Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

 

Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089). 

           Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МОиН РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008/2009 учебном году» от 08.08.2008 г. № 4978/8 и распределяется следующим образом: «История Средних веков. Конец V– XVвв.» (26 часов), «История России с древнейших времен до конца XVIв.» (34 часа) и «История Татарстана с древнейших времен до середины XVIв.» (10 часов).Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

            Введены изменения и корректировки в тематическом планировании на основании письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 16.10.2009 года №7831/9, что в 2009-2010 учебном году преподавание предмета «История» осуществляется в качестве единого курса на основе примерных программ по истории, составленных в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ФК 1 СОО). В школьной документации предмет оформляется как «История» независимо от ступени и уровня (базового или профильного) обучения

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебники:

- Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007.;

- Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. : учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.;

- Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразоват. учреждений. – Казань: «Хэтер», 2004.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование).

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность

Цель программы обучения:

 – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Задачи программы обучения:

- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде истории всемирной, России и родного края;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом внимание истории мировой религии – христианства и ислама;

- приобщить школьников к ценностям национальной и гуманитарной культуры, воспитать стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

 

При изучении курса «История Средних веков» учащиеся овладевают следующими видами деятельности и умениями:

- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

- давать оценку отдельным явлениям культуры;

- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний ( на основе простого плана);

- составлять характеристику исторических деятелей;

- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

            В 6-ом классе изучается история Татарстана, охватывающая события ХIХ века. Среднее Поволжье развивалось в русле общероссийских тенденций. Вместе с тем в его истории есть и отличительные черты, обусловленные географическим положением, многонациональным составом и угнетенным положением нерусского населения. Изучаемый период национально-региональной истории важен для понимания процессов формирования татарской буржуазии, роста национального самосознания и национального движения. Материал по данному курсу изучается отдельным блоком после изучения истории России.

            В процессе изучения курса учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к прошлому как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму познания; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной самобытности.

            Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

            В программе дан перечень примерных умений, осваиваемых учащимися при изучении каждого подраздела тем курса, составленный на основе требований Обязательного минимума содержания основных образовательных программ к уровню подготовки выпускников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_ktp.docx58.96 КБ
Microsoft Office document icon 6_klass_programma.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование  

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Кален-дарные сроки

Факти-ческие сроки

Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы

знания

умения

Общие учебные умения, навыки и способы

Деятельности

Раздел I. Введение в курс ( 3 ч. )

1

Понятие «Средние века». Хронологические рамки. Введение в историю России.

1

Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков. История России как часть всемирной истории.

Термины: антропология, археология, летопись, лингвистика.

Назвать хронологические рамки «средневековья». Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира.

Анализировать разные источники информации.

Работа по тексту учебника

2 Рос

Территория России в древности

1

Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тыс. до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни. Термины: Великое оледенение, индоевропейцы, каменный век, обшина, производящее хозяйство.

Уметь работать с различными источниками информации.

Составлять конспект урока.

Работа с контурными картами

3 Тат

На берегах Волги и Камы

1

Углубить и конкретизировать знания учащихся о первобытном обществе на основе материала о расселении древних людей на территории региона, охарактеризовать источники по курсу.

Понимать значение изучения курса «История Татарстана» как неразрывной части отечественной истории. Умение  работать с учебником и составлять таблицу.

Уметь работать с историческими картами, выделять значение материальных памятников культуры

Устный опрос

Раздел II. Западная и Центральная Европа, Древнерусское государство и государства Азии в V – XIII вв. ( 25 ч. )

Глава I. Становление Средневековой Европы ( 6 ч. )

4

Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов.

1

Кельты, германцы, славяне, тюрки. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах.

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Последствия их взаимодействия.

Сравнивать религиозные представления.

Устный опрос по вопросам параграфа

5 Рос

Происхождение славян.

1

Праславяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования.

Работать с исторической картой.

Уметь выделять причинно-следственную связь

Работа по контурной карте

6

Королевство франков, их  занятия и общественное устройство. Германская церковь в V – VIII вв.

1

Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого.

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.

Сравнивать власть короля и власть вождя.

Составить кроссворд

7

Возникновение и распад империи Карла Великого. Политическая раздробленность.

1

Создание и распад империи Карла Великого.

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Работать с картой.

Составить причинно-следственную схему

8

Образование государств в Западной Европе.

1

Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны.

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Выделять периодичность в развитии государств.

Устный опрос

9

Культура Западной Европы в Раннее Средневековье. Роль христианства.

1

Представление о мире в Средние века. Королингское возрождение. Литература. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Уметь работать с различными источниками дополнительной информации.

Составлять сообщение.

Подготовка устного сообщения

Глава II. Средневековое европейское общество ( 3 ч. )

10

Сословное общество в Средневековой Европе. Феодализм.

1

Власть духовная и светская. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Уметь раскрыть суть феодальных отношений. Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала

используя текст и иллюстрации учебника, составлять описательный рассказ

кроссворд на новые понятия

11

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община.

1

Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина.

Составлять таблицу

Устный опрос

12

Средневековый город.

