Элективный курс по экономике: "Бизнес-курс за школьной партой"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме

Данный курс является авторской разработкой, имеет практико-ориентированную направленность, расчитан на 17 часов, предназначен для обучающихся 9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el._k._biznes-kurs_za_shkolnoy_partoy.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Алзамая Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

«Бизнес-курс

за школьной партой»

Программа элективного курса по экономике для  9  класса

Разработала:

Паршенникова Оксана Валерьевна                                                                    учитель экономики                                                                     высшая квалификационная категория

                                         Город Алзамай

2008 год

Актуальность курса:

      Результаты многочисленных исследований показывают, что в настоящее время у выпускников школы практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда. В то же время прогноз ситуации на рынке труда РФ, и Иркутская область на исключение, свидетельствует о том, что в ближайшее время безработица обретёт «молодёжное лицо». Поэтому сегодня настоятельно необходимо включать в содержание допрофессионального образования молодёжи знания и умения, необходимые для продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодое поколение выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знания законов рынка, коньюнктуры регионального и местного рынка труда.

Пояснительная записка

   При составлении программы курса были подвергнуты анализу авторские программы курсов по менеджменту, маркетингу, основам экономических знаний, предпринимательской деятельности.

      Курс является ориентационным. Предназначен для обучающихся 9-х классов. Рассчитан на 17 часов. Рекомендуется проводить 1 раз в неделю      При разработке программы курса был использован учебник В.А.Леонтьева для 9 класса «Технология предпринимательства» (М., Дрофа, 2002).

   Данный учебный курс поможет обучающимся сориентироваться в выборе профиля социально-экономической направленности, познакомит с наиболее типичными для наших условий видами трудовой деятельности, даст возможность школьникам  проявить себя и добиться успеха в будущем профессиональном самоопределении.  Школьники приобретут  умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. В рамках курса также может быть сделана ставка на развитие аналитического мышления, то есть формирование развёрнутых представлений об экономической действительности.

   Система занятий курса призвана пробудить у обучающихся интерес к изучению экономики как предмета, показать реализацию экономической теории в практической деятельности, сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии.

Цель курса:

формирование у обучающихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, оказание помощи в будущем профессиональном самоопределении обучающихся.

Задачи курса:

  1. овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;
  2. формирование способности оперативно и эффективно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы или создание инициативных форм занятости («собственное дело»), самомаркетинг (продвижение себя на рынке труда);
  3. развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда;
  4. знакомство обучающихся с основными понятиями и принципами современной рыночной экономики;
  5. формирование у обучающихся представлений об основах организации деятельности в области бизнеса;
  6. ознакомление с кругом профессий, существующих в сфере бизнеса (на примере организации деятельности по переработке древесины и производстве продукции животноводства), и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этих сферах;
  7. развитие навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности.

 

Для успешного усвоения курса обучающимися необходимы следующие знания и умения:

  1. знание основных понятий: рынок, рыночная экономика, предпринимательство, предприниматель, наёмный работник;
  2. умения  анализировать, сравнивать, систематизировать и делать выводы.

      Умения обучающихся пополнятся за счёт практических занятий, которые будут включать элементы исследования и проектной деятельности.

Виды учебной деятельности

      Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных  тематических заданий, различные виды самостоятельной работы, подготовка рефератов, проведение экскурсий на предприятия, занимающиеся переработкой леса и производством продуктов животноводства, встречи с местными предпринимателями, сотрудниками ЦЗН и администрацией города. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.

Критерии оценивания работы обучающихся

      Обучающийся получает «зачёт» при условии посещения лекционно-практических занятий , предусмотренных программой курса, обнаруживая при этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Для промежуточного контроля знаний предполагается использование мини-тестов, «понятийных диктантов» (Приложение № 7)

      Формой отчётности обучающихся за данный курс станет составление ими бизнес-плана (Приложение № 4).

