Рабочая программа по дисциплине Экологические основы природопользования для специальности 140448
рабочая программа по экологии на тему
Аннотация к рабочей программе
дисциплины «Экологические основы природопользования»
Общая трудоемкость дисциплины 1 зачетная единица
Общий объем 48 часов в том числе:
− лекции – 22
− практические занятия – 10
− самостоятельная работа – 16
форма контроля – дифференцированный зачет
курсовая работа - нет
1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная программа входит в математический и общий естественнонаучный цикл ОПОП ЕН.02 Экологические основы природопользования.
2. Цель изучения дисциплины.
Определение условий устойчивого состояния экосистем, причин возникновения экологического кризиса, а также экологических принципов рационального природо-пользования
3. Структура дисциплины.
4. Основные образовательные технологии.
Лекция, беседа, самостоятельная, практическая работа, деловая игра, диспут, конференция, демонстрации видеофильмов. Для лучшего освоения учебного материала его изложение проводится с широким применением технических средств обучения.
Самостоятельное изучение отдельных тем, работа с учебником, поиск в сети Internet, написание рефератов и докладов формируют у студентов самостоятельность, ответственность, развивают инициативу, умение формулировать выводы, заключения.
5. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
уметь:
Ø осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
Ø определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса.
знать:
Ø правовые вопросы экологической безопасности;
Ø об экологических принципах рационального природопользования;
Ø задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_140448.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Рабочая программа
учебной дисциплины ЕН. 03 Экологические основы природопользования
для специальности 140448 | Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
Тольятти 2014 г.
«Утверждаю»
Заместитель директора
по учебной работе ГАОУ СПО ТЭТ
_____________Т.А. Серова
"______"____________2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.03 «Экологические основы природопользования» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и примерной программы дисциплины «Экологические основы природопользования» по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) формирования общих и профессиональных компетенций, соответствующим основным видам профессиональной деятельности.
Одобрена цикловой комиссией
Протокол ______ от ___________г.
Председатель ЦК_____________ Е.В.Сапрыкина
Автор: Т.В.Шалаева - преподаватель общеобразовательных дисциплин высшей категории ГАОУ СПО ТЭТ
Рецензенты:
1._______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.__________________________________________________________________ __________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная программа входит в обязательную часть циклов ОПОП ЕН.00 Математический и общий естественнонаучный цикл дисциплин ЕН.03 Экологические основы природопользования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
- определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- правовые вопросы экологической безопасности;
- об экологических принципах рационального природопользования;
- задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 47 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 15 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 47 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 15 |
в том числе: | |
доклад реферат | 7 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Значение экологических знаний. Основные понятия дисциплины ЭОП. | 1 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Раздел 1. Экология и природопользование | 27 | ||||
Тема 1.1. Особенности взаимодействия общества и природы | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Природа и общество. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Формы взаимодействия общества и природы. Увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия 1 Приспособленность организмов к среде обитания | 2 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение доклада по теме: 1* Город – новая среда обитания человека и животных. | 2 | ||||
Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. | 3 | |||
2. | Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. Глобальные проблемы экологии. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 1.3.Природные ресурсы и рациональное природопользование. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Природные ресурсы и их классификация. Природопользование, его формы и виды. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. | 3 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия 2 Рациональное природопользование, его принципы. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. | 2 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение рефератов по темам 2* Генетически модифицированные продукты. 3* Добавки в пищевых продуктах. | 4 | ||||
Тема 1.4.Мониторинг окружающей среды. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Понятие экологического мониторинга. Виды мониторинга. Оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Методы прогнозирования. | 3 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Тема 1.5. Источники загрязнения окружающей среды | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и литосферы. Классификация загрязняющих веществ. Химическое, физическое и биологическое загрязнение. Определение степени загрязнения. Понятие экологического риска. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия 3 Классификация отходов. Загрязнение окружающей среды отходами производства. Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. | 2 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение докладов по темам: 4* Утилизация бытовых и промышленных отходов в г. Тольятти и Самарской области | 3 | ||||
Раздел 2. Охрана окружающей среды. | 18 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Тема 2.1. Правовые и социальные вопросы природопользования. | Содержание учебного материала | 4 | |||
1. | Конституционные основы природоохранной политики. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Природоохранное просвещение и экологические права населения. | 3 | |||
2. | Органы управления и надзора по охране природы, их цели и задачи. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Юридическая и экономическая ответственность в области охраны окружающей среды. | ||||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия 4 Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. | 2 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение доклада по теме 5* Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды. | 2 | ||||
Тема 2.2. Охраняемые природные территории. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Охрана земельных ресурсов. Эрозия почвы, ее виды. Рекультивация и восстановление земель. Охрана лесных ресурсов и растительного мира. | 3 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия 5 Охрана животного мира. Заповедные территории, их классификация. Охрана ландшафтов. Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. | 2 | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение рефератов по теме: 6* Задачи сохранения генофонда планеты. Изменение видового и популяционного состава флоры и фауны, вызванные деятельностью человека. Красные книги. | 2 | ||||
Тема 2.3. Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды. | Содержание учебного материала | 2 | |||
1. | Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. Участие России в международном сотрудничестве. Принципы и формы сотрудничества. Ведущие международные организации, занимающиеся проблемами природопользования и охраны окружающей среды. | 2 | |||
Лабораторные работы | - | ||||
Практические занятия | - | ||||
Контрольные работы | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся - выполнение рефератов по теме: 7* Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. | 2 | ||||
Всего: | 47 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к средствам вывода звуковой информации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2012.- 236 с.
- Белова С.В. Охрана окружающей среды. Учебник для техн. спец. ВУЗов. – М: Высшая школа, 2010. – 342 с.
- Воронцов А.И. Охрана природы. Учебное пособие для техникумов. – М: Агропромиздат, 2012. – 126 с.
- Корчак И.А. Основы экологии и охрана природы. – Самара, 2013. – 166 с.
Дополнительные источники:
- Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
- Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2012.
- Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2012.
- Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2012.
- Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2010.
- Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс, 2009.
Интернет-ресурсы:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
знать:
|
Текущий контроль: - работа на занятии; - внеаудиторная самостоятельная работа; - практическое занятие. Промежуточный контроль: - рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2; - реферативная работа студентов по предлагаемой тематике.
Итоговый контроль: - дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины Экологические основы природопользования
программа УД Экологические основы природопользования по специальности 111402 "Обработка водных биоресурсов"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины Экологические основы природопользования» для специальностей 160108 «Производство летательных аппаратов», 230113 «Компьютерные системы и комплексы», 230115 «Программирование в компьютерных сет
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальностям 160108 «Производство летательных аппаратов»,230113 «Компьютерные системы и комплексы», ...
Программа по дисциплине " Экологические основы природопользования"
Материал содержит программу для специальности 19.02.02...
Рабочая программа дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Рабочая программа дисциплины разработана на основе учебного плана по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденного приказом от 31.08.2017г. № 21-УР, акта согласования ...
Рабочая программа ЕН.02. Экологические основы природопользования
РП по Экологии для специалиств среднего звена...