Конспект занятия по экологии « Незнайка в гостях у ребят» ( с элементами экспериментирования)
план-конспект по экологии

Бастрыкина Татьяна Алексеевна
  • Систематизирование знаний детей о растениях;
  • Закрепление умения отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении  растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii_neznayka_v_gostyah_u_rebyat.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие « Незнайка в гостях у ребят»

( с элементами экспериментирования)

Цель: Формировать знания о строении  растений.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о растениях;
  • Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных;
  • Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы;
  • Закрепить знания детей  о моделях растений, умение использовать их при доказательстве;
  • Дать детям представление о функциях корня растений;
  • При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле;
  • Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей;
  • Развивать интерес к миру природы;
  • Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.

Оборудование:

горшок с комнатным растением; искусственная елка; слайды с изображением схем-моделей; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли.

Предварительная  работа:

Знакомство с растениями Тамбовской области, длительные наблюдения за посадками семян, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.

Ход занятия:

 Воспитатель  обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.

 Игра «Дружба»

Ребята,  встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся. (дети взялись за руки) .

Дети, подарите друг другу улыбку.

Воспитатель: А кто ещё к нам пришёл? Ребята, Незнайка просит горшок с землей, чтобы посадить елку. Он хочет, чтобы  она  росла и стала высокой и красивой. Как Вы считаете можно эту елку посадить? А вырастит она большой и красивой? ( нет) Почему?

Дети говорят, что этого делать не надо, она искусственная, а не живая. Незнайка говорит, что это  растение  тоже не живое (цветок).  А вы как считаете?

Дети: живое

Ребята, давайте  перечислим признаки живого растения: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1.gif

Воспитатель: Ребята,  расскажите Незнайке, что есть у каждого растения. Рассмотрим живой цветок: что растет в земле, над землей?

А Незнайка сделал вот как: корешок, положил сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет. Правильно ли он сделал? Смотрим на экран. А потом он решил и цветок посадить в землю, чтобы солнышко не жгло. Давайте, дети,  разложим части растения и расскажем Незнайке последовательность его роста( корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы).

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1b.gif

Воспитатель: Дети, а чтобы  Незнайка   лучше запомнил части растения, я превращу вас  в семена:

– Вокруг, повернись

В семена превратись!

Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”

Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Незнайка,  увидел красивые цветы и захотел их сорвать. Можно ли это делать? Почему? Воспитатель читает стих:

1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

Воспитатель: Ребята, Незнайка не понял, зачем  нужен растению корень? Все равно его под землей не видно.

Воспитатель: Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем эксперименты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.

Опыт 1:  Дети делятся на две подгруппы.

Первая подгруппа ставит в горшок  с песком  модель ствола дерева без корней.  Вторая  берёт модель дерева с корневой системой.  

Вопросы к детям:

Чем отличаются веточки? Как думаете, какая  веточка будет более устойчивой? Почему?  Давайте проверим.  В первом случае дуем – веточка  падает.

 Во втором случае дуем -  палочка более устойчива. А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей)

Вывод: Корни удерживают растение в земле.

Опыт 2:(проводит воспитатель) В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.

Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.

Опыт 3

Воспитатель: Ребята, вы же знаете, воздух есть везде. Зачем он нужен? (ответы детей).  Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой. Что вы  видите? Это пузырьки воздуха. А в почве  есть воздух? Давайте проверим.

Опыт 4

Дети опускают в стакан с водой комочки почвы. Видят пузырьки. Что это? (ответы детей).

 Корни растений находятся в земле, что делают? (Дышат).

Вывод – корни дышат.

Воспитатель: Давайте  напомним Незнайке  еще раз, какие важные функции выполняет корень у растения (он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).

Физкультминутка:

Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. 
(Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, 
(Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. 
(Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, 
(Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. 
(Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют 
(руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют 
(покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (
пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! 
(Опустить руки)

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Мы  будем  друзьями  и защитником всему живому”.

Воспитатель: Ребята, детям  тоже будет интересно, узнать все, что узнал Незнайка.

 А что мы сегодня рассказывали Незнайке?  

О чем мы сегодня говорили на занятии?

 Что вам понравилось?

А вы хотели бы еще заниматься экспериментированием?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красный, жёлтый, зелёный или Незнайка в гостях у ребят

Сценарий в игровой форме знакомит детей с правилами дорожного движения,способствует усвоению и закреплению знаний о дорожных знаках,правилах пользования общественным транспортом и сигналами светофора....

Конспект занятия по альтернативному чтению "В гостях у совы"

Кпнспект занятия по Альтернативному чтению....

"Сценарий развлечения День Знаний в детском саду «Незнайка в гостях у ребят»

к детям в гости априходит Незнайка и вместе с детьми украшают елку...

Конспект занятия для средней группы "В гости к Мишке"

Конспект  занятия  для средней группы "В гости к Мишке"...

Досуг «Доктор Айболит и Незнайка в гостях у ребят»

для детей среднего и старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка. Конспект занятия в средней группе "В гостях у куклы Ани".

Конспект занятия в средней группе по формированию лексико-грамматических категорий "В гостях у куклы Ани" (тема "Мебель")....


 

Комментарии

Грудцинова Наталия Николаевна

Здравствуйте, Татьяна Алексеевна! Спасибо за интересный материал! Разнообразие методов и приемов работы с дошкольниками в Вашем конспекте делает занятие увлекательным. Особенно ценно применение схем! Возьму себе в копилку!

Бастрыкина Татьяна Алексеевна

Здравствуйте, Наталия Николаевна!
Приятно, что Вас заинтересовал данный конспект по экологии. Вы правы, что применение схем в работе с детками играет немало важную роль, поскольку они позволяют учитывать особенности наглядно – образного мышления дошкольников.
Желаю Вам успехов в работе!