Рабочая программа к учебному курсу В.В.Высокова «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»
рабочая программа по экономике (11 класс) по теме
Рабочая программа по курсу «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprinimatelstvo.doc | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шолоховская гимназия, станица Вешенская
____________________________________________
Рассмотрено: на заседании МО Протокол № ____ от «___»_________2012 г. | Согласовано: Зам.дир.по УВР «___»_________2012г. | Утверждаю: директор гимназии Приказ № ____ от «___»_________2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»
Класс: 11 класс (социально-экономический профиль) |
Учитель Софина Елена Петровна |
Количество часов в 11 классе в год – 34 часа; в неделю – 1 час |
Программа составлена к учебному пособию В.В.Высокова «МАЛЫЙ БИЗНЕС: предпринимательский всеобуч для школьников», - Р-н-Д / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ),2010 г.
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по экономике и примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике.
Переход к рыночной экономике, юридическое признание прав собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний. Восполнить пробел в знаниях, и призвано изучение основ малого бизнеса. Особо важным представляется введение данного учебного курса в условиях выхода экономики из мирового кризиса.
Предметом учебной дисциплины «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» является изучение особенностей предпринимательства в России, современных форм и аспектов предпринимательской деятельности.
Учебная дисциплина «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» должна не только иметь цель образовательную, т.е. учить навыкам подготовки и начала собственного дела, но и должна развивать эрудицию учащихся. Для этого следует обратить внимание на особенности истории возникновения и современной деятельности предпринимательства на Дону.
Использование метапредметных связей обеспечит преемственность изучения материала.
При преподавании дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер изучаемого материала, показывать учащимся, где и когда те или иные теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Разработка собственной бизнес-идеи завершает изучение курса «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников» и закрепляет теоретические и практические знания, развивает научено-исследовательские навыки учащихся, позволяет подойти к решению хозяйственных вопросов комплексно, апробируя полученные в области малого бизнеса знания на практике.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
иметь представление:
- об основах малого бизнеса и его современных формах;
- об истории предпринимательства и условиях формирования предпринимательской деятельности на Дону;
знать:
- виды предпринимательской деятельности;
- особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- схему организации собственного дела;
- методику оценки финансового состояния своего бизнеса;
- пути достижения финансовой устойчивости собственного дела;
- системы налогообложения предпринимательской деятельности;
уметь:
- составлять бизнес-план по различным видам деятельности;
- проводить технико-экономическое обоснование идеи;
- представлять разработанные бизнес-планы потенциальным инвесторам.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
№ п/п | Раздел учебного курса | Компетенции |
1. | Введение в малый бизнес 25 часов | Предметная компетенция: знать: - качества, необходимые предпринимателю; - требования к результатам деятельности по планированию создания собственного дела; - структуру действий, обеспечивающих постановку проблемы, цели и плана действий, а также способов реализации каждого действия; - критерии оценки проблемы, цели, плана действий; - структуру и критерии оценки действий, обеспечивающих построение модели внешней макросреды предприятия, модели непосредственного окружения и модели самого предприятия; - требования к выбираемой для предпринимательства сфере деятельности; - видов предпринимательской деятельности и моделей действующих в них конкурентных структур; - критериев оценки уровня конкуренции на рынке; - критериев оценки привлекательности сферы деятельности для предпринимателя. уметь: - анализировать рыночные возможности предприятия; - организовать маркетинговые исследования; - осуществлять выбор целевого сегмента рынка; - ориентироваться в организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций; - оценивать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; - организовать и зарегистрировать предприятие; - воспользоваться основными формами государственной поддержки малого предпринимательства. иметь представление: -о сущности предпринимательской деятельности; - о требованиях к описанию предприятия, его внешней и внутренней среды; - Личностная компетенция: - осознание ценности экономического знания как важ нейшего компонента научной картины мира; системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться. Метапредметная компетенция: - ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое. Коммуникативная компетенция: - умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п. |
2. | Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план». 9 часов | Предметная компетенция: иметь представление: - об основах малого бизнеса и его современных формах; - об истории предпринимательства и условиях формирования предпринимательской деятельности на Дону; знать: - виды предпринимательской деятельности; - особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица; - схему организации собственного дела; - методику оценки финансового состояния своего бизнеса; - пути достижения финансовой устойчивости собственного дела; - системы налогообложения предпринимательской деятельности; уметь: - составлять бизнес-план по различным видам деятельности; - проводить технико-экономическое обоснование идеи; - представлять разработанные бизнес-планы потенциальным инвесторам. Личностная компетенция: - осознание ценности экономического знания как важ нейшего компонента научной картины мира; системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться. Метапредметная компетенция: - ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое. Коммуникативная компетенция: - умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п. |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»
Введение. 2часа
Постановка целей и задач курса. Понятия предпринимательство; бизнес, предприниматель.
Что такое малый бизнес. 2 часа
Цели и задачи предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской способности.
Этапы развития предпринимательства в России и Ростовской области. Формирование малого бизнеса.
Чем отличается малый бизнес от большого. 2 часа
Понятия: доход, выручка, затраты и их составляющие. Экономия на масштабах производства.
Преимущества и недостатки малого бизнеса.
Как управлять малым и средним предприятием. 5 часов
Планирование. Анализ исходной ситуации. Тенденции и взаимосвязи экономических показателей. Стратегические решения.
Как разработать бизнес-план малого предприятия. 3 часа
Бизнес-план. Структура и алгоритм разработки бизнес-плана.
Чем отличаются инвестиции и инновации. 1 час
Понятие об инвестиционной деятельности, ее особенностях и влиянии на перспективы развития бизнеса. Инновации и законодательное оформление результатов инновационной деятельности.
В чем особенности внешнеэкономической деятельности. 1 час
Особенности практической ситуации переговоров с иностранными партнерами. Моделирование практической ситуации переговоров с иностранными партнерами.
Должно ли государство регулировать малый бизнес. 1 час
Причины государственного вмешательства в экономические процессы. Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
Какие налоги должно платить малое предприятие. 1 час
Сущность, функции и классификация налогов. Основные принципы налогообложения. Влияние налогов на развитие экономической системы. Кривая Лаффера. Моделирование практической ситуации расчета налоговых платежей при реализации бизнес-плана.
Нормативное и правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в Ростовской области. 1 час
Нормативное и правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.
Кто может и должен поддерживать развитие малого бизнеса Дона. 1 час
Определение задач и перспектив развития малого бизнеса на Дону.
Умения самостоятельной работы с источниками получения юридической и статистической информации.
Какие финансовые механизмы существуют для поддержки предпринимательства. 1 час
Механизмы финансовой поддержки малого предпринимательства. Опыт работы банка «Центр-инвест» с малым бизнесом. Моделирование практической ситуации определения финансовых механизмов, позволяющих обеспечить коммерческий успех вашего бизнес-проекта
Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план». 9 часов
Пошаговая разработка и презентация бизнес-плана инвестиционного проекта. Актуализация и практическое применение полученных знаний.
Публичная защита проекта.
3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО КУРСУ
«МАЛЫЙ БИЗНЕС: предпринимательский всеобуч для школьников»
№ п/п | Наименование темы | Наименование практического занятия | Кол-во часов |
1. | Введение | Оценка предпринимательских способностей | 1 |
2. | Тема 1. Что такое малый бизнес | Организационно-правовые формы предпринимательства | 1 |
3. | Тема 2. Чем отличается малый бизнес от большого | Оценка возможностей и ограничений в развитии малого бизнеса с позиций предпринимателя, представителя крупной корпорации и представителя государства (с использованием таблицы SWOT-анализа) | 1 |
4. | Тема 3. Как вывести формулу успеха малого бизнеса | Оценка личностных характеристик предпринимателя на мотивацию к успеху, способность к риску, этику бизнеса | 1 |
5. | Тема 4.Как реализовать свои преимущества в стратегии развития малого бизнеса | Апробирование методики проведения маркетинговых исследований. Разработка анкет для проведения опроса, интервьюирования по телефону и проведение маркетинговых исследований по изучению спроса на товар, по которому разрабатывается бизнес-идея | 1 |
6. | Тема 4.Как реализовать свои преимущества в стратегии развития малого бизнеса | Апробирование методики проведения маркетинговых исследований. Определение этапов жизненного цикла различных товаров и сегментация рынка по потребителям | 1 |
7. | Тема 4.Как реализовать свои преимущества в стратегии развития малого бизнеса | Расчет цены на основе анализа безубыточности товара | 1 |
8. | Тема 4.Как реализовать свои преимущества в стратегии развития малого бизнеса | Разработка рекламной компании | 1 |
9. | Тема 5. Как управлять малым и средним предприятием | Проектирование организационной структуры предприятия | 1 |
10. | Тема 5. Как управлять малым и средним предприятием | Методы построения структурной схемы организации | 1 |
11. | Тема 6. Как разработать бизнес-план малого предприятия | Учебный проект «Шаги к успеху». Самооценка бизнес-идеи. | 1 |
12. | Тема 6. Как разработать бизнес-план малого предприятия | Определение потребности в ресурсах | 1 |
13. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Определение направления ведения предпринимательской деятельности. Последовательность разработки бизнес-плана | 1 |
14. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Работа над разделами бизнес-плана «Описание компании», «Продукция и услуги» | 1 |
15. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Работа над разделом бизнес-плана «Маркетинг-план» | 1 |
16. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Работа над разделом бизнес-плана «Производственный план» | 1 |
17. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Работа над разделами бизнес-плана «Организационный план», «Юридический план» | 1 |
18. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Работа над разделом бизнес-плана «Финансовый план» | 1 |
19. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Завершение бизнес-плана. Презентация | 1 |
20. | Тема 13.Учебный проект «Шаги к успеху. Составляем бизнес-план» | Выявление ошибок в разработанных бизнес-планах | 1 |
ИОТГО ПО КУРСУ: | 20 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников»
Дата по плану | Дата по факту | № урока | Тема урока | Содержание изучаемого материала | Требования к знаниям и умениям | Формы контроля |
1 | Введение. Оценка предпринимательских способностей | Оценка предпринимательских способностей | Знать методику оценки предпринимательских способностей Умения самостоятельной работы с литературными и историческими источниками получения информации | Беседа | ||
2 | Что такое малый бизнес | Преимущества малого бизнеса. Функции малого бизнеса в обществе. Малый бизнес как показатель состояния современного общества | Умения самостоятельной работы с прессой и статистическими источниками получения информации. | Фронтальный опрос | ||
3 | Организационно-правовые формы предпринимательства | Организационно-правовые формы предпринимательства | Знать организационно-правовые формы предпринимательства | Практикум | ||
4 | Чем отличается малый бизнес от большого.
| Оценка возможностей и ограничений в развитии малого бизнеса с позиций предпринимателя, представителя крупной корпорации и представителя государства (с использованием таблицы SWOT-анализа) | Уметь произвести анализ практических ситуаций (с использованием таблицы SWOT-анализа). | Деловая игра | ||
5 | Как вывести формулу успеха малого бизнеса | SWOT-анализ малого бизнеса. Формула успеха малого бизнеса. Модели стимулирования труда. Круговая сегментация потребителей | Уметь анализировать практические ситуации (с использованием таблицы SWOT-анализа). | Тест «Мотивация к успеху» | ||
6 | Оценка личностных характеристик предпринимателя на мотивацию к успеху, способность к риску, этику бизнеса | Оценка личностных характеристик предпринимателя на мотивацию к успеху, способность к риску, этику бизнеса | Уметь оценивать личностные характеристики предпринимателя на мотивацию к успеху, способность к риску, этику бизнеса | Практикум Тестирование предпринимательских способностей | ||
7 | Как реализовать свои преимущества в стратегии развития малого бизнеса | Особенности основных составляющих компонентов управления бизнесом | Уметь анализировать практические ситуации (с использованием таблицы SWOT-анализа). Формулирование бизнес-идеи. | Фронтальный опрос | ||
8 | Апробирование методики проведения маркетинговых исследований. | Разработка анкет для проведения опроса, интервьюирования по телефону и проведение маркетинговых исследований по изучению спроса на товар, по которому разрабатывается бизнес-идея | Знать принципы сегментации рынка по потребителям Уметь разработать и апробировать методики проведения маркетинговых исследований. Определять этапы жизненного цикла различных товаров. | Практикум | ||
9 | Апробирование методики проведения маркетинговых исследований. | Определение этапов жизненного цикла различных товаров и сегментация рынка по потребителям | Практикум | |||
10 | Расчет цены на основе анализа безубыточности товара | Расчет цены на основе анализа безубыточности товара | Знать методику расчета цены. Уметь произвести расчет цены на основе анализа безубыточности товара | Практикум | ||
11 | Разработка рекламной компании | Разработка рекламной компании | Уметь осуществлять разработку рекламной компании | Практикум | ||
12 | Как управлять малым и средним предприятием | Особенности планирования и принятия управленческих решений в деятельности малых предприятий | Знать алгоритм выработки стратегического решения. Умения самостоятельной работы с прессой и статистическими источниками получения информации | Фронтальный опрос | ||
13 | Проектирование организационной структуры предприятия | Проектирование организационной структуры предприятия | Знать особенности организационной структуры предприятия | Практикум | ||
14 | Методы построения структурной схемы организации | Методы построения структурной схемы организации | Знать методы построения структурной схемы организации | Практикум | ||
15 | Как разработать бизнес-план малого предприятия | Определение потребности в ресурсах | Уметь определять потребности в ресурсах | Практикум | ||
16 | Самооценка бизнес-идеи. | Самооценка бизнес-идеи. | Знать методы самооценки бизнес-идеи. Уметь анализировать практические ситуации (с использованием таблицы SWOT-анализа). | Практикум | ||
17 | Чем отличаются инвестиции и инновации | Инвестиционная деятельность. Источники формирования инвестиций. Инновации и законодательное оформление их результатов. | Знать алгоритм выработки стратегического решения. Умения самостоятельной работы с прессой и статистическими источниками получения информации | Фронтальный опрос | ||
