Программа курса внеурочной деятельности "Экология общения", 7 класс.
рабочая программа по экологии (7 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология общения", 7 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
МБОУ «СОШ № 39 г. Челябинска»
Программа курса внеурочной деятельности
« Экология общения»
(Экологическое направление)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Учитель первой
квалификационной категории
Пылина Т.А.
Челябинск
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 стр. |
2. | Общая характеристика курса внеурочной деятельности | 4 стр. |
3. | Цель и планируемые результаты освоения программы | 4 стр. |
4. | Тематический план | 8 стр. |
5. | Календарный учебный график | 8 стр. |
6 | Содержание курса | 8 стр. |
7. | Календарно – тематическое планирование | 10 стр. |
8. | Оценочные методики | 13 стр |
9. | Методическое, материально – техническое обеспечение курса | 16 стр. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Экология общения» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание экологического образования предусматривает формирование научного знания об экологических связях в окружающем мире, их противоречиях; экологических рисках и способах их контроля; этических и правовых нормах экологической безопасности; историческом опыте экологической культуры разных народов; правилах экологически сообразного здорового образа жизни; экологической составляющей разных фрагментов культуры человечества.
Деятельностным средством формирования у обучающихся экологической грамотности
и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, рефлексивно-оценочных действий по определению личностного смысла ценностей природы, здоровья, экологической безопасности; способов экологически ориентированной проектной деятельности; готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход преемственно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально - проектных ситуациях с экологической и здоровье сберегающей тематикой.
В основной школе на базе формируемых универсальных учебных действий осваивается экосистемная познавательная модель и экологически направленная рефлексивно-оценочная деятельность. Накапливается опыт проектирования экологически безопасной среды жизни; учебного и социального позиционирования в жизненных экологических ситуациях в качестве гражданина, представителя местного сообщества, потребителя, члена семьи. Формируется опыт решения противоречий экологического сознания подросткового возраста. Ведущие источники отбора содержания – наука, технология, экологическое право, экологическая этика, экологическая культура разных социальных групп, отдельных личностей. Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационно-коммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация.
Формируемые ценности:
гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность;
устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнерство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России.
Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа. В 7 классе внеурочная деятельность имеет свою специфику, обусловленную возрастными психологическими особенностями обучающихся в связи с освоением ими новой ведущей деятельности – общения.
Программа направлена на формирование опыта применения экосистемной познавательной модели к общению человека с природой и людьми; развитие коммуникативных и регулятивных умений работы в команде, ненасильственного общения, экологического просвещения; общения по интересующих подростков вопросам экологии, здоровья, безопасности; формирование ценностного отношения к биологической и культурной информации как к условию устойчивого развития общества и природы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12-13 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 год.
- Количество часов - 1 учебных час в неделю
Программа имеет следующую структуру:
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Цель и планируемые результаты освоения программы
Тематический план
Календарный учебный график
Содержание курса
Календарно – тематическое планирование
Условия реализации программы
Критерии оценивания результатов курса
Методическое, материально – техническое обеспечение курса
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому образованию для 7 классов составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Экология общения. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа опирается на программу развития универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов и курсов, программу воспитания и социализации обучающихся.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; действовать предусмотрительно; осознанно придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; вести работу по экологическому просвещению; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
При разработке рабочей программ учитывалось, что образовательные программы по жизненно важным вопросам экологической безопасности и здоровья являются мощным инструментом воздействия на поведение детей и молодёжи. Реализация программ не должна приводить к повышению интереса обучающихся к опасным формам поведения, порождению экофобий и оборонительного поведения, закреплению недостоверной информации и другим негативным последствиям. Рабочая программа учитывает специфические особенности тех целевых групп, для которых они предназначаются, включая этнические, социально-экономические, гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также жизненный опыт и уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сферы обучающихся.
3.ЦЕЛЬ И ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование опыта применения экосистемной познавательной модели и рефлексивно-оценочных умений для освоения навыков экологически безопасной жизнедеятельности в условиях информационных рисков; развития мотивации к сохранению уникальной генетической и этнокультурной информации как условия устойчивого развития общества и природы; повышению собственной готовности к действиям в команде по распространению ценной экологической информации среди населения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные предусматривают умения:
- формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения;
- рефлексировать личный опыт общения, проводить его самооценку;
- согласовывать цели совместных дел, работы в команде со своими собственными интересами;
- высказывать личную точку зрения.
