Элективный курс по экономике: "Бизнес-курс за школьной партой"
элективный курс по экономике (9 класс) по теме
Данный курс является авторской разработкой, имеет практико-ориентированную направленность, расчитан на 17 часов, предназначен для обучающихся 9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._k._biznes-kurs_za_shkolnoy_partoy.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 города Алзамая Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»
«Бизнес-курс
за школьной партой»
Программа элективного курса по экономике для 9 класса
Разработала: | Паршенникова Оксана Валерьевна учитель экономики высшая квалификационная категория |
Город Алзамай
2008 год
Актуальность курса:
Результаты многочисленных исследований показывают, что в настоящее время у выпускников школы практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке труда. В то же время прогноз ситуации на рынке труда РФ, и Иркутская область на исключение, свидетельствует о том, что в ближайшее время безработица обретёт «молодёжное лицо». Поэтому сегодня настоятельно необходимо включать в содержание допрофессионального образования молодёжи знания и умения, необходимые для продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодое поколение выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знания законов рынка, коньюнктуры регионального и местного рынка труда.
Пояснительная записка
При составлении программы курса были подвергнуты анализу авторские программы курсов по менеджменту, маркетингу, основам экономических знаний, предпринимательской деятельности.
Курс является ориентационным. Предназначен для обучающихся 9-х классов. Рассчитан на 17 часов. Рекомендуется проводить 1 раз в неделю При разработке программы курса был использован учебник В.А.Леонтьева для 9 класса «Технология предпринимательства» (М., Дрофа, 2002).
Данный учебный курс поможет обучающимся сориентироваться в выборе профиля социально-экономической направленности, познакомит с наиболее типичными для наших условий видами трудовой деятельности, даст возможность школьникам проявить себя и добиться успеха в будущем профессиональном самоопределении. Школьники приобретут умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в стремительно изменяющейся экономической среде. В рамках курса также может быть сделана ставка на развитие аналитического мышления, то есть формирование развёрнутых представлений об экономической действительности.
Система занятий курса призвана пробудить у обучающихся интерес к изучению экономики как предмета, показать реализацию экономической теории в практической деятельности, сориентировать обучающихся в выборе будущей профессии.
Цель курса:
формирование у обучающихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, оказание помощи в будущем профессиональном самоопределении обучающихся.
Задачи курса:
- овладение знаниями о закономерностях и тенденциях изменений на рынке кадровых ресурсов своего региона;
- формирование способности оперативно и эффективно решать актуальные социально-профессиональные задачи: поиск работы или создание инициативных форм занятости («собственное дело»), самомаркетинг (продвижение себя на рынке труда);
- развитие профессионально важных качеств личности, способствующих успешной карьере в условиях конкуренции на рынке труда;
- знакомство обучающихся с основными понятиями и принципами современной рыночной экономики;
- формирование у обучающихся представлений об основах организации деятельности в области бизнеса;
- ознакомление с кругом профессий, существующих в сфере бизнеса (на примере организации деятельности по переработке древесины и производстве продукции животноводства), и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этих сферах;
- развитие навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности.
Для успешного усвоения курса обучающимися необходимы следующие знания и умения:
- знание основных понятий: рынок, рыночная экономика, предпринимательство, предприниматель, наёмный работник;
- умения анализировать, сравнивать, систематизировать и делать выводы.
Умения обучающихся пополнятся за счёт практических занятий, которые будут включать элементы исследования и проектной деятельности.
Виды учебной деятельности
Программой предусмотрено сочетание различных форм и методов обучения. Кроме лекционного изложения материала, занятия проводятся в форме деловых игр, практикумов, предусмотрены защита индивидуальных тематических заданий, различные виды самостоятельной работы, подготовка рефератов, проведение экскурсий на предприятия, занимающиеся переработкой леса и производством продуктов животноводства, встречи с местными предпринимателями, сотрудниками ЦЗН и администрацией города. Занятия строятся на сочетании индивидуальной и групповой работы.
Критерии оценивания работы обучающихся
Обучающийся получает «зачёт» при условии посещения лекционно-практических занятий , предусмотренных программой курса, обнаруживая при этом понимание материала курса и умение его применять при решении практических задач. Для промежуточного контроля знаний предполагается использование мини-тестов, «понятийных диктантов» (Приложение № 7)
Формой отчётности обучающихся за данный курс станет составление ими бизнес-плана (Приложение № 4).
