Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по экологии растений для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_ekologiya_rasteniy.docx | 28.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол № __ от ____20__г. | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР _________Я.С. Бандурист | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________Ю.А. Ребзон |
____________ Е.В.Красинская | __________ 2015 г. | _____________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Экология растений»
для 6 класса
Учитель первой квалификационной категории
Красинская Елена Валентиновна
Каменка, 2015
Пояснительная записка
Элективный курс «Экология растений» носит предметно-ориентированный характер.
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цели элективного курса «Экология растений»
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей растительного мира нашей планеты
– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения
Задачи данного элективного курса:
– научить анализировать представленный материал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить составлять рассказ о растении, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания
• основных представителей различных природных сообществ
Учащиеся должны уметь:
• анализировать материал выделяя главное
• определять черты приспособленности растений к среде обитания
• составлять рассказ о растении, используя план-клише
Методические рекомендации: курс рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 6 классов, рекомендуется для изучения в течение учебного года. Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка
Логические связи
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения растений на планете ).
Содержание рабочей программы элективного курса «Экология растений» для 6 класса
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение темы | В том числе: | Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования) | ||
Уроки | Лабораторные работы | Экскурсии | ||||
1 | Экология растений: раздел науки и учебный предмет | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии растений | ||
2 | Свет в жизни растений | 3 | 3 | 1 | Учащиеся должны знать: основные среды обитания растений, роль света в жизни растений Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания растения, черты приспособленности к среде обитания | |
3 | Тепло в жизни растений | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: роль тепла в жизни растений Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять роль растений в природе | ||
4 | Вода в жизни растений | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: роль воды в жизни растений Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности растений к условиям среды обитания | ||
5 | Воздух в жизни растений | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: роль воздуха в жизни растений Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; | ||
6 | Почва в жизни растений | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: роль почвы в жизни растений Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; | ||
7 | Животные и растения | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: особенности взаимодействия растений и животных Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой, анализировать просмотренный видеоматериал | ||
8 | Влияние растений друг на друга | 1 | 1 | Учащиеся должны знать: о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов в популяциях Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | ||
9 | Грибы и бактерии в жизни растений | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: особенности взаимодействия грибов, бактерий и растений Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | ||
10 | Сезонные изменения растений | 2 | 2 | Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | ||
11 | Изменения растений в течение жизни | 1 | 1 | 1 | Учащиеся должны знать: характер изменений в жизни растений в течение жизни Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | |
12 | Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: приспособления растений к условиям среды существования Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных мероприятий | ||
13 | Жизненные формы растений | 1 | 1 | Учащиеся должны знать: Жизненные формы растений | ||
14 | Растительные сообщества | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: Понятие растительные сообщества | ||
15 | Охрана растительного мира | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); |
Календарно тематическое планирование является приложением к рабочей программе элективного курса «Экология растений» для обучающихся 6 класса
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения
Календарно тематическое планирование
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Эксперимент, материально-техническое оснащение урока |
1. | Тема1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2 ч.) | |||||
1. | 1. | Экология как наука | 1.09-7.09 сентябрь | |||
2. | 2. | Живой организм, его среда обитания и условия существования. Экскурсия | 08.09-14.09 сентябрь | |||
2. | Тема 2. Свет в жизни растений (3 ч.) | |||||
3. | 1. | Свет и фотосинтез | 15.09-21.09 сентябрь | |||
4. | 2. | Влияние света на рост и цветение растений | 22.09-28.09 сентябрь | |||
5. | 3. | Экологические группы растений по отношению к свету | 29.09-5.10 октябрь | |||
3. | Тема 3. Тепло в жизни растений (3 ч.) | |||||
6. | 1. | Тепло как необходимое условие жизни растений | 06.10-12.10 октябрь | |||
7. | 2. | Температура как экологический фактор | 13.10-19.10 октябрь | |||
8. | 3. | Экологические группы растений по отношению к теплу | 20.10-26.10 октябрь | |||
4. | Тема 4. Вода в жизни растений (3 ч.) | |||||
9. | 1. | Вода как необходимое условие жизни растений | 27.10-02.11 ноябрь | |||
10 | 2. | Влажность как экологический фактор | 10.11-16.11 ноябрь | |||
11. | 3. | Экологические группы растений по отношению к воде | 17.11-23.11 ноябрь | |||
5. | Тема 5. Воздух в жизни растений (3 ч.) | |||||
12. | 1. | Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. | 24.11-30.11 ноябрь | |||
13. | 2. | Приспособление растений к поглощению газов из воздуха | 01.12-07.12 декабрь | |||
14. | 3. | Приспособление растений к опылению и распространению ветром | 08.12-14.12 Декабрь | |||
6. | Тема 6. Почва в жизни растений (3 ч.) | |||||
15. | 1. | Почва как необходимое условие жизни растений | 15.12-21.12 декабрь | |||
16. | 2. | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв | 22.12-28.12 декабрь | |||
17. | 3. | Плодородие почвы | 13.01-19.01 январь | |||
7. | Тема 7. Животные и растения (2 ч.) | |||||
18. | 1. | Взаимное влияние животных и растений. | 20.01-26.01 январь | |||
19. | 2. | Растения-хищники | 27.01-02.02 февраль | |||
8. | Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 ч.) | |||||
20. | 1. | Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга | 03.02-09.02 Февраль | |||
9. | Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч.) | |||||
21. | 1. | Роль грибов и бактерий в жизни растений | 10.02-16.02 февраль | |||
22. | 2. | Бактериальные и грибковые болезни растений | 17.02-23.02 февраль | |||
10. | Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч.) | |||||
23. | 1. | Приспособленность растений к сезонам года. | 24.02-02.03 март | |||
24. | 2. | Фенологические фазы растений | 03.03-09.03 март | |||
11. | Тема 11. Изменения растений в течение жизни (1 ч.) | |||||
25. | 1. | Периоды жизни и возрастные состояния растений | 10.03-16.03 март | |||
12. | Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2 ч.) | |||||
26. | 1. | Разнообразие условий существования растений | 04.04-10.04 апрель | |||
27. | 2. | Уровни жизненного состояния растений | 11.04-17.04 Апрель | |||
13. | Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч.) | |||||
28. | Разнообразие жизненных форм растений | 18.04-24.04 апрель | ||||
14. | Тема 14. Растительные сообщества (3 ч.) | |||||
29. | 1. | Растительные сообщества, их видовой состав | 25.04-01.05 апрель | |||
30. | 2. | Устойчивость растительных сообществ. | 02.05-08.05 май | |||
31. | 3. | Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах | 09.05-15.05 май | |||
15. | Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч.) | |||||
32. | 1. | Обеднение видового разнообразия растений | 16.05-22.05 Май. | |||
33. | 2. | Редкие и охраняемые растения | 23.05-29.05 Май | |||
34. | 3. | Охраняемые территории | 23.05-29.05 Май | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по экологии 10 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа элективного курса по экологии 11 класс
Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса
Пояснительная записка Сегодня вряд ли можно говорить не только о существовании некой универсальной системы экологического образования, но и о принятии единых концептуальных под...
Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ
Рабочая программа элективного курса по экологии 6-9 класс в соответствии с требованиями ФГОСТ.6 класс - «Экология растений», автор рекомендуемой базовой программы- И.М. Швец7 класс - «Экология ж...
Рабочая программа элективного курса по биологии в 6 классе "строение и многообразие покрытосеменных растений"
Рабочая программа содержит дополнительный материал для полного освоения учащимися курса биологии 6 класса...
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...