Программа по внеурочной деятельности для 7 класса "География моего края" (ФГОС)
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края» разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной школы Т.С. Кузнецовой и Л.В. Тарасовой.
Программа внеурочной деятельности «География моего края» рассчитана на учащихся 7-х классов. Вид данной внеурочной программы – метапредметный, целью программы является формирование УУД, развитие широкого спектра компетенций учащихся, углубление и расширение знаний по географии - предмету, входящему в базисный учебный план школы.
Актуальность проблемы внеурочной деятельности, а именно краеведческого образования, обусловлена целевыми установками современного образования, направленного на формирование не только знаний и умений учащихся, но и опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения их к окружающему миру, что способствует формированию у школьников духовно-нравственных ценностей, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонационального социума.
Цели программы: создать условия для формирования географической культуры учащихся, картографической грамотности и системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе.
Задачи программы:
Обучающие
- формирование системы знаний о природных, экономических и социальных проблемах Санкт-Петербурга и Ленинградской области для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
Развивающие
- развивать у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить системой знаний о регионе, специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать, анализировать, обобщать информацию географического характера по данному курсу;
- способствовать ознакомлению с профессиями, востребованными в регионе;
- продолжить формирование устойчивого познавательного интереса в сфере выбора будущей профессии
Воспитательные
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе и окружающим людям;
- научить обучающихся выбирать модель поведения в общей системе общечеловеческих ценностей;
- продолжить формирование осознания обучающихся как членов гражданского общества (гражданин РФ, житель конкретного региона);
- формировать всесторонне образованную, инициативную, успешную личность, обладающую системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм морали;
- давать оценку прослушанного и прочитанного;
- формировать потребность в участии в общественной жизни и общественно полезной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "География моего края" - внеурочная деятельность по географии, 7 класс. | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № ___
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рекомендована к использованию Педагогическим советом Протокол от _______ № __ Председатель ПС ___________ | «Утверждаю» приказ по ГБОУ СОШ №___ от ________ № _____ Директор _____________ |
ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«География моего края»
для 7 классов
Автор-составитель:
Маркова Елена Николаевна
учитель географии ГБОУ СОШ № ___
Невского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2017-2018
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы для внеурочной деятельности в 7-х классах «География моего края» учитель руководствуется следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями (далее - ФГОС ООО);
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию от 21.05.2015 № 03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
- Примерная программа основного общего образования «География моего края» соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта начального общего образования, и имеет базовый уровень;
- Образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга;
- Учебный план школы ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.
На изучение данного факультатива отводится 34 часа (1 раз в неделю, 34 учебные недели)
Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края» разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной школы Т.С. Кузнецовой и Л.В. Тарасовой.
Программа внеурочной деятельности «География моего края» рассчитана на учащихся 7-х классов. Вид данной внеурочной программы – метапредметный, целью программы является формирование УУД, развитие широкого спектра компетенций учащихся, углубление и расширение знаний по географии - предмету, входящему в базисный учебный план школы.
Актуальность проблемы внеурочной деятельности, а именно краеведческого образования, обусловлена целевыми установками современного образования, направленного на формирование не только знаний и умений учащихся, но и опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения их к окружающему миру, что способствует формированию у школьников духовно-нравственных ценностей, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонационального социума.
Цели программы: создать условия для формирования географической культуры учащихся, картографической грамотности и системного представления о территории проживания как целостном географическом регионе.
Задачи программы:
Обучающие
- формирование системы знаний о природных, экономических и социальных проблемах Санкт-Петербурга и Ленинградской области для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
- научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
Развивающие
- развивать у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
- вооружить системой знаний о регионе, специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать, анализировать, обобщать информацию географического характера по данному курсу;
- способствовать ознакомлению с профессиями, востребованными в регионе;
- продолжить формирование устойчивого познавательного интереса в сфере выбора будущей профессии
Воспитательные
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе и окружающим людям;
- научить обучающихся выбирать модель поведения в общей системе общечеловеческих ценностей;
- продолжить формирование осознания обучающихся как членов гражданского общества (гражданин РФ, житель конкретного региона);
- формировать всесторонне образованную, инициативную, успешную личность, обладающую системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм морали;
- давать оценку прослушанного и прочитанного;
- формировать потребность в участии в общественной жизни и общественно полезной деятельности.
Формы подведения итогов (контроля):
- викторины;
- практические работы, творческие, исследовательские работы;
- «круглые столы»;
-защита презентаций;
-работа в парах;
-конференция.
Изучение программы «География моего края» позволяет применять знания, полученные по географии и другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета.