Метапредметными результатами являются умения:
- приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;
- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать её;
— собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;
— называть существенные признаки дискуссии, составлять её сценарий и организовывать её; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;
— применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок-манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по её существенным признакам;
— представлять информацию в виде тезисов; выступать тезисно;
— рефлексировать опыт досугового и проблемно-ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья;
— называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог; называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл); перечислять правила спора и обосновывать их целесообразность; называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него; применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;
— перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта; проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.
Предметные результаты являются представления:
- -о предмете изучения экологии человека; связи современных экологических проблем человека с быстрым изменением его природного и социального окружения; об информации как новом экологическом факторе жизни современного человека; экологических проблемах снижения биологического и культурного разнообразия на планете; экологических проблемах общения с природой и людьми;
а также умения:
- высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения, их влияния на здоровье человека;
- устанавливать причинно-следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием, разнообразием этнокультур и выживанием человечества;
приводить примеры сохранения биологического разнообразия, возрождения культуры коренных народов своей местности;
- обосновывать значение общения с природой для телесного и психического здоровья человека;
- использовать данные науки, культурно-исторические материалы и художественные произведения при обосновании роли общения для полноценного развития человека;
- перечислять технические средства связи, способы их безопасного использования;
- называть способы организации экологически безопасной видео- и аудиосреды;
- приводить мнения разных специалистов (психологов, медиков, историков, священнослужителей, представителей правоохранительных органов) о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека;
- называть способы распознавания информационного терроризма и защиты от него;
- в ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений;
- называть существенные признаки мягкого управления и применять его при работе в команде для выполнения экологического проекта;
называть цели экологического просвещения, его принципы и формы; участвовать в эколого-просветительском проекте.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем программы | Всего часов | В том числе | ||
Лекционные занятия | Практические занятий | Прочие виды учебных занятий | |||
1. | Введение | 3 ч. | 1 | 2 | |
2. | Информация как экологический фактор | 9 ч | 5 | 3 | 1 |
3. | Экологическая безопасность в информационной среде | 9 ч | 6 | 3 | |
4 | Работаем в команде | 9 ч | 5 | 4 | |
5 | Учусь экологическому просвещению | 4 ч. | 3 | 1 | |
Итого | 34 | 20 | 13 | 1 |
5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Программа реализуется в соответствии с утвержденным расписанием в течение учебного года.
Продолжительность одного занятия – 40 минут.
6. Содержание учебного предмета.
(34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Введение, 3 часа
Экология человека. Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Химические, физические, биологические и информационные экологические факторы. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни современного человека, форм и способов его общения. Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения.
Клуб как форма общения по интересам. Цели и задачи клуба «Экология общения». Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Практикум «Безопасно ли я пользуюсь информацией?».
Почтовый ящик «Моё информационное окружение: нужен совет».
Раздел 2. Информация как экологический фактор, 9 часов
Природная информация как среда жизни человека. Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании. Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов. Формы сохранения ценной биологической информации. Генно-инженерная модификация растений и животных как проблема биологической этики. Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение как факторы, снижающие генетическое здоровье человека. Общение с природой, его формы. Роль восприятия природных форм, звуков, цвета, запахов, поверхностей природных объектов для телесного и психического здоровья человека. Ценность природной среды в культуре народов России.
Социальная информация как среда жизни человека. Культура как источник информации о способах рационального природопользования. Роль этнокультурного многообразия для становления экологической культуры общества устойчивого развития. Формы сохранения ценной культурной информации. Нарастающий дефицит этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема. Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития. Ценность человеческого общения в культуре народов России. Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения. Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения общей точки зрения.
Формы организации внеурочной деятельности: Заседания дискуссионного клуба.
Работа в библиотеке, Интернете. Выписки с библиографическими ссылками.
Дискуссии «Человек или Маугли: роль среды», «Как сохранить биологическое и культурное разнообразие?».
Эссе на тему «Общение в моей жизни».
Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде, 9 часов
Экологическая безопасность технических средств связи. Экологические риски технических средств связи. Способы безопасного пользования техническими средствами связи. Тезисная форма представления информации.
Безопасность видеосреды и аудиосреды человека. Опасность гомогенных и агрессивных пространств. Их примеры. Видеоэкология. Опасности звуковой среды. Шумы и вибрации. Способы организации безопасной видео- и аудиосреды человека.