Ожидаемые результаты:
- овладение обучающимися первичными умениями анализа рынка труда своего города и коррекции пути построения своей профессиональной карьеры с учётом проведенного анализа;
- формирование способности к принятию активной позиции на рынке труда, в процессе профессионального становления и адаптации на будущем рабочем месте;
- знакомство с основами предпринимательской деятельности и спектром профессий в сфере бизнеса;
- использование полученных при изучении курса знаний и опыта для успешной социализации в условиях рыночной экономики.
После завершения курса обучающиеся могут использовать полученные знания при изучении предметов школьного курса экономики, права, обществознания на профильном уровне; подготовке творческих работ, рефератов, проектов для выступления в НОУ, а так же при построении личного профессионального плана.
Обучающиеся, прослушавшие данный курс, должны:
иметь представление
- об основных экономических понятиях в сфере рыночной экономики: бизнес, организационно-правовые формы бизнеса, производитель, наемный работник, прибыль, бизнес-план и т.д.
- о состоянии рынка труда своего региона;
- о спектре профессий, востребованных в сфере бизнеса;
- о личностных качествах, необходимых для успешного профессионального самоопределения, в том числе в сфере предпринимательства;
- о технологических процессах деревообработки в современном производстве;
- об особенностях организации животноводческого хозяйства.
Знать
- каково место предпринимательства в экономической системе;
- что такое малый и средний бизнес;
- преимущества и недостатки различных форм предпринимательства;
- основное содержание бизнес-плана;
- мотивы, которыми руководствуются предприниматели в своей деятельности;
- профессии, необходимые для различных сфер производства.
Уметь
- Характеризовать особенности предпринимательской деятельности;
- Перечислять недостатки и преимущества различных форм организации бизнеса;
- Определять причины, побуждающие начать своё дело;
- Определять современные традиции в развитии рынка профессий.
Владеть
- Навыками планирования своих действий в ситуации трудоустройства;
- Анализом и сравнительным анализом различных видов и форм предпринимательской деятельности.
Содержание курса
Содержание курса способствует расширению базового курса «Обществознание», акцентировано на экономической практике, вовлечении обучающихся в экономические процессы.
Содержание включает в себя два раздела.
- Первый раздел даёт представление о современных теоретических обоснованиях тех или иных экономических явлений. Изучая этот раздел, обучающиеся узнают, что такое рыночная экономика, предпринимательство, виды предпринимательской деятельности и т.д.
- Второй раздел посвящён практической экономике. Обучающиеся познакомятся с такими видами производственной деятельности, как деревообработка и производство продукции животноводства.
Раздел I. Экономическая теория (7 часов)
Тема 1. Введение (1 час)
Цели, задачи, содержание курса, формы занятий , виды отчётности.
Потребности людей и способы их удовлетворения. Рабочий механизм, конкуренция.
Входящее анкетирование. (Приложение № 1)
Тема 2. Предпринимательство, его роль в современной рыночной экономике (2 часа)
Понятие предпринимательства, бизнеса. Цели, задачи, мотивы предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства. Личностные характеристики предпринимателя. (Приложение № 2)
Практикум: «Предприниматели города»
Тест: «Предпринимательский потенциал» (Приложение № 3)
Тема 3. Фирма, виды фирм (1 час)
Понятия фирмы, предприятия. Отличия фирмы от предприятия. Организационно-правовые формы предпринимательства. Малый бизней как основа рыночной экономики.
Практикум: «Достоинства и недостатки различных видов фирм»
«Организационно-правовые формы бизнеса в городе»
Тема 4. Моделирование собственного дела (2 часа)
Регистрация фирмы. Устав фирмы (Приложение № 5). Учредительный договор (Приложение № 6). Расчётный счёт. Источники финансирования. Бизнес-план. Реклама.
Практикум: «Открытые фирмы» (деловая игра)
«Оформление бланков регистрационных документов»
Тема 5. Издержки и прибыль фирмы (1 час)
Издержки фирмы. Прибыль. Себестоимость продукции. Производительность труда. Налоги.