Ожидаемые результаты:

  1. овладение обучающимися первичными умениями анализа рынка труда своего города и коррекции пути построения своей профессиональной карьеры с учётом проведенного анализа;
  2. формирование способности к принятию активной позиции на рынке труда, в процессе профессионального становления и адаптации на будущем рабочем месте;
  3. знакомство с основами предпринимательской деятельности и спектром профессий в сфере бизнеса;
  4. использование полученных при изучении курса знаний и опыта для успешной социализации в условиях рыночной экономики.

      После завершения курса обучающиеся могут использовать полученные знания при изучении предметов школьного курса экономики, права, обществознания на профильном уровне; подготовке творческих работ, рефератов, проектов для выступления в НОУ, а так же при построении личного профессионального плана.

Обучающиеся, прослушавшие данный курс, должны:

иметь представление

  1. об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: бизнес, организационно-правовые формы бизнеса, производитель, наемный работник, прибыль, бизнес-план и т.д.
  2. о состоянии рынка труда своего региона;
  3. о спектре профессий, востребованных в сфере бизнеса;
  4. о личностных качествах, необходимых для успешного профессионального самоопределения, в том числе в сфере предпринимательства;
  5. о технологических процессах деревообработки в современном производстве;
  6. об особенностях организации животноводческого хозяйства.

Знать

  1. каково место предпринимательства в экономической системе;
  2. что такое малый и средний бизнес;
  3. преимущества и недостатки различных форм предпринимательства;
  4. основное содержание бизнес-плана;
  5. мотивы, которыми руководствуются предприниматели в своей деятельности;
  6. профессии, необходимые для различных сфер производства.

Уметь

  1. Характеризовать особенности предпринимательской деятельности;
  2. Перечислять недостатки и преимущества различных форм организации бизнеса;
  3. Определять причины, побуждающие начать своё дело;
  4. Определять современные традиции в развитии рынка профессий.

Владеть

  1. Навыками планирования своих действий в ситуации трудоустройства;
  2. Анализом и сравнительным анализом различных видов и форм предпринимательской деятельности.

Содержание курса

      Содержание курса способствует расширению базового курса «Обществознание», акцентировано на экономической практике, вовлечении обучающихся в экономические процессы.

      Содержание включает  в себя два раздела.

  1. Первый раздел даёт представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических явлений. Изучая этот раздел, обучающиеся узнают, что такое рыночная экономика, предпринимательство, виды предпринимательской деятельности и т.д.
  2. Второй раздел посвящён практической экономике. Обучающиеся познакомятся с такими видами производственной деятельности, как деревообработка и производство продукции животноводства.

Раздел  I. Экономическая теория (7 часов)

Тема 1. Введение (1 час)

      Цели, задачи, содержание курса, формы занятий , виды отчётности.

Потребности людей и способы их удовлетворения. Рабочий механизм, конкуренция.

      Входящее анкетирование. (Приложение № 1)

Тема 2. Предпринимательство, его роль в современной рыночной экономике (2 часа)

      Понятие предпринимательства, бизнеса. Цели, задачи, мотивы предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. Личностные характеристики предпринимателя. (Приложение № 2)

      Практикум:  «Предприниматели города»

      Тест: «Предпринимательский потенциал» (Приложение  № 3)                                                                

Тема 3. Фирма, виды фирм (1 час)

      Понятия фирмы, предприятия. Отличия фирмы от предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательства. Малый бизней как основа рыночной экономики.

      Практикум: «Достоинства и недостатки различных видов фирм»

                        «Организационно-правовые формы бизнеса в городе»

Тема 4. Моделирование собственного дела (2 часа)

      Регистрация фирмы. Устав фирмы (Приложение № 5). Учредительный договор (Приложение № 6). Расчётный счёт. Источники финансирования. Бизнес-план. Реклама.

      Практикум: «Открытые фирмы» (деловая игра)

                        «Оформление бланков регистрационных документов»  

Тема 5. Издержки и прибыль фирмы (1 час)

      Издержки фирмы. Прибыль. Себестоимость продукции. Производительность труда. Налоги.

      Практикум: «Прибыль предприятия» (деловая игра)  

Раздел II. Практическая часть (10 часов)

Тема 6. Современное производство (2 часа)

      Особенности производственной деятельности. Типы производства. Отрасли и виды производства в городе. Разделение труда. Управление предприятием. Необходимое количество работников. Многообразие профессий производственной сферы.

