Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
календарно-тематическое планирование по экономике (10 класс) по теме
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика, раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами: переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся; отсутствием специального предмета в школе; недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Экономика (X класс)
(17 часов)
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.
Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.
Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:
- переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
- отсутствием специального предмета в школе;
- недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.
Цель курса:
усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.
Задачи курса:
- ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
- приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
- изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.
Работа элективного курса строится на принципах:
- междисциплинарности;
- научности и доступности;
- экологичности;
- личностно-деятельностного подхода;
- гуманизации.
Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям десятиклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить. Поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.
Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.
В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
- что такое экономика;
- виды экономических систем;
- функции денег;
- роль государства в экономике;
- взаимосвязь между ценой и спросом;
- ценовую эластичность предложения;
- равновесие рынка;
- вклады, инвестиции, потребительский кредит и страхование;
- роль малого бизнеса в экономике;
- финансирование бизнеса.
должны уметь:
- использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
- различать виды экономических систем;
- строить кривые спроса и предложения;
- находить различия между эффектом цены и изменением предложения;
- находить равновесную рыночную цену;
- составлять бизнес-план;
- определять потребности проекта в денежных средствах;
- анализировать финансовые отчеты;
- пользоваться различными источниками информации.
Формы контроля:
- уроки самооценки и оценки товарищей;
- презентация бизнес-плана;
- тестирование;
- задания в рабочей тетради;
- работа в «экономической лаборатории».
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекция | практикум | ||||
1 | Что такое экономика? | 2 | 1 | 1 | Ролевая игра «Открываем ограниченность». Анализ кривых производственных возможностей. |
2 | Экономические системы | 2 | 1 | 1 | Упражнение «Экономические загадки». Тест. |
3 | Спрос | 2 | 0,5 | 1,5 | «Экономическая лаборатория». Тест. |
4 | Предложение | 2 | 0,5 | 1,5 | «Экономическая лаборатория». Тест. Экокроссворд. |
5 | Равновесие рынка | 2 | 0,5 | 1,5 | Построение графиков. Тест. Решение задач. |
6 | Потребление, сбережение, вклады, инвестиции. | 2 | 1 | 1 | Анализ месячного бюджета семьи. Тест. «Экономическая лаборатория». |
7 | Бизнес и предпринимательство | 3 | 1 | 2 | Бизнес-план. «Экономическая лаборатория». |
8 | Финансирование бизнеса | 2 | 1 | 1 | «Экономическая лаборатория». Тест. |
Всего | 17 | 6,5 | 10,5 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Что такое экономика? (2 часа)
Понятие «Экономика». Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности. Главное назначение хозяйственной деятельности. Потребности общества и виды благ, необходимые для жизни людей. Потребности и ресурсы. Факторы производства. Возрастающая роль технического прогресса в развитии хозяйственной деятельности. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Процесс принятия решений.
Тема 2. Экономические системы. (2 часа)
Фундаментальные вопросы экономики: Что? Как? Кто? Экономическая система. Понятие и структура экономических систем. Основные типы экономических система. Традиционная система. Командная система. Рыночная система. Смешанные экономические системы. Экономический образ мышления. Проблема координации в различных экономических системах. Деньги.
Тема 3. Спрос. (2 часа)
Рынок. Структура рынка. Спрос. Закон спроса. Индивидуальный спрос, рыночный спрос. Объем спроса. Изменение в величине спроса. Факторы, оказывающие влияние на спрос. Ценовая эластичность спроса.
Тема 4. Предложение.(2 часа)
Предложение. Индивидуальное и рыночное предложения. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены. Факторы, оказывающие влияние на предложение.
Тема 5. Равновесие рынка.(2 часа)
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная рыночная цена. Как определить равновесную цену? Дефицит и избыток товаров и услуг. Равновесие на рынке. Очищение рынка.
Тема 6. Потребление, сбережения, вклады, инвестиции. (2 часа)
Источники денежных доходов. Семейный бюджет. Вклады, инвестиции, потребительский кредит, страхование. Права потребителя в условиях рынка.
Тема 7. Бизнес и предпринимательство.(3 часа)
Бизнес. Предпринимательство. Классификация предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательской деятельности. Малый бизнес. Бизнес-план.
Тема 8. Финансирование бизнеса.
Финансирование бизнеса. Распределение финансовых потоков. Финансовые рынки. Финансирование малого бизнеса. Финансовая отчетность бизнеса.
Список, используемой литературы:
- Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
- Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
- Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
- Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
- Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М., «Вита пресс»,2007.
- Борисов Е.Ф. Основы экономики. -М.: Дрофа, 2012.
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения |
| Дом. задание | |
план | факт | |||||
Что такое экономика? | 1 | §1 | ||||
Потребности и ресурсы. Проблема выбора. | 1 | §2 конспект | ||||
3. | Экономическая система. Виды | 1 | §3 конспект | |||
4. | Проблемы координации в экономической системе | 1 | § 3,4 | |||
5. | Структура рынка | 1 | § 5 | |||
6. | Спрос. Ценовая эластичность спроса. | 1 | §5конспект | |||
7. | Предложение | 1 | § 6,7 | |||
8. | Ценовая эластичность предложения | 1 | § 6,7 | |||
9. | Взаимодействие спроса и предложения | 1 | § 8,9 таблица | |||
10. | Дефицит и избыток товаров и услуг | 1 | § 10,11 | |||
11. | Семейный бюджет | 1 | Конспект, доклад | |||
12. | Права потребителя в условиях рынка. | 1 | § 12, конспект | |||
13. | Бизнес. Предпринимательство. | § 15-17 | ||||
14. | Классификация предпринимательской деятельности. | 1 | § 18-19 | |||
15. | Малый бизнес. Бизнес-план. | 1 | § 20 | |||
16. | Финансовые рынки | 1 | § 21 | |||
17. | Финансовая отчетность бизнеса. | 1 | § 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу 9 класс
Рабочая программа, элективный курс, 9 класс...
Рабочая программа по элективному курсу 11 класс
Рабочая программа, элективный курс, 11 класс...
рабочая программа по элективному курсу 11 класс
рабочая программа по элективному курсу...
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.
Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....