Рабочая программа по Экологические основы природопользования
рабочая программа по экологии

Цадова Ирина Александровна

Рабочая программа по Экологические основы природопользования для заочной формы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon en.02_ekologicheskie_osnovy_prirodopolzovaniya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2017 года

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

№106/2-о от 01.09.2017 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ЕН.02 Экологические основы природопользования

по специальности СПО

35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Заочная форма обучения

Учебная нагрузка:

Максимальная – 48 часов

Самостоятельная – 42 часа

Обязательная – 6 часов

2017

Программа ЕН.02 «Экологические основы природопользования» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 года № 457.

Организация – разработчик:  СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Разработчик:  Цадова И.А. – преподаватель СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК

Протокол №  от ______________

Председатель ПЦК _______________ Оробей О.Н.

СОГЛАСОВАНО

Зав. заочным отделением

___________________ Цадова И.А.

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

ЕН.02 Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08 "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства" и соответствующих общих и профессиональных компетенций.

 Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в математический и общий естественнонаучный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

- методы экологического регулирования;

- понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории;

- принципы производственного экологического контроля;

- условия устойчивого состояния экосистем

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 6 часов;

        самостоятельной работы обучающегося  42 часа.

        


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

6

в том числе:

         Обзорные занятия

4

практические занятия

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

42

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Вид занятия

Уровень усвоения

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы

28

Тема 1.1 Природоохранный потенциал

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя Земли, «парниковый эффект», кислотные дожди и другие проблемы. Пути их решения. Роль человеческого фактора в решении экологических проблем.

2

обзорное

1

Самостоятельная подготовка (межсессионный период):

Содержание учебного материала:

Природа и общество. Общие и специфические черты. Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Утилизация промышленных и бытовых отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Малоотходные и безотходные технологии

Практическое занятие:

Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов

6

1

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Самостоятельная подготовка (межсессионный период):

Содержание учебного материала:

Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Практическое занятие 

Природоресурсный потенциал Российской Федерации

4

1

Самостоятельная работа:

Состояние и использование ресурсов растительного и животного мира, водных ресурсов

6

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды токсичными веществами

Естественное и антропогенное загрязнение биосферы. Основные загрязнители, их источники и классификация. Основные пути миграции и аккумуляции в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

2

обзорное

1

Самостоятельная подготовка (межсессионный период):

Содержание учебного материала:

Понятие экологического риска. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду, оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

«Зеленая революция»  и ее последствия. Значение и экологические последствия применения пестицидов и удобрений.

Практическое занятие 

Установление норм ПДК и ПДВ

6

1

Самостоятельная работа:

Экологические нарушения территорий проживания обучающихся

2

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

20

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу

Самостоятельная подготовка (межсессионный период):

Содержание учебного материала:

История Российского природоохранного законодательства. Природоохранные постановления. Нормативные акты по рациональному природопользованию.

6

1

Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные соглашения, конвенции, договоры. Новые подходы к природоохранной деятельности

1

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи. Природоохранное просвещение

1

Практические занятия 

Изучение закона «Об охране окружающей природной среды

1

практическое

Самостоятельная работа:

Изучение водного, лесного, земельного кодексов

8

Тема 2.2 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

2

1

Самостоятельная работа:

Изучение Гражданского, Уголовного кодексов

2

Дифференцированный зачет

1

практическое

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий дисциплины «Экологические основы природопользования»

        

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

        Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Ю.М.Соломенцев. Экологические основы природопользования.
  2. В.М.Константинов. Экологические основы природопользования. М.; Академия,

       НМЦ СПО. 2001

  1. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. М.; АО «МДС», 1995г.

Дополнительные источники

  1. Проблемы экологии России. Под редакцией Данилова-Данильяна В.И. М.; ВИНИТИ, 1993
  2. Земельный кодекс Российской Федерации
  3. Водный кодекс Российской Федерации
  4. Лесной кодекс Российской Федерации

4.  Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе изучения теоретических вопросов и проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения

 анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности

практическое занятие

 соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности

практическое занятие

Знания

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

практическое занятие, самостоятельная работа

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

практическое занятие, самостоятельная работа

принципы и методы рационального природопользования;

практическое занятие, самостоятельная работа

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

практическое занятие, самостоятельная работа

принципы размещения производств различного типа;

практическое занятие, самостоятельная работа

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

практическое занятие, самостоятельная работа

основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;

практическое занятие, самостоятельная работа

методы экологического регулирования;

практическое занятие, самостоятельная работа

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

практическое занятие, самостоятельная работа

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

практическое занятие, самостоятельная работа

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

практическое занятие, самостоятельная работа

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

практическое занятие, самостоятельная работа

охраняемые природные территории;

практическое занятие, самостоятельная работа

принципы производственного экологического контроля;

практическое занятие, самостоятельная работа

условия устойчивого состояния экосистем

практическое занятие, самостоятельная работа

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...

Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448

Аннотация к рабочей программедисциплины «Экологические основы природопользования» Общая трудоемкость дисциплины  1  зачетная единицаОбщий объем 48 часов   в том числе:− лекции...

Рабочая программа дисциплины "Экологические основы природопользования"

Данная рабочая программа предназначена для студентов СПО специальности "Компьютерные системы и комплексы"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет

Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...

Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.

Рабочая программа дисциплины разработана на основе учебного плана по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом от 31.08.2017г. № 21-УР, акта согласования ...