Программа курса "Экология моего края"
методическая разработка по экологии (8 класс)

Ольга Николаевна Поступинская

Программа содержит тематическое планирование занятий, цели и планируемые результаты освоения содержания курса "Экология моего края". Курс расчитан на 1 год, для обучающихся 13-15 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_ekologiya_moego_kraya.docx84.44 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области‌‌

Комитет по образованию Администрации Черлакского муниципального района‌

МБОУ "Елизаветинская СОШ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

 «Экология моего края»

                                                                                        Автор программы:

                                                                                        О.Н. Поступинская,

преподаватель высшей категории

2024

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

5

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

12

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

14

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Экология моего края

1.1. Область применения программы

Рабочая программа является частью курса внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций.

1.2. Место курса: относится к дополнительным дисциплинам естественно-научного направления.

1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения курса:

Содержание рабочей программы «Экология моего края» направлено на достижения следующих целей:

  1. получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
  2. овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
  4. воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  5. использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

Освоение содержания курса «Экология моего края » обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

- личностных:

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

- метапредметных:

- организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

- предметных:

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ курса

2.1. Объем курса и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:     практические занятия

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

17

в том числе:

  • подготовка сообщений, докладов презентаций;
  • поиск в Интернете и оформление заданной информации в рамках изучаемой дисциплины;
  • работа с нормативными документами;
  • подготовка отчетов.

2.2. Тематический план и содержание курса  «Экология моего края»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студента

Объем часов

Характеристика основных видов деятельности

1

2

3

4

 Введение

Содержание учебного материала

Уровень освоения

1

Определение роли экологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе

Объект изучения экологии – живая природа. Методы познания  живой природы. Предмет изучения курса, цели и задачи курса. Роль дисциплины в формировании современной естественно - научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к природным объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охрана.

1

Тематика учебных занятий

Вводный урок

1. Экология как научная дисциплина (ролевая игра).

1

Раздел № 1 Природные особенности родного края.

10

Тема 1. 1. Эколого-географическая характеристика родного края

Содержание учебного материала

Уровень освоения

2

Ознакомление с эколого-географическими особенностями родного края. Умение самостоятельно определять природные и экологические особенности малой родины

Географическое положение области, её крайние точки, площадь, протяженность границ.

2

Тематика учебных занятий

1

1. Природно-географические особенности Омской области (занятие-путешествие). 

1

Самостоятельная работа студентов

мини-эссе, стихи «Природные особенности моей малой родины»

1

Тема 1. 2. Природные особенности окружающей среды родного края

Содержание учебного материала

Уровень освоения

4

Умение проводить сравнение природных условий окружающей среды. Получение представления о природных комплексах родного края.

Формирование климата и природных условий.

Природные комплексы родного края.

2

Тематика учебных занятий

2

1. Природные условия окружающей среды родного края (семинар-практикум).

2.Природные зоны Омской области (путешествие по природным зонам)

1

1

Самостоятельная работа студентов

Определение по карте географического положения Омской области, координат крайних точек, протяженности, заполнение контурной карты. 

2

Тема 1. 3. Природные ресурсы Омской области. 

Содержание учебного материала

Уровень освоения

4

Получение представления о видах природных ресурсов, пространственном размещении природных ресурсов в Омской области, их использовании. Формирование представлений о рациональном природопользовании в регионе.

Минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика.

2

Тематика учебных занятий

2

1. Рациональное использование природных ресурсов родного края (экодискуссия).

Практическая работа: составление картосхемы «Природные ресурсы родного края»

1

1

Самостоятельная работа студентов:

подготовить сообщение по теме «Проблемы освоения и комплексного использования природно - ресурсного потенциала родного края»

2

Раздел № 2. Экологическое состояние окружающей среды родного края.

19

Тема 2.1.. Загрязнения и загрязнители воздуха.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

2

Овладение знаниями об основных источниках техногенного воздействия на атмосферу. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации.

Умение самостоятельно определять степень воздействия загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха.

Загрязнение химическими веществами. 

Шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления.

2

Тематика учебных занятий

2

1. Экологическое состояние атмосферы (круглый стол)

2

Тема 2.2.

Охрана атмосферы.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

4

Умение самостоятельно находить и отбирать нужную информацию по нормативному обеспечению деятельности в области охраны атмосферного воздуха. 

Нормативное обеспечение деятельности в области охраны атмосферного воздуха. 

2

Тематика учебных занятий

2

1. Охрана атмосферного воздуха в городской и сельской местности (семинар).

