Методическая статья "Здоровьесберегающие технологии в обучении"
статья по химии на тему

Сафарова Ольга Анатольевна

Методическая статья  отражает систему, которую я использую для здоровьесбережения на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_statya.docx14.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сафарова Ольга Анатольевна,

учитель химии МОУ «Клюквинская СОШ»

Верхнекетского района Томской области

Методическая статья на тему

«Здоровьесберегающие технологии в обучении».

        Современное образование в последнее время подвергается острой критике со стороны психиатров, психотерапевтов, дефектологов, психологов, потому что отсутствует в учебных планах образовательных учреждений учебный предмет, который готовил бы молодого человека к жизни,  давал  бы знания, которые помогали бы ему ориентироваться в своей собственной судьбе, научил бы не оставаться беспомощным в планировании и осуществлении деловой карьеры и личной жизни,  разбираться в себе и окружающем мире, беречь и сохранять на всю жизнь свое физическое и психическое здоровье.

        Не обладая необходимыми в этой области знаниями, обучающиеся и выпускники школ испытывают множество проблем, итогом которых может стать полная неудовлетворенность жизнью, ведущая к невротическим отклонениям, развитию соматических и психических заболеваний. Могут также появиться  сердечнососудистые и депрессивные расстройства,  компенсируемые во многих случаях курением, употреблением алкоголя и наркотиков.

        Поэтому самой актуальной задачей современного  образования является внедрение здоровосберегающих технологий в процесс обучения.

В основе здоровьесберегающего образовательного процесса лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся: принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, психологической комфортности, творчества. Такое обучение ориентировано на создание каждому обучающемуся условий для максимальной самореализации как личности. Реализуясь как личность на каждом этапе обучения, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что иногда важнее физического здоровья.

        Здоровьесберегающая деятельность учителя достаточно многообразна. Школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.

        Первый принцип – дифференциация заданий по объему и сложности. Обучение по методике здоровьесберегающих технологий возможно только в ходе личностного общения, при обучении каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

        Второй принцип –  организация деятельности обучающихся на уроке  различными формами обучения (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.

        Третий принцип – перенос большей части учебной нагрузки на урок при сокращении до минимума домашних заданий, которые должны содержать индивидуальную часть. Для этого обучающимся предлагается во время учебного занятия на основе самоанализа отмечать на полях в тетради вопросы, вызывающие у них затруднения или требующие повторения дома.

        Четвертый принцип чередование разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у школьников к изучаемому материалу и процессу обучения. Работа должна быть не только разноуровневой, но и разнохарактерной.

        Все перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а важнейший результат – снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

        Из чего можно сделать вывод: учитель должен выстраивать процесс обучения, основываясь на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне сложности, вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм представления информации, создании благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе, на культивировании у обучающихся знаний по вопросам здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литература как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 3 Б (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.

Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....