1

Формирование средневековых городов. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Называть причины возникновения городов в Средние века. Раскрывать систему самоуправления в городе.

Описывать облик средневекового города.

Тестовые задания

Глава III. Византийская Империя и арабский мир в VI – XII вв. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы 1096 – 1291 гг ( 5 ч. )

13

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.

1

Юстиниан и его правление.

Уметь анализировать исторические факты.

Составлять конспект урока

Составить таблицу

14

Возникновение Ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

1

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение Ислама. Мухаммед. Коран. Завоевательный войны арабов. Образование, литература, искусство, медицина.

Объяснить объединительную роль ислама. Знать основы его вероучения. Рассказать об основных завоеваниях арабов. Объяснять причины распада Халифата.

Работать с картой, готовить сообщение.

Составить кроссворд

15

Римско-католическая церковь в Средневековье.

1

Образование двух ветвей христианства – православия и христианства. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную. Раскрывать причины возникновения ереси.

Установить последовательность исторических событий

Составить причинно-следственную схему

16

Крестовые походы 1096 – 1291 гг.

Влияние крестовых походов на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху Крестовых походов.

Раскрывать последствия крестовых походов.

Выделять причинно-следственные связи

Устный опрос

17

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Культурное наследие Византии.

Выделять причины долгого существования Восточной Римской империи в отличии от Западной.

Уметь работать с текстом учебника.

Тестовые задания.

Глава IV. Восточные славяне и Древнерусское государство (VI – начало XII вв.) ( 7 ч. )

18 Рос

Восточные славяне накануне образования племен.

1

Союзы восточнославянских племен, занятия славян, общественный строй, предпосылки образования государства, соседская община, языческая культура.

Анализировать исторические факты, сравнивать события.

Выделять причинно-следственные связи, определять основные характеристики событий.

Описание иллюстраций учебника

19 Рос

Образование государства Русь

1

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Рюрик, Синеус, Трувор.

Составлять характеристику исторических деятелей.

Работа с различными источниками информации

Составить причинно-следственную схему

20 Рос

Русь в первой половине и середине X в.

1

Первые Рюриковичи, Русь и Византия. Понятия: наместник, полюдье, христианство.

Составлять связные четкий рассказ по тексту учебника и другим исторический источникам знаний.

Использовать различные виды чтений: сплошное, выборочное,  предварительное, повторное сканирование.

Устный опрос

21 Рос

Правление Владимира Святославовича. Крещение Руси.

1

Владимир I и принятие христианства. Понятия: двоеверие, католичество, патриарх, православие.

Выделять предпосылки и причины крещения Руси.

Пересказывать содержание учебника, объяснять термины

Заполнить таблицу

22 Рос

Правление Ярослава Мудрого и его сыновей.

1

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

Уметь сравнивать «Русскую Правду» Ярослава Мудрого и «Русскую Правду» Ярославичей

Работать с документами.

Заполнить таблицу

23 Рос

Русское общество в XI в.

1

Складывание крупной земельной собственности, древнерусские города. Понятия: вотчина, гости, епископ, закупы, митрополит, монастырь, поземельная зависимость, рядовичи, феодал, феодализм, феодально-зависимое население.

Участвовать в обсуждении, формировать собственное историческое мнение.

Давать отзыв на ответы учащихся

Подготовить сообщение

24 Рос

Русь в конце XI – начале XII вв.

1

Владимир Мономах, княжеские усобицы, международные связи Древней Руси, Распад Древнерусского государства. Понятия: крестовые походы, реформа, ростовщик.

Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний.

Пересказывать содержание учебника, объяснять термины

Тестовые задания.

Глава V. Древнетюркские государства. Волжская Булгария в X – начале XIII в. ( 4 ч. )

25 Тат

Древние тюрки и ранние тюркские государства

1

Сформировать у учеников представление о  древнейших предках тюркских народов, их расселении, образе жизни

Формирование у учащихся представления о предках тюркских народов. Умение работы с историческим

документом, выделять главное в прочитанном тексте.

Умение работать с картой.

Ответ с опорой на историческую карту

26 Тат

Булгарское государство на Средней Волге

1

Дать представление о Волжской Булгарии X-начала XIIIвв., охарактеризовать хозяйственные и культурные достижения и их особенности, основные направления внешней политики.

Учащиеся должны сделать вывод, что Волжская  Булгария была одним из крупнейших средневековых государств Восточной Европы.

Работать с учебником и другими источниками информации

Устный опрос

27 Тат

Города и культура Волжской Булгарии

1

Выделить общие черты булгарских городов, рассказать о развитии городского ремесла,  о жизни и быте горожан. Познакомить учащихся с культурой Волжской Булгарии, показать главные тенденции её развития.

Умение работать с историческими документами. Представление о развитии  культуры  Волжской Булгарии

данного периода.

Составлять сообщение на тему

Подготовить сообщение

28

Урок повторения по теме «Европа,  Древнерусское государство и государства Азии в V – XIII вв.»

1

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с учебником и другими источниками информации.