      Практикум: «Предприятия города и их потребность в рабочей силе»

Тема 7. Технологические процессы деревообработки в современном производстве (2 часа)

      Технологический процесс деревообработки. Последовательность применяемых технологий обработки древесины. Характеристика основных парод древесины, её промышленное значение. Материалы и полуфабрикаты из древесины. Технология производства бруса, доски, обрезной доски.

      Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие, знакомство с технологией деревообработки. Чтение технической документации.

Тема 8. Технологические процессы в производстве продукции животноводства (2 часа)

      Технологический процесс производства продукции животноводства. Направления животноводства и рынок. Условия содержания, разведения, кормления.

      Экскурсия на предприятие (ферму), знакомство с технологией производства продукции животноводства.

Тема 9. Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы её развития (2 часа)

      Общая характеристика экономического потенциала города, района, области. Характеристика демографической ситуации в городе. Состояние занятости населения. Молодежная безработица. Анализ спроса и предложения на рынке труда (по профессиям, специальностям, уровню подготовки)

      Практикум: «Составление профессиограмм».

      Экскурсии на предприятия деревообработки и животноводства (знакомство с профессиями).

Тема 10. Технология трудоустройства (1 час)

      Возможные варианты трудоустройства. Способы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю, использование государственной службы занятости, личных связей. Документы, необходимые для трудоустройства, правила их оформления.

      Практикум: «Как писать заявление о приёме на работу»

                         «Правила собеседования с работодателем»

Тема 11. Итоговое занятие (1 час)

      Подведение итогов изучения курса. Презентация итоговых работ.

Учебно-тематический план курса

                                 

                     Тема

 Кол-

  во    

часов

Теория

Практика

Проекты

Раздел I. Экономическая теория.

1

Введение.

1

1

2

Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике.

2

1

1

3

Фирма. Виды фирм.

1

1

4

Моделирование собственного дела.

2

1

1

5

Издержки и прибыль фирмы.

1

1

Раздел II. Практическая часть.

6

Современное производство.

2

1

1

7

Технологические процессы деревообработки в современном производстве.

2

2

8

Технологические процессы в производстве продукции животноводства.

2

1

1

9

Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы её развития.

2

1

1

10

Технология трудоустройства

1

1

11

Итоговое занятие.

1

1

Итого

17

6

8

3

Приложение №1  

Анкета 1. Входящая диагностика.

  1. Как вы относитесь к изучению в школе основ экономики и предпринимательства?
  2. Что, на ваш взгляд, изучает наука экономика?
  3. Как вы считаете, что такое экономика?
  4. Испытываете ли вы недостаток в экономических знаниях?
  5. Назовите источник получения экономической информации (можно выбрать несколько):

а) СМИ (радио, телевидение, газеты);

б) учителя;

         в) родители;

         г) друзья;

         д) книги, специальная литература экономической тематики;

         е) другие источники.

  1. Как вы представляете себе ближайшее будущее? Есть ли у вас профессиональный план?
  2. Знаете ли вы, специалисты каких профессий востребованы на рынке труда города?
  3. Как вы считаете, существует ли зависимость жизненного успеха от знаний в области экономики и предпринимательства?
  4. Кто такой предприниматель? Составьте его социальный портрет, укажите важные черты его личности, знания и умения, которыми он должен, по-вашему, владеть?
  5. Хотели бы вы в будущем связать свою трудовую деятельность с предпринимательством?

Приложение № 2

Анкета 2. Личностные характеристики предпринимателя.

      Внимательно прочитайте качества и обведите кружком 5 из них, от которых, по вашему мнению, зависит успех предпринимательской деятельности:

  1. дисциплинированность
  2. предприимчивость
  3. требовательность к себе
  4. начитанность
  5. трудолюбие
  6. самостоятельность
  7. бережливость
  8. отзывчивость
  9. экономность
  10. самокритичность
  11. уверенность в себе
  12. расчётливость
  13. умение планировать свою работу
  14. любознательность
  15. умение организовать работу
  16. прилежание
  17. честность
  18. умение анализировать результат работы
  19. умение контролировать работу
  20. принципиальность
  21. эрудированность
  22. скромность
  23. справедливость
  24. внимательность

Приложение № 3

Тест «Предпринимательский потенциал»

      Оцените черты своего характера по семи признакам. Каждый отражён в четырёх характеристиках. Отметьте те, что соответствуют вашему характеру.

