Технологическая карта по биологии 8 класс "Спинной мозг"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Технологическая карта по биологии 8 класс "Спинной мозг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spinnoy_mozg.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Кострикин Дмитрий Андреевич
Технологическая карта урока
Дата: 17.03.2021
Предмет: Биология
Класс: 8 класс
УМК: Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; по ред. В.В. Пасечника.: Просвещение.
Тема урока: Спинной мозг.
Тип урока: комбинируемый
Планируемые результаты:
Предметные: обучающийся узнает биологические понятия: серое и белое вещество, нервные волокна, спинной мозг, спинномозговая жидкость, восходящие и нисходящие пути, центральный канал, столбы спинного мозга; научится характеризовать роль нервной системы в организме.
Метапредметные:
Познавательные: общеучебные (применение методов информационного поиска, структурирование знаний, работа с текстами различных видов), логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей), постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов ее решения);
Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция, прогнозирование;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, планирование сотрудничества, управление поведением партнера.
Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая позиция.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1.Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет готовность учеников к уроку | Приветствуют учителя. Встали, настроились на работу, проверили наличие на столах учебника, тетради, письменных принадлежностей | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками; Регулятивная: волевая саморегуляция |
2. Актуализация знаний | Что такое позвоночник? На какие отделы делится позвоночный столб? Какую функцию выполняет нервная система? | Слушают учителя, отвечают на вопрос. | Познавательные: структурирование знаний, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, умение анализировать различный учебный материал схем. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Как вы думаете, что общего между позвоночником и нервной системой? Давайте с вами назовём тему урока, цель и задачи. | Предлагают свои варианты темы, цели и задач урока. | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Регулятивные: предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы, умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество. |
4. Первичное усвоение новых знаний | Спинной мозг человека находится в позвоночном канале. Он представляет собой цилиндрический тяж длиной 43 – 45 см и массой около 30 г. Спинной мозг омывается спинномозговой жидкостью, которая защищает его от толчков. Наверху спинной мозг соединён с продолговатым мозгом (отделом головного мозга). Внизу он продолжается до поясничного отдела позвоночника. Спинной мозг разделён на две симметричные половины передней и задней продольными бороздами. В центре спинного мозга проходит спинномозговой канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Вокруг него сосредоточено серое вещество, образованное телами нейронов, на поперечном срезе имеющее форму бабочки. В сером веществе различают рога: передние, задние и боковые. Передние рога образованы телами двигательных нейронов (мотонейронов). Аксоны этих нейронов проводят возбуждение к скелетным мышцам туловища и конечностей. В задних рогах в основном находятся тела вставочных нейронов, которые передают нервные импульсы с отростков чувствительных нейронов на тела двигательных нейронов. Вставочные нейроны передают также информацию в другие отделы спинного мозга и в головной мозг. В боковых рогах залегают нейроны, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы. Наружный слой спинного мозга образован белым веществом, состоящим из отростков нейронов, образующих проводящие пути. Спинной мозг подразделяется на участки — сегменты. От каждого сегмента отходят спинномозговые нервы. Всего от спинного мозга отходит 31 пара смешанных спинномозговых нервов, каждый из которых начинается двумя корешками: передним (двигательным) и задним (чувствительным). В составе передних корешков находятся также вегетативные нервные волокна. На задних корешках расположены нервные узлы — скопления тел чувствительных нейронов. Соединяясь, корешки образуют смешанные нервы. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует определённый участок тела. Функции спинного мозга Основные функции спинного мозга: рефлекторная — осуществляется соматической и вегетативной нервными системами; проводниковая — осуществляется белым веществом восходящих и нисходящих проводящих путей. Рефлекторная функция спинного мозга заключается в том, что здесь замыкаются дуги безусловных рефлексов, которые регулируют соматические и вегетативные функции организма. Через спинной мозг проходят рефлекторные дуги, с которыми связаны сокращения всех скелетных мышц тела (кроме мышц головы). Проводниковая функция заключается в проведении импульсов от головного мозга к органам и обратно. По восходящим путям в головной мозг поступает информация от рецепторов кожи, мышц, сосудов, органов мочеполовой системы. По нисходящим путям нервные импульсы поступают от двигательных центров головного мозга импульсы к мотонейронам передних рогов, а оттуда — к органам (к мышцам конечностей, туловища и т. д.). | Слушают учителя и записывают основные сведения по спинному мозгу. | Личностные: мотивация учебной деятельности; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; анализ компонентов с целью выделения особенностей; Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации. |
5. Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют физические упражнения. | |
6. Первичная проверка понимания | Посмотрите на рисунок учебника и запишите строение спинного мозга. | Работают с учебником и записывают строение спинного мозга. | Познавательные: умение анализировать и делать вывода в практической деятельности. |
7. Первичное закрепление | Дайте ответы на вопросы в конце параграфа. | Читают вопросы в конце параграфа, находят на них ответы и разбирают их с учителем. | Предметные: Обобщают и структурируют полученные знания. Регулятивные: Оценивают результаты своей работы. Познавательные: Моделируют и формулируют ответы. Коммуникативные: Осуществляют взаимооценку Личностные: Осознают важность данной темы, Самооценка результатов деятельности. |
8. Контроль усвоения. | Выполнили мы с вами все задачи урока? Какие задания показались наиболее сложными? Как вы думаете, почему? Работа над выводами. | Анализируют, отвечают на вопросы учителя и делают выводы. | Регулятивные: контроль и коррекция действий Личностные: умение сопоставлять текстовую и картографическую информацию, делать выводы. |
9. Информация о домашнем задании | Задаёт домашнее задание: §36, пересказа, записи в тетради учить, вопросы после параграфа устно разобрать. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению | Познавательные: умение структурировать знания, оценивание процессов и результатов деятельности Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
10. Рефлексия | «Сегодня на уроке я узнал …» «Сегодня на уроке я повторил …» «Сегодня на уроке было интересно …» «Сегодня на уроке было трудно…» | Размышляют и отвечают на вопросы учителя | Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успехов и неудач. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результатов деятельности. Коммуникативная: выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".
Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник
Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС
Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...
технологическая карта урока биологии в 5 классе. Введение в биологию.
Технологическая карта содержит все разделы урока по обновленным ФГОС....