Выделять причинно-следственные связи, участвовать в полемике, делать отзыв на ответы одноклассников

Контрольная работа № 1

Раздел III. Государства Европы, Русские земли, монголы и татары в XII – XVI вв. ( 30 ч. )

Глава VI. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI – XV вв.) ( 8 ч. )

29

Возникновение сословно-представительной монархии в европейских странах. Генеральные штаты во Франции

1

Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты.

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции. Перечислять характерные черты сословной монархии

Классифицировать государственную власть по указанным признакам. Перечислять характерные черты политического устройства.

Составить причинно-следственную схему

30

Особенности сословно-представительной монархии в Англии.

1

Нормандское завоевание Англии и его последствия. Генрих II  и его реформа. «Великая хартия вольностей». Английский парламент

Выделять причины усиления королевской власти.

Выявлять общее и частное в сословно-представительной монархии различных стран.

Заполнить таблицу

31

Кризис европейского сословного общества.

1

Крестьянские и городские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне.

Называть причины восстания. Сравнивать цели и реальные действия восставших. Знать последствия выступлений.

Сравнивать цели, реальные действия и последствия крестьянских выступлений в Англии и Франции.

Устный опрос

32

Столетняя война: причины и итоги.

1

Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Итоги войны.

Излагать причины войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность.

Работать с картой.

Устный ответ с опорой на историческую карту

33

Усиление Королевской власти в конце XV в во Франции и Англии. Война Алой и Белой Розы.

1

Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой Розы. Установление Сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства.

Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции. Выделять роль войны Алой и Белой Розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.

Определять существенные признаки централизованного государства.

устный ответ с использованием новых терминов

34

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV – XV вв. Раскол католической церкви.

Знать причины образования независимых государств Испания и Португалия.

Сравнить английский парламент, Генеральные штаты и Кортес.

Заполнить таблицу

35

Священная Римская Империя германской нации. Германские государства в XIV – XV вв.

1

Германские государства в XII – XV вв. Расцвет Римских городов.

Выделять причины политической раздробленности в Германии

Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное.

Устный ответ с опорой на историческую карту

36

Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

1

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения.

Выделять последствия гуситского движения как национального.

Составлять характеристику политических деятелей

Тестовые задания.

Глава VII. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) ( 5 ч. )

37 Рос

Распад государства Русь.

1

удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Последствия раздробленности.

Находить отличие политической раздробленности на Руси и в странах Западной Европы.

Работа с исторической картой.

Умение составлять причинно-следственную схему

38 Рос

Галицко-Волынское княжество.

1

географическое положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества.

Составлять четкий и связный рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний.

Уметь работать с различными источниками информации.

Заполнить таблицу

39 Рос

Господин Великий Новгород.

1

географическое положение, хозяйство, политический строй Великого Новгорода. Термины: аристократия, республика, берестяные грамоты.

Участвовать в обсуждении, формировать собственное историческое мнение.

Давать отзыв на ответы одноклассников.

Заполнить таблицу

40 Рос

Владимиро-Суздальская Русь.

1

географическое положение, хозяйство, политический строй Владимиро-Суздальской Руси. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

Составлять характеристику исторических деятелей.

Работа с историческими документами

Заполнить таблицу

41 Рос

Культура Руси в домонгольское время. Идея единства русских земель в удельный период.

1

Языческая культура восточных славян. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Происхождение славянской письменности, зодчество, живопись, летопись. Нестор, «Повесть временных лет». Былины, архитектура, мозаика, фреска, «Слово о полку Игореве».

Выделять особенности древнерусской культуры.

Составлять сообщение

Тестовые задания.

Глава VIII. Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи ( Золотая орда) в XIII – XV вв. ( 3 ч. )

42 Тат

Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию

1

Охарактеризовать столкновения булгар с монголами, показать героизм жителей Волжской Булгарии в борьбе с завоевателями.

Умение называть последствия монгольских походов, показывать на карте территорию Золотой Орды.

Работа с картой

Устный опрос с опорой на историческую карту

43 Тат

Золотая Орда периода расцвета

1

Охарактеризовать хозяйство и культуру Золотой Орды в первой пол. XIVв, показать её особенности и достиже-ния, определить причины расцвета Золотой Орды.

Формирование у учеников представлений о периоде расцвета Золотой Орды.

Работа с таблицей

Заполнить таблицу

44 Тат

Распад Золотой Орды

1

Показать, что, восстановив разрушенное во время завоевания хозяйство, булгары достигли больших успехов в развитии экономики и культуры.

Выяснить причины распада державы Тамерлана, рассказать об образовании новых государств.

Определение последствий распада Золотой Орды. Умение показать на карте образовавшиеся государства.

Умение работы с историческим

документом, выделять главное в прочитанном тексте.

Тестовые задания.

Глава IX. Борьба русских княжеств с внешней агрессией в XIII в. ( 2 ч. )

45  Рос

Монгольское нашествие.

1

Чингисхан, монгольские завоевания, походы Батыя на Русь. Золотая Орда и Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями.

Уметь работать с исторической картой.