  1.      Инициативность:

    а) всегда жду чужих указаний;

    б) выполняю необходимую работу без напоминаний и указаний;

    в) находчив, проявляю инициативу;

    г) всегда ищу дополнительные задания.

  1.      Отношения с окружающими:

    а) некоммуникабелен, замкнут;

    б) иногда со мной трудно работать;

    в) вежлив, приятен в общении;

    г) дружелюбен, доброжелателен в общении.

  1. Лидерство:

    а) ведомый;

    б) ведущий;

    в) умею отдавать толковые распоряжения;

    г) внушаю уверенность и доверие.

  1. Ответственность:

    а) стараюсь уклониться от любых поручений;

    б) стараюсь выполнять поручения, но неохотно;

    в) легко соглашаюсь на всё;

    г) стремлюсь к наилучшему исполнению.

  1.      Организаторские способности:

        а) не умею организовывать дела;

        б) организую, но результат достигается не всегда;

        в) способен организовать дело;

        г) всегда удаётся организовать задуманное.

  1. Решительность:

     а) боязлив, сомневаюсь в себе;

     б) быстр, но часто допускаю ошибки;

          в) осторожен, осмотрителен;

          г) быстр, чёток, точен.

  1. Упорство:

     а) сразу бросаю то, что не получается;

     б) делаю несколько попыток достичь цели;

     в) предпринимаю постоянное усилие;

     г) целеустремлён, меня невозможно сбить с толку.

Обработка результатов.

      Проставьте баллы по выбранным характеристикам:

а – 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла, г – 4 балла. Сложите.

Если сумма составит

25-28 баллов – у вас отличный потенциал для владения собственным делом;

20-24 балла – очень хороший потенциал; вы ясно представляете себе, что такое предпринимательство; больше уверенности в себе – и вы добьётесь успеха;

17-20 баллов – хороший потенциал; вы обладаете необходимым потенциалом для создания своего дела;

13-16 баллов – средний потенциал; необходимо поработать над чертами своего характера;

12 баллов и ниже – плохой потенциал; вам ещё рано начинать своё дело; ещё многому необходимо учиться.

      Даже если результат теста отрицательный, не впадайте в отчаяние. Во-первых, вы ещё очень молоды и многое можете в себе изменить, развить, воспитать. Во-вторых, возможно вы будете работать в «команде», где качества партнёров будут компенсировать какие-то ваши недостатки.

Приложение № 4

Памятка по составлению бизнес-плана.

Для чего нужен бизнес-план?

      Никакая идея о том, как заработать деньги, не сделает вас богатым. Для достижения поставленных целей необходим бизнес-план.

Этапы разработки бизнес-плана.

  1. До открытия дела.

Прежде, чем начать бизнес, нужно получить точный ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, доходно ли оно, окупит ли затраты сил и средств?

  1. В процессе работы.

Начав работать и сверяя результаты с запланированными, вы увидите собственные недостатки, определите пути решения возникших проблем, поэтому все показатели должны быть ясными, измеримыми, достижимыми. В рыночной экономике часто меняются условия деятельности фирм, цены, технологии – всё это требует корректировки плана.

  1. Если нужны источники финансирования.

Банки прежде, чем предоставить заём, дают экспертную оценку бизнес-плана. Чтобы добиться выделения средств необходим чёткий, обоснованный бизнес-план.

Содержание бизнес-плана.

  1. Описание целей и зада предпринимательства.

Нужно учитывать масштабы, сроки, возможную материальную прибыль, социальную пользу.

  1. Характеристика продукта (товара, услуги), который будет

предложен потребителю. Определение круга возможных потребителей и потенциальных конкурентов.