Защита от психологических манипуляций. Примеры манипулятивного воздействия. Уловки-манипуляции. Способы их нейтрализации. Нейтрализация логических ошибок. Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. Примеры информационного терроризма. Способы его распознавания и защиты от него.
Способы противостояния опасным предложениям при общении. Досуговое общение подростков о проблемах курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. Формы предложения курения, алкоголя, наркотиков, ранних интимных отношений. Формы и способы отказа. Язык — основа культурной среды человека. Противостояние сквернословию. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. Личная позиция в дискуссии.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Работа в библиотеке, Интернете.
Тезисы «Экологическая безопасность в информационной среде».
Экологическая гостиная как форма досугового общения.
Практикум по распознаванию опасной информации и способам её избегания или нейтрализации.
Дискуссия «Опасно ли сквернословие?».
Ролевая игра «Как отказаться от опасного общения?».
Киноклуб: документальные фильмы о вреде курения, алкоголя, наркотиков.
Раздел 4. Работаем в команде, 9 часов
Социальное партнёрство как условие устойчивого развития общества. Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы. Роль социального партнёрства в их реализации. Ненасильственное общение. Диалог. Компромисс и уступка. Конструктивная критика. Искусство спора. Аргументация. Избегание конфликтов. Выход из конфликта.
Способы организации работы в команде. Мягкое управление. Принцип обратной связи как сущность мягкого управления. Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологических проблем. Принципы работы команды. Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели.
Формы организации внеурочной деятельности:
Заседания дискуссионного клуба.
Тренинг ненасильственного общения.
Ролевые игры «Ведём диалог», «Искусство спора», «Как выйти из конфликта».
Групповой проект на одну из экологических тем (по выбору).
Раздел 5. Учусь экологическому просвещению, 4 часа
Экологическое просвещение. Цели, принципы, формы (буклет, брошюра, информационный листок, газета, агитационное выступление). Учёт возрастных особенностей аудитории, её интересов.
Эколого-просветительский проект. Требования к проекту. Доказательность (установление истинности или ложности тезиса), структура доказательства. Убедительность (обоснование целесообразности принятия истинного тезиса с использованием психологических средств). Экспертиза проекта.
Формы организации внеурочной деятельности: Заседания дискуссионного клуба.
Просветительские проекты на экологическую тематику.
Экологическая экспертиза ( экологическая реклама).
Заключительное заседание дискуссионного клуба, подведение итогов. Выпуск бюллетеня «Наше информационное окружение: даём советы».
7. Календарно-тематическое планирование
1 час в неделю (всего 34 часов в год)
№ п/п | Наименование раздела и темы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Плановые сроки прохождения | Использование ЦОР |
Раздел 1. Введение (3 часа) | ||||
1 | Что изучает экология человека. Человек в природном и социальном окружении. Экологические проблемы изменения информационной среды жизни. | Называть предмет изучения экологии человека. Перечислять экологические проблемы человека, связанные с быстрым изменением его природного и социального окружения. Перечислять группы экологических факторов жизни человека. Высказывать суждения о характере изменения информационной среды жизни человека, форм и способов его общения. Давать им оценку с точки зрения экологической безопасности. Согласовывать цели и задачи клуба со своими интересами. Представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее. Делиться позитивным опытом общения. Формулировать личные учебные задачи по освоению модели успешного общения. | http://resh,edu.ru | |
2 | Экосистемная познавательная модель как средство выявления экологических рисков информационного окружения. | http://interneturok,ru | ||
3 | Цели и задачи клуба «Экология общения». Модель успешного общения современного человека. Задачи личностного роста. | http://interneturok,ru | ||
Раздел 2. Информация как экологический фактор (9 часов) | ||||
4 | Роль биологического разнообразия в сохранении среды жизни человека, его выживании. | Устанавливать причинно – следственные связи между разнообразием генетической информации, биоразнообразием и выживанием человечества. Приводить примеры способов сохранения генетической информации вымирающих видов растений и животных. Доказывать необходимость сохранения малых народов планеты для предотвращения ухудшения генофонда человека как биологического вида. Собирать информацию о влиянии курения, алкоголя, наркотических веществ на генетическое здоровье человека. Обосновывать значение общения с природой для телесного и психического здоровья человека. Высказывать суждения о роли общения с природой в собственной жизни. Приводить примеры информации о способах рационального природопользования в культуре местных народов. Приводить примеры сохранения и возрождения культуры коренных народов своей местности. Обосновывать роль общения для полноценного развития человека. Перечислять формы общения. Называть существенные признаки дискуссии как публичного обсуждения разных точек зрения на проблему с целью поиска общей позиции. Называть требования к организации дискуссии. Составлять сценарий дискуссии и организовывать ее. | http://resh,edu.ru | |
