Рабочая программа для 6 класса по экологии растений
календарно-тематическое планирование по экологии (6 класс)
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебниками А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ekologiya_rasteniy_6_klass.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
г. Москвы «Школа № 2026»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экология растений»
(34 часа)
для 6 класса
Составил: Учитель биологии и химии
Полина Е.В.
Москва,2023 г.
Пояснительная записка
Элективный курс «Экология растений» носит предметно-ориентированный характер.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Средствами реализации рабочей программы является УМК который представлен учебниками А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012г.
Цели элективного курса «Экология растений» :
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей растительного мира нашей планеты
– формирование такихобщеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения
- Задачи данного элективного курса:
– научить анализировать представленный материал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить составлять рассказ о растении, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся.
Содержание рабочей программы элективного курса «Экология растений» для 6 класса
Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как»экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.
От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа)
Экскурсия «Живой организм, его среда обитания и условия существования»
ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
Л/Р№1«Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом»
ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
Л/Р №2 «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями(по гербарным экземплярам и рисункам
ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
Л/Р №3 «Изучение приспособлений растений к опылению ветром»
Л/Р №4 «Изучение приспособлений растений к распространению ветром»
ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа)
ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа)
Л/Р №5 «Приспособления семян и плодов к распространению животными», «Изучение защитных приспособлений растений»
ТЕМА № 8 ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час)
Л\Р №6 «Грибные заболевания злаков»
ТЕМА № 10 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа)
ТЕМА № 11 ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час)
ТЕМА 12 РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа)
ТЕМА № 13 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (2 часа)
П/Р №1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке»
ТЕМА №14 РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа)
ТЕМА №15 ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа)
П\Р №2«Охраняемые растения своей местности»
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Количество часов | |||
Теория | Практика | Контрольныеи самостоятельные работы | Всего | |
ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ | 2 | 2 | ||
СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2 | 0,5 | 0,5 | 3 |
ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2,5 | 0,5 | 3 | |
ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2 | 1 | 3 | |
ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 3 | 3 | ||
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 |
ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА | 0,5 | 0,5 | 10 | |
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ | 2 | 2 | ||
ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ | 1 | 1 | ||
РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 2 | 2 | ||
ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ | 1,5 | 0,5 | 2 | |
РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА | 3 | 3 | ||
ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА | 1,5 | 1 | 0,5 | 3 |
РЕЗЕРВ | 1 | |||
Итого: | 29 | 4,5 | 1,5 | 35 |
Результаты изучения курса
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ курса «Экология» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью; - умение организовывать свою деятельность определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы. –
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– определять основные органы растений (части клетки); – понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами
Методические рекомендации: курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 6 классов, рекомендуется для изучения в течение учебного года. Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка
Логические связи
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения растений на планете ).
Список литературы
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Алексеев, С. В., Груздева, Н. Практикум по экологии.-АО «МДС», 1996;
- А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2012. – 240;
- В.Г.Бабенко, Д.В.Богомолов, С.П.Шаталов, А.О.Шубин Экология животных 7 класс. М.: - «Вентана-Граф», 2010 -121с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Аксенова М. Энциклопедия для детей. Экология / М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 448 с.: ил.
- Миркин, Б. М., Наумова, Л. Г. Экология России. – М.: АО «МДС», 1997.
- Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.
- Экология. А. И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д. Л. Теплов. Москва «Устойчивый мир» 2005г.
- Экология. С.В.Алексеев. Санкт – Петербург. СМИО ПРЕСС, 2004.
