РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования» для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».
рабочая программа по экологии (11 класс) на тему
Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерной программой по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования», с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_rab_prog_a3.docx | 51.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общеобразовательной учебной дисциплины « Экологические основы природопользования»
для специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».
2014
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссией естественнонаучных дисциплин Протокол № 1 от «29» августа 2014 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств»
|
Председатель предметной (цикловой) комиссии Белая Ю.И. | Заместитель директора по УМР _____________И.В. Бойцова |
Руководитель СП по ИМР
_________М.А. Аксиньева
Составитель:_Морковкина Т.Е.преподавательГБПОУ им.Н.Н.Годовикова
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензенты:_________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание общеобразовательной учебной дисциплины | 8 |
3. Условия реализации рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины | 20 |
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины | 22 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
- Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» в соответствии c примерной программой по учебной дисциплине «Экологические основы природопользования», с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
- Место дисциплины в структуре ОПОП:
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» относится к естественнонаучному циклу общеобразовательных дисциплин среднего (полного) общего образования.
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» направлена на формирование следующих общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- Цели и задачи общеобразовательной учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение экологических основ рационального природопользования на базовом уровне среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей :
- формирование представлений о многообразии и сложности жизни на Земле;
- о бережном отношении ко всем живым организмам;
- о выдающихся открытиях в естественных науках, о методах научного познания;
- развитие умений обосновывать место и роль естественнонаучных знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий;
- определять живые объекты в природе;
- проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах окружающей среды;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения окружающей природной среды;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального использования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, будущей профессии, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды;
-в формировании негативного отношения к продуктам, отрицательно воздействующим на организм- наркотические вещества, табак, алкоголь;
- формирование обще учебных компетенций: самоорганизации, самообучения, умения находить источники получения информации, умение общаться в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Освоение учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» тесно связано с курсами биологии, химии, физики, географии, экономики, права.
В результате изучения экологических основ природопользования на базовом уровне студенты должны знать и понимать:
- состояние окружающей среды на современном этапе развития человеческого общества;
- роль человеческого фактора в решении проблем экологии;
- история состояния окружающей среды в России;
- важнейшие экологические понятия;
- глобальные проблемы экологии;
- классификацию и номенклатуру природных ресурсов , основные направления рационального природопользования;
- проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов;
- проблемы использования земельных ресурсов;
- проблемы использования полезных ископаемых и их связь с размещением производства;
- проблемы использования и воспроизводства растительного и животного мира;
- особо-охраняемые природные территории;
- проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции;
- проблемы загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами;
- основные загрязнения и их классификация;
- основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ;
- способы ликвидации последствий загрязнения окружающей среды;
- правовые вопросы экологической безопасности;
- федеральный закон об охране окружающей среды;
- нормативные акты по рациональному природопользованию;
- юридическую ответственность в области охраны окружающей среды
уметь:
- ориентироваться в современных проблемах экологии;
- распознавать природные ресурсы;
- оценивать экологическое состояние природной среды и его влияние на здоровье населения;
- выполнять расчеты по изучению статистических закономерностей;
- проводить расчёты ПДК ;
- осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и её представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических ,природоресурсных, природоохранных.
- объяснение явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания природных катаклизмов и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших природных веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности экологической информации, поступающей из различных источников.
При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение предмета, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения с компетентностным подходом к обучению. 50% от аудиторного времени отводится на самостоятельное изучение теоретического материала.
При изучении теоретического материала учитываются внутри предметные и меж предметные связи, которые формируют знания, умения и компетенции обучающихся, позволяют объединить знания физики, биологии, химии, экологии ,экономики, права в единое понимание естественнонаучных и общественно-научных знаний и способствовать более осознанному и успешному освоению общепрофессиональных и специальных дисциплин по профилю обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть обще учебными компетенциями по 4 блокам:
- Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
- Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
- Информационный блок
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Профессиональная направленность изучения дисциплины осуществляется путем отбора дидактических единиц в соответствии с ОПОП ФГОС по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств».
- Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины.
