Рабочая программа по предмету биология "Экология растений"
рабочая программа по экологии

Семченко Александр Николаевич

Программа составлена на основе рабочей программы линии под редакцией Швец.

Программа не является завершённым документом, т.к. для завершения необходим опыт рыботы. 

15.11.22 г. - для удобства пользования программой разработано календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел по образованию, физической культуре и спорту администрации

Острогожского муниципального района Воронежской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копанищенская основная общеобразовательная школа

Рассмотрено                                                                                               «Утверждаю»

педагогическим советом                                                                        Директор МКОУ

протокол №  5                                                                                            Копанищенская ООШ

от   21.03.2022г.                                                                                           _____________

                                                                                                                       Полумиско Л.И.

                                                                                                                       Приказ № 35        

                                                                                                                       от 21.03.2022г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

естественнонаучной направленности

 «Экология растений»

                                                                                                    Тип программы: модифицированная

                                                                              Уровень программы: базовый

                                                                                  Возраст обучающихся: 9 – 15 лет

                                                                        Срок реализации: 1 год

                                                          Автор-составитель:

                                                                                                    Семченко Александр Николаевич

                                                                                                    учитель биологии

п. Луки 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

І. Комплекс основных характеристик программы

3

       Пояснительная записка

3

Нормативно-правовая база создания программы

3

Актуальность программы

3

Педагогическая целесообразность

3

Направленность и уровень освоения программы

3

Цель и задачи программы

3

Отличительные особенности программы

4

Характеристика контингента обучающихся

4

Срок реализации и объем программы

4

Форма и режим занятий

4

Ожидаемые результаты освоения программы

4

II. Содержание программы

Учебно-тематический план программы.

5

Содержание программы.  

6

III. Планируемые результаты

10

IV. Организационно-педагогические условия реализации программы

Деятельность, используемые методы и формы

10

Методическое обеспечение образовательной программы

10

Дидактическое обеспечение программы

10

Материально-техническое обеспечение программы

11

Кадровое обеспечение программы

11

Список рекомендуемой литературы

11

І. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений» для ТОЧКИ РОСТА

                                Пояснительная записка

Программа оформлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Постановление главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196, с изменениями и дополнениями от 5 сентября 2019 года, от 30 сентября 2020 года);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) от 18.11.2015 г. письмо Министерства образования и науки РФ.

Актуальность программы

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится личностное развитие обучающихся, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание, ценность научного познания.  

Учащиеся в рамках кружка будут заниматься исследовательской, проектной деятельностью с помощью микроскопов и мультидатчиков ТОЧКИ РОСТА. Предмет исследований – растения, их строение, функционирование. Зависимость растений от света, влажности и других жизненно важных показателей.

Данная программа     направлена    на        актуализацию            потребности в             самопознании, самосовершенствовании, саморазвитии и побуждению к индивидуальному развитию ребенка в рамках оборудования ТОЧКИ РОСТА.

Педагогическая целесообразность такого подхода ориентирована на формирование ценностных ориентаций ребенка через его личностный рост.

Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология растений» имеет естественнонаучную направленность, является модифицированной, по уровню освоения – базовой, по времени освоения - краткосрочной.

      Цель, дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений»: формирование представлений о растениях, через экологию растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой.

     Задачи программы:

обучать:

        - экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;

  развивать:

      - использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий, направленных, в том числе на воспитание обучающихся и развитие личностных качеств;

         воспитывать:

        - у школьников мотивационную сферу гигиенического поведения, чувство ответственности за сохранение окружающей среды, сознательное отношение к природе;

        - потребность в  охраны природы и рационального природопользования.

       Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений»

Программа продолжает вводить основные экологические понятия. Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

Характеристика контингента обучающихся

         Обучение по программе предполагает включение в ее освоение широкого круга школьников в возрасте от 9 до 15 лет. Наполняемость группы – 5-15 человек.

           Сроки реализации и объем дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений»

         Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы составляет 35 учебных часов.

         Форма обучения и режим занятий

         Форма обучения – очная.

          Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Продолжительность академического часа составляет 45 минут.

         Форма организации занятия – групповая. На занятии используются исследовательская и проектная деятельность, ролевые игры, совместно-распределенная учебная деятельность.

          Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Определять различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10. Уметь проводить исследовательскую и проектную деятельность в рамках оборудования ТОЧКИ РОСТА.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

                                       

ІІ. Содержание дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений» для ТОЧКИ РОСТА

  1. Учебно-тематический план

№ темы

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

1

1

2.

Свет в жизни растений

1

2

3.

Тепло в жизни растений

2

1

4.

Вода в жизни растений

1

2

5.

Воздух в жизни растений

1

2

6.

