статья. здоровьесберегающие технологии "Управление стрессом"
статья по экономике по теме

Управление стрессом

 Успешного человека спросили: – Скажи, как тебе удается выходить из трудных ситуаций с прибылью, когда все вокруг терпят убытки? 
– Просто я верю, что из любой сложной ситуации есть как минимум 3 выхода, и всегда ищу их.

Два значения слова «стресс»

История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет два разных значения. В русский язык слово пришло из английского, в английский – из латинского. В XVIII – XIX веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой; деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.

В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово «стресс» в медицину. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии. И так же, как и в физике, имеет 2 значения: физический, химический или эмоциональный фактор, который вызывает физиологическое или психологическое напряжение и может быть причиной болезни; физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие. 

Три уровня управления стрессом

Каковы основные уровни управления стрессом?

Чтобы получить более наглядный ответ на этот вопрос, давайте представим себе «дерево стресс». Как и всякое дерево, оно имеет корни, ствол и крону. Это вредное дерево. Его листья – симптомы стресса, плоды – болезни, к которым приводит стресс.

Симптоматический уровень помощи при стрессе даёт быстрые, но крайне нестойкие результаты. Если ствол дерева и его корневая система не затрагиваются, то на месте одного сорванного листа вскоре появляется другой, и всё нужно начинать заново.

Ствол дерева стресса – это напряжение (психологическое и физиологическое). Ствол дерева появляется из корней, на нём держится крона. Подобным образом напряжение формируется причинами стресса и служит основой для разнообразных симптомов стресса. Напряжение – главный механизм развития всех симптомов стресса.

Существуют разные способы борьбы с напряжением. Наиболее эффективным является релаксационный тренинг по методу Эдмунда Джейкобсона. Данный тренинг является одной из методик поведенческой психотерапии и успешно используется во всём мире на протяжении последних 80 лет.

Корни – причины стресса, или стрессоры. Стрессор – это любой фактор, который вызывает напряжение. Стрессоры можно разделить на две группы: физиологические и психологические.

Такие факторы, как слишком высокая или слишком низкая температура, резкое изменение атмосферного давления, геомагнитная буря, вирус гриппа, недостаток кислорода и подобные, воздействуют на организм, даже если они не осознаются. И, поскольку они нарушают существующее в организме равновесие, они вызывают стресс, который необходим для адаптации к изменениям. Однако подавляющее большинство причин стресса относится к психической сфере. Каждый раз, когда мы осознаём, что мы имеем не то, что хочется, каждый раз, когда мы расцениваем какую-либо ситуацию как угрожающую нашему благополучию или самооценке, мы запускаем в своём организме стрессовую реакцию.  

Психологический стрессор всегда состоит из двух частей: 1) ситуации, вызывающей стресс; 2) отношения человека к этой ситуации. Достаточно устранить любую из составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать. Конечно, если есть такая возможность, лучше избавиться от ситуации, вызывающей стресс. Но это далеко не всегда возможно. В таких случаях наилучшим вариантом является изменение отношения к проблеме. Большую помощь в этом могут оказать техники рационально-эмотивной (когнитивной) психотерапии.

Итак, существуют три основных уровня управления стрессом: нейтрализация симптомов, уменьшение напряжения, устранение причин. Первый уровень – самый лёгкий и даёт наименее стабильные результаты, последний – наиболее трудоёмкий, но зато и наиболее надёжный. 

Бороться с такими негативными эмоциями, как чувство агрессии, обиды, вины, неполноценности, нахлынувшими в стрессовых ситуациях, бесполезно, а вот научиться управлять ими можно. Для начала нужно лишь сместить фокус внимания с поиска причин происходящих негативных событий на результаты, которых необходимо добиться

 

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ:

Вспоминайте приятные события своей жизни, не накапливайте негативные воспоминания.  

Дарите радость другим (подарки, сюрпризы, комплименты) и испытывайте радость сами.  

Будьте благодарны и доброжелательны к другим людям.

Поставьте перед собой цель и сформулируйте ее позитивно (например, не «я не хочу иметь лишний вес», а «я хочу быть стройной»). 

Воспринимайте все происходящие с Вами события с точки зрения полезности: чему я могу научиться в данной ситуации?  

В условиях стрессовой ситуации лучше всего могут поддержать: самоуважение, доверие к другим людям, ориентация на позитив.

Определите источник вашего напряжения. Решите, что вам проще всего сделать: приспособиться к нему, приспособить его к себе или снизить последствия его влияния на вас.  

Учитесь «отключаться» и «переключаться» с негативной информации на позитивную при помощи саморегуляции.  

Не пытайтесь сделать все сами, доверяйте людям, подключайте других людей к взаимодействию.  

Помните, что в жизни есть ситуации, которые нельзя исправить, их просто надо пережить.  

Не откладывайте на другой день неприятное дело. Сделайте его сейчас, определив заранее, сколько оно займет времени.  

Даже после поражения сохраняйте веру в себя («да, не смогла»).

Помните, что «стресс рухнувших надежд» чаще приводит к серьезным заболеваниям, чем стресс от чрезмерной физической работы. Ищите новые надежды.  

Сделайте свою жизнь насыщенной, полной и интересной. Это в ваших силах, ведь это ваша жизнь. 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Здоровьесберегающие технологии в условиях школы-интерната"

В статье даю характеристику особенностей работы в условиях школы-интерната.Для сохранения здоровья школьников возможно применение перечисленных педагогических технологий, многие из которых применяю на...

Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

Данная статья о том, как сберечь здоровье наших учеников на уроках математики и не только....

Статья "Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития"

В данной статье я говорю о том, как я использую здоровьесберегающие технологии на своих уроках...

Методическая статья "Здоровьесберегающие технологии в обучении"

Методическая статья  отражает систему, которую я использую для здоровьесбережения на своих уроках....