2. Практикум «Определение запыленности и загазованности воздуха на местности»

1

1

Самостоятельная работа студентов:

Работа с нормативными документами

2

Тема 2.3.

Экологическое состояние объектов гидросферы Омской области

Содержание учебного материала

Уровень освоения

4

Ознакомление с водными объектами родного края.

Развитие умения правильно определять экологическое состояние водоёмов родного края, в том числе главной водной артерии региона – реки Иртыш, выявлять источники их загрязнения  

1.Водные экосистемы родного края: реки, озера, подземные воды, болота.

2

2.Состояние и загрязнение реки Иртыш и её притоков. Источники загрязнения. Пути решения экологических проблем Иртыша.

2

Тематика учебных занятий

2

1.Экологическое состояние водоёмов Омска и Омской области (блиц-викторина).

Практические работы:

Определение источников загрязнения водных экосистем родного края.

1

1

Самостоятельная работа студентов:

Выявление и описание экологического состояния водных объектов своей малой родины (реферат или мини-эссе).

2

Тема 2.4. Охрана водных экосистем родного края.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

4

Умение характеризовать качество водных экосистем. Умение самостоятельно находить и отбирать нужную информацию по нормативному обеспечению деятельности в области охраны водных экосистем родного края.

Нормирование качества водных экосистем, их охрана. Рациональное использование водных ресурсов.

2

Тематика учебных занятий

2

1.Природоохранная деятельность водоёмов родного края (урок- экскурсия, изучения и первичного закрепления новых знаний)

2

Самостоятельная работа студентов:

уникальные водные экосистемы родного края, их характеристика (составление доклада или презентации).

2

Тема 2.5.

Экологическое состояние почв.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

5

Получение представления о типах почв родного края, их использовании, причинах загрязнения почвы и деградации земель в районах Омской области.

Развитие умения правильно формировать доказательства антропогенного воздействия на почвы.

Типы почв, структура земельных угодий, их характеристика. Использование почвенного покрова в регионе. Рациональное использование земельных ресурсов родного края.

2

2

4

Классификация загрязнителей почв. Деградация земель.

Тематика учебных занятий

1.Антропогенное воздействие на почвы (урок контроля, оценки и коррекции знаний).

2. Изменение ландшафта местности (экоисследование).

2

2

Самостоятельная работа студентов:

- составить терминологический тест;

1

Раздел № 3.  Воздействие человека на окружающую среду.                    

13

Тема 3.1. Антропогенное воздействие на недра.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

5

Ознакомление с использование недр. Умение определять механического состава почв, оценивать состояние и степень воздействия человека на состояние окружающей среды

Использование и изменение недр в результате хозяйственной деятельности. Решение экологических проблем.

2

Тематика учебных занятий

4

1.Воздействие на недра. Охрана недр (урок изучения и первичного закрепления новых знаний).

Практическая работа:

Определение механического состава почв.

2

2

Самостоятельная работа студентов:

-     подготовить сообщение «Редкие и исчезающие виды растений родного края».

1

Тема 3.2. Флора и

фауна Омской области.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

5

Ознакомление с видовым разнообразием растительности  и животного мира родного края.

Умение выявлять изменение флоры и фауны под влияние антропогенного фактора.

1.Видовое разнообразие растительности. Изменение форм растительности под влияние антропогенного фактора

2

2. Видовое разнообразие животных. Изменение форм жизни под влияние антропогенного фактора.

2

Тематика учебных занятий

4

1.Антропогенное влияние на сообщества растений родного края (Практикум).

2.Фауна и животный мир Омской области. Природохозяйственные зоны края (Экологическая игра «Экоквартирник»).

2

2

Самостоятельная работа студентов:

-     подготовить сообщение «Редкие и исчезающие виды животных родного края».

1

Тема 3.3. Охрана природы Омской области.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

3

Ознакомление с природоохранными мероприятиями в Омске и области.

Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу.

Умение выявлять причины вымирания видов.

Природоохранные мероприятия. Особо охраняемые территории родного края. Красная книга Омской области.

2

Тематика учебных занятий

2

 1.Природоохранная деятельность в Омске и области (Экологическая викторина).

2

Самостоятельная работа студентов:

- подготовить сообщение  «Охраняемые территории родного края».

1

Раздел № 4. Правовые вопросы экологической безопасности.

8

Тема 4.1. Основы экологического законодательства.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

3

Анализ и определение основных прав и обязанностей граждан в области использования природных ресурсов и охраны природы.

