Программа курса "Экология моего края"
методическая разработка по экологии (8 класс)
Программа содержит тематическое планирование занятий, цели и планируемые результаты освоения содержания курса "Экология моего края". Курс расчитан на 1 год, для обучающихся 13-15 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_ekologiya_moego_kraya.docx | 84.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Администрации Черлакского муниципального района
МБОУ "Елизаветинская СОШ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Экология моего края»
Автор программы:
О.Н. Поступинская,
преподаватель высшей категории
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ | 3 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 12 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ | 14 |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Экология моего края
1.1. Область применения программы
Рабочая программа является частью курса внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций.
1.2. Место курса: относится к дополнительным дисциплинам естественно-научного направления.
1.3. Цели и задачи – требования к результатам освоения курса:
Содержание рабочей программы «Экология моего края» направлено на достижения следующих целей:
- получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
Освоение содержания курса «Экология моего края » обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
- личностных:
- устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
- готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
- объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение;
- умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
- готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
- метапредметных:
- организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
- предметных:
- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;
- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ курса
2.1. Объем курса и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 34 |
в том числе: практические занятия | |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 17 |
в том числе: | |
|
2.2. Тематический план и содержание курса «Экология моего края»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студента | Объем часов | Характеристика основных видов деятельности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Введение | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 1 | Определение роли экологии в формировании современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей. Обучение соблюдению правил поведения в природе | ||||
Объект изучения экологии – живая природа. Методы познания живой природы. Предмет изучения курса, цели и задачи курса. Роль дисциплины в формировании современной естественно - научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к природным объектам (растениям, животным и их сообществам) и их охрана. | 1 | |||||||
Тематика учебных занятий | ||||||||
Вводный урок 1. Экология как научная дисциплина (ролевая игра). | 1 | |||||||
Раздел № 1 Природные особенности родного края. | 10 | |||||||
Тема 1. 1. Эколого-географическая характеристика родного края | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | Ознакомление с эколого-географическими особенностями родного края. Умение самостоятельно определять природные и экологические особенности малой родины | ||||
Географическое положение области, её крайние точки, площадь, протяженность границ. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 1 | |||||||
1. Природно-географические особенности Омской области (занятие-путешествие). | 1 | |||||||
Самостоятельная работа студентов мини-эссе, стихи «Природные особенности моей малой родины» | 1 | |||||||
Тема 1. 2. Природные особенности окружающей среды родного края | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | Умение проводить сравнение природных условий окружающей среды. Получение представления о природных комплексах родного края. | ||||
Формирование климата и природных условий. Природные комплексы родного края. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1. Природные условия окружающей среды родного края (семинар-практикум). 2.Природные зоны Омской области (путешествие по природным зонам) | 1 1 | |||||||
Самостоятельная работа студентов Определение по карте географического положения Омской области, координат крайних точек, протяженности, заполнение контурной карты. | 2 | |||||||
Тема 1. 3. Природные ресурсы Омской области. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | Получение представления о видах природных ресурсов, пространственном размещении природных ресурсов в Омской области, их использовании. Формирование представлений о рациональном природопользовании в регионе. | ||||
Минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, лесные, охотничье- промысловые, рекреационные ресурсы и их характеристика. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1. Рациональное использование природных ресурсов родного края (экодискуссия). Практическая работа: составление картосхемы «Природные ресурсы родного края» | 1 1 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: подготовить сообщение по теме «Проблемы освоения и комплексного использования природно - ресурсного потенциала родного края» | 2 | |||||||
Раздел № 2. Экологическое состояние окружающей среды родного края. | 19 | |||||||
Тема 2.1.. Загрязнения и загрязнители воздуха. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 2 | Овладение знаниями об основных источниках техногенного воздействия на атмосферу. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации. Умение самостоятельно определять степень воздействия загрязняющих веществ на состояние атмосферного воздуха. | ||||
Загрязнение химическими веществами. Шумовое и электромагнитное загрязнение, загрязнение выбросами автотранспорта, отходы производства и потребления. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1. Экологическое состояние атмосферы (круглый стол) | 2 | |||||||
Тема 2.2. Охрана атмосферы. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | Умение самостоятельно находить и отбирать нужную информацию по нормативному обеспечению деятельности в области охраны атмосферного воздуха. | ||||