Практикум: «Прибыль предприятия» (деловая игра)
Раздел II. Практическая часть (10 часов)
Тема 6. Современное производство (2 часа)
Особенности производственной деятельности. Типы производства. Отрасли и виды производства в городе. Разделение труда. Управление предприятием. Необходимое количество работников. Многообразие профессий производственной сферы.
Практикум: «Предприятия города и их потребность в рабочей силе»
Тема 7. Технологические процессы деревообработки в современном производстве (2 часа)
Технологический процесс деревообработки. Последовательность применяемых технологий обработки древесины. Характеристика основных парод древесины, её промышленное значение. Материалы и полуфабрикаты из древесины. Технология производства бруса, доски, обрезной доски.
Экскурсия на деревообрабатывающее предприятие, знакомство с технологией деревообработки. Чтение технической документации.
Тема 8. Технологические процессы в производстве продукции животноводства (2 часа)
Технологический процесс производства продукции животноводства. Направления животноводства и рынок. Условия содержания, разведения, кормления.
Экскурсия на предприятие (ферму), знакомство с технологией производства продукции животноводства.
Тема 9. Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы её развития (2 часа)
Общая характеристика экономического потенциала города, района, области. Характеристика демографической ситуации в городе. Состояние занятости населения. Молодежная безработица. Анализ спроса и предложения на рынке труда (по профессиям, специальностям, уровню подготовки)
Практикум: «Составление профессиограмм».
Экскурсии на предприятия деревообработки и животноводства (знакомство с профессиями).
Тема 10. Технология трудоустройства (1 час)
Возможные варианты трудоустройства. Способы поиска работы. Непосредственное обращение к работодателю, использование государственной службы занятости, личных связей. Документы, необходимые для трудоустройства, правила их оформления.
Практикум: «Как писать заявление о приёме на работу»
«Правила собеседования с работодателем»
Тема 11. Итоговое занятие (1 час)
Подведение итогов изучения курса. Презентация итоговых работ.
Учебно-тематический план курса
№ |
Тема | Кол- во часов | Теория | Практика | Проекты |
Раздел I. Экономическая теория. | |||||
1 | Введение. | 1 | 1 | ||
2 | Предпринимательство и его роль в современной рыночной экономике. | 2 | 1 | 1 | |
3 | Фирма. Виды фирм. | 1 | 1 | ||
4 | Моделирование собственного дела. | 2 | 1 | 1 | |
5 | Издержки и прибыль фирмы. | 1 | 1 | ||
Раздел II. Практическая часть. | |||||
6 | Современное производство. | 2 | 1 | 1 | |
7 | Технологические процессы деревообработки в современном производстве. | 2 | 2 | ||
8 | Технологические процессы в производстве продукции животноводства. | 2 | 1 | 1 | |
9 | Современная ситуация на рынке труда города, района, области и перспективы её развития. | 2 | 1 | 1 | |
10 | Технология трудоустройства | 1 | 1 | ||
11 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||
Итого | 17 | 6 | 8 | 3 |
Приложение №1
Анкета 1. Входящая диагностика.
- Как вы относитесь к изучению в школе основ экономики и предпринимательства?
- Что, на ваш взгляд, изучает наука экономика?
- Как вы считаете, что такое экономика?
- Испытываете ли вы недостаток в экономических знаниях?
- Назовите источник получения экономической информации (можно выбрать несколько):
а) СМИ (радио, телевидение, газеты);
б) учителя;
в) родители;
г) друзья;
д) книги, специальная литература экономической тематики;
е) другие источники.
- Как вы представляете себе ближайшее будущее? Есть ли у вас профессиональный план?
- Знаете ли вы, специалисты каких профессий востребованы на рынке труда города?
- Как вы считаете, существует ли зависимость жизненного успеха от знаний в области экономики и предпринимательства?
- Кто такой предприниматель? Составьте его социальный портрет, укажите важные черты его личности, знания и умения, которыми он должен, по-вашему, владеть?
- Хотели бы вы в будущем связать свою трудовую деятельность с предпринимательством?
Приложение № 2
Анкета 2. Личностные характеристики предпринимателя.