5 | Экологические последствия утраты генетической информации при вымирании биологических видов, формы ее сохранения. | http://interneturok,ru | ||
6 | Задача сохранения генетической информации малых народов. Алкоголизм, курение, наркомания как факторы, снижающие уровень генетического здоровья человека. | |||
7 | Общение с природой, его формы. Ценность природной среды в культуре народов России. | http://resh,edu.ru | ||
8 | Культура как источник информации о способах рационального природопользования. | http://interneturok,ru | ||
9 | Формы сохранения ценной культурной информации. Уменьшение этнокультурной информации как глобальная экологическая проблема. | http://resh,edu.ru | ||
10 | Общение человека с людьми как необходимое условие его полноценного развития. | http://interneturok,ru | ||
11 | Ценность коммуникативных умений для современного человека. Формы общения. | http://resh,edu.ru | ||
12 | Дискуссия как форма обсуждения спорных вопросов для достижения взаимоприемлемого решения. | http://interneturok,ru | ||
Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде (9 часов) | ||||
13 | Экологическая безопасность технических средств связи. | Перечислять технические средства связи, представлять информацию об их влиянии на здоровье человека, о способах безопасного пользования техническими средствами связи. Обобщать информацию о влиянии шума и вибрации на организм человека. Приводить примеры манипулятивного воздействия. Применять способы его нейтрализации. Распознавать уловки – манипуляции в рекламе. Приводить примеры информационного терроризма. Обосновывать его угрозу для безопасности государства, общества, свободного доступа к объективной информации. Объяснять роль языка в жизни человека. Приводить мнения разных специалистов о негативном влиянии сквернословия на психическое и духовное здоровье человека. В дискуссии отстаивать свою точку зрения на проблему сквернословия в обществе. Рефлексировать опыт досугового общения по волнующим проблемам курения, употребления алкоголя, наркотических веществ. В ролевой игре применять способы отказа от предложений курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений. | http://resh,edu.ru | |
14 | Безопасность видеосреды и аудиосреды человека. | http://interneturok,ru | ||
15 | Примеры манипулятивного воздействия и способы его нейтрализации. | http://resh,edu.ru | ||
16 | Способы распознавания недостоверной информации в рекламе. | http://interneturok,ru | ||
17 | Способы распознавания информационного терроризма и защита от него. | http://resh,edu.ru | ||
18 | Язык – основа культурной среды человека. Сквернословие как агрессия против психического и духовного здоровья человека. | http://interneturok,ru | ||
19 | Личная позиция в дискуссии. | http://resh,edu.ru | ||
20 | Способы противостояния опасным предложениям при общении. | http://interneturok,ru | ||
21 | Формы предложения курения, алкоголя, наркотиков, интимных отношений. Формы и способы отказа. | http://resh,edu.ru | ||
Раздел 4. Работаем в команде (9 часов) | ||||
22 | Социальное партнерство как условие устойчивого развитие общества. | Применять знания, полученные на учебных предметах, информацию из СМИ и телевизионных передач, личный опыт для обоснования необходимости социального партнерства для решения экологических проблем. Называть существенные признаки ненасильственного общения, диалога, компромисса и уступки. Приводить их примеры в жизненных ситуациях. Называть существенные различия конструктивной критики и конфликта. Перечислять способы аргументации: рассуждение, научное доказательство, ссылка на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл. Применять правила спора в модельных ситуациях. Называть способы предупреждения конфликта и выхода из него. Называть существенные признаки мягкого управления, принципа обратной связи. Приводить примеры мягкого управления для предупреждения и решения экологических проблем. Называть принципы работы в команде. Применять принципы работы в команде при выполнении проекта на экологическую тему. | http://resh,edu.ru | |
23 | Ненасильственное общение. Диалог. | http://interneturok,ru | ||
24 | Компромисс и уступка. Конструктивная критика. | http://resh,edu.ru | ||
25 | Искусство спора. Аргументация. | http://interneturok,ru | ||
26 | Избегание конфликтов. Выход из конфликта. | http://resh,edu.ru | ||
27 | Мягкое управление. Принцип обратной связи как сущность мягкого управления. | http://interneturok,ru | ||
28 | Роль мягкого управления в предупреждении и решении экологических проблем. | http://resh,edu.ru | ||
