рабочая программа по учебному курсу "Экология растений"
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Астахова Светлана Алексеевна

Данный курс направлен на формирование экологических знаний, культуры рационального природопользования, любви к родному краю,освоение основ экологических знаний, формирование первичных представлений единства жизни растений с живой и неживой природой, их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения.Воспитание интереса к экологии, стремление использовать экологические знания в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.rar26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании педагогического

совета МБОУ «Скороднянская СОШ»


протокол №______


от «___»  ____________


                 2012 года




Согласовано

Заместитель директора

школы по УВР МБОУ «Скороднянская СОШ»



____________ Лысых Е.Д.


«______»_____________


2012 года

Утверждаю

Директор МБОУ «Скороднянская СОШ»




_____________ Седых Н.Н.


«_______»______________


2012 года

Рабочая  программа

   

                                                            Астахова Светлана Алексеевна  

                                                                      вторая  квалификационная категория

                                                                   учебный курс «Экология растений»

                                                      6 «а» класс

                                         2012

1) Пояснительная записка

Данная рабочая программа по экологии растений разработана для обучения в 6 классе  на основе авторской программы курса Экология растений  автор И.М. Швец

Цели и задачи курса:

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления об экологических понятиях: «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой»; единстве жизни растений с живой и неживой природой,  экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

.Формирование экологических знаний, культуры рационального природопользования, любви к родному краю

.Освоение основ экологических знаний, формирование первичных представлений единства жизни растений с живой и неживой природой, их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения.

.Воспитание интереса к экологии, стремление использовать экологические знания в повседневной жизни.

2) Общая характеристика учебного предмета

Тема 1. Экология растений:

раздел науки и учебный предмет (2 ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология - растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества. Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

Тема 2. Свет в жизни растений (3 ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. (Выполняется по дневникам учащихся.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3 ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Определение среднегодовой и среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и среднесезонные температуры местности, определяются по дневникам наблюдений). С помощью учителя по справочникам, определяются сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности.

Тема 4. Вода в жизни растений (3 ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни,  влаголюбивые растения. Засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практические работы. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности. (Определение ведется по дневникам.) Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и тепла для прорастания семян.)

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (3 ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Тема 6. Почва в жизни растений (3 ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия:  минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы. Солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.

Экскурсия. Человек и почва. Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.

Тема 7. Животные и растения (2 ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. "(С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибковые болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа. Грибковые заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весенние сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы. Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, таки весной). В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе. Находить доказательства влияния условий среды на живой организм . Отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия ; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования

и их влияние на разные этапы жизни растений (2 ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность. Практическая работа. Воздействие человека на растительность. По материалам учебного пособия «Экология растений». Учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»  (авт.: И.Н. Пономарева и др.). Учебника «История средних веков» (авт.: М.В. Пономарев и др.). Прослеживается влияние человека на растительность в  разных этапах развития общества.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке.)

Тема 14. Растительные сообщества (3 ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по 3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.) Экскурсия. Строение растительного сообщества.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения. Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа. Охраняемые территории России.

(С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю, 34 недели), по уставу школы 35учебных недель (35 часов)

1) Пояснительная записка

 Данная рабочая программа по экологии растений разработана для обучения в 6 классе  на основе авторской программы курса Экология растений  автор И.М. Швец

Цели и задачи курса:

Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления об экологических понятиях: «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой»; единстве жизни растений с живой и неживой природой,  экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

.Формирование экологических знаний, культуры рационального природопользования, любви к родному краю

.Освоение основ экологических знаний, формирование первичных представлений единства жизни растений с живой и неживой природой, их экологическое разнообразие, возрастные и сезонные изменения.

.Воспитание интереса к экологии, стремление использовать экологические знания в повседневной жизни.

2) Общая характеристика учебного предмета

Тема 1. Экология растений:

раздел науки и учебный предмет (2 ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология - растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества. Экскурсия. Живой организм, его среда обитания и условия существования. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с любым растительным организмом и его средой обитания: парк, лес, луг, живой уголок.)

Тема 2. Свет в жизни растений (3 ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа. Определение количества солнечных дней в году в своей местности. (Выполняется по дневникам учащихся.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (3 ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Определение среднегодовой и среднесезонных температур своей местности и растений, приспособленных к ним. (Среднегодовые и среднесезонные температуры определяются по дневникам наблюдений. С помощью учителя по справочникам определяются сельскохозяйственные растения, наиболее приспособленные к выращиванию в своей местности.)