Уметь составлять таблицу.

Заполнить хронологическую таблицу

46 Рос

Борьба Руси с врагом на северо-западе.

1

Экспансия с Запада. Александр Невский, сражение на Неве и Ледовое побоище. Орден Меченосцев, Тевтонский орден.

Изучать исторические источники, сопоставлять полученную информацию

Работа с картой.

устный опрос с опорой на карту

Глава X. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) ( 5 ч. )

47

Рос

Ордынское иго.

1

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв.

Уметь определять сущность и последствия монгольского ига.

Выделять причинно-следственные связи.

Устный опрос

48 Рос

Начало возрождения Руси. Возвышение новых русских центров.

1

Борьба против ордынского ига. Восстановление хозяйства Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Понятия: посад, посадские люди, починок.

Составлять четкий и связный рассказ по тексту учебника и другим историческим источникам знаний.

Формировать собственное мнение, раскрывать причинно-следственные связи.

Составить причинно-следственную схему

49 Рос

Возвышение Москвы

1

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы

Уметь оценивать действия Ивана Калиты, результаты соперничества Москву и Литвы

Давать характеристику исторического деятелю

Подготовить сообщение

50 Рос

Куликовская битва

1

Куликовская битва, Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Подъем национального самосознания.

Работать с историческими документами

Определять роль личности в истории, хронологию событий

Описание иллюстрации учебника

51

Рос

Русь в конце XIV – первой половине XV вв.

1

Василий II. Грюнвальдская битва. Феодальная война

Изучать исторические источники путем сопоставления информации, определять хронологию событий.

Работать с различными историческими документами

Анализ текста исторического документа

Глава XI. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. ( 3 ч. )

52

Рос

Иван III – государь всея Руси

1

Предпосылки образования Российского государства, Иван III, свержение ордынского ига.

Уметь раскрывать причинно-следственные связи, работать с учебником.

Заполнять таблицу

Подготовить сообщение

53

Рос

Русь между Востоком и Западом. Складывание  централизованного государства.

1

Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г., местничество. Понятия: церковный собор, бюрократия, дьяк, казна, местничество, самодержавие, приказ.

Рассматривать предпосылки складывания великорусской народности, составлять схему государственного управления в России в конце XV –  начале XVI вв.

Принимать участие в диспуте.

Составить причинно-следственную схему

54 Рос

Хозяйство и люди

1

Традиционный характер экономики.

Проектировать историческую ситуацию на современность.

Участвовать в диспуте.

Тестовые задания.

        

Глава XII. Русская культура второй половины XIII – XV вв. ( 2 ч. )

55

Рос

Культура и быт X – начала XVI вв.

1

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в народном творчестве, литературе. «Задонщина», Феофан Грек, Андрей Рублев.

Давать оценку отдельным явлениям культуры

Составлять сообщение на тему

Подготовить сообщение

56

Рос

Русская православная церковь в XIV – начале XVI вв

1

Роль церкви в общественной жизни. Теория «Москва – третий Рим»

Определять роль церкви в жизни страны

Готовить кратковременные проекты

Устный опрос

Глава XIII. Российское государство в XVI в. (  5 ч. )

57

Рос

Развитие страны в XVI в. Начало правления Ивана IV.

1

Социально-экономическое положение Руси в XVI в. Иван IV Грозный, установление царской власти, реформы 50-60хх гг. Земский собор. Понятия: избранная рада, сословие, стрельцы, царь.

Уметь сравнивать управление в России, Англии и Франции в  XV – XVI вв.

составлять схему государственного устройства России в XVI в.

Составить причинно-следственную схему

58 Рос

Внешняя политика Ивана IV.

1

Расширение территории государства, присоединение Казанского и Астраханского ханств. Ливонская война.

Выделять причинно-следственные связи

Работа с картой.

Устный ответ с опорой на историческую карту

59 Рос

Внутренняя политика Ивана IV

1

Опричнина, сословно-представительная монархия. Понятия: слобода, неограниченная диктатура, земщина.

Уметь исследовать причины введения опричнины, выделять ее последствия.

Составлять конспект урока.

Заполнить таблицу

60 Рос

Последние годы грозного царя. Правление Федора Ивановича

1

Расширение территории государства (присоединения Западной Сибири), Ермак. Понятия: казаки, крепостное право, «Урочные лета»

Уметь составлять таблицу

Выделять причинно-следственные связи.

Подготовить сообщение

61 Рос

Новые явления в русской культуре XVI в.

1

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. «Домострой»

Давать оценку отдельным явлениям культуры.

Составлять сообщение

Устное описание иллюстрации

Глава XIV. Казанское ханство в XIV – XVI вв. ( 4 ч. )

62 Тат

Казанское ханство

1

Рассмотреть историю образования Казанского ханства, охарактеризовать её территорию и население

Умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений.

Работа с картой

Устный ответ с опорой на историческую карту

63 Тат

Хозяйство и культура Казанского ханства

1

Охарактеризовать хозяйственные и культурные достижения жителей Казанского ханства, показать их высокий уровень, рас-смотреть особенности средневековой нац. культуры.