29 | Принципы работы команды. | http://interneturok,ru | ||
30 | Сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели. | http://resh,edu.ru | ||
http://interneturok,ru | ||||
31 | Цели, принципы, формы экологического просвещения. | Называть цели экологического просвещения, его принципы и формы. Приводить примеры учета возрастных особенностей аудитории и ее интересов в просветительской работе. Перечислять социальные требования к просветительскому проекту. Называть существенные отличия доказательства и убеждения. Придавать просветительскому проекту доказательность и убедительность. Определять условия реализации проекта. Проводить оценку соответствия проекта требованиям к нему, организовывать общественную экспертизу. | ||
32 | Экологическое просвещение. Учет возрастных особенностей аудитории, ее интересов. | http://interneturok,ru | ||
33 | Социальные требования к просветительскому проекту. Доказательность. Убедительность. | http://resh,edu.ru | ||
34 | Экспертиза проекта. Защита проекта. | http://interneturok,ru |
8. Оценочные методики
Раздел 1. Ведение
Учебные и практические задачи | Форма представления результатов | Критерии оценивания результата (действия ученика) | Баллы |
Составлять схему действия экологических факторов на человека | Схема | Указывает группы экологических факторов (физические, химические, биологические, информационные), действующих на человека, их источники (природные и социальные), вклад разных наук в их изучение | 1-3 |
Устанавливать причинно- следственные связи между изменением информационной среды жизни человека и его позитивными и негативными последствиями | Материалы анонимного почтового ящика «Моё информационное окружение: нужен совет». Таблица | Называет, в чём проявляются изменения информационной среды жизни человека. Прослеживает их последствия для жизни человека, удовлетворения его потребностей в здоровье, безопасности, материальном благополучии, познании, общении, творчестве и т. д. | 1-3 |
Представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности действий | Инструкция по применению экосистемной познавательной модели | Представляет последовательность действий, входящих в экосистемную познавательную модель, на примере изучения системы «человек - информация». Обосновывает их связь между собой. Приводит примеры | 1-3 |
Графически представлять и обосновывать модель успешного и безопасного общения человека и формулировать личные учебные задачи по формированию коммуникативных умений | Записи по итогам выполненного практикума «Безопасно ли я пользуюсь информацией?». Графическое изображение модели успешного общения | Графически представляет модель успешного и безопасного общения. Обосновывает необходимость всех её блоков и элементов. Проводит самооценку уровня информационной безопасности. Формулирет конкрет- ную(ые) учебную(ые) задачу(и) на год | 1-3 |
Раздел 2. Информация как экологический фактор
Учебные и практические задачи | Форма представления результатов | Критерии оценивания результата (действия ученика) | Баллы |
Находить и фиксировать информацию о способах сохранения и возрождения культуры коренных народов; сохранения и восстановления биоразнообразия в своей местности | Выписки с библиографическими ссылками | Приводит примеры способов сохранения и возрождения культуры коренных народов; сохранения биоразнообразия в своей местности с библиографическими ссылками | 1-6 |
Составлять сценарий и организовывать дискуссию по актуальным проблемам сохранения биологического и культурного разнообразия, рефлексировать возможность личного вклада | Сценарий дискуссии. Рефлексивные записи по результатам дискуссии | Называет существенные признаки дискуссии; требования к её организации. Выявляет причинно-следственные связи между сохранением биологического и культурного разнообразия и выживанием человечества в XXI в. Приводит примеры доступных для каждого человека форм участия в сохранении биологического и культурного разнообразия своей местности | 1-6 |
Формулировать личное мнение о роли общения как источника информации о людях, природе, культуре для развития и здоровья человека; аргументировать своё мнение, используя данные науки, истории, художественных произведений | Рефлексивный лист по итогам заседания киноклуба. Записи по итогам выполненного практикума. Эссе на тему «Общение в моей жизни» | В эссе формулирует личное мнение о роли общения в жизни человека; аргументирует своё мнение на основе данных науки, истории, художественных произведений; перечисляет формы общения; критически оценивает их место в своей жизни; по итогам практических работ делает вывод о роли в своей жизни умения общаться с людьми и природой | 1-6 |
Раздел 3. Экологическая безопасность в информационной среде
Учебные и практические задачи | Форма представления результатов | Критерии оценивания результата (действия ученика) | Баллы |
Тезисно представлять информацию о способах безопасного пользования техническими средствами связи | Тезисы (письменно) | Формулирует в тезисной форме представления о многообразии технических средств связи, их влиянии на здоровье человека, способах безопасного использования | 1-5 |
