Рабочая программа по экономике для X- XI классов
рабочая программа по экономике (10 класс) по теме
Рабочая программа по экономике составлена на основе программы авт. И.В.Липсиц,учебника И.В.Липсиц.Экономика для X -XI классов.(базовый уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_enomike_10-11_kl..doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на ШМО: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
………Емелюшина В.Н. ……..Нефедова Е.Г. …..Усольцева О.А.
«….» августа 2012 г. «…..» сентября 2012 г. «…» сентября 2012 г.
Рабочая программа по экономике
для X-XI классов
учителя
Марковой Елены Анатольевны
2012 г.
ЭКОНОМИКА
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе:
- программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-11 классов предусматривает обучение экономики в объёме одного часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима тельской деятельности;
- освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче ской жизни с экономической точки зрения;
- освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи мых для участия в экономической жизни общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной,критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познава тельной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по лемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | |
1 | Главные вопросы экономики | 3 | |
2 | Типы экономических систем | 4 | |
3 | Силы, которые управляют рынком | 2 | |
4 | Как работает рынок | 2 | |
5 | Мир денег | 2 | |
6 | Законы денежного обращения | 1 | |
7 | Банковская система | 3 | |
8 | Человек на рынке труда | 4 | |
9 | Социальные проблемы рынка труда | 5 | |
10 | Экономические проблемы безработицы | 4 | |
Контрольная работа | 4 | ||
Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование по экономике10 класс
(1ч. в неделю, в год 34 часа).
№п\п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Компетенции и компетентности по ГОС. | Параграф учебника | |
1.Главные вопросы экономики (3 часа) | ||||||
1. | Что такое экономика. | 1 час | Знать: -понятие об эконо мической науке. Объяс нять понятия «микро-» и «макроэкономика» | 1 | ||
2. | Основы хозяйственной жизни человечества. | 1 час | Знать: -виды потребностей -причины, по которым | 2 | ||
3. | Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества | 1 час | Знать: -понятия «абсолютная и -виды ограниченных ре сурсов; -причины невозможности Главные вопросы экономической жизни общества | 3-4 | ||
2. Типы экономических систем и различия между ними (4 часа) | ||||||
4. | Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система. | 1 час | Знать: - понятие «традици онная экономическая сис тема»; Уметь: - подбирать приме ры традиционной экономической системы . | 5 | ||
5. | Рыночная система. | 1 час | Знать: - понятие «рыночная экономическая сис тема»; - причины эффективности и роль рыночных меха низмов | 6 | ||
6. | Командная экономическая система | Знать: - понятие «командная эко номическая система» | 7 | |||
7. | Причины возникновения смешанной экономической системы. | 1 час | Знать: признаки «смешанной экономики» | 8 | ||
8. | Контрольная работа № 1 | 1 час | ||||
3. Силы, которые управляют рынком (2часа) | ||||||
9. | Что такое спрос | 1 час | Знать: -понятие о спросе -факторы формирования
| 9 | ||
10. | От чего зависит предложение товаров | 1 час | Знать: -формирование на рынке предло жения; -факторы формирования | 10 | ||
4.Как работает рынок (2 часа) | ||||||
11. | Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие | 1 час | Знать: -типы рыночных ситуа ций: дефицит, затовари вание, равновесие; -механизм формирования -рынок покупателей и | 11-12 | ||
12. | Причины и следствия нарушения рыночного равновесия | 1 час | Описывать: -действие рынка; Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия | 13 | ||
5. Мир денег (2 часа) | ||||||
13. | Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена | 1 час | Знать: -причины изобретения -функции денег; -роль денег как средства | 14-15 | ||
14. | Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения | 1 час | Знать: -роль денег как средства | 16-17 | ||
15. | Контрольная работа № 2 | 1 час | ||||
6.Законы денежного обращения (1 часа) | ||||||
16. | Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции. | 1 час | Знать: -причины и виды инфляции; -влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране | 18-19 | ||
7. Банковская система (3 часа) | ||||||
17. | Причины появления и виды банков | 1 час | Знать: -причины и виды банков | 20 | ||
18. | Принципы кредитования | 1 час | Знать: -принципы кредитования | 21 | ||
19. | Роль Центрального банка в регулировании кредитно –денежной системы страны | 1 час | Знать: -понятие о денежном об ращении; -закон обмена и его ис пользование; - ликвидность | 22 | ||
8.Человек на рынке труда (4 ч.) | ||||||
20. | Экономическая природа рынка труда | 1 час | Знать: -особенности труда как -деятельность продав цов и покупателей на | 23 | ||
21. | От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы | 1 час | Объяснять: -суть положения «спрос на | 24-25 | ||
22. | Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда | 1 час | Знать: -закон предложения на формирование заработной платы на рынке труда | 26-27 | ||
23. | Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Подготовка к контрольной работе | 1 час | Знать: -факторы, формирующие | 28 | ||
24. | Контрольная работа № 3 | 1 час | ||||
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.) | ||||||
25. | Профсоюзы и трудовые конфликты | 1 час | Знать: -что такое профсоюз; какие бывают трудовые конфликты и пути их решения | 29 | ||
26. | За что борются профсоюзы | 1 час | Знать: -способы повышения и понижения заработной платы | 30 | ||
27. | Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата | 1 час | Знать: -величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты | 31 | ||
28. | Договоры и контракты на рынке труда | 1 час | Уметь: -различать договор и контракт на рынке труда | 32 | ||
29. | Как добиться, чтобы человек работал хорошо | 1 час | Знать: -способы мотивации работников | 33 | ||
10.Экономические проблемы безработицы (4 ч.) | ||||||
30. | Что такое безработица | 1 час | Знать: -что такое безработица; -критерии признания | 34 | ||
31. | Виды безработицы | 1 час | Знать: -виды безработицы и | 35 | ||
32. | Что такое полная занятость | 1 час | 36 | |||
33. | Как можно сократить безработицу | 1 час | Знать: -основные способы | 37 | ||
34. | Контрольная работа № 4 | 1 час | Знать: -что такое полная занятость |
Учебно - тематическое планирование по экономике для 11 класс
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | |
1 | Что такое фирма и как она действует на рынке | 6 | |
2 | Как семьи получают и тратят деньги | 3 | |
3 | Неравенство доходов и его последствия | 4 | |
4 | Экономические задачи государства | 4 | |
5 | Государственные финансы | 4 | |
6 | Экономический рост | 4 | |
7 | Организация международной торговли | 5 | |
8 | Контрольная работа | 4 | |
Всего | 34 |
Календарно –тематическое планирование для 11 класса
(1 ч. в неделю, в год 34 ч.)
№п\п | Дата | Название темы | Кол-во часов | Компетенции и компетентности по ГОС. | Параграф учебника,стр. |
11.Чтот такое фирма и как она действует на рынке(6 ч.) | |||||
1 | Зачем создаются фирмы | 1 час | Знать: -понятия: фирма, пред -понятие о добавленной Знать: -виды и цели, факторы | 38 | |
2 | Виды фирм по российскому законодательству. | 1 час | Знать: - Роль АО, ООО ЗАО. | С.190-191 | |
3 | Виды прибыли | 1 час | Знать: - почему фирма вы годнее рынка. | 39 | |
4 | Виды затрат и их экономическое значение | 1 час | Знать: понятие о внутренних и -понятие о нормальной | 40 | |
5 | Решение задач на нахождение затрат | 1 час | Уметь: - рас считывать, какой из спосо бов производства наиболее экономически эффективен | 40 | |
6 | Влияние конкуренции на деятельность фирм | 1час | Знать: -как влияет конкуренция на деятельность фирмы | 41 | |
12.Как семьи получают и тратят деньги(3 ч.) | |||||
7 | Источники семейных доходов | 1 час | Уметь объяснять: -источники доходов семьи | 42 | |
8 | Семейные расходы и закономерности их изменения | 1 час | Знать понятия темы. ; -изменение структуры расходов семей как след ствие экономических пре образований в стране | 43 | |
9 | Инфляция и семейная экономика | 1 час | Знать: -структуру семейных рас ходов как индикатора уровня развития страны | 44 | |
10 | Контрольная работа № 1 | 1 час | |||