Умение участвовать в учебном диалоге, задавать уточняющие вопросы,.

Составлять сообщение на тему

Подготовить сообщение

64 Тат

Падение Казанского ханства

1

Выяснить основную причину конфликтов между Московским государством и Казанских ханством.

Умение называть периоды истории Казанского ханства и их особенности. Учащиеся должны  сделать вывод, что существование Казанского ханства стало важным этапом в истории татарского народа, других народов Поволжья.

Выделять причинно-следственные связи

Составить причинно-следственную схему

65

Урок повторения по теме «Государства Европы, Русские земли, монголы и татары в XII – XVI вв.»

1

Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду

Уметь работать с учебником и другими источниками информации.

Выделять причинно-следственные связи, участвовать в полемике, делать отзыв на ответы одноклассников

Контрольная работа №2

Раздел IV. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья ( 4 ч. ).

66

Средневековый Китай

1

Распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин

Объяснять причины колониальных вторжений в Китай, крестьянских выступлений и гражданской смуты.

Раскрыть значение культуры Китая.

Подготовить сообщение

67

Индия: государство и культура.

1

Индийские княжества. Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империя Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы.

Раскрывать особенности политического устройства индийских княжеств до вторжения мусульман. Значение индийской культуры.

Выявлять последовательность событий.

Описание иллюстраций

68

Доколумбовы цивилизации Америки

1

Первые земледельческие культуры в северной америке. Государство, религия, общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее значимость

Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, майя, инков, религии и государственном устройстве.

Сравнивать политическое и общественное устройство

Заполнить таблицу

69

Средневековая Африка

1

Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правительницы Африки.

Перечислить первые государства тропической Африки. Рассказывать о государственном и социальном устройстве Африки.

Сравнивать государственное устройство и быт жителей Африки и Востока

Тестовые задания.

Раздел V. Культурное наследие Средневековья ( 1 ч. )

70

Культура и искусство Средних веков.

1

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве

Анализировать отдельные шедевры искусства и культуры

Составлять сообщение.

Подготовить сообщение



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28»

«Утверждено»

Педагогическим советом

протокол от  ______ 2011г.№ ____

Введено приказом от _____ 2011г. № _____

Директор школы

____________     __________

Подпись              Ахметянов И.Г.

Рабочая программа

                                                    по предмету « история »

для 6 класса

( 2 часа в неделю, 70 часов в  год )

                              Составитель: Нургалиева Альбина Фларисовна

Учитель истории и обществознания, без квалификационной категории

 

«Согласовано»

Заместитель директора________ _________ от_________2011г.

                                                      Гатауллина Г.Г.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от____2011г. №____

Руководитель МО _________________ от_________2011г.

                                        Зимина Н.Ю.

г. Набережные Челны

2011г.

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089).  

           Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МОиН РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008/2009 учебном году» от 08.08.2008 г. № 4978/8 и распределяется следующим образом: «История Средних веков. Конец V – XV вв.» (26 часов), «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (34 часа) и «История Татарстана с древнейших времен до середины XVI в.» (10 часов). Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

        Введены изменения и корректировки в тематическом планировании на основании письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 16.10.2009 года №7831/9, что в 2009-2010 учебном году преподавание предмета «История» осуществляется в качестве единого курса на основе примерных программ по истории, составленных в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (ФК 1 СОО). В школьной документации предмет оформляется как «История» независимо от ступени и уровня (базового или профильного) обучения

Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебники:

- Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков: учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007.;

- Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI в. : учеб. для 6 класса общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.;

- Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана: Учебное пособие для 6 класса общеобразоват. учреждений. – Казань: «Хэтер», 2004.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование).

Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность

Цель программы обучения:

 – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Задачи программы обучения:

- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде истории всемирной, России и родного края;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина, уделить при этом внимание истории мировой религии – христианства и ислама;

- приобщить школьников к ценностям национальной и гуманитарной культуры, воспитать стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

При изучении курса «История Средних веков» учащиеся овладевают следующими видами деятельности и умениями:

- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

- давать оценку отдельным явлениям культуры;

- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний ( на основе простого плана);

- составлять характеристику исторических деятелей;

- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

        В 6-ом классе изучается история Татарстана, охватывающая события ХIХ века. Среднее Поволжье развивалось в русле общероссийских тенденций. Вместе с тем в его истории есть и отличительные черты, обусловленные географическим положением, многонациональным составом и угнетенным положением нерусского населения. Изучаемый период национально-региональной истории важен для понимания процессов формирования татарской буржуазии, роста национального самосознания и национального движения. Материал по данному курсу изучается отдельным блоком после изучения истории России.

        В процессе изучения курса учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к прошлому как к способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму познания; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной самобытности.

        Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

        В программе дан перечень примерных умений, осваиваемых учащимися при изучении каждого подраздела тем курса, составленный на основе требований Обязательного минимума содержания основных образовательных программ к уровню подготовки выпускников.

        


Содержание программы учебного курса.