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№ | Наименование разделов и тем | Количество час | Вид занятия | Содержание тем учебного курса | Планируемые результаты (в соответствии ФГОС) | Наглядные пособия и технические средства | Календарные сроки | Дом. зад. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Предмет изучения экологии растений. | 1 | УОНМ | Экология как наука. Экология растений и животных как учебный предмет. | Знать что такое экология. Что изучает экология растений. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение лабораторной работы Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Работают по плану | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | §1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Среда обитания и условия существования. | 1 | УОНМ, Экскурсия «Живой организм, его среда обитания и условия существования» | Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. | Знать основные понятия: среда обитания, условия существования. Уметь характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования. | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклас-сников | Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм» | §2 Отчёт по экскурсии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Свет как экологический фактор. Входной мониторинг. | 1 | УОНМ | Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. | Уметь давать определение таким понятиям как: свет и фотосинтез. | Познавательные УУД: Анализируют значение света Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Ученик осмысленно относится к тому, что делает, знает для чего он это делает, | §3-4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Экологические группы растений по отношению к свету. | 1 | КУ Л/Р№1 «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом» | Экологические группы растений по отношению к свету. | Уметь: работать с микроскопом. Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей. Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету. | Познавательные УУД: . умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, р Регулятивные УУД: Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют строение клеток коря Коммуникативные УУД умение работать в составе групп | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | Микроскоп. | §5-6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. | 1 | КУ | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения | Знать: что такое растения длинного дня, растения короткого дня; -влияние прямого солнечного света, рассеянного света. Уметь: характеризовать влияние света на рост и развитие растений; -объяснять сущность процесса фотосинтеза; -давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ДЕМ: Сравнение растений выросших на свету и в темноте. | §7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Тепло как необходимое условие жизни растений. | 1 | УОНМ | Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. | Знать: - что тепло является необходимым условием жизни растений Уметь: - характеризовать тепловые пояса. | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.. Регулятивные УУД: Анализируют значение тепла Коммуникативные УУД умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях, формирование бережного отношения к окружающей природе | Таблица «Температура, необходимая для прорастания семян» | §8-9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Температура как экологический фактор. | 1 | КУ | Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. | Знать: о влиянии температуры на растения. Уметь: характеризовать состояние растения от температуры окружающей среды. | Познавательные УУД: Устанавливают цели Анализируют увиденное Регулятивные УУД: Заполняют таблицу Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его | Эстетическое восприятие природы | Таблица «Температура среды обитания и различных органов растения» | §10-11 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Приспособление растений к высоким и низким температурам. | 1 | КУ | Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. | Знать: как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам. Уметь: характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре. | Познавательные УУД: Устанавливают экогруппы Анализируют увиденное Регулятивные УУД: обсуждают их результаты Коммуникативные УУДУ умеют слушать и слышать друг друга | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Рис. 17,18 с.35 Рис. 19 с.36 Рис. 20 с. 20 | §12 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №4 ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Вода как необходимое условие жизни растений. | 1 | УОНМ | Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. | Знать:что вода, есть необходимое условие для жизни растений; Уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений. | Познавательные УУД: Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Регулятивные УУД: обсуждают результаты Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга | формирование бережного отношения к окружающей природе | Рис. 22 с. 41 | §14-15 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Экологические группы растений по отношению к воде. | 1 | КУ | Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. | Знать:значение влажности для растений. Уметь: характеризовать экологические группы растений по отношению к воде ( влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты). | Познавательные УУД: знакомятся с экогруппами Регулятивные УУД: обсуждают результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп. Рис.25 с.46 Рис.26 с. 47 Рис.27 с. 49 | §16-17 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Приспособление растений к меняющимся условиям влажности. | 1 | КУ Л/Р №2 «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями(по гербарным экземплярам и рисункам | Приспособление растений к меняющимся условиям влажности. | Знать:как приспосабливаются растения к недостатку влаги. Уметь: характеризовать приспособление растений к меняющимся условиям влажности | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Эстетическое восприятие природы | ДЕМ: Гербарные экземпляры растений различных экологических групп Рис. 29 с. 52 Рис. 30 с. 54 | §18-19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Газовый состав воздуха в жизни растений. | 1 | УОНМ Л/О «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | Знать: газовый состав воздухакаково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. -Влияние кислотных дождей на рост и развитие растений. Уметь: характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | Познавательные УУД: Знакомятся с биологическим значением газового состава воздуха Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную опыт. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях | Л/О(С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха). | §21 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Ветер в жизни растений. Опыление. | 1 | КУ Л/Р №3 «Изучение приспособлений растений к опылению ветром» | Приспособление растений к опылению. | Знать: о роли ветра в опылении растений. Уметь: характеризовать приспособление растений к опылению ветром. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации\, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Эстетическое восприятие природы | Коллекция плодов и семян, лупа. | §22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Приспособления растений к распространению ветром. | 1 | КУ Л/Р №4 «Изучение приспособлений растений к распространению ветром» | Приспособление растений к распространению ветром. | Знать: о роли ветра в распространении растений. Уметь: характеризовать приспособление растений к распространению ветром. | Познавательные УУД: , делают вывод о биологическом значении ветроопыления Регулятивные УУД: Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой Коммуникативные УУД Учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Знакомясь с плодами, делают вывод о их многообразии, и использовании их в пищу. Осознают важность этих знаний для сохранения здоровья | Коллекция плодов и семян, лупа. | §22 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Почва как необходимое условие жизни растений. Рубежный мониторинг. | 1 | КУ | Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. | Знать: что такое почва; состав почвы; значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений; Уметь: характеризовать почвенное питание растений; Доказывать, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы. | Познавательные УУД: .Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Регулятивные УУД: Учатся самостоятельно обнаруживать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды | Домашний опыт: «Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» | §26-27 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | 1 | КУ | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | Знать: Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Уметь: характеризовать солевыносливые (солеустойчивые) растения. | Познавательные УУД: Выявляют приспособленность растений к разным свойствам почвы. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | Объясняют значение почвы и роль растений в природе и жизни человека | ДЕМ: Рис. и фотографий экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв. | §28 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Улучшение почв человеком. Плодородие. | 1 | КУ | Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв. | Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения). Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв, характеризовать эрозию почв. | Познавательные УУД: Выделяют существенные признаки плодородия почвы Регулятивные УУД: Объясняют роль почвы в процессе обмена веществ. Раскрывают значение почвы в жизни растений. Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | Понимают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Знакомятся с мерами охраны природной среды | Рис. 45 с. 81 | §29 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Значение животных для опыления и распространения растений. | 1 | УОНМ Л/Р №5 «Приспособления семян и плодов к распространению животными», «Изучение защитных приспособлений растений» | Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. | Знать: о взаимное влияние животных и растений. О значение животных для опыления и распространения растений. Уметь: характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян. | Познавательные УУД: Определяют значение животных в жизни растений Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | Коллекция плодов и семян, лупа. Крапива -жгучие волоски, барбарис или боярышник – колючки. | §31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Значение растений для животных. | 1 | КУ | Взаимное влияние животных и растений. Значение растений для животных. Растения – хищники. | Знать: о растениях – хищниках. Уметь: характеризовать дополнительный способ питания у растений и приспособления к нему у растений- хищников. | Познавательные УУД: Определяют значение растений в жизни животных Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Коммуникативные УУД Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников. | §32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 8 ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Влияние растений друг на друга. | 1 | КУ | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам. | Знать: Как влияют растения друг на друга. Уметь: характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, растения-паразиты. | Познавательные УУД: Объясняют роль конкуренции в жизни растений Анализируют информацию о процессах протекающих в растении Коммуникативные УУД Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции | Осознание необходимости бережного отношения к окружающей природе. | ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты, эпифиты, растения-лианы) Коллекция растений, фото, рисунки. | §35-36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №9 Грибы и бактерии в жизни растений (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Роль грибов и бактерий в жизни растений. | 1 | УОНМ | Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. | Знать: о роли грибов и бактерий в круговороте веществ; о роли микоризы для растений и грибов. Уметь: характеризовать способы питания грибов и паразитов (сапротрофы, паразиты); | Познавательные УУД: Объясняют роль грибов и бактерий в жизни растений, а также значение чередования поколений у споровых растений Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД умение слушать учителя, высказывать свое мнение | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений | Таблица «Разные формы микориз» «Бактериальные клубеньки на корнях» | §37-38 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Бактериальные и грибковые болезни растений. | 1 | КУ Л\Р №6 «Грибные заболевания злаков» | Бактериальные и грибковые болезни растений. | Знать: о грибковых заболеваниях злаков; о способах распространения бактериальных и грибковых болезней растений. Уметь: характеризовать бактериальные и грибковые болезни растений (фитофтороз, Фруктовую гниль, ржавчину, мучнистую росу). | Познавательные УУД: сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; Регулятивные УУД: Определяют растения по карточкам Коммуникативные УУД знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии | формирование личностных представлений о целостности природы | Гербарные экземпляры Рисунки «Грибковые заболевания» Рис. 65 с.115, «Грибы-паразиты» Рис.66 с. 116 | §39 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 10 СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Приспособления растений к сезонам года. Осень и зима. Листопад. | 1 | УОНМ | Приспособления растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Глубокий и вынужденный покой. | Знать: как приспосабливаются растения к сезонам года; о значении листопада; лесной подстилки; Уметь: характеризовать глубокий и вынужденный покой; | Познавательные УУД: Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | Рис, фото с изображением растений в разные сезоны года. | §40 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Приспособления растений к сезонам года. Весна и лето. | 1 | КУ | Приспособления растений к сезонам года. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды. | Знать: что такое озимые однолетники, весеннее сокодвижение. Уметь: Характеризовать яровые однолетники; Давать понятие фенологии, фенологическим фазам. | Познавательные УУД: Смена времён года. Типы растительности родного края Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Работают в группах. | Узнавать и различать приспособлениярастенийк различнымвремёнам года | Рис, фото с изображением растений в разные сезоны года. | §41 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 11 ИЗМЕНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Периоды жизни и возрастные состояния растений. | 1 | КУ | Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительности возрастных состояний растений. | Знать: периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости). Уметь: Характеризовать периоды течения жизни растений ( период покоя, период молодости, период зрелости). | Познавательные УУД: Периоды жизни и возрастные состояния растений Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Работают в группах. | формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, | Таблицы «Годичные приросты на ветке дуба» (почечные кольца), «Продолжительность жизни растений» «Редкие и охраняемые растения» Гербарные экземпляры | §43-44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА 12 РАЗНООБРАЗИЕ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Разнообразие условий существования растений. | 1 | УОНМ | Разнообразие условий существования растений. | Знать: о разнообразных условиях существования растений. Уметь: давать характеристику растениям с широкой и узкой экологической приспособленностью. | Познавательные УУД: Характеризуют различные условия в растительных сообществах. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | §46 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Уровни жизненного состояния растений. | 1 | КУ | Жизненное состояние растений как показатель условий жизни. Уровни жизненного состояния растений. | Знать: что такое жизненное состояние растений, вторичный покой растений. Уметь: характеризовать жизненное состояние растений (высокое, среднее, низкое). | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение парной работы Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы лабораторной работы. Работают по плану | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Рис. 90 с. 151 «Разная жизненность деревьев дуба черешчатого» | §47 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА № 13 ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ РАСТЕНИЙ (2 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Разнообразие жизненных форм растений. | 1 | КУ П/Р №1 «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке» | Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности. | Знать: Разнообразие жизненных форм растений (широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья- душители и деревья-рощи) Уметь: Давать характеристику разнообразию жизненных форм растений. | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа жизненных форм Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме | Потребность в справедливом оценивании своей рабо¬ты и работы одноклас-сников | Таблицы «Жизненные формы растений» | §48 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Жизненные формы растений по Раункиеру. | 1 | КУ | различия в приспособлении растений к переживанию неблагоприятного времени года. | Знать: Классификацию жизненных форм растений по расположение почек или верхушек побегов в течение неблагоприятного времени года по отношению к поверхности почвы | Познавательные УУД: умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливают отношения между ними Регулятивные УУД: Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа жизненных форм Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. | Формирование личностных представлений о целостности природы. | Схема | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №14 РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Растительные сообщества, их видовой состав. | 1 | УОНМ | Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. | Знать: характеристику растительного сообщества. Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество. | Познавательные УУД: Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | формирование личностных представлений о целостности природы | §50 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Устойчивость растительных сообществ. | 1 | КУ | Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. | Знать: характеристику растительного сообщества. Уметь: характеризовать видовой состав, разнообразие растений входящих в сообщество. | Познавательные УУД: Смена растительных сообществ. Типы растительности родного края Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Работают в группах. | Узнавать и различать растения различных экологических групп | §51 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Строение растительных сообществ. | 1 | КУ | Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах. | Знать: что такое ярусность. Уметь: характеризовать смену растительных сообществ. | Познавательные УУД: Характеризуют строение растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе Регулятивные УУД: Устанавливают причинно-следственные связи Коммуникативные УУД Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Таблица «Надземная ярусность и подземная слоистость корневых систем» | §52-53 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА №15 ОХРАНА РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (3 часа) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Обеднение видового разнообразия растений. Итоговый мониторинг. | 1 | КУ | Обеднение видового разнообразия растений. | Знать: причины обеднения видового разнообразия растений Уметь: наблюдать за состоянием растений. | Познавательные УУД: Обсуждают причины обеднения видового разнообразия растений Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | формирование личностных представлений о целостности природы | §56 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Редкие и охраняемые растения. | 1 | КУ П\Р №2 «Охраняемые растения своей местности» | Редкие и охраняемые растения. Редкие и охраняемые растения своей местности. | Знать: меры охраны растительного мира, что такое Красные книги. Уметь: наблюдать за состоянием растений. | Познавательные УУД: Обсуждают причины охраны растений Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | §57 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Охраняемые территории. | 1 | КУ | Охраняемые территории. | Знать: классификацию охраняемых территорий ( заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, памятники природы). Уметь: характеризовать охраняемые территории. | Познавательные УУД: Обсуждают причины организации охраняемых территорий. Регулятивные УУД: Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении | формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования | §58 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36 . Особо охраняемые территории г.Москва |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год
Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....
рабочая программа по учебному курсу "Экология растений"
Данный курс направлен на формирование экологических знаний, культуры рационального природопользования, любви к родному краю,освоение основ экологических знаний, формирование первичных представлений ед...
Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса
Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса...
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...
Рабочая программа по предмету биология "Экология растений"
Программа составлена на основе рабочей программы линии под редакцией Швец.Программа не является завершённым документом, т.к. для завершения необходим опыт рыботы. 15.11.22 г. - для удобства польз...