Конкурс "История 90-х" Номинация "Живая история"
методическая разработка по экономике по теме
В данной работе я попыталась проследить процесс трансформации форм собственности на примере колхоза им.Кирова Спасского района Нижегородской области. Работа выполнена в форме интервью с бывшим главным бухгалтером хозяйства В.А.Серагиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_po_istoriii.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижегородская область, Спасский район
муниципальное образовательное учреждение
Красноватрасская средняя общеобразовательная школа.
(МОУ Красноватрасская СОШ)
Конкурс «История 90-х»
Номинация «Живая история»
Выполнила: Скачкова Вера Александровна,
учитель экономики
ska-vera@yandex.ru (домашний)
с.Красный Ватрас
2011 год
Пояснительная записка.
Одним из главных вопросов, решение которого на протяжении всей истории страны (и не только нашей) волновало и волнует всех ее жителей, является земельный вопрос. Жителей села, живущих и работающих на земле, это касается непосредственно. Появление собственников земли меняет отношения между людьми, их психологию, постепенно появляется новая социальная общность - землевладельцы.
В настоящей работе я предприняла попытку воскресить события 90-х, беседуя с их непосредственной участницей- Верой Анатольевной Серагиной. Отвечая на вопрос, какие события 90-х годов Вы считаете наиболее значимыми для Вас и всей страны, Вера Анатольевна, не раздумывая, ответила: «Конечно, передел собственности, особенно на землю». Вспоминая слова Уильяма Петти «Земля- мать богатства, а труд- его отец», не могу с ней не согласиться. Процессу трансформации форм собственности на конкретном примере колхоза имени Кирова Спасского района Нижегородской области и была посвящена наша беседа.
Вера Анатольевна ответила на мои вопросы, представила некоторые документы для использования в работе и выразила согласие на использование текста интервью и других документов, включая их публикацию в открытых источниках.
Интервью
с Серагиной Верой Анатольевной, участницей исторических событий 90-х годов.
Серагина В.А.,1965 г.р. Образование высшее, в настоящее время- главный бухгалтер управления сельского хозяйства Спасского муниципального района Нижегородской области.
Во время описываемых событий- главный бухгалтер колхоза имени Кирова Спасского района Нижегородской области. Постоянно проживает в с. Красный Ватрас Спасского района Нижегородской области.
- Вера Анатольевна, с чего все начиналось?
- Начиналось все с Указа Президента Российской Федерации №323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», когда был дан старт приватизации земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Через два дня было вынесено Постановление Правительства Российской Федерации №86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», в соответствии с которым все члены колхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, получили право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности.
- Значит, нужно было определить размер этого пая?
- Совершенно верно. В течение 1992 года мы этим и занимались. Размер земельной доли не зависел от трудового стажа, поэтому земельный пай мы определяли согласно численного состава. Фактическая площадь с/х угодий составляла3509 га(пашня, сенокосы и пастбища). Согласно имеющимся на тот момент трудовым книжкам, на свою долю по нашему колхозу претендовало 633 человека – 316 работающих и 317 пенсионеров. Оставив резервный фонд, к распределению между членами колхоза осталось 3315 га. В расчете на 1 человека- около пяти гектаров земель. В ноябре 1992 года колхоз получил Государственный Акт на право собственности на землю и всвязи с этим -право выделять землю всем желающим. (Приложение № )
- Ну и как, много было желающих выделить свой пай и заняться фермерством? Кто был первым?
- Вы знаете, нет. Я бы сказала, что все немного растерялись, даже молодые. Неизвестность пугала. А первым был колхозный пенсионер, П.И. Щетинкин. (П.И.Щетинкин, 1923 г.р., заслуженный колхозник; воевал, бывший разведчик. Награжден орденами и медалями. Примечание автора) . .Они вместе с женой всегда держали хозяйство, в том числе корову. С сеном в колхозе, несмотря на большое количество пойменных лугов, всегда была напряженка. Поэтому просил Петр Иванович в основном сенокосы. К сожалению, долго пользоваться землей он не смог, и ее забрали в фонд перераспределения. Да и слово «фермер» поначалу имело издевательский подтекст. Но пример Петра Ивановича показал всем, что землю действительно можно получить . В октябре 1993 года было написано второе заявление на выделение земли . (Приложение № ). И это заявление было знаковым- Кореновы просили не один пай, а несколько и просили выделить так же имущественный пай в виде трактора с прицепными орудиями или незавершенное строительство картофелехранилища.
-А как считали имущественный пай? Кто мог рассчитывать на свою долю имущества?