Внимательно прочитайте качества и обведите кружком 5 из них, от которых, по вашему мнению, зависит успех предпринимательской деятельности:
- дисциплинированность
- предприимчивость
- требовательность к себе
- начитанность
- трудолюбие
- самостоятельность
- бережливость
- отзывчивость
- экономность
- самокритичность
- уверенность в себе
- расчётливость
- умение планировать свою работу
- любознательность
- умение организовать работу
- прилежание
- честность
- умение анализировать результат работы
- умение контролировать работу
- принципиальность
- эрудированность
- скромность
- справедливость
- внимательность
Приложение № 3
Тест «Предпринимательский потенциал»
Оцените черты своего характера по семи признакам. Каждый отражён в четырёх характеристиках. Отметьте те, что соответствуют вашему характеру.
- Инициативность:
а) всегда жду чужих указаний;
б) выполняю необходимую работу без напоминаний и указаний;
в) находчив, проявляю инициативу;
г) всегда ищу дополнительные задания.
- Отношения с окружающими:
а) некоммуникабелен, замкнут;
б) иногда со мной трудно работать;
в) вежлив, приятен в общении;
г) дружелюбен, доброжелателен в общении.
- Лидерство:
а) ведомый;
б) ведущий;
в) умею отдавать толковые распоряжения;
г) внушаю уверенность и доверие.
- Ответственность:
а) стараюсь уклониться от любых поручений;
б) стараюсь выполнять поручения, но неохотно;
в) легко соглашаюсь на всё;
г) стремлюсь к наилучшему исполнению.
- Организаторские способности:
а) не умею организовывать дела;
б) организую, но результат достигается не всегда;
в) способен организовать дело;
г) всегда удаётся организовать задуманное.
- Решительность:
а) боязлив, сомневаюсь в себе;
б) быстр, но часто допускаю ошибки;
в) осторожен, осмотрителен;
г) быстр, чёток, точен.
- Упорство:
а) сразу бросаю то, что не получается;
б) делаю несколько попыток достичь цели;
в) предпринимаю постоянное усилие;
г) целеустремлён, меня невозможно сбить с толку.
Обработка результатов.
Проставьте баллы по выбранным характеристикам:
а – 1 балл, б – 2 балла, в – 3 балла, г – 4 балла. Сложите.
Если сумма составит
25-28 баллов – у вас отличный потенциал для владения собственным делом;
20-24 балла – очень хороший потенциал; вы ясно представляете себе, что такое предпринимательство; больше уверенности в себе – и вы добьётесь успеха;
17-20 баллов – хороший потенциал; вы обладаете необходимым потенциалом для создания своего дела;
13-16 баллов – средний потенциал; необходимо поработать над чертами своего характера;
12 баллов и ниже – плохой потенциал; вам ещё рано начинать своё дело; ещё многому необходимо учиться.
Даже если результат теста отрицательный, не впадайте в отчаяние. Во-первых, вы ещё очень молоды и многое можете в себе изменить, развить, воспитать. Во-вторых, возможно вы будете работать в «команде», где качества партнёров будут компенсировать какие-то ваши недостатки.
Приложение № 4
Памятка по составлению бизнес-плана.
Для чего нужен бизнес-план?
Никакая идея о том, как заработать деньги, не сделает вас богатым. Для достижения поставленных целей необходим бизнес-план.
Этапы разработки бизнес-плана.
- До открытия дела.
Прежде, чем начать бизнес, нужно получить точный ответ на вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, доходно ли оно, окупит ли затраты сил и средств?
- В процессе работы.
Начав работать и сверяя результаты с запланированными, вы увидите собственные недостатки, определите пути решения возникших проблем, поэтому все показатели должны быть ясными, измеримыми, достижимыми. В рыночной экономике часто меняются условия деятельности фирм, цены, технологии – всё это требует корректировки плана.
- Если нужны источники финансирования.
Банки прежде, чем предоставить заём, дают экспертную оценку бизнес-плана. Чтобы добиться выделения средств необходим чёткий, обоснованный бизнес-план.
Содержание бизнес-плана.
- Описание целей и зада предпринимательства.
Нужно учитывать масштабы, сроки, возможную материальную прибыль, социальную пользу.
- Характеристика продукта (товара, услуги), который будет
предложен потребителю. Определение круга возможных потребителей и потенциальных конкурентов.
- Расчёты ожидаемых результатов и требуемых ресурсов (финансы,
сырьё, кадры).