13.Неравенство доходов и его последствия (4 ч.) | |||||
11 | Что порождает неравенство в благосостоянии | 1 час | Знать: -социальные программы; -уметь анализировать материалы СМИ | 45 | |
12 | Кривая Лоренца | 1 час | 45 | ||
13 | Регулирование неравенство доходов с помощью налогов | 1 час | Знать: -понятие о прогрессивном -анализировать материа лы СМИ; -работать с нормативны | 46 | |
14 | Бедность как эконмическая проблема | 1 час | Знать -социальные программы. -анализировать материа лы -работать с нормативными | 47 | |
14. Экономические задачи государства(4 ч.) | |||||
15 | Экономические свободы и роль государства в их защите | 1 час | Знать: -роль государства как экономической свободы; -государственные орга ны, участвующие в регу лировании экономической | 48 | |
16 | Причины вмешательства государства в экономическую жизнь | 1 час | Знать: понятие о слабости рынка; -экономические функции -понятие об обществен ных благах | 49 | |
17 | Возникновение внешних эффектов | 1 час | Знать: -что такое внешний эффект | 49(с.262-263) | |
18 | Формы вмешательства государства в работу рыночной системы | 1 час | Знать: -формы вмешательства государства в работу рыночной системы | 50 | |
19 | Контрольная работа № 2 | 1 час | |||
15.Государственные финансы (4 ч.) | |||||
20 | Принципы налогообложения | 1 час | Знать: -принципы налогообложения | 51 | |
21 | Методы налогообложения | 1 час | Знать: -методы налогообложения | 51 | |
22 | Понятие о государственном бюджете | 1 час | Знать: -как формируется государственный бюджет | 52 | |
23 | Причины и следствия возникновения государственного долга | 1 час | Знать: -понятие о слабости рынка; -экономические функции -почему появляется государственный долг | 53 | |
16. Экономический рост (4 ч.) | |||||
24 | Понятие экономического роста | 1 час | Знать: -понятие экономического роста | 54 | |
25 | Факторы ускорения экономического роста | 1 час | Знать: -факторы ускорения экономического роста | 55 | |
26 | Экономическое развитие | 1 час | Знать: -причины экономического развития классификацию стран ми Уметь: - работать с диаграммами, - составлять таблицу | 56 | |
27 | Экономическое отставание России | 1 час | Знать: -причины экономического отставная России исторические причины формирования гипертрофи рованной роли государства в экономике России; - этапы реформирования | 56(с.304 -305) | |
28 | Контрольная работа № 3 | 1 час | |||
17. Организация международной торговли (5 ч.) | |||||
29 | Причины возникновения международной торговли | 1 час | Знать: - что порождает протек ционизм; - для чего нужен валют ный рынок; - с кем и чем торгует Объяснить понятие «главный двигатель ме ждународной торговли^) | 57 | |
30 | Регулирование внешней торговли | 1 час | Дать сравнительную картину достоинств и недостатков открытия рынка для товаров за рубежных производите лей | 58 | |
31 | Протекционизм | 1 час | Знать: -что порождает протек ционизм | 58 | |
32 | Валютный рынок и конвертируемость валют | 1 час | Знать: -для чего нужен валют ный рынок; - | 59 | |
33 | Внешняя торговля России и проблемы её развития | 1 час | Знать: с кем и чем торгует Объяснить понятие «главный двигатель ме ждународной торговли | 60 | |
34 | Контрольная работа № 4 | 1 час |
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита –Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике
Рабочая программ по экономике для 2-4 класса под редакцией Сасовой. Мною разработана и опробирована данная программа. Рабочая программа по предмету "Решение экономических задач" для 5-7 кла...
Рабочая программа по экономике для 10 класса
Программа составлена на основе программы для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень), автор программы — И. В. Липсиц, 2006 г. к учебнику Липсиц И.В Экономика. Базовый курс: учебник д...
Рабочая программа по экономике для 5 класса
Рабочая программа разработана на основе прогаммы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова),учебника Новожилова Н.В.Экономика(моя семья). 5 к...
Рабочая программа по экономике для 6 класса
Рабочая программа по экономике разработана на основе программы непрерывного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов(авт. И.А.Сасова), учебника Т.С.Терюкова. Экономика м...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...