Рабочая программа по Экологические основы природопользования
рабочая программа по экологии
Рабочая программа по Экологические основы природопользования для заочной формы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
en.02_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2017 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора №106/2-о от 01.09.2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ЕН.02 Экологические основы природопользования
по специальности СПО
35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Заочная форма обучения
Учебная нагрузка:
Максимальная – 48 часов
Самостоятельная – 42 часа
Обязательная – 6 часов
2017
Программа ЕН.02 «Экологические основы природопользования» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 года № 457.
Организация – разработчик: СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Разработчик: Цадова И.А. – преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
Протокол № от ______________
Председатель ПЦК _______________ Оробей О.Н.
СОГЛАСОВАНО
Зав. заочным отделением
___________________ Цадова И.А.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08 "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства" и соответствующих общих и профессиональных компетенций.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
- принципы и методы рационального природопользования;
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 6 |
в том числе: | |
Обзорные занятия | 4 |
практические занятия | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Вид занятия | Уровень усвоения |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы | 28 | |||
Тема 1.1 Природоохранный потенциал | Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя Земли, «парниковый эффект», кислотные дожди и другие проблемы. Пути их решения. Роль человеческого фактора в решении экологических проблем. | 2 | обзорное | 1 |
Самостоятельная подготовка (межсессионный период): Содержание учебного материала: Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация промышленных и бытовых отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Малоотходные и безотходные технологии Практическое занятие: Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов | 6 | 1 | ||
Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование | Самостоятельная подготовка (межсессионный период): Содержание учебного материала: Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. Практическое занятие Природоресурсный потенциал Российской Федерации | 4 | 1 | |
Самостоятельная работа: Состояние и использование ресурсов растительного и животного мира, водных ресурсов | 6 | |||
Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами | Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их источники и классификация. Основные пути миграции и аккумуляции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. | 2 | обзорное | 1 |
Самостоятельная подготовка (межсессионный период): | ||||
Содержание учебного материала: Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. «Зеленая революция» и ее последствия. Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений. Практическое занятие Установление норм ПДК и ПДВ | 6 | 1 | ||
Самостоятельная работа: Экологические нарушения территорий проживания обучающихся | 2 | |||
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования | 20 | |||
Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу | Самостоятельная подготовка (межсессионный период): Содержание учебного материала: История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию. | 6 | 1 | |
Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности | 1 | |||
Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение | 1 | |||
Практические занятия Изучение закона «Об охране окружающей природной среды | 1 | практическое | ||
Самостоятельная работа: Изучение водного, лесного, земельного кодексов | 8 | |||
Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа: Изучение Гражданского, Уголовного кодексов | 2 | |||
Дифференцированный зачет | 1 | практическое |
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий дисциплины «Экологические основы природопользования»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:
Основные источники:
- Ю.М.Соломенцев. Экологические основы природопользования.
- В.М.Константинов. Экологические основы природопользования. М.; Академия,
НМЦ СПО. 2001
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М.; АО «МДС», 1995г.
Дополнительные источники
- Проблемы экологии России. Под редакцией Данилова-Данильяна В.И. М.; ВИНИТИ, 1993
- Земельный кодекс Российской Федерации
- Водный кодекс Российской Федерации
- Лесной кодекс Российской Федерации
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе изучения теоретических вопросов и проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности | практическое занятие |
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности | практическое занятие |
Знания | |
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | практическое занятие, самостоятельная работа |
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; | практическое занятие, самостоятельная работа |
принципы и методы рационального природопользования; | практическое занятие, самостоятельная работа |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; | практическое занятие, самостоятельная работа |
принципы размещения производств различного типа; | практическое занятие, самостоятельная работа |
основные группы отходов, их источники и масштабы образования; | практическое занятие, самостоятельная работа |
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов; | практическое занятие, самостоятельная работа |
методы экологического регулирования; | практическое занятие, самостоятельная работа |
понятие и принципы мониторинга окружающей среды; | практическое занятие, самостоятельная работа |
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; | практическое занятие, самостоятельная работа |
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; | практическое занятие, самостоятельная работа |
природоресурсный потенциал Российской Федерации; | практическое занятие, самостоятельная работа |
охраняемые природные территории; | практическое занятие, самостоятельная работа |
принципы производственного экологического контроля; | практическое занятие, самостоятельная работа |
условия устойчивого состояния экосистем | практическое занятие, самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...
Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448
Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины 1 зачетная единицаОбщий объем 48 часов в том числе:− лекции...
Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"
Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе учебного плана по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом от 31.08.2017г. № 21-УР, акта согласования ...