-Определение размера индивидуальных имущественных паев осуществлялось на основании оценки стоимости всего имущества. При этом из стоимости имущества исключили неделимый фонд (здания и сооружения непроизводственной сферы, дороги, канализационные узлы, водопровод), стоимость объектов социальной сферы, выбывшие основные средства, долгосрочные ссуды банка. После этого расчета долевой фонд для распределения составил 4208000 рублей. В перечень лиц, имеющих право на имущественные доли, включили работающих в хозяйстве, отсутствующих по уважительным причинам, пенсионеров хозяйства. По всем этим категориям из трудовых книжек был выбран стаж работы в колхозе, и наибольшая оплата за 5 лет. Для сопоставления зарплат взяли соответствующие коэффициенты. Нашли среднюю оплату за 5 лет и умножили ее на стаж работы- в результате получили годорубли по каждому члену колхоза. Общая сумма годорублей составила 110523646 руб,. Доля каждого составила 0,03807 руб.( на 1 годорубль). Умножив эту цифру на годорубли, получили значение имущественной доли для каждого из претендентов на нее.
- Достаточно сложно. Какие-то вопросы возникали при определении доли?
- Нет, трудностей особых в расчете доли не возникало. Трудности возникали при ее выделении, как у тех же Кореновых, которые просили или трактор или хранилище.
-Что отдали?
- Отдали трактор . Но вопрос выделения имущества был очень болезненным. Ведь выходили единицы, остававшиеся не хотели разбазаривать неплохую материальную базу хозяйства.
- Вернемся к земле. Поскольку мы живем в одном селе, я знаю, какое количество людей было недовольно делением земли на паи. Почему это произошло?
- Да, это так. Особенно обделенными оказались те, кто долгое время работал в колхозе, но к моменту раздела из него вышел. Этот вопрос рассматривался на правлении. Решили таким товарищам землю не давать. (Приложение № ) Решили, что самим мало. А вот те, кто устроился в колхоз перед самым разделом, землю получили. Таков закон. Работники социальной сферы так же землю в нашем колхозе не получили, хотя это тоже находилось в нашей компетенции. Им, при желании, было предложено брать землю из районного резервного фонда. (Ближайшие земли в 7 километрах от нашего села, труднодоступные. Примечание автора).
- Кто- то брал?
- Насколько я знаю, нет.
- Итак, землю начали выделять. Как ее распоряжались новые собственники?
- Ни у кого не возникало никаких сомнений. Все, кто получал землю, особо не раздумывая, по традиции, начинали расширять свои посадки картофеля. (Село Красный Ватрас- село предпринимателей. Кроме овчинно-шубенного производства местные жители давно занимаются выращиванием картошки на продажу.. Примечание автора) . Конечно, никаких севооборотов, одна картошка. Колхоз же переживал очень тяжелые времена и стараясь сэкономить затраты, производство картофеля- а оно считается очень затратным- он полностью прекратил. И не только наше хозяйство. Поэтому фермеры, с их малыми затратами (в основном ручной труд членов семей и родственников, свои семена, техника в счет имущественных паев, земельный налог за счет хозяйства), даже при не очень высоких закупочных ценах получали хорошие прибыли. Окружающие все это видели и желание попробовать свои силы, заработать возникало все у большего количества людей. К 1999 году было выделено 22 пая, но особо крупных владельцев не было.
- Как члены колхоза относились к тем, кто выделился?
- Первым всегда трудно. Их все ругают, если получают прибыли- завидуют. Но в целом и среди колхозников , да и среди всех жителей села эти люди пользовались авторитетом, ведь они показали путь, по которому можно идти всем.
- А как остальные? Что они делали со своими долями?
- Ничего. Внешне все осталось по-прежнему. Колхоз работал, люди работали на своих местах. Но из-за общей экономической и политической нестабильности, частой смены руководителей хозяйства производство трещало по всем швам и постепенно всех начал мучить вопрос, что же делать со своей долей. Еще сильнее задуматься заставил людей Указ №337 от 7 марта 1996 г., который позволял гражданам России реализовывать право на земельную собственность.(Приложение № ) Те, кто так и не решился выделиться, передали свои доли в колхоз.
-Я знаю еще об одной проблеме с выделением земель- это месторасположение участка.
-Да , действительно, такая проблема возникла, правда , не сразу. Первые фермеры были рады тем землям, которые им выделяли. Да их и не обижали- все-таки выделение массовым не было. А вот когда желающих иметь землю стало больше, члены колхоза, остающиеся в хозяйстве, начали возмущаться- а что нам останется. По этому поводу даже заметка в областной газете «Земля нижегородская» о нашей ситуации была. (Приложение № ) В 2000-е годы эта проблема действительно была очень серьезной и решалась с трудом.
-Подводя итог нашей беседе, Вера Анатольевна, как Вам кажется, насколько эффективно сейчас сельское хозяйство? В чем историческая роль событий 90-х?
- Однозначно- на своей земле люди работают более производительно. Именно в 90-е годы у нас появились « свои» поля.. И вообще я считаю, что в 90-е годы у нас в стране произошла революция наоборот. Люди,70 лет работающие на государственной земле, получили возможность работать на своей земле и на себя. Все по-разному распорядились своими долями, но шанс стать собственником был у каждого. Крестьянам действительно дали землю. В 2000-е годы процесс выделения пошел более интенсивно. Фермеры начали покупать технику, расширять производство, привлекать наемных рабочих, вводить севообороты. Но это уже другой век, а, значит, и другая история.
- Спасибо за беседу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...