Профильное изучение дисциплины осуществляется:
- Перераспределением часов с одной темы на другую без изменения общего количества часов (в рамках 15%).
- Путем отбора дидактических единиц программы по экологическим основам природопользования, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности.
- Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС.
- Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной дисциплины, в том числе:
максимальная учебная нагрузка –51 часов;
обязательная аудиторная учебная нагрузка – 34 часов;
самостоятельная (внеаудиторная) работа – 17 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по общеобразовательной дисциплине.
В рамках профильной (профессиональной) направленности изучения дисциплины без изменения содержания программы внесены следующие коррективы в примерный тематический план: за счет сокращения часов на изучение теоретических вопросов (не более 15%) и включения 8 часов лабораторных работ.
Уменьшено количество часов:
Раздел 1 «С остояние окружающей среды»- на 8 ч
Раздел 2 « Правовые основы» - на 4ч
Итого: 12 часов
Увеличено количество часов:
Лабораторная работа №1 «Расчет предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ» - 2ч
Лабораторная работа №2 «Определение платы за загрязнение атмосферного воздуха выбросами предприятия» - 2ч
Лабораторная работа №3 «Расчет ПДК загрязняющих веществ в сточных водах » - 2 ч
Лабораторная работа №4 «Расчет высоты трубы для рассеивания газообразных выбросов» - 2 ч
Итого: 8 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем общеобразовательной учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего): | 51 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия зачет | 34 8 - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: 1) подготовка домашних заданий к учебным занятиям 2) внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на углубление и расширение знаний, которые будут нужны для освоения ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности: Самостоятельная работа №1 Подготовка электронной презентации на тему «Малоотходные и ресурсосберегающие производства» Самостоятельная работа №2 Подготовка исследовательского проекта по теме «Альтернативные источники энергии» Самостоятельная работа №3 Подготовка исследовательского проекта по теме «Утилизация бытового мусора» Доклады по темам | 28 11 17 3 3 3 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Предмет изучения дисциплины «Экологические основы природопользования». Задачи, цель, специфика, структура дисциплины. | 2 | 1 |
Раздел 1. Состояние окружающей среды. Взаимодействие человека и природы. | 22 | ||
Тема 1.1. | Содержание учебного материала | 14 | 1 1 |
Основные понятия и законы | Состояние окружающей среды. Взаимодействие человека и природы.Природа и общество. Система человек-окружающая природная среда. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Развитие производительных сил общества. Формы взаимодействия общества и природы. Преднамеренные и непреднамеренные воздействие человека на условия существования. Глобальные проблемы экологии. Определение экологического кризиса, его признаки. История состояния окружающей среды в России. Исторические предпосылки появления первых природоохранных мероприятий в России и их значение. Влияние урбанизации на биосферу. Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. Охрана биосферы от загрязнений выбросами хозяйственной деятельности. Формы взаимодействия общества и природы. Увеличение массы вещества и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Природные ресурсы и рациональное природопользование: 1.Природные ресурсы и их классификация. 2.Основные направления рационального природопользования. 3 Проблемы использования и воспроизводства водных ресурсов. 4.Проблемы использования земельных ресурсов. 5.Проблемы использования полезных ископаемых и их взаимосвязь с размещением производства. 6.Проблемы использования и воспроизводства растительного и животного мира. Особо-охраняемые природные территории. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблема сохранения человеческих ресурсов. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами: 1.Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. 2. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. 3.Основные загрязнения и их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. «Зеленая революция и ее последствия. Значение и экологическая роль удобрений и пестицидов. Понятие экологического риска. Способы ликвидации последствий загрязнения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Мониторинг окружающей среды. Организация и его виды. | ||
Лабораторная работа№1 «Расчет предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ» Лабораторная работа №2 «Определение платы за загрязнение атмосферного воздуха выбросами предприятий» Лабораторная работа №3 «Расчет ПДК загрязняющих веществ в сточных водах» Лабораторная работа №4 «Расчет высоты трубы для рассеивания газообразных выбросов» | 2 2 2 2 | 3 3 3 3
| |
Внеаудиторная работа обучающихся: Самостоятельная работа №1 Подготовка электронной презентации на тему «Малоотходные и ресурсосберегающие производства» Самостоятельная работа №2 Подготовка исследовательского проекта по теме «Альтернативные источники энергии» Самостоятельная работа №3 Подготовка исследовательского проекта по теме «Утилизация бытового мусора» Доклады по темам | 3 3 3 3 | 3 3 3 3 | |
