рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щенниковская основная школа
Рассмотрено На педсовете «__»____________2017 г. Протокол № _________ | Утверждаю Директор школы _______________ Г.Н. Бобыкина |
Рабочая программа
по Биологии
9 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Учитель: О.С. Колбина
количество часов – 68
село Щенники
2017 год
Пояснительная записка
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.
В этом курсе широко используются уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.
Изучение общей биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни. Культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология»:
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Содержание тем учебного курса биологии 9 класса
- Введение в основы общей биологии (3 ч).
Биология – наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Особенность региональной флоры и фауны.
Экскурсия: Биологическое разнообразие вокруг нас.
- Основы учения о клетке (10 ч)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и еѐ роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелѐных растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторная работа: Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток.
- Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5ч)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторная работа: Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками.
- Основы учения о наследственности и изменчивости (10 ч)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы:
1. Решение генетических задач.
2. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 ч)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и еѐ роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
6.Происхождение жизни и развитие органического мира (3 ч)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы. Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
7.Учение об эволюции (8 ч)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регрессс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Экскурсии Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.
8.Происхождение человека (антропогенез) (5 ч)
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Основные способы взаимодействия человека с природной средой Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
9.Основы экологии (12ч)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Липецкой области, влияние на окружающую природу.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоѐв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Повторение (8 ч)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Итоговый контроль и тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших курс биологии 9 класса
Учащиеся должны знать:
- Основы учения о клетке: многообразие клеток и их химический состав, обменные процессы, происходящие в клетке; биосинтез белков, углеводов и обеспечение клеток энергией;
- Размножение и индивидуальное развитие организма;
- Основные учения о наследственности и изменчивости: генетические опыты Г. Менделя, сцепленное наследование генов, определение пола и наследственная изменчивость.
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных, этапы эволюции человека; место и роль человека в природе; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;
- Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, биотические связи в природе, основные законы устойчивости в живой природе, экологические проблемы в биосфере;
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем уроков | Количество часов | Лабораторные работы |
1. | Введение в основы общей биологии | 3 | |
2. | Основы учения о клетке | 10 | Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток» |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. |
4. | Основы учения о наследственности и изменчивости | 10 | Л/р. № 3.Решение генетических задач. Л/р. № 4. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях |
5. | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 4 | |
6. | Происхождение жизни и развитие органического мира | 3 | |
7. | Учение об эволюции | 8 | Л/р №5.Изучение изменчивости у организмов. |
8. | Происхождение человека (антропогенез) | 5 | |
9. | Основы экологии | 12 | Л/р №6.Приспособленность организмов к среде обитания |
10. | Повторение | 8 | Л/р №7. Оценка качества окружающей среды. |
Итого | 68 |
Календарно – тематическое планирование
2 часа в неделю (68 часов в год)
№ | Тема урока | Домашнее задание | Дата | ||
план | факт | ||||
Введение в основы общей биологии (3 часа) | |||||
1. | Биология – наука о живом мире. | § 1, в. 1-3 |
| ||
2. | Общие свойства живых организмов. | § 2, рис. 1, в. 1-3 | |||
3. | Многообразие форм живых организмов. | § 3, рис. 2-3, в. 1-3 | |||
Основы учения о клетке (10 часов, л/р - 1) | |||||
4. | Цитология-наука, изучающая клетку. | § 4, сх. 4, в. 1-3 | |||
5. | Химический состав клетки. | § 5, рис. 5-6, в. 1-3 | |||
6. | Белки и нуклеиновые кислоты. | § 6, рис. 7-8, в. 1-3 | |||
7. | Строение клетки. Органоиды клетки и их функции. Л/р №1 «Сравнение растительной и животной клеток» | § 7, рис. 9-12, в. 1-3, § 8, в. 1-3 | |||
8. | Обмен веществ - основа существования клетки. | § 9, рис. 13, в. 1-3 | |||
9. | Биосинтез белков в живой клетке. | § 10, рис. 14-15, в. 1-3 | |||
10. | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | § 11, рис. 16-17, в. 1-3 | |||
11. | Обеспечение клеток энергией. | § 12, рис. 18, в. 1-3 | |||
12. | Обобщающий урок по теме «Основы учения о клетке». | повторить материал § 4 - 12 , записи в тетради | |||
13. | Решение задач по теме «ДНК и РНК. Обеспечение клеток энергией. Синтез белка» | задачи в тетради | |||
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов, л/р - 1) | |||||
