Статья "Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития"
статья по английскому языку на тему

Бабкина Анастасия Евгеньевна

В данной статье я говорю о том, как я использую здоровьесберегающие технологии на своих уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popovoy_a.e.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития

Автор: учитель английского языка А.Е. Попова

«Учитель может сделать для здоровья                  школьников гораздо больше, чем врач».

Н.К. Смирнов

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. А ведь нет ничего более важного для нации, чем здоровье подрастающего поколения.

Однако исследования показывают, что у многих детей за период обучения в школе состояние здоровья ухудшается во много раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение. Поэтому одной из приоритетных задач образования сегодня становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьезный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового материала. Учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Исходя из актуальности проблемы, я, как учитель, заинтересовалась темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка». Работая в школе, я изучаю и применяю современные педагогические технологии на своих уроках. И мне хотелось бы поделиться тем, как я использую здоровьесберегающие технологии, обучая детей иностранному языку. Я надеюсь, что мои практические советы пригодятся не только учителям иностранного языка, но и всем предметникам. Какие же приемы я использую на своих уроках, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих учеников?

С первых минут урока, с приветствия я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, комфортный психологический микроклимат для каждого ребенка. Мои первые фразы, адресованные детям, звучат всегда доброжелательно. Например:

- Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть!

- Сегодня замечательное утро, какие добрые у вас лица и умные глаза, начнем урок!

- Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас все в порядке. Сегодня у нас  на уроке будет  много интересного!        

На первом уроке я всегда провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом. Массаж провожу в следующей последовательности: точка на лбу между бровями («третий глаз»); парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние); точка посередине верхнего края подбородка; парные точки в височных ямках; три точки на затылке в углублениях; парные точки в области козелка уха.

Детям очень нравится пальчиковая гимнастика и всевозможные рифмовки с участием рук. Уже давно доказано учеными, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Например, во втором классе в начале урока мы с детьми поем песенку про наши пальчики, где один пальчик одной руки здоровается с пальчиком на другой руке и узнает как у него дела. Песня называется «Where is Thumbkin?»

Если на уроке ученикам предлагается объемное письменное задание, то после его выполнения мы с детьми проводим зарядку для рук, точнее для кистей рук «Clap your hands». Во время этой зарядки ученики непроизвольно запоминают такие глаголы английского языка, как: хлопать, крутить, тереть, трясти, сгибать, сжимать.

Песня про маленьких индийских мальчиков помогает нам отрабатывать счет от 1 до 10 и обратно.

При изучении английских числительных мне на помощь тоже приходят рифмовки и стихи. «Японская машина» и зарядка «From 1 to 8».

На каждом уроке английского языка я обязательно использую всевозможные игровые моменты. Мои ученики уже успели полюбить двух заграничных гостей: мышонка Джерри и корову Мэри. Дети уже знают, что Ник всегда все путает и забывает, а Мэри плохо слышит и все переспрашивает. Детей это приводит в восторг.

В четвертом классе при изучении предлогов места, использую следующий прием: перед уроком прячу по всему классу картинки с изображением различных сказочных героев  и дети, задавая вопросы с использованием лексики по теме классная комната и предлоги, угадывают эти потайные места и забирают картинки себе.

Если говорить о здоровье школьников, нельзя обойти стороной такой вопрос как мультисенсорный подход при обучении различным видам речевой деятельности. Как известно, в зависимости от «ведущего» канала восприятия, учеников можно разделить на аудиалов, визуалов и кинестетов. Я думаю, вы со мной согласитесь, что самыми обделенными в этой ситуации оказываются кинестетики. Приведу несколько примеров, как им можно помочь.

При изучении букв, я предлагаю детям наощупь, держа руки за спиной, угадать букву (буквы вырезаны из бархатной бумаги).

Для работы с алфавитом можно использовать шерстяные нитки разных цветов. Учащиеся слышат букву, видят ее, повторяют ее про себя и строят букву из ниточек. Таким образом, задействуются все каналы восприятия учащихся.

Детям – кинестетикам также понравится следующее задание: дети делятся на несколько команд и выстраиваются в колонны лицом к доске, и последний игрок каждой команды пишет рукой на спине впередистоящего букву, следующий игрок таким же образом передает эту букву вперед и первый, стоящий у доски ученик, записывает эту букву мелом на доске.

На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку. Например, оцени свою работу на уроке: very well (очень хорошо), ok (нормально), not well! (не очень хорошо).

Практикую взаимопроверку тетрадей с короткими буквенными диктантами во втором классе, где они карандашом проверяют работы, смотря на образец на доске и критерии оценки.

Кроме того для снятия утомления и скуки я успешно использую такие психологические приемы как намеренная ошибка учителя (оговорилась, перепутала буквы, слова, повесила плакат вверх ногами); при ответе одних учеников остальным даю задание на запись ошибок или подсчет слов, употребляемых по теме. Для развития самоконтроля учащиеся могут проверять свою работу, сверяя с образцом. Нужно давать возможность учащимся самостоятельно исправить свою ошибку. Научившись видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою речь и деятельность.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется мной через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания. Дополнительный языковой материал стараюсь подбирать с учетом увлечений ученика.

По моему мнению, очень важно учитывать тип личности ученика и использовать элементы разноуровневого обучения на уроках. Например, при выборе домашнего задания ученикам пятого класса можно предложить:

На 3 балла – найти в тексте и выписать определенные слова;

На 4 балла – составить предложения с этими словами;

на 5 баллов - составить и рассказать рассказ, используя эти слова.

Очень важен учет времени на уроке. При проведении контрольных работ, я не забываю о том, что разным по темпераменту детям нужно разное количество времени на выполнение одного и того же задания. Поэтому хорошо бы, чтобы при выполнении задания ученики знали необходимый минимум, который нужно выполнить для получения положительной оценки, и максимум - для получения каких-то бонусов (дополнительный балл или дополнительная оценка, если разница между минимумом и максимумом значительная).

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.

Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Во всём нужно руководствоваться чувством меры.

Работая в школе, я заметила, что все ученики, приступая к изучению иностранного языка, не могут пожаловаться на отсутствие интереса к нему. Увлекательность нового предмета, первые успехи не оставляют детей равнодушными. Но к 5-6 классу у многих детей пропадает рвение к овладению иностранным языком. Я поставила перед собой задачу - добиться того, чтобы интерес к практическому овладению языком не пропадал и у старшеклассников, тем более что сегодня языки очень необходимы. И я решаю задачу поддержания интереса к иностранному языку названными выше способами, используя конечно здоровьесберегающие образовательные технологии и ни в коем случае не допускаю:

-переутомления учащихся на уроках;

-перегрузки учащихся домашними заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования

Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в  Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида.  Школа образована в 1951 году и в 2011...

Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»

Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия  Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формир...

Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности

Данная работа  содержит материалы  по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...

Современный ученик: путь к успеху (факторы личностного развития школьника в педагогической среде).

Статья посвящена проблемиам повышения качества работы современного учителя-предметника, выстраиванию им индивидуальной стратегии работы с каждым ребенком и классом в целом на основе психологической ди...

Здоровьесберегающая среда как фактор детского развития

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.Существуют разнообразные формы и виды ...

Статья "Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога"

Ценность цифровой образовательной  среды в том, что она  способствует формированию у обучающихся многих важнейших качеств и умений, востребованных обществом XXI века и определяющих личностны...

Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога

     Использование современных интернет технологий дает педагогу  возможность провести любое занятие на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией. Воспитан...