Социальная направленность программы поможет учащимся в будущей профориентации и выборе профессии.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
в области познавательных УУД:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, Интернет;
- умение проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его местоположении;
- систематизацию географических и краеведческих знаний;
в области регулятивных УУД:
- принятие и сохранение учебной задачи;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
в области личностных УУД:
- проявление устойчивого интереса к прошлому своего города, семьи и малой родины;
- уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;
- проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации;
- инициативности и творчества в труде, бережного отношения к результатам труда, осознания значимости труда;
в области коммуникативных УУД:
- формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе;
- побуждение интереса к самопознанию;
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний;
- формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- умение задавать вопросы.
Личностные результаты:
-формирование у школьников мотивации к обучению;
-развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
- организация на занятии парно-групповой работы.
В процессе реализации программы «География моего края» формируются следующие компетенции:
Ценностно-смысловая (формирование ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности, определение направления своих личных интересов, соответствующих, интересам общества).
Общекультурная (знание национальной и общечеловеческой культуры, толерантность).
Учебно - познавательная (способность получать знания; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска, к умению извлекать информацию из любого источника).
Коммуникативная (умение работать в. команде, владение различными социальными ролями в коллективе, умение представить результат своей работы).
Связанность и систематичность содержания учебного материала достигается выбором такой последовательности развертывания учебного материала, при которой изучение последующих знаний обеспечивается предыдущими, а так же прослеживанием связей между частными и общими знаниями.
Об успешности реализации данной программы можно судить по завершению ученических работ, проведению итоговой конференции, участию и достижению результатов в конкурсах различного уровня.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСККИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование тем курса | Количество часов | В том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практические занятия | ||||
Введение | 1 | 1 | |||
I. | История развития территории | ||||
1. | Краткая история развития территории. | 1 | 1 | Викторина | |
2. | Административно-территориальное устройство. | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №1 |
II. Общая характеристика природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области | |||||
1. | Рельеф, геологическая история, полезные ископаемые | 2 | 1 | 1 | Географический диктант |
2. | Климат | 2 | 1 | 1 | Работа в парах, самоконтроль |
3. | Внутренние воды | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №2 |
4. | Почвы, растительный и животный мир | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в музей |
III. Общая характеристика населения и хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области | |||||
1. | Население | 2 | 1 | 1 | Практическая работа №3 |
2. | Промышленность | 2 | 1 | 1 | Работа в парах, самоконтроль |
3. | Сельское хозяйство | 2 | 1 | 1 | Творческие работы |
4. | Транспорт. Внешние экономические связи. | 2 | 1 | 1 | Работа с ресурсами Интернета |
5. | Уровень жизни населения и социальная сфера | 2 | 1 | 1 | Проблемное обсуждение |
IV. Объекты Всемирного природного и культурного наследия, и охрана природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области | |||||
1. | Объекты Всемирного природного и культурного наследия | 4 | 2 | 2 | Презентации |
2. | Рекреационное хозяйство | 2 | 1 | 1 | Творческие работы |
3. | Экологические проблемы и пути их решения | 4 | 2 | 2 | Круглый стол |
4. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Конференция | |
Итого | 34 | 17 | 17 |
Содержание программы
- I. Введение (1 час).
Изучение своего края. Значение краеведения в жизни человека. История развития территории (3 часа).
1. Краткая история развития территории. Заселение Северо-Западной России. Древние племена и народы. Их занятия, этнографические особенности в условиях природных ландшафтов Северо-Запада.
Основание Санкт-Петербурга и его роль в развитии Северо-Запада России.
Географическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Влияние географического положения на особенность природы и хозяйства.
2.Административно-территориадльное устройство. Герб города. Санкт-Петербург – колыбель отечественной географической науки. Географические экспедиции из города на Неве. Русское географическое общество.
Практическая работа №1
Характеристика и оценка географического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
II.Общая характеристика природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (8 часов)
1. Рельеф и полезные ископаемые (2 часа).
Геологическое прошлое. Этапы геологической истории. Силурийское плато. Глинт. Геологическая карта области. Характер и география пород, слагающих территорию. Оледенение, ледниковые формы рельефа. Особенности рельефа разных частей Ленинградской области. Рельеф Карельского перешейка. Ижорская и Вепсовская возвышенность. Невская низменность. Рельеф Санкт-Петербурга. Оценка рельефа для сельскохозяйственного освоения. Опасные явления. Полезные ископаемые: фосфориты, сланцы, строительные материалы, их география и условия использования.
Географический диктант.
Нанесение орографии (форм рельефа) и месторождений полезных ископаемых на контурную карту.
2. Климат СПб и Ленинградской области (2 часа).
Тип климата, связь с климатообразующими факторами. Погодные условия по сезонам года, их хозяйственная оценка (ритмы сельскохозяйственных работ; состояние дорог и др.).
3. Внутренние воды (2 часа).