Нормативное обеспечение деятельности в области охраны атмосферного воздуха. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1. Охрана атмосферного воздуха в городской и сельской местности (семинар). 2. Практикум «Определение запыленности и загазованности воздуха на местности» | 1 1 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: Работа с нормативными документами | 2 | |||||||
Тема 2.3. Экологическое состояние объектов гидросферы Омской области | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | Ознакомление с водными объектами родного края. Развитие умения правильно определять экологическое состояние водоёмов родного края, в том числе главной водной артерии региона – реки Иртыш, выявлять источники их загрязнения | ||||
1.Водные экосистемы родного края: реки, озера, подземные воды, болота. | 2 | |||||||
2.Состояние и загрязнение реки Иртыш и её притоков. Источники загрязнения. Пути решения экологических проблем Иртыша. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1.Экологическое состояние водоёмов Омска и Омской области (блиц-викторина). Практические работы: Определение источников загрязнения водных экосистем родного края. | 1 1 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: Выявление и описание экологического состояния водных объектов своей малой родины (реферат или мини-эссе). | 2 | |||||||
Тема 2.4. Охрана водных экосистем родного края. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | Умение характеризовать качество водных экосистем. Умение самостоятельно находить и отбирать нужную информацию по нормативному обеспечению деятельности в области охраны водных экосистем родного края. | ||||
Нормирование качества водных экосистем, их охрана. Рациональное использование водных ресурсов. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1.Природоохранная деятельность водоёмов родного края (урок- экскурсия, изучения и первичного закрепления новых знаний) | 2 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: уникальные водные экосистемы родного края, их характеристика (составление доклада или презентации). | 2 | |||||||
Тема 2.5. Экологическое состояние почв. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 | Получение представления о типах почв родного края, их использовании, причинах загрязнения почвы и деградации земель в районах Омской области. Развитие умения правильно формировать доказательства антропогенного воздействия на почвы. | ||||
Типы почв, структура земельных угодий, их характеристика. Использование почвенного покрова в регионе. Рациональное использование земельных ресурсов родного края. | 2 2 | 4 | ||||||
Классификация загрязнителей почв. Деградация земель. | ||||||||
Тематика учебных занятий | ||||||||
1.Антропогенное воздействие на почвы (урок контроля, оценки и коррекции знаний). 2. Изменение ландшафта местности (экоисследование). | 2 2 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: - составить терминологический тест; | 1 | |||||||
Раздел № 3. Воздействие человека на окружающую среду. | 13 | |||||||
Тема 3.1. Антропогенное воздействие на недра. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 | Ознакомление с использование недр. Умение определять механического состава почв, оценивать состояние и степень воздействия человека на состояние окружающей среды | ||||
Использование и изменение недр в результате хозяйственной деятельности. Решение экологических проблем. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 4 | |||||||
1.Воздействие на недра. Охрана недр (урок изучения и первичного закрепления новых знаний). Практическая работа: Определение механического состава почв. | 2 2 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: - подготовить сообщение «Редкие и исчезающие виды растений родного края». | 1 | |||||||
Тема 3.2. Флора и фауна Омской области. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 | Ознакомление с видовым разнообразием растительности и животного мира родного края. Умение выявлять изменение флоры и фауны под влияние антропогенного фактора. | ||||
1.Видовое разнообразие растительности. Изменение форм растительности под влияние антропогенного фактора | 2 | |||||||
2. Видовое разнообразие животных. Изменение форм жизни под влияние антропогенного фактора. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 4 | |||||||
1.Антропогенное влияние на сообщества растений родного края (Практикум). 2.Фауна и животный мир Омской области. Природохозяйственные зоны края (Экологическая игра «Экоквартирник»). | 2 2 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: - подготовить сообщение «Редкие и исчезающие виды животных родного края». | 1 | |||||||
Тема 3.3. Охрана природы Омской области. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 3 | Ознакомление с природоохранными мероприятиями в Омске и области. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу. Умение выявлять причины вымирания видов. | ||||
Природоохранные мероприятия. Особо охраняемые территории родного края. Красная книга Омской области. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1.Природоохранная деятельность в Омске и области (Экологическая викторина). | 2 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: - подготовить сообщение «Охраняемые территории родного края». | 1 | |||||||
Раздел № 4. Правовые вопросы экологической безопасности. | 8 | |||||||
Тема 4.1. Основы экологического законодательства. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 3 | Анализ и определение основных прав и обязанностей граждан в области использования природных ресурсов и охраны природы. Получение представления об органах экологического контроля окружающей среды. Оценивание экологических правонарушений. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. | ||||
Экологическое право. Источники экологического права. Основные органы экологического контроля окружающей среды. Экологическая экспертиза и паспортизация. Мониторинг окружающей среды. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 2 | |||||||
1.Экологические права граждан (комбинированный урок). Практическая работа: 1.Определение экологических правонарушений. Решение экологических задач.