Раздел I. Введение в курс ( 3 ч. )

  1. Понятие «Средние века». Хронологические рамки. Введение в историю России.

Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества. Источники знаний об истории Средних веков. История России как часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Источники знаний о прошлом.

  1. Территория России в древности

Заселение Евразии. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни.

  1. На берегах Волги и Камы.

Родной край в древности. Народы на его территории, их занятие, общественное устройство.

Раздел II. Западная и Центральная Европа, Древнерусское государство и государства Азии в V – XIII вв. ( 25 ч. )

Глава I. Становление Средневековой Европы ( 6 ч. )

  1. Древние германцы и Римская империя. Великое переселение народов.

Кельты, германцы, славяне, тюрки. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах.

  1. Происхождение славян.

Праславяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования.

  1. Королевство франков, их  занятия и общественное устройство. Германская церковь в V – VIII вв.

Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого.

  1. Возникновение и распад империи Карла Великого. Политическая раздробленность.

Создание и распад империи Карла Великого.

  1. Образование государств в Западной Европе.

Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны.

  1. Культура Западной Европы в Раннее Средневековье. Роль христианства.

Представление о мире в Средние века. Королингское возрождение. Литература. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Глава II. Средневековое европейское общество ( 3 ч. )

  1. Сословное общество в Средневековой Европе. Феодализм.

Власть духовная и светская. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

  1. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община.

Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

  1. Средневековый город.

Формирование средневековых городов. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Глава III. Византийская Империя и арабский мир в VI – XII вв. Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы 1096 – 1291 гг ( 5 ч. )

  1. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.

Юстиниан и его правление.

  1. Возникновение Ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран халифата.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение Ислама. Мухаммед. Коран. Завоевательный войны арабов. Образование, литература, искусство, медицина.

  1. Римско-католическая церковь в Средневековье.

Образование двух ветвей христианства – православия и христианства. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

  1. Крестовые походы 1096 – 1291 гг.

Влияние крестовых походов на жизнь европейского общества. Католицизм, православие, ислам в эпоху Крестовых походов.

  1. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. Культурное наследие Византии.

Глава IV. Восточные славяне и Древнерусское государство (VI – начало XII вв.) ( 7 ч. )

  1. Восточные славяне накануне образования племен.

Союзы восточнославянских племен, занятия славян, общественный строй, предпосылки образования государства, соседская община, языческая культура.

  1. Образование государства Русь

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Рюрик, Синеус, Трувор.

  1. Русь в первой половине и середине X в.

Первые Рюриковичи, Русь и Византия. Понятия: наместник, полюдье, христианство.

  1. Правление Владимира Святославовича. Крещение Руси.

Владимир I и принятие христианства. Понятия: двоеверие, католичество, патриарх, православие.

  1. Правление Ярослава Мудрого и его сыновей.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

  1. Русское общество в XI в.

Складывание крупной земельной собственности, древнерусские города. Понятия: вотчина, гости, епископ, закупы, митрополит, монастырь, поземельная зависимость, рядовичи, феодал, феодализм, феодально-зависимое население.

  1. Русь в конце XI – начале XII вв.

Владимир Мономах, княжеские усобицы, международные связи Древней Руси, Распад Древнерусского государства. Понятия: крестовые походы, реформа, ростовщик.

Глава V. Древнетюркские государства. Волжская Булгария в X – начале XIII в. ( 4 ч. )

  1. Древние тюрки и ранние тюркские государства

Древнейшие предки тюркских народов, их расселение, образ жизни.

  1. Булгарское государство на Средней Волге

Волжская Булгария X-начала XIIIвв., хозяйственные и культурные достижения и их особенности, основные направления внешней политики.

  1. Города и культура Волжской Булгарии

Развитие городского ремесла, жизнь и быт горожан, культура Волжской Булгарии, главные тенденции её развития.

  1. Повторительно-обобщающий урок по теме «Европа,  Древнерусское государство и государства Азии в V – XIII вв.»

Основные даты, события и термины темы.

Раздел III. Государства Европы, Русские земли, монголы и татары в XII – XVI вв. ( 30 ч. )

Глава VI. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI – XV вв.) ( 8 ч. )

  1. Возникновение сословно-представительной монархии в европейских странах. Генеральные штаты во Франции

Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты.

  1. Особенности сословно-представительной монархии в Англии.

Нормандское завоевание Англии и его последствия. Генрих II  и его реформа. «Великая хартия вольностей». Английский парламент

  1. Кризис европейского сословного общества.

Крестьянские и городские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне

  1. Столетняя война: причины и итоги.

Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Итоги войны.

  1. Усиление Королевской власти в конце XV в во Франции и Англии. Война Алой и Белой Розы.

Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой Розы. Установление Сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства.

  1. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в XIV – XV вв. Раскол католической церкви.

  1. Священная Римская Империя германской нации. Германские государства в XIV – XV вв.

Германские государства в XII – XV вв. Расцвет Римских городов.

  1. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения.

Глава VII. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) ( 5 ч. )

  1. Распад государства Русь.

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Последствия раздробленности.