Ладожское, Онежское озеро, особенности происхождения, характер берегов, ледовый режим. Проблемы загрязнения. Реки области, особенности питания и режима, характер течения, опасные явления. Значение внутренних вод в истории заселения и освоения территории.
Река Нева, ее происхождение, длина. Характер течения. Ширина и глубина реки Невы в пределах Санкт-Петербурга. Наводнения, их причины и последствия. Строительные дамбы, экологическая характеристика р. Невы.
Практическая работа№2.
- Объяснить физико-географические особенности рек Ленинградской области, зависимость от рельефа и климата, возможности использования рек человеком.
- Дискуссия на тему: «Дамба - зло или благо для Санкт-Петербурга».
4. Почвы, растительный и животный мир (2 часа).
Экскурсия в центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.
III. Общая характеристика населения и хозяйства Санкт-Петербурга и Ленинградской области (10 часов)
1.Население (2 часа).
Динамика численности населения, ее причины. Половозрастной состав населения, продолжительность жизни. Демографическая ситуация. Национальный состав. Различия в плотности населения Санкт-Петербурга. Трудовые ресурсы, образовательный уровень, занятость по отраслям. Потребность города в трудовых ресурсах. Социальные проблемы города.
Практическая работа №3
- Используя статистический материал, охарактеризовать демографический потенциал города, сформулировать социально-экономические проблемы.
- Нанести на контурную карту районы города (в т.ч. города, входящие административно-территориальное устройство Санкт-Петербурга).
2-3.Хозяйство: промышленность, сельское хозяйство (4 часа).
Структура хозяйства, связь с историко-географическими особенностями. Научно-производственный потенциал. Подготовка кадров. Машиностроение. Химическая промышленность. Строительство и промышленность строительных материалов.
Энергетическое хозяйство. Военная промышленность города, задачи конверсии. Социальный комплекс. Пищевая промышленность.
Cельское и пригородное хозяйство. АПК.
4.Транспорт и внешние экономические связи (2часа).
Виды транспорта. Санкт-Петербург – крупный транспортный узел.
География внешних экономических связей.
5.Уровень жизни населения и социальная сфера (2часа).
Показатели, по которым определяется уровень жизни населения.
Научный и образовательный потенциал Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
IV.Объекты Всемирного природного и культурного наследия, охрана природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области (10 часов)
1.Достопримечательности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, объекты Всемирного природного и культурного наследия. Исторический центр Санкт-Петербурга.
2.Рекреационное хозяйство. Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники, памятники природы. Популяризация туризма.
3.Экологические проблемы (4 часа).
Экологическое просвещение. Экологическое состояние водоемов, воздуха, почвы, подземных вод. Основные загрязнители окружающей среды.
Мировое значение природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Методические рекомендации по проведению занятий
На вводном занятии учитель знакомит учащихся с общей структурой программы, её примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом практических, творческих работ, работ в парах, особенностями организации экскурсий, «круглого стола», викторины, географического диктанта, необходимым набором материалов, которые нужно будет использовать при посещении занятий. На этом занятии определяются критерии оценки деятельности учащихся.
Введение (1 час)
На вводном организационном занятии учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом проектных, творческих, самостоятельных работ, которые необходимо выполнить за время обучения, с перечнем экскурсий.
На вводном занятии целесообразно представить содержание курса в виде презентации, предполагающей использование иллюстративного и картографического материала. После презентации курса происходит ознакомление с программой курса, выбор тем для проектных, творческих, самостоятельных работ. Важным моментом является ознакомление учащихся с формой предъявления материалов, их объемом и критериями оценки.
Перечень экскурсий:
В центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева РАН.
Работа с Интернетом. Предложить учащимся выйти на сайты, предварительно просмотрев их :http://spbcentre.ru/1.html,
Практические работы.
Практическая работа №1.
Географическое положение Санкт-Петербурга. Работа с атласами и контурными картами.
Площадь города, сравнить с площадью некоторых государств мира.
Определить местоположение на карте России Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Отметить на контурной карте, какими водоемами омывается, с какими регионами граничит.
Определить координаты города, вытянутость с запада на восток и с севера на юг.
Найти острова, которые относятся к городу.
Виды транспорта города.
Сделать выводы об особенностях географического положения города и оценить его.
Практическая работа №2.
Нева и ее естественные притоки. Найти на карте города Неву и отметить на контурной карте наиболее крупные ее притоки.
Большая Невка, разделяющаяся на Среднюю и Малую Невку, Большая и Малая Нева, Фонтанка, Пряжка, Карповка, Екатерингофка, Ждановка, Смоленка, Крестовка, Кронверкский пролив, Черная речка, Мойка, Дубровка, Мурзинка, Охта, Славянка, Утка, Мга, Святка, Тосна, Ижора, Черная, Волковка.