Тезисно представлять информацию о способах организации экологически безопасной видео- и аудиосреды | Тезисы выступлений в экологической гостиной | Представляет в тезисной форме информацию об экологических опасностях видео- и аудиосреды, способах их устранения, нейтрализации или избегания. Выстраивает на основе тезисов речевые высказывания | 1-5 |
Распознавать информационную опасность (психологических манипуляций, недостоверной информации, информационного терроризма) и обосновывать способы защиты от неё | Протоколы практических занятий | Называет примеры уловок-манипуляций, способы их нейтрализации. Описывает и оценивает личный опыт обеспечения информационно-психологической безопасности | 1-5 |
Представлять личную позицию по проблемам вредных привычек, сквернословия | Рефлексивный лист по итогам заседания киноклуба. Эссе по итогам дискуссии и ролевых игр | Высказывает личное мнение о влиянии вредных привычек, сквернословия на здоровье и безопасность человека. Аргументирует мнение с использованием данных специалистов (психологов, медиков, историков, священнослужителей, представителей правоохранительных органов). Называет способы отказа. Доказывает особую опасность вредных привычек в условиях экологического неблагополучия | 1-5 |
Раздел 4. Работаем в команде
Учебные и практические задачи | Форма представления результатов | Критерии оценивания результата (действия ученика) | Баллы |
Применять в ролевой игре правила общения в команде | Самоанализ по итогам ролевой игры | В самоанализе разбирает конкретные случаи применения в ходе ролевой игры правил спора, аргументации, конструктивной критики, предупреждения развития конфликта или конструктивного выхода из него | 1-10 |
Выполнять проект на экологическую тему, организуя работу команды | Рефлексивный лист по итогам заседания киноклуба. Проектная документация. Самоанализ результатов тренинга ненасильственного общения; процесса выполнения проекта | В самоанализе обосновывает применение в процессе выполнения проекта принципов командной организации работы. Критически оценивает групповой и личный опыт сотрудничества в команде; готовность к партнёрским отношениям, применению принципов мягкого управления, толерантности | 1-10 |
Раздел 5. Учусь экологическому просвещению
Учебные и практические задачи | Форма представления результатов | Критерии оценивания результата (действия ученика) | Баллы |
Критически анализировать образцы экологического просвещения, аргументировать свои суждения | Экспертные заключения по просветительским кинороликам, экологической рекламе | Делает вывод о качестве эколога-просветительской продукции на основе её соответствия социальным требованиям (цели, принципы, формы, учёт адресата) | 1-10 |
Критически анализировать результат выполнения просветительского проекта на экологическую тему | Просветительский проект на экологическую тему. Экспертиза проекта | Перечисляет социальные требования к просветительскому проекту и оценивает степень их реализации. Обосновывает доказательность и убедительность содержания проекта. Определяет условия реализации проекта. Соотносит самооценку проекта с его внешней оценкой | 1-10 |
Обобщать личные результаты работы в дискуссионном клубе, оценивать личные успехи в освоении модели успешного и безопасного общения | Комментарии к модели успешного и безопасного общения. Заключительное заседание дискуссионного клуба, подведение итогов в виде бюллетеня | На основе личных результатов работы в дискуссионном клубе, информации учителя о работе почтового ящика (характер вопросов, их количество) графически представляет модель успешного и безопасного общения с внесением в неё необходимых правок. Комментирует их. Формулирует итоги работы в виде выпуска школьного (классного) бюллетеня «Наше информационное окружение: даём советы» | 1-10 |
Максимальное количество баллов по всем разделам курса – 100.
Низкий уровень освоения курса до 30 баллов, достаточный уровень 30-70, высокий от 70 баллов.
9. Методическое, материально – техническое обеспечение курса
1. Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. Программа внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5, 6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: М.: «Просвещение», 2012 г.
2.Чернова Н.М. Экология 10(11)кл.: учеб. для общеобразовательныхучреждений.М.: Дрофа, 2012.
3.Кавтарадзе Д.Н. Экологические игры/ Д.Н. Кавтарадзе. - М.,1998.
4.Криксунов Е.А. Экология: 9кл./ Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник, А.П.Сидорин.-М.: Дрофа,1995.
5.Пасечник В.В. Экология: 9кл./ В.В.Пасечник .-М.:Дрофа,1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 класс
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»...

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 класс
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»
Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс
Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...