Технологическая карта урока биологии в 6 классе. Тема "Фотосинтез". Учебник -И.Н. Пономарёва + дополнительные материалы к уроку
методическая разработка по экологии (6 класс)

Польшина Людмила Николаевна

Данный урок является составной частью темы «Питание живых организмов». Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении темы «Корневое питание растений», знания о внутреннем строении растений в целом и отдельных его частей, о химическом составе и процессах, происходящих в растениях. Научная правильность освещения материала на уроке достигается опорой на опыты великих ученых-естествоиспытателей и на данные учебника.

Для проведения урока  составлена технологическая карта, в которой сконструированы все этапы урока.

При составлении плана урока было чётко распределено время между его этапами. Больший временной промежуток отделён на изучение нового материала. Все этапы имеют логическую последовательность.

Содержание урока соответствует возрастным особенностям детей, методы и приемы для работы  на уроке: групповая работа, проблемные вопросы, игровые моменты, компьютерные технологии и наглядные пособия, помогают учащимся  освоить материал осознанно и увеличить их познавательную активность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1 

Организационный момент (1мин).

Здравствуйте, Ребята!

Готовятся к уроку

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД Волевая саморегуляция

2

Проверка домашнего задания

(4 мин)

Организует беседу по вопросам и работу у доски:

- Что такое минеральное питание?

- Как происходит всасывание воды и минеральных веществ?

Один ученик составляет у доски схему «Виды удобрений» с последующим рассказом.

- Зачем нужно вносить удобрения?

- Как выявить недостаток удобрений?

- Как надо применять удобрения?

За ответы дети ставят на полях тетради: «+» - правильный ответ.

«- « -неправильный ответ;

«^» - ответ неполный, с корректировкой

Отвечают на поставленные вопросы,

выполняют задание у доски

Познавательные: 

Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственные связи

Коммуникативные

умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

3

Актуализация знаний и формулирование проблемы (4 мин).

Учитель: раздаёт детям лотки с продуктами:

  1. Нарезанная морковь
  2. Нарезанное яблоко
  3. ядра грецкого ореха

и предлагает попробовать на вкус.

Спрашивает у детей:

- какой вкус имеют эти продукты?

- а к каким органам растений каждый из продуктов относится?

В зависимости от ответов детей учитель может задать вопросы:

- откуда в корнеплодах сахар?

- откуда в яблоках кислота?

- откуда в семенах масло (жир)?

- к какой группе веществ относятся сахар, яблочная кислота, жир?

- Да, это органические вещества. А при каких условиях образуются органические вещества?

Ребята, на прошлом уроке вы изучили  корневое питание растений.  А какой тип питания вы еще не рассматривали, хотя и говорили о нем, изучая тему «Лист, его строение и значение»?

Откройте страницу 51, найдите определение «Лист» и зачитайте его вслух.

Тема нашего урока: «Фотосинтез» (воздушное питание растений)

Какие цели мы поставим перед собой?

Узнать……..что такое фотосинтез

Понять……..где и как он происходит?

Разобраться…… что для фотосинтеза необходимо

Убедиться в том, что……этот процесс жизненно необходим.

Отвечают на вопросы учителя

Запись темы  урока в рабочую тетрадь по биологии.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   

4

«Открытие» учащимися новых знаний (14 мин).

Изучение нового материала происходит в форме групповой работы. После вступительного слова учителя класс разбивается на 3 группы, каждая из которых получает Рабочий лист с заданием для работы по учебнику.

Учитель контролирует и корректирует работу в группах

Учитель  контролирует и корректирует работу у доски

Учитель: теперь вы можете приступить к выполнению задания №2.

Раздаёт схемы растения.

Пользуясь подсказкой на экране, изобразите  стрелками ход процессов, которые указаны в вашем Рабочем листе

А что происходит с сахарами и углеводами в корнях,  плодах и семенах? (зачитать предложение на стр. 81 вслух)

Учитель: Ребята,  нам удалось ответить на вопрос: откуда в моркови сахар, в яблоке – кислота, в орехах – жир?

Давайте запишем в тетрадь определение «Фотосинтез – это процесс образования органических веществ из неорганических».

Учитель: мы с вами отлично поработали. Устали. Давайте отдохнём.

Учитель проводит физкультминутку по приложению 1.

Делятся на группы, выполняют работу в группах.

1 гр.Где происходит процесс фотосинтеза?

2 гр.Какие условия и какие вещества необходимы для фотосинтеза?