- Программа действий по реализации бизнес-плана (этапы, сроки)
Форма бизнес-плана.
Не существует единой формы и структуры но обязательно в бизнес-плане присутствуют
- Аналитическая часть:
а) цели бизнеса;
б) описание предприятия;
в) анализ общей ситуации в выбираемом секторе плана;
г) характеристика конечной продукции (товара, услуги).
- План по сбыту:
а) определение потенциальных потребителей и рынков сбыта;
б) анализ наличия и возможностей конкурентов;
в) определение цен на продукцию;
г) пути продвижения продукции на рынок (каналы сбыта).
- Финансирование:
а) определение стартового капитала и источников его поступления;
б) расчёт дополнительных ресурсов, необходимых на планируемый период.
- План действий:
а) определение последовательности действий, которые могут привести к успеху;
б) оценка времени на реализацию плана и его распределение по различным этапам.
- Резюме:
Заключительная часть бизнес плана должна в лаконичной форме представить основные выводы о перспективности начатого вами дела.
Помните: подобно тому, как театр начинается с вешалки, предпринимательство начинается с бизнес-плана!
Приложение № 5
Схема Устава фирмы.
Раздел 1.
Общие положения: владельцы фирмы, её юридический статус и
адрес.
Раздел 2.
Предмет деятельности фирмы: цель создания, какие товары и услуги производит фирма.
Раздел 3.
Уставной капитал фирмы: размер уставного капитала, доли учредителей в основном капитале.
Раздел 4.
Права и обязанности владельцев фирмы.
Раздел 5.
Порядок распределения прибыли фирмы.
Раздел 6.
Органы управления фирмы.
Раздел 7.
Порядок принятия новых учредителей и выхода прежних.
Раздел 8.
Порядок прекращения деятельности фирмы.
Приложение № 6
Схема учредительного договора о создании фирмы.
Раздел 1.
Общие положения.
Раздел 2.
Учредители фирмы.
Раздел 3.
Уставной капитал фирмы: размер уставного капитала, доли учредителей, порядок формирования уставного капитала.
Раздел 4.
Права и обязанности учредителей фирмы.
Приложение № 7
Терминологический словарь
- Рынок
- Рыночная экономика
- Конкуренция
- Предприниматель
- Предпринимательство
- Предпринимательский потенциал
- Фирма
- Предприятие
- Бизнес
- Бизнес-план
- Реклама
- Издержки фирмы
- Прибыль
Приложение №8
Список литературы
- «Введение в обществознание: учебное пособие для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений»/ Л.И.Богомолов, Л.Ф.Иванова, А.И.Матвеев; под ред. Л.И.Богомолова, М.,2000
- И.В.Липсиц «Экономика без тайн» / М., 1993
- Б.А.Райзберг «Экономическая энциклопедия для детей и взрослых» / М., 1995
- Б.А.Райзберг «Основы экономики и предпринимательства» / М., 1993
- А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства. 9 класс: учебнок для общеобразовательных учебных заведений – 3-е издание – М.,1993
- В.С.Кукушкин «Технология. Экономика» / М., 2005
- «Экономический словарь» / М., 2002
- «Юридический словарь» / М., 2005
- С.Н.Гудырин, А.Н.Гудырина «Маркетинг» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2006
- И.Б.Тесленко, С.В.Федин, Н.В.Федина «Менеджмент» / Элективный курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / М., 2005
- А.В.Леонтьев «Технология предпринимательства» / М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.
Описание педагогического опыта работы.Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....
Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'
Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Элективный курс по теме "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"
Данный элективный курс помогает подготовить учащихся к успкшной сдаче ЕГЭ...
Программа по экономике "Бизнес курс за школьной партой"на один год для 5-7 классов
Данная программа расчитана для углубленного изучения экономики, 2 часа в неделю, всего 68 часов в год, и максимальный охват тем....
элективный курс "Развитие вокальных навыков детей среднего школьного возраста"
В процессе всестороннего развития личности, искусству принадлежит ответственная роль. В раннем детстве уже кладывается свободное творчество, отвечающее принципам свободы творчества. Благодаря постоянн...
программа элективного курса "Повторяем и систематизируем школьный курс математики"
Элективный курс рассчитан на 34 часа. цель - подготовка к сдаче ЕГЭ....