  1. Галицко-Волынское княжество.

географическое положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества.

  1. Господин Великий Новгород

географическое положение, хозяйство, политический строй Великого Новгорода. Термины: аристократия, республика, берестяные грамоты.

  1. Владимиро-Суздальская Русь.

географическое положение, хозяйство, политический строй Владимиро-Суздальской Руси. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.

  1. Культура Руси в домонгольское время. Идея единства русских земель в удельный период.

Языческая культура восточных славян. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Происхождение славянской письменности, зодчество, живопись, летопись. Нестор, «Повесть временных лет». Былины, архитектура, мозаика, фреска, «Слово о полку Игореве».

Глава VIII. Волжская Булгария и монгольские завоевания. Улус Джучи ( Золотая орда) в XIII – XV вв. ( 3 ч. )

  1. Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию

Столкновения булгар с монголами, героизм жителей Волжской Булгарии в борьбе с завоевателями.

  1. Золотая Орда периода расцвета

Хозяйство и культура Золотой Орды в первой пол. XIVв, её особенности и достижения, причины расцвета Золотой Орды.

  1. Распад Золотой Орды

Успехи булгар в развитии экономики и культуры, причины распада державы Тамерлана, рассказать об образовании новых государств.

Глава IX. Борьба русских княжеств с внешней агрессией в XIII в. ( 2 ч. )

  1. Монгольское нашествие.

Чингисхан, монгольские завоевания, походы Батыя на Русь. Золотая Орда и Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями.

  1. Борьба Руси с врагом на северо-западе.

Экспансия с Запада. Александр Невский, сражение на Неве и Ледовое побоище. Орден Меченосцев, Тевтонский орден.

Глава X. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.) ( 5 ч. )

  1. Ордынское иго

Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв.

  1. Начало возрождения Руси. Возвышение новых русских центров.

Борьба против ордынского ига. Восстановление хозяйства Руси. Города и их роль в объединении русских земель. Понятия: посад, посадские люди, починок.

  1. Возвышение Москвы

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы

  1. Куликовская битва

Куликовская битва, Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Подъем национального самосознания.

  1. Русь в конце XIV – первой половине XV вв.

Василий II. Грюнвальдская битва. Феодальная война

Глава XI. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI в. ( 3 ч. )

  1. Иван III – государь всея Руси.

Предпосылки образования Российского государства, Иван III, свержение ордынского ига.

  1. Русь между Востоком и Западом. Складывание  централизованного государства.

Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г., местничество. Понятия: церковный собор, бюрократия, дьяк, казна, местничество, самодержавие, приказ

  1. Хозяйство и люди

Традиционный характер экономики.

Глава XII. Русская культура второй половины XIII – XV вв. ( 2 ч. )

  1. Культура и быт X – начала XVI вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в народном творчестве, литературе. «Задонщина», Феофан Грек, Андрей Рублев.

  1. Русская православная церковь в XIV – начале XVI вв

Роль церкви в общественной жизни. Теория «Москва – третий Рим»

Глава XIII. Российское государство в XVI в. (  5 ч. )

  1. Развитие страны в XVI в. Начало правления Ивана IV.

Социально-экономическое положение Руси в XVI в. Иван IV Грозный, установление царской власти, реформы 50-60хх гг. Земский собор. Понятия: избранная рада, сословие, стрельцы, царь.

  1. Внешняя политика Ивана IV.

Расширение территории государства, присоединение Казанского и Астраханского ханств. Ливонская война.

  1. Внутренняя политика Ивана IV

Опричнина, сословно-представительная монархия. Понятия: слобода, неограниченная диктатура, земщина

  1. Последние годы грозного царя. Правление Федора Ивановича

Расширение территории государства (присоединения Западной Сибири), Ермак. Понятия: казаки, крепостное право, «Урочные лета»

  1. Новые явления в русской культуре XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. «Домострой»

Глава XIV. Казанское ханство в XIV – XVI вв. ( 4 ч. )

  1. Казанское ханство

История образования Казанского ханства, территорию и население.

  1. Хозяйство и культура Казанского ханства

Хозяйственные и культурные достижения жителей Казанского ханства, особенности средневековой национальной культуры.

  1. Падение Казанского ханства

Основная причина конфликтов между Московским государством и Казанских ханством.

  1. Повторительно-обобщающий урок по теме «Государства Европы, Русские земли, монголы и татары в XII – XVI вв.»

Основные даты, события и термины темы.

Раздел IV. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья ( 4 ч. ).

  1. Средневековый Китай

Распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин

  1. Индия: государство и культура.

Индийские княжества. Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империя Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы.

  1. Доколумбовы цивилизации Америки

Первые земледельческие культуры в северной америке. Государство, религия, общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее значимость

  1. Средневековая Африка

Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правительницы Африки.