3 гр. Что образуется в результате фотосинтеза?

После выполнения задания представитель от каждой группы вносит свои записи в общую таблицу на доске.

На схеме растения дети стрелками отмечают ход процессов.

После выполнения задания представитель от каждой группы наносит стрелки на общую схему.

Ответы детей.

Дети записывают определение в тетрадь

Дети участвуют в физкультминутке по группам

Личностные: 

действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.   

Коммуникативные: умение воспринимать информацию, отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД: делать выводы по результатам работы.

Познавательные УУД: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

5

Первичное применение нового знания (6 мин).

Теперь я вам предлагаю посмотреть видео опыта, который доказывает, что в результате фотосинтеза образуются органические вещества.

Учитель строит схему на доске и задаёт вопросы классу:

-Чем питаются растения?

- что образуется в растениях в процессе фотосинтеза?

-  Чем питаются бактерии?

- Чем питаются грибы?

-  Чем питаются зайцы?

-  Чем питаются волки?

- могут ли все перечисленные организмы сами образовывать органические вещества?

Учитель на схеме объединяет все перечисленные организмы и подписывает «гетеротрофы» и только растения подписываются «автотрофы». А значит, растения и процесс фотосинтеза  имеют огромное значение для всех живых организмов на Земле!

Попробуйте сформулировать самые важные функции фотосинтеза. Пользуйтесь текстом учебника на стр. 82.

Дети смотрят и запоминают последовательность приёмов проведения опыта.

Дети отвечают на вопросы и строят схему в тетради.

Дети должны назвать 4 функции:

-накопление органической массы;

- накопление энергии;

- поддержание баланса углекислого газа в атмосфере;

- накопление кислорода в атмосфере.

Коммуникативные:

Умение отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: 

мотивировать свои действия

Познавательные: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное.

6

Закреплениезнаний

(  5 мин).

Пришло время закрепить всё, что мы изучили на уроке. Предлагаю выполнить тест. На работу – 3 мин.

На проверку и оценивание – 2 мин.

Дети выполняют тесты индивидуально. Обмениваются с соседом по парте и проводят взаимопроверку.

Познавательные: Отвечать на поставленные вопросы; объяснять сущность фотосинтеза, условия и итоги фотосинтеза..

7

Рефлексия (2мин).

Составьте синквейн на тему «фотосинтез»

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Фраза (предложение)

Метафора (суть темы)

Дети предлагают слова для синквейна

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные: самоконтроль

Познавательные: выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению.

8

Домашнее задание

( 1 мин)

Параграф 14, вопросы стр.83.

Задание: объясните зачем в теплицах воздух насыщают углекислым газом?

Дети записывают домашнее задание

Личностные: 

мотивировать свои действия

Познавательные: структурировать

учебный материал, выделять в нем главное

9

Выставление оценок

(3 мин)

Объясняет порядок оценивания

Напишите в тетрадях «Оценка за урок»:

Корректирует оценки, округляя до целых значений

Дети считают

число «+» *5 =

 Число «^» *4 =

 Число «- » *3 =

Сумму баллов разделить на общее число знаков.

 Полученный балл объявляют учителю

Регулятивные: развитие навыков самооценки и самоанализа


   



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

1группа

Задание1: стр.80  (абзац со слов «зелёный лист» до абзаца со слов  «свет»)

Где происходит процесс фотосинтеза?

  1. В каком органе растения - ……………
  2. В какой структурной единице органа растения - …………….
  3. Что есть в растительной клетке для поглощения солнечной энергии - ………………

Задание 2.

На рисунке показать стрелками: что попадает на листовую пластину из окружающей среды

Рабочий лист

2группа

Задание: Стр.80  1 абзац  (В этом процессе………  до слов «воздушное питание»)

Какие условия и какие вещества необходимы для фотосинтеза?

1…………..

2……………..

3…………….

4…………….

Задание 2.

На рисунке показать стрелками: в какие органы растения поступает корневое питание (вода и минеральные вещества)

Рабочий лист

3 группа

Задание 1 : стр.81 (абзац со слов «в процессе фотосинтеза»  до слов «…с выделением кислорода.»

Что образуется в процессе фотосинтеза?

1……..

2……..

Задание 2.

На рисунке показать стрелками: куда поступают продукты фотосинтеза?



Предварительный просмотр:

Тест «фотосинтез»

  1. Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?

а) кислород   б) вода   в) углекислый газ   г) сахар

  1. В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез?