Тема 4. Вода в жизни растений (3 ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность,  вода — необходимое условие жизни,  влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практические работы. Определение количества дождливых и засушливых дней в году в своей местности. (Определение ведется по дневникам.) Приспособленность растений своей местности к условиям влажности. (Доказывается необходимость воды и тепла для прорастания семян.)

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (3 ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Тема 6. Почва в жизни растений (3 ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия:  минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)

Экскурсия. Человек и почва. (Экскурсия проводится в тепличное хозяйство, где в это время идет подготовка почвы к выращиванию рассады. При отсутствии тепличного хозяйства с процедурой подготовки почвы можно познакомиться на примере выращивания комнатных растений.)

Тема 7. Животные и растения (2 ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1 ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. "(С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы. Экскурсия. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, так

и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования

и их влияние на разные этапы жизни растений (2 ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность. Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»  (авт.: И.Н. Пономарева и др.), учебника «История средних веков» (авт.: М.В. Пономарев и др.) прослеживается влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.)

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и ро-зеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

Тема 14. Растительные сообщества (3 ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по 3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.) Экскурсия. Строение растительного сообщества.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения. Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа. Охраняемые территории России.

(С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю, 34 недели), по уставу школы 35 недель (35 часов)

                                   4)   Календарно-тематическое планирование

                                                                                                                                            Составитель: Астахова С.А. 2012- 2013 уч. год

                                                                35 часов (1 час в неделю)    авторы учебника А.М. Былова, Н.И. Шорина.  

                                                                                                                           


n\n

№ урока

                      Тема урока

Тип урока

Дата

 Практические работы

Домашнее.

задание

Примечания


Формы контроля

план

факт





Раздел 1

Тема 1. Экология растений:

раздел науки и учебный предмет (2 ч)

                                             Планируемые результаты обучения.

     

 знать общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

1

1

Экология как наука. Среда обитания и условия существования.


Взаимосвязи живых организмов и среды


Урок изучения нового материала






6.09.



















Пар.1стр4-6 Составить вопросы к параграфам






Вводная беседа



2.

2.

Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой

Урок изучения нового материала








13.09.










Пар2

Стр6-8

Схема в тетради


Раздел 2.

 Свет в жизни растений (3 ч)

                                       Планируемые результаты обучения.

     

      Оценивать и прогнозировать влияние света на рост и цветение растений,   фотосинтез, приспособление растений к меняющимся условиям освещения. Соотносить растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

3

1.

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений

Урок изучения нового материала


20.09


Пар.3 стр10-12 (выб)

4.

2.

Свет как экологический фактор. Разнообразие условий освещения на Земле

Урок – практикум

27.09

п/р № 1

Определение количества солнечных дней в году в своей местности.

Пар.4стр12-14 (выб)

5.

3.

Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения

Комбинированный урок

4.10.

 Пар.5стр15-17 (выб)

Практические задания

6.

4.

Теневыносливые и тенелюбивые растения

Урок - практикум

11.10.

Пар.6 стр18-20 (выб)

7

5.

 Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Урок изучения нового материала

18.10.

ПАР.7 -

стр.20-23;

.

Раздел 3. Тепло в жизни растений (3 ч)

Планируемые результаты обучения

Понимать значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений; температуры как экологического фактора. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам.

8.

1.

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений

Комбинирован.

урок

25.10

Пар.9,  стр. 25-28;

9.

2.

 Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле.

Урок - практикум

1.11.

 П/Р №2«Определение среднемесячной и средне-сезонных температур своей местности »

 Пар.10,11 стр.28-31

Построение графика температур

10

3.

Приспособления растений к различным температурам. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

 Комбинирован.

урок

15.11.

Пар.12,13 стр.31-36

Раздел 4. Вода в жизни растений (3 ч)

                                                   Планируемые результаты обучения.

Объяснять значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

 

11.

1.

 Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для роста и развития растений.

Урок -практикум

22.11.

Пар.14 стр38-41

Работа с таблицей


12.

2.


Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде

Урок изучения нового материала с элементами практики.

29.11

Пар. 16; стр 42- 44

Инд. Опрос, работа с картой

13.

3.

Приспособление растений к различным условиям влажности.

Комбинированный

урок.



6.12.


Пар. 16;17;18;19 стр 42- 50

Раздел5. Воздух в жизни растений (3 ч)

Планируемые результаты обучения

Оценивать значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.




14




1.

          Газовый состав воздуха. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.




Урок изучения нового материала



13.12.



