-1545666546.jpg)
использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания
выступление на конференции...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/11/picture-1088943-1615459702.jpg)
Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"
В современном обществе цель учителя выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/23/picture-1470674-1682282204.jpg)
«Технология критического мышления на уроках истории и обществознания»
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое м...