Почва в жизни растений

2

1

7.

Животные и растения

1

1

8.

Влияние растений друг на друга

0

1

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

1

1

10.

Сезонные изменения растений

2 ч

1

1

11.

Изменение растений в течение жизни

1

0

12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

1

1

13.

Жизненные формы растений

2 ч

1

1

14.

Растительные сообщества

1

2

15.

Охрана растительного мира

3 ч

1

2

Итого:

35

16

19

                                              2. Содержание программы

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: организменная среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

 Лабораторное исследование № 1: живой организм, его среда обитания и условия существования (обнаружение паразитов и квартирантов на образцах растений.).

Тема 2. Свет в жизни растений

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Лабораторное исследование № 2.  Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности. Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.)

 Лабораторное исследование № 3. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

Тема 3. Тепло в жизни растений

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Лабораторное исследование № 4. Изучение сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности. Изучение влияние температуры окружающей среды на рост и развитие растений.

Тема 4. Вода в жизни растений

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Практическая работа. Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности. Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Лабораторная работа № 5. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.) Исследование влияния влажности воздуха на растения.

Тема 5. Воздух в жизни растений

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы № 6,7. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Тема 6. Почва в жизни растений

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.) Человек и почва.

Лабораторные работы № 8 Исследование pH среды на рост и развитие растений.

Тема 7. Животные и растения

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы № 9. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторные работы № 10. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторные работы № 11 Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Лабораторные работы № 12. Приспособление растений к сезонам года. (Для разных местностей экскурсия может проходить как зимой, так и весной. В ходе экскурсии нужно познакомиться с сезонными изменениями в жизни растений, научиться наблюдать взаимосвязи растений в природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм; отметить, каким образом разные растения приспособились переносить зимние условия; какие условия способствуют весеннему пробуждению растений.)

Тема 11. Изменение растений в течение жизни

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Лабораторные работы № 13. Воздействие человека на растительность.

Тема 13. Жизненные формы растений

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

  Лабораторные работы № 14. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

Тема 14. Растительные сообщества

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Лабораторные работы № 15. Изучение состояния сообщества.

Строение растительного сообщества. Определение природных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Лабораторные работы № 16. Охраняемые территории России - выявление охраняемых растений. (Красная книга Р.Ф..)

        

ІІІ. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений» для ТОЧКИ РОСТА

         В результате освоения программы у учащихся будут сформированы личностные, предметные и метапредметные результаты.

1) личностным, включающим:

осознание российской гражданской идентичности;

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному

самоопределению;

ценность самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к

себе, окружающим людям и жизни в целом;

2) метапредметным, включающим:

освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и

организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных

текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории;

3) предметным, включающим:

освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и

способов действий, специфических для соответствующей предметной области;

предпосылки научного типа мышления;

виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и

применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.

ІV. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Экология растений» для ТОЧКИ РОСТА

         Методическое обеспечение.

         При организации работы должны учитываться санитарно-гигиенические требования  и возрастные особенности обучающихся в связи с тем, что в составе группы могут быть обучающиеся разного возраста.

        Формами проведения занятий могут быть  беседа, рассказ, викторина, работа в сети Интернет, выполнение практических заданий, работа над проектом и защита проекта, игра, моделирование ситуации, разучивание экологических ситуаций.

        Используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.  

        Дидактический материал  включает в себя

Готовые микропрепараты.

Таблицы, схемы по ботанике, гербарные и комнатные растения.

Цифровую лабораторию ТОЧКИ РОСТА.

        Материально-техническое обеспечение  включает в себя учебный кабинет ТОЧКИ РОСТА с двумя микроскопами, с мебелью  – 1, ноутбук – 1, проектор с экраном (мультимедиа) –  1.

         Кадровое обеспечение осуществляет педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального по программе подготовки педагогических кадров среднего звена, без предъявления требований к профессиональной  категории и уровню соответствия квалификации.   

                       Список рекомендуемой литературы для педагога

1. Программы: И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. –  М. Вентана-Граф, 2008. – 176 с.)

2. Учебник: Экология растений: 6 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 2-е изд., испр. -  М. Вентана-Граф, 2009, - 192 с.: ил.

3. Винокурова Н.Ф. и др. Природопользование.- М.,1994.-255 с.

4. Лобанова З.М. Основы экологии.- Барнаул,1997.-94 с.

5. Опарин Р.В. Как организовать экологические исследования?. - Горно - Алтайск, 2002. - 70 с.

6. Сапунов В.Б., Легков В.В. Основы экологии.-С.Пб.,1998.-136 с.

для учащихся

                    Список рекомендуемой литературы для обучающихся

1. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник.- М.,1993.-640 с.

2. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. - Петрозаводск., 1992. -174 с.

3. Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. - М.,1996.-192 с.

4. Алексеев С.В. Экология.-С/П.,1999.-240 с.

5. Атлас комнатных растений. -М., 2005.-432 с.

6. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.-М.,2000.-388 с.

7. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М., 1951. -348 с.

8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России.-М.,1995.-232 с.

9. Новиков Ю.В. Природа и человек.-М.,1991.-223 с.

10. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. -Л.,1982. -192 с.

11. Экология России. Хрестоматия. /Сост. Кузнецов В.Н./. - М., 1995. - с.221 - 243.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Лабораторная работа

Часы

Дата

Примеч.

1

Экология растений: раздел науки и учебный предмет.

---------

1

07.09.22

2

Экология растений: раздел науки и учебный предмет.

№ 1 «Живой организм, его среда обитания и условия существования (обнаружение паразитов и квартирантов на образцах растений)».

1

14.09.22

3

Свет в жизни растений.

---------

1

21.09.22

4

Свет в жизни растений.

№ 2.  «Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности».

1

28.09.22

5

Свет в жизни растений.

 № 3. «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом».

1

05.10.22

6

Тепло в жизни растений.

----------

1

12.10.22

7

Тепло в жизни растений.

------------

1

19.10.22

8

Тепло в жизни растений.

№ 4. «Изучение сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности».

1

26.10.22

9

Вода в жизни растений.

-----------

1

02.11.22

10

Вода в жизни растений.

Практическая работа. «Изучение приспособленности растений своей местности к условиям влажности».

1

09.11.22

11

Вода в жизни растений.

№ 5. «Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями».

1

16.11.22

12

Воздух в жизни растений

----------

1

23.11.22

13

Воздух в жизни растений

№ 6. «Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром».

1

30.11.22

14

Воздух в жизни растений

№ 7. «Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха».

1

07.12.22

15

Почва в жизни растений.

-----------

1

14.12.22

16

Почва в жизни растений.

Домашняя практическая работа. «Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков».

1

21.12.22

17

Почва в жизни растений.

№ 8 «Исследование pH среды на рост и развитие растений».  

1

28.12.22

18

Животные и растения.

----------------

1

11.01.23

19

Животные и растения.

 № 9. «Изучение защитных приспособлений растений».

1

18.01.23

20

Влияние растений друг на друга.

№ 10. «Взаимодействие лиан с другими растениями».

1

25.01.23

21

Грибы и бактерии в жизни растений.

-------

1

01.02.23

22

Грибы и бактерии в жизни растений.

№ 11 «Грибные заболевания злаков».

1

08.02.23

23

Сезонные изменения растений.

---------

1

15.02.23

24

Сезонные изменения растений.

№ 12. «Приспособление растений к сезонам года».

1

22.02.23

25

Изменение растений в течение жизни.

----------

1

01.03.23

26

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

------------

1

15.03.23

27

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

 № 13. «Воздействие человека на растительность».

1

22.03.23

28

Жизненные формы растений.

----------

1

29.03.23

29

Жизненные формы растений.

  № 14. «Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке».      

1

05.04.23

   

30

Растительные сообщества.

-------

1

12.04.23

31

Растительные сообщества.

№ 15. «Изучение состояния сообщества. Степь».

1

19.04.23

32

Растительные сообщества.

№ 15. «Изучение состояния сообщества. Лес».

1

26.04.23

33

Охрана растительного мира.

-------

1

10.05.23

34

Охрана растительного мира.

№ 16. «Охраняемые территории России - выявление охраняемых растений. Степь. (Красная книга Р.Ф..)».

1

17.05.23

35

Охрана растительного мира.

№ 16. «Охраняемые территории России - выявление охраняемых растений. Лес. (Красная книга Р.Ф..)».

1

24.05.23

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Биология" (растения, бактерии, грибы), 6 класс, линия В.В.Пасечник.

В данной программе сформулированы: цели и задачи для каждого урока, знания и умения, которые должны быть сформированыв процессе изучения, порядок проведения лабораторных работ, а также оборудование не...

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений» 6 класс, базовый уровень

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом ...

Рабочая программа по предмету Компьютерное делопроизводство (в рамках предмета Технология) 2 часа в неделю, 11 класс

Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой. Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства. Дл...

Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"

Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Растения. Бактерии. Грибы." 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Пояснительная запискаРабочая программа по учебному предмету «Биология. Растения. Бактерии. Грибы.» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 к...

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Растения. Бактерии. Грибы") 7 класс

Рабочая программа по предмету биология (раздел "Растения. Бактерии. Грибы") предназначена для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости....

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений»

Рабочая программа учебного предмета «Экология растений»  БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ...