Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
элективный курс по экономике (10 класс) по теме
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.
Изучение экономики и применение её принципов помогают ответить на многие ответы. Школьники смогут лучше узнать себя, свои потребности и возможности. Им станет понятнее, как и почему различные явления и тенденции современной экономической жизни могут отразиться на личных делах и планах. По мере знакомства с основными экономическими законами и принципами они постепенно начнут применять их и вскоре поймут, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться так же, как и многому другому. Усваивая фундаментальные понятия и темы, выполняя задания, отвечая на вопросы, принимая участие в обсуждениях, школьники обнаружат, что в основе многих процессов социально-экономической реальности лежат четкие и определенные закономерности, описанные в экономической науке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Быковская средняя общеобразовательная школа №1»
Согласовано | Утверждаю | ||
Директор школы | Председатель районного | ||
И.А.Сорокина | экспертного совета | ||
Т.Ф.Прокопенко |
Программа
Элективного курса по экономике (17 часов)
«Прикладная экономика»
10 класс
Автор: Н.Ю.Грицфельдт
Учитель технологии
высшей квалификационной
категории.
2011-2012 уч.год
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.
Изучение экономики и применение её принципов помогают ответить на многие ответы. Школьники смогут лучше узнать себя, свои потребности и возможности. Им станет понятнее, как и почему различные явления и тенденции современной экономической жизни могут отразиться на личных делах и планах. По мере знакомства с основными экономическими законами и принципами они постепенно начнут применять их и вскоре поймут, что экономика – это способ мышления, которому можно научиться так же, как и многому другому. Усваивая фундаментальные понятия и темы, выполняя задания, отвечая на вопросы, принимая участие в обсуждениях, школьники обнаружат, что в основе многих процессов социально-экономической реальности лежат четкие и определенные закономерности, описанные в экономической науке.
Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:
- переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
- отсутствием специального предмета в школе;
- недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.
Цель курса:
- усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.
Задачи курса:
- ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
- приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
- изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.
Работа элективного курса строится на принципах:
- междисциплинарности;
- научности и доступности;
- экологичности;
- личностно-деятельностного подхода;
- гуманизации.
Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям десятиклассников, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить. Поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.
Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.
В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
- что такое ВВП;
- показатели экономического роста и уровня жизни населения;
- производственные издержки;
- национальный доход;
- распределение доходов;
- рынок труда;
- виды конкуренции;
- маркетинг;
- налоги и государственный бюджет;
- инфляция;
- макроэкономические показатели;
- основы международной политики;
- что такое «мировая экономика».
должны уметь:
- использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
- применять закон убывающей отдачи;
- анализировать цели и стратегии бизнеса;
- применять экономические законы для объяснения изменений в структуре занятости и разницы в оплате труда;
- анализировать показатели уровня жизни и распределения доходов населения;
- разрабатывать рекламу;
- определять виды налогов;
- анализировать виды инфляции;
- применять экономические принципы;
- пользоваться различными источниками информации.
Формы контроля:
- уроки самооценки и оценки товарищей;
- презентация рекламы;
- тестирование;
- задания в рабочей тетради;
- работа в «экономической лаборатории».
Тематическое планирование элективного курса
«Прикладная экономика».
(17 часов)
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекция | практикум | ||||
1 | Производство и производительность | 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Компания». Тест. Экокроссворд. |
2 | Рынок труда | 2 | 0,5 | 1,5 | Упражнение «Анализ уровня жизни и распределения доходов населения». Тест. |
3 | Конкуренция | 3 | 0,5 | 2,5 | «Экономическая лаборатория». Тест. Презентация рекламы. |
4 | Государство и рыночная экономика | 2 | 0,5 | 1,5 | «Экономическая лаборатория». Тест. Экокроссворд. |
5 | Деньги и финансовые институты | 2 | 0,5 | 1,5 | Деловая игра «Банкиры».Тест. Решение задач. |
6 | Стабилизация экономики | 2 | 1 | 1 | Анализ графиков. Тест. «Экономическая лаборатория». |
7 | Международная торговля | 2 | 1 | 1 | Анализ валютного рынка. Тест. Экокроссворд. «Экономическая лаборатория». |
8 | Мировая экономика: преимущества и вызовы | 2 | 1 | 1 | «Экономическая лаборатория». Тест. Экокроссворд. |
Всего | 17 | 6 | 11 |
Содержание обучения
Тема 1. Производство и производительность.
Валовой внутренний продукт. Показатели экономического роста и уровня жизни населения. Факторы производительности. Основные функции управления. Производственные издержки.
Тема 2. Рынок труда.
Чистый национальный продукт. Национальный доход. Распределение доходов. Тенденции развития трудовых отношений.
Тема 3. Конкуренция.
Рыночная конкуренция и координация рынка. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Чистая ценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Маркетинг.
Тема 4. Государство и рыночная экономика.
Вмешательство государства в рыночную экономику. Эффективное финансирование рынка. Структура доходов и расходов всех уровней бюджетной системы. Налогообложение. Виды налогов. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.
Тема 5. Деньги и финансовые институты.
Деньги. Виды денег. Функции и свойства денег. Функции Центрального банка. Стоимость денег. Инфляция.
Тема 6. Стабилизация экономики.
Макроэкономические показатели. Различные фазы экономического цикла. Фискальная и монетарная политика.
Тема 7. Международная торговля.
Импорт. Экспорт. Международная торговля. Международная интеграция. Международная финансовая система. Платежный баланс.
Тема 8. Мировая экономика: преимущества и вызовы.
Мировая экономика. Особенности экономического роста. Темпы роста. Показатели уровня развития страны. Интернационализация мирового хозяйства. Глобализация. Конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Список литературы.
Литература для учащихся.
- Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
- Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2001.
- Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
Литература для учителя.
- Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
- Равичев С и др. Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 1998.
- Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
- Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2003.
- Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М., «Вита пресс»,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Программа элективного курса «Функции: просто, сложно, интересно» для 9 классов (34 часа)
Курсы по выбору...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Программа элективного курса "Логика в информатике" для учащихся 10 класса (17 часов)
Программа содержит два раздела, связанные единой идеей.Первый раздел: “Элементы математической логики”. На изучение этого блоков отводится 11 часов, из них 1 час на определение успешности усвоения мат...
Программа элективного курса: Системы счисления и компьютерная арифметика 10 класс (17 часов)
Элективный курс по информатике «Системы счисления и компьютерная арифметика» базируется на знаниях и умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного пре...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...