Раздел 2. Правовые вопросы экологической безопасности. | . | 10 | |
Содержание учебного материала | |||
Правовые вопросы экологической безопасности . Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. История Российского экологического законодательства. Федеральный закон об охране окружающей среды. Нормативные акты по рациональному природопользованию. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Участие России в международном сотрудничестве. Новые эколого-экономические подходы в природоохранной деятельности. Органы управления и надзора по охране природы, их цели и задачи. Экологическое просвещение. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Возмещение вреда причиненного здоровью человека. Возмещение вреда причиненного окружающей природной среде. Экологическая оценка производств и предприятий. | |||
Внеаудиторная работа обучающихся: Доклады по темам | 5 | 3 | |
Всего: | 34 | ||
Внеаудиторная нагрузка: | 17 | ||
ИТОГО: | 51 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации общеобразовательной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- рабочая доска
- комплект наглядных пособий по дисциплине (коллекции, модели, таблицы, видеофильмы)
- комплект учебно-методической документации
- учебные дидактические материалы
Технические средства обучения:
- телевизор
- видеоплеер
- мультимедиа-проектор
- компьютер
3.2.Учебно-методический комплекс общеобразовательной учебной дисциплины, систематизированный по компонентам.
1. Нормативные документы и методическое обеспечение реализации дисциплины
2. Методические указания для проведения практических и лабораторных работ по экологическим основам природопользования.
3. Методические указания по организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся
4. Учебные и дидактические пособия для самостоятельной работы и практических занятий по экологическим основам природопользования.
5. Сборники задач и упражнений по экологическим основам природопользования.
6. Комплекты типовых заданий, тестов, вопросов для зачета по экологическим основам природопользования.
3.3. Информационно-коммуникационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Э.А.Арустамов, И.В. Левакова, Н.В.Баркалова Экологические основы природопользования.- М. :«Дашков и Ко» 2010 г
- В.М.Константинов,Ю.Б.Челидзе Экологические основы природопользования.-М: «Академия» 2013 г.
3. Е.Ю.Николаева Экологическое право.Учебное пособие.-М.: Риор 2010 г.
4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».- М.: «Омега-Л»2011г.
Дополнительные источники:
1. Е.И.Тупикин Тематический контроль по общей биологии с основами экологии.Комплект тестовых заданий. – М.: «Интеллект –центр» 2001 г.
Интернет – источники:
- Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
- Российский образовательный портал www.edu.ru
- Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
- Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
- ИКТ Портал « интернет ресурсы» - ict.edu.ru
6. Сайт дистанционной подготовки к ЕГЭ http://statgrad.mioo.ru/
7. Открытые образовательные ресурсы http://www.educom.ru/ru/information/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств дисциплина «Информатика и ИКТ» СПО 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (базовая подготовка)
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Информатика и ИКТ» основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 220703 Автоматизация технологических проц...
Инновационные образовательные технологии в среднем профессиональном образовании: на примере преподавания спец дисциплины «Электротехника и электроника» студентам, обучающимся по специальности 220703 «Автоматизация технологических процессов и производств
Система образования в России переживает радикальные изменения, затрагивающие все ее элементы и звенья. Все стандарты обучения пишутся с нового листа. Основой федеральных государственных образова...
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине ЕН.03 Информационное обеспечение профессиональной деятельности для специальности 220703 Автоматизация технологических процессов и производств в химической промышленности
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального обр...
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по дисциплине Экологические основы природопользования. Специальность 220703 "Автоматизация технологических процессов и производств"
ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ...
Программа учебной практики по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств.
Рабочая программа производственной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов ...
Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык (английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) (КИП)
Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности 15.02.07 Автоматизация т...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДП. 12 Математика 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств ( по отраслям)»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДП. 12 Математика 15.02.14 «Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств ( по отраслям)...