а) в ядре   б)  в хлоропластах   в) в вакуолях   г) в лейкопластах

  1. Как доказать, что органические вещества в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету?

а) поставить растение на свет, а затем с помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала

б) одно растение надо поставить на свет, а другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в растениях

в) поставить растение в темное место и проверить содержание в нем крахмала йодной пробой

г) срезать лист у любого растения в природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала

4.Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук:

а) погибнет  б) не образует клубни  в) начнет лучше куститься  г) ничего не произойдет

Ключ к ответам на Тест «фотосинтез»

  1. А, г,  2)б;   3)б;  4)б

Тест «Фотосинтез»

1.Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?

а) кислород   б) вода   в) углекислый газ   г) сахар

2.В каких клеточных органоидах протекает фотосинтез?

а) в ядре   б)  в хлоропластах   в) в вакуолях   г) в лейкопластах

3.Как доказать, что органические вещества в листьях растений образуются в процессе фотосинтеза только на свету?

а) поставить растение на свет, а затем с помощью йодной пробы определить содержание в нем крахмала

б) одно растение надо поставить на свет, а другое в темное помещение. Затем проверить йодной пробой содержание крахмала в растениях

в) поставить растение в темное место и проверить содержание в нем крахмала йодной пробой

г) срезать лист у любого растения в природе и с помощью йодной пробы определить наличие в нем крахмала

4..Что произойдет с растением картофеля, листья которого объел колорадский жук:

а) погибнет  б) не образует клубни  в) начнет лучше куститься  г) ничего не произойдет

Ключ к ответам на Тест «фотосинтез»

  1. А, г,  2)б;   3)б;  4)б


Предварительный просмотр:

Физкультминутка

1 группа

Учитель: Ребята, назовите органы растения (дети называют). Учитель приглашает группу выйти и распределяет роли:

Корни – 2 чел.    Стебель – 1 чел.   Листья – 2 чел.   Цветок -1 чел   Плод – 1 чел.   Семя – 1 чел.

Учитель: Ребята, чем питаются растения?  (водой) .  Я – вода (протягиваю руки   «корни»  касаются моих рук и передают касанием воду «стеблю», стебель «листьям», «цветку», «плоду», «плод» - «семени»).

Учитель: А что происходит в листьях?  (фотосинтез).

Что образуется в процессе фотосинтеза в листьях? (органические вещества) и куда они направляются? (во все органы растения) .  «Лист»  разводит руки в стороны, все остальные «органы»  касанием к рукам показывают, что они приняли пит. Вещества.

Спасибо!

2 группа

Учитель: А  в какой части листа проходит фотосинтез?  (в клетке).  Давайте изобразим клетку.

Оболочка 3 чел. (берутся за руки, образуют круг),   ядро – 1 чел.( в центр круга).

Учитель: как проникают в клетку углекислый газ и вода? ( через поры)

Остальные дети  «Проникают» внутрь клетки.

Учитель:  какой газ образуется в процессе фотосинтеза?  (кислород)   Куда он девается? (выделяется в атмосферу).

Дети «выходят» из клетки.

Спасибо!

3 группа

Учитель;  А где накапливаются  органические вещества? (в плодах, корнях, клубнях, семенах).

Давайте с вами соберём урожай.  Как собрать картофель?  (Его надо выкопать и выбрать из земли).  

Дети имитируют копку картофеля и собирают его, наклоняясь.

Учитель.  Яблоки созрели.  Как их собрать?

Дети вытягивают  вверх руки, имитируя сбор яблок.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по биологии 6 класса по учебнику Сонина Н.И., С учетом требований ФГОС

технологическая карта с учетом требований ФГОС, каждый урок содержит интернет-ссылки на интересный материал в сети...

Дополнительные материалы к урокам в 6 классе

Предлагаю презентацию к жанру историческому. Тесты в форме презентации для проверки жанров и проверки и повторении знаний о видах изобразительного искусства....

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова...

Дополнительные материалы к уроку 5-6 классы

Хотелось бы поделиться следующими разработками. Такие работы я использую на дополнительных занятиях для учеников 5-6 классов. Задания подходят для расширения знаний о Великобритании, ее культуре и ист...

Технологическая карта по биологии 7 класс с учетом ФГОС УМК В.В. Пасечник "Отряды: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные».

Познакомить учащихся с отрядами Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Раскрыть их особенности, показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни человека....

Технологическая карта по биологии 8 класс "Спинной мозг"

Технологическая карта по биологии 8 класс "Спинной мозг"...