Раздел V. Культурное наследие Средневековья ( 1 ч. )

  1. Культура и искусство Средних веков.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве


Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения истории ученик должен:

Знать / понимать

- основные этапы и ключевые события истории России и мира в V – начале XV вв., выдающихся деятелей;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития в рассматриваемый период;

- изученные виды исторических источников;

Уметь:

- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком;

- определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- показывать на исторической карте территории расселения народов, границ государств, города, места значительных исторических событий;

- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиями личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 28»

________       Ахметянов И.Г.

Календарно-тематическое планирование

Нургалиевой Альбины Фларисовны

По истории на 2011-2012 учебный год

План составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.)

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в нед.

Количество

Автор учебника,

год издания

Контр. Работ

Зачетов

Тестовых заданий

Лабор., практич.

Работ

Демонстрация

история

6

А,

Б,

В,

Г

70

2

2

-

8

-

-

Е.В.Агибалова, История сред. веков. - М.: Просвещение, 2007.;

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до кон.XVI в. – М.: Просвещение, 2009.;

Хузин Ф.Ш.,. История Татарстана – Казань: «Хэтер», 2004.

Методическая тема на 2011 / 2012 учебный год

Городская

Школьная

Учителя

Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования

Формирование коммуникативных, учебно-познавательных компетенций личности, усвоившей образовательный стандарт по ступеням обучения, на основе электронных образовательных ресурсов и компетентносно-ориентированных заданий в условиях введения новых стандартов.

Развитие речевой деятельности на уроках истории и обществознания.

РАССМОТРЕНО

На заседании МО

Протокол от _______  2011 г. № ____

Руководитель МО                   Зимина Н.Г.

Дата«_____» _______ 2011 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

__________ Г.Г.Гатауллина

Дата«_____» _______ 2011 г.

График контрольных, практических, лабораторных работ.

Контрольная, практическая, лабораторная работа

Дата

Урок повторения по теме «Европа,  Древнерусское государство и государства Азии в V – XIII вв.».

Контрольная работа №1

Урок повторения по теме «Государства Европы, Русские земли, монголы и татары в XII – XVI вв.».

Контрольная работа №1


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценки устного ответа на уроках истории.

* Оценка «пять» - раскрытие  материала полное, дополнения не требуется.

*  Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности.

*  Оценка «три» - в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки.

*  Оценка «два» - главное содержание фактического материала  по вопросу не воспроизведено.

Оценки письменного ответа на уроках истории.

* Оценка «пять» -  задания выполнены на 95 – 100 %

*  Оценка «четыре» - задания выполнены на 75 – 94 %

*  Оценка «три» - задания выполнены на  –50- 74%

*  Оценка «два» - задания выполнены на 49 %

        Критерии и нормы оценки выполнения тестовых заданий

Число заданий в тесте

Оценка

«2»

«3»

«4»

«5»

5

3 и менее

3

4

5

6

3 и менее

3

5

6

7

4 и менее

5

6

7

8

5 и менее

6

7

8

9

5 и менее

6

7, 8

9

10

6 и менее

7

8

9, 10

11

6 и менее

7, 8

9

10, 11

12

7 и менее

8

9, 10

11, 12

13

8 и менее

9, 10

11, 12

13

14

9 и менее

10, 11

12, 13

14

15-16

9 и менее

10

11, 12, 13

14, 15, 16

18

11 и менее

12, 13

14, 15, 16

17, 18

24

15 и менее

16, 17, 18

19, 20, 21

22, 23, 24

30

19 и менее

20, 21, 22, 23

24, 25, 26, 27

28, 29, 30

- за выполнение тестовых заданий на 85-100 % ставится оценка «5»

- за выполнение тестовых заданий на 75-84 % ставится оценка «4»

- за выполнение тестовых заданий на 66-74 % ставится оценка «3»

- за выполнение тестовых заданий менее 66 % ставится оценка «2»


Литература и средства обучения, в том числе электронные образовательные ресурсы

- Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Агибаловой и Г.М.Донского / авт. Е.В.Крючкова. – М.: Просвещение, 2007.

- Максимов И.И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.

- Соколова Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику А.Н.Сахарова

- А.М.Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана для учащихся 6-9 классов средней школы.– Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭтер», 2003.;

- Аминов А.М. История татарского народа и Татарстана: схемы, таблицы, тесты. Древность и средневековье.– Казань, Магариф, 2000.;

- Хрестоматия по истории Татарстана: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. в 2-х кн.–кн.1/под ред. В.И.Пискарева.–Казань: Тарих, 2003.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

ктп составлен в соответствии с образовательным  Стандартом...

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)

Календарно-тематический план по биологии 9 класс (по учебнику Сонина)...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС ПО УЧЕБНИКУ Б. А.ЛАНИНА

Календарно-тематический план по литературе по ФГОС по учебнику Б.А.Ланина рассчитан на 102 часа, для 9 класса ....

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А.

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А. Задание 1.Предлагается изучить иллюстрации «Средневековые ремесленники...

Календарно-тематическое планирование истории 6 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. История средних веков 6 класс Агибалова Е. В.. Донской Г. М.

Календарно-тематическое планирование (примерное)  истории 6 класс. Учебник История России 6 класс в 2-х частях, под ред. А. В. торкунова. Издательство "Просвещение"; История средних век...