Каналы: Морской канал, канал Грибоедова, Обводный, Крюков, Новоладожский.
Можно выделить левые притоки и правые притоки.
Практическая работа №3.
Используя статистический материал, охарактеризовать демографический потенциал города, сформулировать социально-экономические проблемы.
Нанести на контурную карту районы города.
Работа в группах, в парах требует конкретизации заданий, позволяет осуществлять коммуникацию и оценивать работу самим участникам процесса обучения (самооценка). Работа с использованием исторических карт, знакомство с легендой карты.
Творческие работы.
Доказать, что сельское хозяйство является стратегической отраслью.
Предложить пути подъема сельского хозяйства в нашем регионе.
Разработать туристический маршрут по Ленинградской области, перечислив основные достопримечательности, либо разработать маршрут по городам «Воинской славы» Ленинградской области.
«Круглый стол».
Вопросы для обсуждения:
Факторы отрицательного воздействия современного общества на географическую среду и здоровье человека.
Ухудшение экологической и обстановки в акватории Финского залива.
Экологическая характеристика Невы.
Основные источники загрязнения подземных вод.
Атмосферные загрязнения и их влияние на город.
Влияние вырубки деревьев на экологическую обстановку в городе.
Привести примеры антропогенного воздействия на природу, здоровье жителей Санкт-Петербурга.
Территории в Санкт-Петербурге с неблагоприятной экологической обстановкой.
Город и горожане, воспитание городом. Воздействие города на характер мышления, на формирование представления об окружающем мире.
Важность стоящих перед жителями Санкт-Петербурга экологических проблем.
Презентации.
Познакомиться с объектами Всемирного природного и культурного наследия. Создать презентации, учитывая критерии, по которым данные объекты попали в список Всемирного наследия.
Конференция.
Подведение итогов обучения проходит в форме межшкольной конференции на тему: «Санкт-Петербург - моя малая родина», на которой обучающиеся представляют свои презентации, проекты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учащихся
География Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Учеб. пособие для 7-9 классов общеобразовательной школы / Под ред. С.В. Васильева, О.В. Гаврилова.- М.: Изд-во МГУ, М. 2008.-88с.
Список литературы для учителя
Природа Санкт-Петербурга: Научно-популярное издание/ авторы: Е.М, Нестеров, В.П. Соломин, О.Ф. Дзюба – СПб, ООО Тесса,-2006.-156 с.
Программно-методические материалы для учителей по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области/ С.В. Васильев, Т.В. Васильева, А.Н. Любарский, Л.В. Тарасова.-М.: Изд-во МГУ, М. 2008.-64с.
Всемирное Культурное и Природное наследие в образовании:: Учебное пособие /Под ред. Д.П. Финаров, В.Д. Сухоруков, В.Д. Любимов и др. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 184 с.
Дополнительная литература
Атлас особо охраняемых территорий Санкт-Петербурга/Отв. ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева Н.Ю. Нацваладзе.- СПб., 2013.-176с.
И.И. Киселев, В.В. Проскуряков, В.В. Савание. Геология и полезные ископаемые Ленинградской области. СПб.-2002.-235 с.
Справочник инвестора. Санкт-Петербург-20012. Официальное издание Администрации Санкт-Петербурга.
Финаров Д.П., Семенов С.П. География Санкт-Петербурга и области./ Д.П. Финаров, С.П. Семенов.- СПб.: Специальная литература, 2000 .-185с.
Финаров Д.П. Методика обучения географии в профильной школе: пособие для студ. Факультетов географии педагогических вузов и учащихся общеобразовательных учреждений / Д.П. Финаров, В.Д Сухоруков. - СПб.: Специальная литература, 2010 .-175с.
Учебный географический атлас Ленинградской области и Санкт-Петербурга. СПб картографическая фабрика ВСЕГЕИ, 2001 г.
Интернет-сайт www.eisspd.narod.ru.
Интернет-сайт www.sablino.ru
Интернет-сайт www.st-petersburg.ru
Интернет-сайт www.walkspb.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Большая история моей малой Родины"
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьника....
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»
рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Книга в моей жизни"
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы дл...
Интегрированное занятие по внеурочной деятельности "День рождения моего города"
Данное занятие было проведено в 1 классе в рамках внеурочной деятельности и приурочено к юбилею города Коломна....
Программа по внеурочной деятельности для 8 класса "География моего края" (ФГОС)
Рабочая программа внеурочной деятельности «География моего края» разработана на основе авторской программы «Природа и хозяйство СПб и Ленинградской области» для основной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «История моего края» ФГОС ООО
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования на основании документа:Письмо Министерства образования и науки...
Занятие по внеурочной деятельности «Семья в моей жизни»
Занятие проводится с целью формирования представления о значении и роли семьи в жизни человека....