Получение представления об органах экологического контроля окружающей среды. Оценивание экологических правонарушений. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.

Экологическое право. Источники экологического права. Основные органы экологического контроля окружающей среды. Экологическая экспертиза и паспортизация. Мониторинг окружающей среды.

2

Тематика учебных занятий

2

1.Экологические права граждан (комбинированный урок).

Практическая работа:

 1.Определение экологических правонарушений. Решение экологических задач.

 

1

1

Самостоятельная работа студентов:

- сделать подборку  Интернет - информацию  по теме «Экологические правонарушения».

1

Тема 4.2.

Экологическое состояние поверхностных и площадных объектов Омской области.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

5

Овладение знаниями об особенностях поверхностных и площадных объектов Омской области и города Омска.

Знание экологических требований к организации строительства зданий, автомобильных дорог, телекоммуникаций в условиях города и сельской местности.

Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия родного края как основе устойчивости окружающей среды и  прогрессивного ее развития.

1. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства зданий и дорог, телекоммуникаций в городе и области. Материалы, используемые в строительстве. Их экологическая безопасность.

2

Тематика учебных занятий

4

1. Экологическое состояние поверхностных и площадных объектов Омской области (практическая работа на местности).

2. Экологическая конференция

2

2

Самостоятельная работа студентов:

Оформление отчетов, подготовка к итоговому занятию – конференции.

      1

Всего:                        

57

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Технические средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска

Печатная продукция для кабинета: комплект таблиц "Экология" и  методические пособия

        3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

  1. Атлас Омской области – Омск, 2015. – 58с.
  2. География родного края: природа и население Омской области. Учебное пособие. – Омск, 2024. – 208с.

Дополнительные источники:             

Занимательная география Омской области. П.В.Большаник - Омск,2024.- 78с.

Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья  - Омск, 2006

Красная книга Омской области – Омск, 2015. – 459с.

Адреса сайтов в Интернет

1.Сайт Министерства Природных ресурсов и экологии Омской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru/Министерство;

2.Омская область. Природные особенности  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia;

3.Научные новости биологии и экологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.bio.nature.ru.

  1. Организация образовательного процесса

        Изучение курса «Экология моего края» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.

Изучение по рабочей программе включает  аудиторные занятия в форме семинаров, конференций, практических занятий, викторин, а также внеаудиторную самостоятельную работу.

Организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных работ, подготовку и оформление отчетов, сообщений, докладов и презентаций.

Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала, закрепление  и проверка нового материала.

На занятиях организуется практическая и исследовательская форма обучения, в основе которой лежит индивидуальный, творческий подход обучающихся.

При обучении применяются общие формы:

- фронтальные (при работе всех студентов над одним и тем же содержанием или при усвоении базовых понятий, однородного вида деятельности и предполагает работу преподавателя со всей группой в едином темпе, с общими задачами, коллективные);

- групповые и парные (при подготовке докладов, сообщений, при решении задач, составлении схем и  проектами), индивидуальные (самостоятельный выбор работы при  выполнении практических работ с нормативными документами, Интернет - ресурсами).

        Индивидуальная работа предполагает использование разнотипных заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, ресурсы Интернет.

Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных и практических занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий: составление мини-эссе, подготовка сообщений, докладов, рефератов и проектов, составление тестовых заданий, вопросов для обсуждения, теста.

Изучение курса завершается экологической конференцией.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ КУРСА

Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных отчетов, заданий, проектов, исследований.

        Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

- личностные:

- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;

- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;

- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

-метапредметные:

-организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством

-предметные: - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; -владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

- личностные:

- активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; демонстрация интереса сущности к будущей профессии.

- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

- умение самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

- эффективный поиск необходимой экологической информации; использование различных источников включая электронные; использование Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности.

- метапредметные:

- применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

- умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач;

-предметные: - бережное отношение к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;

- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе;

- рациональное использование природных ресурсов родного края, применение гражданских прав и обязанностей, направленных на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека;

- четкое выполнение распоряжения и задания руководителя;

- взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами в ходе обучения; объективная оценка собственной деятельности и членов команды; предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство моего края

Дворцы Санкт-Петербурга...

Программа элективного курса " История моего края"

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...

Программа элективного курса " История моего края"

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...

Программа элективного курса " История моего края"

Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...

Программа по внеурочной деятельности для 7 класса "География моего края" (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края»  разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...

Программа по внеурочной деятельности для 8 класса "География моего края" (ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края»  разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...