Статья Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
статья по теме
Данная статья о том, как сберечь здоровье наших учеников на уроках математики и не только.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhidova_m._v._zdorovesbereg_tehnologii.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Жидова Мария Вячеславовна
учитель математики
НОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрань
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке.
С первых минут урока, с приветствия я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.
Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Я ещё на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветриваю помещение. Ученики тоже стараются своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: готовят нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убирают с него все лишнее, если оно есть. От учеников я добиваюсь того, чтобы они тоже готовили учебное помещение к началу каждого урока (в основном эту работу выполняет дежурный).
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы я учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока мы обычно обсуждаем не только то, что усвоено нового, но и выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Я не забываю о том, что отдых – это смена видов деятельности, поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память: я использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркиваю, обвожу, записываю более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание, как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если я назову положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью я провожу упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелепипед, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его. Многие ребята легко отвлекаются.
Также я включаю в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Детям предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом. Также всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Также я включаю в физкультминутку простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
- вертикальные движения глаз вверх-вниз;
- горизонтальное вправо-влево;
- вращение глазами по часовой стрелке и против;
- закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
- на доске до начала урока я иногда черчу какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Также я использую упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд, по моей команде корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Мне в этом помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Мы выполняем это упражнение в такой последовательности:
- потягивание за мочки сверху вниз;
- потягивание ушной раковины вверх;
- круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, я иногда провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, я на уроках рассматриваю задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”. Например, в 7 классе при решении задач составлением уравнений я рассматриваю такую задачу: “В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?”
Ответ: 7, 12,5,5, 5.
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания. Предлагаю решение следующих задач:
1. Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В1 и В2 в миллиграммах.
Ответ: 1,8 мг, 1,5 мг.
После решения задачки я читаю ученикам полезную информацию: Дефицит витамина В1 может привести к болезни "бери-бери", которая появляется из-за нарушения обмена углеводов. Витамин В2 отвечает за состояние зрения, он необходим для построения защитного слоя сетчатки.
2. Одно число на 5 больше другого. 60% большего числа на 2,7 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в железе и меди в миллиграммах.
Ответ: 8 мг, 5 мг.
Полезная информация: Дефицит железа сказывается на росте и устойчивости к инфекциям. От железа зависит построение гемоглобина – переносчика кислорода ко всем органам. Медь также синтезирует гемоглобин и определяет антиоксидантный потенциал сыворотки крови.
Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, о вреде курения ребята узнают, решая следующие задачи:
1. Одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48. Найдите эти числа.
Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета.
Ответ: 12 и 6.
2. Одно число на 42 меньше, чем другое. Если первое число увеличить в 4,5 раза, а ко второму прибавить 28, то их сумма будет равна 180. Найдите эти числа, и вы узнаете, сколько лет полноценной жизни забирает табак у курильщиков и сколько лет в среднем живут в России мужчины.
Ответ: 20 и 62.
В Японии средняя продолжительность жизни мужчин составляет 78 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в старших классах специальной (коррекционной) школы»
Эта статья отражает опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности здоровьесберегающих технологий учителем математики коррекционной школы....
Статья "Жизнь - это здоровье. Берегите его! Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
В статье рассмотрены различные здоровьесберегающие технологии, которые помогут учителю сделать урок более продуктивным....
статья "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
О здоровьесберегающих технологиях...
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ГИМНАЗИИ С ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ"
/Статья посвящена проблемам преподавания математики в лингвистической гимназии на основе перехода на ФГОС и с учетом требований для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по математике....
Доклад на тему ИКТ- технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках математики
Использование ИКТ-технологий и технологии здоровьясбережения позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаёт условия для смены видов деятельности обучаю...
Статья"Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
Серия упражнений...
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математики Комплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике
Элементы здоровьесберегающей технологии на уроках математикиКомплекс физпауз для уроков в 5-6 классах по математике...