18 | В чем особенности внешнеэкономической деятельности | Направления внешнеэкономической деятельности в современных условиях. | Уметь осуществлять моделирование практической ситуации переговоров с иностранными партнерами. | Фронтальный опрос | ||
19 | Должно ли государство регулировать малый бизнес | Федеральный Закон № 209-ФЗ: новые возможности предпринимательства. Финансовая поддержка предпринимательсва. | Понимание причин необходимости государственного регулирования экономических процессов на современном этапе развития общества. | Беседа | ||
20 | Какие налоги должно платить малое предприятие | Налоговый Кодекс РФ. Понятие налога и сбора. Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги. Специальные налоговые режимы. ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ…»№212 | Умения самостоятельной работы с источниками получения юридической и статистической информации. Уметь осуществлять моделирование практической ситуации расчета налоговых платежей при реализации бизнес-плана. | Работа в группах | ||
21 | Кто может и должен поддерживать развитие малого бизнеса Дона | Областные законы о развитии малого и среднего бизнеса в Ростовской области | Понимание причин необходимости государственного регулирования экономических процессов на современном этапе развития общества. | Беседа | ||
22 | Какие финансовые механизмы существуют для поддержки предпринимательства | Недостатки финансового обеспечения программы развития малого бизнеса и меры по их преодолению. Критерии бюджетной эффективности проекта. Конкурсная поддержка малого предпринимательства. Механизмы финансовой поддержки. | Уметь осуществлять моделирование практической ситуации определения финансовых механизмов, позволяющих обеспечить коммерческий успех бизнес-проекта. | Конспект лекции | ||
23 | Определение направления ведения предпринимательской деятельности. | Определение направления ведения предпринимательской деятельности. | Уметь осуществлять моделирование практической ситуации разработки бизнес-плана. | Фронтальный опрос | ||
24 | Последовательность разработки бизнес-плана | Последовательность разработки бизнес-плана | Актуализация и практическое применение полученных знаний. | Практикум | ||
25 | Работа над разделом бизнес-плана «Описание компании» | Резюме проекта. Информация о претенденте | Актуализация и практическое применение полученных знаний | Практикум | ||
26 | Работа над разделом бизнес-плана «Продукция и услуги» | Работа над разделом бизнес-плана «Продукция и услуги» | Актуализация и практическое применение полученных знаний | Практикум | ||
27 | Работа над разделом бизнес-плана «Маркетинг-план» | Работа над разделом бизнес-плана «Маркетинг-план» | Актуализация и практическое применение полученных знаний | Практикум | ||
28 | Работа над разделом бизнес-плана «Производственный план» | Работа над разделом бизнес-плана «Производственный план» | Актуализация и практическое применение полученных знаний | Практикум | ||
29 | Работа над разделом бизнес-плана «Организационный план» | Работа над разделом бизнес-плана «Организационный план» | Актуализация и практическое применение полученных знаний | Практикум | ||
30 | Работа над разделом бизнес-плана «Юридический план» | Работа над разделом бизнес-плана «Юридический план» | Актуализация и практическое применение полученных знаний | Практикум | ||
31 | Работа над разделом бизнес-плана «Финансовый план» | Работа над разделом бизнес-плана «Финансовый план» | Актуализация и практическое применение полученных знаний | Практикум | ||
32 | Завершение бизнес-плана. | Работа над оформлением бизнес-плана | Подготовка публичной защиты проекта | Практикум | ||
33 | Презентация бизнес-плана | Презентация бизнес-плана | Публичная защита проекта. | Творческий отчет | ||
34 | Выявление ошибок в разработанных бизнес-планах | Выявление ошибок в разработанных бизнес-планах | Анализ проведенной работы | беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Малый бизнес:предпринимательский всеобуч для школьников. В.В. Высоков
Методические материалы к урокам по основам предпринимательства ко Дню финансовой грамотности...
Метод кейс-стади в учебном курсе "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников"
Кейс-стади (или метод конкретной ситуации – МКС, или ситуационное обучение) представляет собой специальную методику обучения, заключающуюся в использовании конкретных случаев (ситуаций, историй) для с...
Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ СОШ №16 г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...
Рабочая программа по учебному курсу "Начальный курс. География" /6 класс/
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по географии 6-10 класс под редакцией И.В. Душиной, а так же Пример...
Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г.
Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 5-9 классы к предметной линии УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. на основе рабочей программы Апалькова В.Г., адаптированная для использования в А...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...