  1. Расчёты ожидаемых результатов и требуемых ресурсов (финансы,

сырьё, кадры).

  1. Программа действий по реализации бизнес-плана (этапы, сроки)

Форма бизнес-плана.

      Не существует единой формы и структуры но обязательно в бизнес-плане присутствуют

  1. Аналитическая часть:

а) цели бизнеса;

б) описание предприятия;

в) анализ общей ситуации в выбираемом секторе плана;

г) характеристика конечной продукции (товара, услуги).

  1. План по сбыту:

а) определение потенциальных потребителей и рынков сбыта;

б) анализ наличия и возможностей конкурентов;

в) определение цен на продукцию;

г) пути продвижения продукции на рынок (каналы сбыта).

  1. Финансирование:

а) определение стартового капитала и источников его поступления;

б) расчёт дополнительных ресурсов, необходимых на планируемый период.

  1. План действий:

а) определение последовательности действий, которые могут привести к успеху;

б) оценка времени на реализацию плана и его распределение по различным этапам.

  1. Резюме:

Заключительная часть бизнес плана должна в лаконичной форме представить основные выводы о перспективности начатого вами дела.

Помните: подобно тому, как театр начинается с вешалки, предпринимательство начинается с бизнес-плана!

Приложение № 5

Схема Устава фирмы.

      Раздел 1.

Общие положения: владельцы фирмы, её юридический статус и

адрес.

          Раздел 2.

Предмет деятельности фирмы: цель создания, какие товары и услуги производит фирма.

      Раздел 3.

Уставной капитал фирмы: размер уставного капитала, доли учредителей в основном капитале.

      Раздел 4.

Права и обязанности владельцев фирмы.

      Раздел 5.

Порядок распределения прибыли фирмы.

      Раздел 6.

Органы управления фирмы.

      Раздел 7.

Порядок принятия новых учредителей и выхода прежних.

      Раздел 8.

Порядок прекращения деятельности фирмы.

Приложение № 6

Схема учредительного договора о создании фирмы.

      Раздел 1.

Общие положения.

      Раздел 2.

Учредители фирмы.

      Раздел 3.

Уставной капитал фирмы: размер уставного капитала, доли учредителей, порядок формирования уставного капитала.

      Раздел 4.

Права и обязанности учредителей фирмы.

Приложение № 7

Терминологический словарь

  1. Рынок
  2. Рыночная экономика
  3. Конкуренция
  4. Предприниматель
  5. Предпринимательство
  6. Предпринимательский потенциал
  7. Фирма
  8. Предприятие
  9. Бизнес
  10. Бизнес-план
  11. Реклама
  12. Издержки фирмы
  13. Прибыль

Приложение №8

Список литературы

  1. «Введение в обществознание: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений»/ Л.И.Богомолов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев; под ред. Л.И.Богомолова, М.,2000
  2. И.В.Липсиц  «Экономика без тайн» / М., 1993
  3. Б.А.Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых» / М., 1995
  4. Б.А.Райзберг «Основы экономики и предпринимательства» / М., 1993
  5. А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства. 9 класс: учебнок для общеобразовательных учебных заведений – 3-е издание – М.,1993
  6. В.С.Кукушкин «Технология. Экономика» / М., 2005
  7. «Экономический словарь» / М., 2002
  8. «Юридический словарь» / М., 2005
  9. С.Н.Гудырин, А.Н.Гудырина «Маркетинг» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2006
  10. И.Б.Тесленко, С.В.Федин, Н.В.Федина «Менеджмент» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2005
  11. А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства» / М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Элективный курс по теме "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"

Данный элективный курс помогает подготовить учащихся к успкшной сдаче ЕГЭ...

Программа по экономике "Бизнес курс за школьной партой"на один год для 5-7 классов

Данная программа расчитана для углубленного изучения экономики, 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, и максимальный охват тем....

элективный курс "Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста"

В процессе всестороннего развития личности, искусству принадлежит ответственная роль. В раннем детстве уже кладывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Благодаря постоянн...

программа элективного курса "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"

Элективный курс рассчитан на 34 часа. цель - подготовка к сдаче ЕГЭ....