| 1 1 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: - сделать подборку Интернет - информацию по теме «Экологические правонарушения». | 1 | |||||||
Тема 4.2. Экологическое состояние поверхностных и площадных объектов Омской области. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 5 | Овладение знаниями об особенностях поверхностных и площадных объектов Омской области и города Омска. Знание экологических требований к организации строительства зданий, автомобильных дорог, телекоммуникаций в условиях города и сельской местности. Умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического многообразия родного края как основе устойчивости окружающей среды и прогрессивного ее развития. | ||||
1. Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства зданий и дорог, телекоммуникаций в городе и области. Материалы, используемые в строительстве. Их экологическая безопасность. | 2 | |||||||
Тематика учебных занятий | 4 | |||||||
1. Экологическое состояние поверхностных и площадных объектов Омской области (практическая работа на местности). 2. Экологическая конференция | 2 2 | |||||||
Самостоятельная работа студентов: Оформление отчетов, подготовка к итоговому занятию – конференции. | 1 | |||||||
Всего: | 57 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Технические средства обучения: ПК, проектор, интерактивная доска
Печатная продукция для кабинета: комплект таблиц "Экология" и методические пособия
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
- Атлас Омской области – Омск, 2015. – 58с.
- География родного края: природа и население Омской области. Учебное пособие. – Омск, 2024. – 208с.
Дополнительные источники:
Занимательная география Омской области. П.В.Большаник - Омск,2024.- 78с.
Земля, на которой мы живем. Природа и природопользование Омского Прииртышья - Омск, 2006
Красная книга Омской области – Омск, 2015. – 459с.
Адреса сайтов в Интернет
1.Сайт Министерства Природных ресурсов и экологии Омской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mpr.omskportal.ru/Министерство;
2.Омская область. Природные особенности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia;
3.Научные новости биологии и экологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.bio.nature.ru.
- Организация образовательного процесса
Изучение курса «Экология моего края» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе.
Изучение по рабочей программе включает аудиторные занятия в форме семинаров, конференций, практических занятий, викторин, а также внеаудиторную самостоятельную работу.
Организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных работ, подготовку и оформление отчетов, сообщений, докладов и презентаций.
Дидактическое назначение используемых программных средств может быть различным: освоение нового материала, закрепление и проверка нового материала.
На занятиях организуется практическая и исследовательская форма обучения, в основе которой лежит индивидуальный, творческий подход обучающихся.
При обучении применяются общие формы:
- фронтальные (при работе всех студентов над одним и тем же содержанием или при усвоении базовых понятий, однородного вида деятельности и предполагает работу преподавателя со всей группой в едином темпе, с общими задачами, коллективные);
- групповые и парные (при подготовке докладов, сообщений, при решении задач, составлении схем и проектами), индивидуальные (самостоятельный выбор работы при выполнении практических работ с нормативными документами, Интернет - ресурсами).
Индивидуальная работа предполагает использование разнотипных заданий, как по уровню сложности, так и по уровню самостоятельности; большей опорой на учебники, справочный материал, ресурсы Интернет.
Аудиторная самостоятельная работа выполняется на учебных и практических занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Виды заданий: составление мини-эссе, подготовка сообщений, докладов, рефератов и проектов, составление тестовых заданий, вопросов для обсуждения, теста.
Изучение курса завершается экологической конференцией.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных отчетов, заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов |
- личностные: - устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; - готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания; - объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества, умение; - умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; - готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; -метапредметные: -организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. -осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач -использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности -работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством -предметные: - сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»; - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; -владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. | - личностные: - активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; демонстрация интереса сущности к будущей профессии. - умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; - умение самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; - умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; - эффективный поиск необходимой экологической информации; использование различных источников включая электронные; использование Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности. - метапредметные: - применение основных методов познания (описание, наблюдение, эксперимент) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике; - умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать её достоверность для достижения поставленных целей и задач; -предметные: - бережное отношение к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем; - использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе; - рациональное использование природных ресурсов родного края, применение гражданских прав и обязанностей, направленных на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека; - четкое выполнение распоряжения и задания руководителя; - взаимодействие с коллегами, руководством, клиентами в ходе обучения; объективная оценка собственной деятельности и членов команды; предотвращение и урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство моего края
Дворцы Санкт-Петербурга...
Программа элективного курса " История моего края"
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...
Программа элективного курса " История моего края"
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...
Программа элективного курса " История моего края"
Программа элективного курса «История моего края» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется прежде всего тем учащимся, которые интересуются краеведением.По типу программа – развивающая. Назначе...
Программа по внеурочной деятельности для 7 класса "География моего края" (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края» разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...
Программа по внеурочной деятельности для 8 класса "География моего края" (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края» разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...