 


Пар.21

Стр 55-57



15.

2.

Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.

Комбинированный урок

20.12.

.Пар.22 стр58-59

Инд.опрос

16.

3.

Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Комбинированный

урок.

27.12.

П/Р3  Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Пар.23,24 стр 59 -64

Раздел 6. Почва в жизни растений (3 ч)

Планируемые результаты обучения 

 Определять состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

17

1.

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы.

Урок изучения нового материала. Урок  –исследование.

16.01.

Пар.26,27 стр67-70

Работа по карте

18.

2.

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв

Комбинированный урок

23.01.

 

Пар.28 стр71-74

Работа на карте

19.

3.

 Действия человека, влияющие на качество почв.

Групповая работа. Урок-исследование.

30.01

Пар.29-30; стр75-78

Раздел 7. Животные и растения (2 ч)

Планируемые результаты обучения 

 Определять Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

20.

1.

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений.

 Комбинированный урок

7.02.

П/Р №4

Способы распространения плодов и семян.

Пар.31-32

Стр 80-85

Подготовка презентаций

21.

2.

Значение растений для животных. Растения-хищники.

14.02.

Пар.33-34

Стр 87-92

Раздел 8. Влияние растений друг на друга (1 ч)

Планируемые результаты обучения 

 Определять прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.





22.





1.

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями





Урок изучения нового материала. Урок – исследование.






21.02.

 








Пар.35-36

Стр 93-99





Фронтальный опрос

Раздел 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2 ч)

Планируемые результаты обучения 

 Понимать роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

23

1.

Круговорот веществ и непрерывность жизни.

Урок изучения нового материала.

28.02.

Пар.37

Стр101-103

24



2.



Роль грибов и бактерий в жизни растений. Бактериальные и грибные болезни растений.

Комбинированный урок

Пар.38-39

Стр104-108

Инд.опрос.

Раздел 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Планируемые результаты обучения 

Понимать значение приспособленности растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

25.

1.

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники.

Урок изучения нового материала

7.03.

Пар.40-41

Стр109-

26.

2

Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды

Урок - практикум

14.03.

Пар.42 стр 121

Индивидуальные задания, фронтальный опрос.

Раздел 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Планируемые результаты обучения 

Понимать значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян.





Раздел 12. Разнообразие условий существования

и их влияние на разные этапы жизни растений (2 ч)

Планируемые результаты обучения 

Понимать разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений


27.


1.


Разнообразие условий существования растений.


  Урок изучения нового материала


21.03

Пар 46

Стр 137-139

 

28.

2


 Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни.

                                                                                                                                     

Урок - практикум


4.04.


Пар 46

Стр 140-143


29.


1.


Раздел 13 Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон.

  Урок изучения нового материала

                                                                                                                                             12.05

11.04.

Пар 48-49

Стр 144-153

30

1

Раздел 14.Растительные сообщества (3 ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества

Урок - практикум

18.04.

Пар 50-51

Стр 154-163

31

2

 Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.

Урок - практикум

25.04

Пар 52-53

Стр 164-170

32

3

Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность

Урок - практикум

2.05.

Пар 54-55

Стр 171-178

33

1

Раздел 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.

Урок изучения нового материала

16.05.

Пар 57

Стр 182-186

34

2

Охраняемые территории.

Урок - практикум

23.05.

Пар 58

Стр 186-188

35

3

Редкие и охраняемые растения своей местности.

Урок - практикум

30.05.

Доклады

6).Контрольные работы по учебному курсу «Экология растений» не проводится.

    7). Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

1. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 6 класс

 «Экология растений» / А.М. Былова, Н.И. Шорина; под ред. Н.М. Черновой. М.: Вентана - Граф,2012.

2. Учебное пособие для учащихся  «Экология Белгородской области» / В.И.Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов–  М.Издательство Московского университета, 2002.

3.Технические средства обучения

1.Компьтер

 2.Мультимедийный проектор

 3.Принтер лазерный с запасным картриджем

 4.Копировальный аппарат

 5.Сканер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)

Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по естествознанию "Растения, грибы, лишайники" 7 класс для специальных коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по естествознанию 7 класс составлена по программе В.В.Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII  вида под редакцией Никишова...

Рабочая программа по биологии "Растения" 7 класс для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по биологии «Растения» для 7 класса составлена  на основании нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности ...

рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта 7 класс коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// -...

рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// -...

Рабочая программа по экологии растений 6 класс

Рабочая программа по экологии растений...