14. | Типы размножения. | § 13, рис. 19, в. 1-3 | |||
15. | Деление клетки. Митоз. Л/р. № 2. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. | § 14, рис. 20-22, в. 1-4 | |||
16. | Образование половых клеток. Мейоз. | § 15, рис. 23-24, в. 1-4 | |||
17. | Индивидуальное развитие организма. | § 16, в. 1-3 | |||
18. | Обобщающий урок по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | повторить материал § 13 - 16 , записи в тетради | |||
Основы учения о наследственности и изменчивости (10 часов, л/р - 2) | |||||
19. | Основные понятия генетики. Из истории развития генетики. | § 17, в. 1-4; § 18, в. 1-3 | |||
20. | Генетические опыты Г.Менделя. | § 19, рис. 26-28, в. 1-4 | |||
21. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. | § 20, рис. 29, в. 1-4 | |||
22. | Сцепленное наследование генов и кроссинговер. | § 21, в. 1-4 | |||
23. | Взаимодействие генов. | § 22, в. 1-4 | |||
24. | Наследование признаков, сцепленных с полом. Л/р. № 3.Решение генетических задач. | § 23, рис. 31-32, табл. 1, в. 2-4 | |||
25. | Наследственная изменчивость. | § 24, табл. 2 | |||
26. | Другие типы изменчивости. Л/р. № 4.Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов (или сортов), произрастающих в неодинаковых условиях | § 25, рис. 34-36, табл. 3, в. 1-2 | |||
27. | Наследственные болезни, сцепленные с полом. | § 26, рис. 37-39, в. 3-4 | |||
28. | Обобщающий урок по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости» | повторить материал § 17 - 26 , записи в тетради | |||
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (4 часа) | |||||
29. | Генетические основы селекции организмов. | § 27,рис. 40-41, в. 1-3 | |||
30. | Особенности селекции растений. | § 28, в. 1-3 | |||
31. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | § 29, табл. 4, рис. 42, в. 1-3 | |||
32. | Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. | § 30, в. 3-4; § 31, рис. 44, в. 3-4 | |||
Происхождение жизни и развитие органического мира (3 часа) | |||||
33. | Представления о возникновении жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни на Земле. | § 32, рис 46, в 1-3; § 33, в 2-3 | |||
34. | Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. | § 34, в 1-3 | |||
35. | Этапы развития жизни на Земле. | § 35, в 1-3 | |||
Учение об эволюции (8 часов, л/р - 1) | |||||
36. | Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. | § 36, в 1-3; § 37, рис 47-48, в 2-3 | |||
37. | Современные представления об эволюции органического мира. | § 38, рис 49-50, в 1-3 | |||
38. | Вид, его критерии и структура. | § 39, рис 51, в 2-3 | |||
39. | Процессы видообразования. | § 40, рис 52, в 1-3 | |||
40. | Макроэволюция – результат микроэволюций. | § 41, в 1-3 | |||
41. | Основные направления эволюции | § 42, рис 53-55, в 2-3, сообщение о Северцове А.Н. | |||
42. | Основные закономерности биологической эволюции. Л/р №5.Изучение изменчивости у организмов. | § 43, рис 56-57, в 2-3 | |||
43. | Обобщающий урок по теме «Учение об эволюции» | Повторить материал § 32-43 | |||
Происхождение человека (антропогенез) (5 часов) | |||||
44. | Эволюция приматов. | § 44, рис 59-60, в 1-3 | |||
45. | Доказательства эволюционного происхождения человека | § 45, рис 61-63, в 1-3 | |||
46. | Ранние этапы эволюции человека. Поздние этапы эволюции человека. | § 46, рис 64-65, в 2-3; § 47, рис 66, в 3-4 | |||
47. | Человеческие расы, их родство и происхождение Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. | § 48, рис 67-68, в 1-3; § 49, рис 69, в 2 | |||
48. | Обобщающий урок по теме «Происхождение человека» | повторить материал § 44-49 | |||
Основы экологии (12 часов, л/р - 2) | |||||
49. | Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле и экологические факторы. | § 50, рис 70-71, в 2-4 | |||
50. | Общие законы действия факторов среды на организмы | § 51, рис 72-73, в 2-3 | |||
51. | Приспособленность организмов к действию факторов среды Л/р №6.Приспособленность организмов к среде обитания | § 52, рис 74, в 2-3 | |||
52. | Биотические связи в природе | § 53, рис 75-76, в 1-3 | |||
53. | Популяции | § 54, рис 77-78, в 1-3 | |||
54. | Функционирование популяции во времени | § 55, рис 79-81, в 2-4 | |||
55. | Сообщества | § 56, рис 82, в 2-3 | |||
56. | Биогеоценозы, экосистемы и биосфера | § 57, рис 83-86, в 2-3 | |||
57. | Развитие и смена биогеоценозов. | § 58, рис 87, в 2-3 | |||
58. | Основные законы устойчивости живой природы | § 59, рис 88-89, в 1-3 | |||
59. | Экологические проблемы в биосфере. Охрана природы. Л/р №7. Оценка качества окружающей среды. | § 60, в 1-3 | |||
60. | Обобщающий урок по теме «Основы экологии» | повторить материал § 50-60 | |||
61. | Повторение по теме «Основы учения о клетке». | Записи в тетради | |||
62. | Повторение по темам «Размножение и индивидуальное развитие организмов», «Основы учения о наследственности и изменчивости». | Задание в тетради | |||
63. | Повторение. Решение генетических задач. | Задание в тетради | |||
64. | Повторение по теме «Основы учения о клетке». | Записи в тетради | |||
65. | Повторение по темам «Происхождение жизни и развитие органического мира», «Учение об эволюции». | Записи в тетради, повторить весь изученный материал | |||
66. | Итоговое тестирование по основам общей биологии. | ||||
67-68 | Резерв учебного времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"
Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....
Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова
Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс (авторы учебника: И.Н.Пономарева,О.А.Корнилова,Н.М.Чернова)
Календарно-тематическое планирование курса «Биология» 9 класс...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...
Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"
Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....