РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины: «Экологические основы природопользования» Для специальности: 38.02.05. Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров базовый образовательный уровень
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему

Морковкина Татьяна Евгеньевна

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 100000 Сфера обслуживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_eko_12tb.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Дисциплины: «Экологические основы природопользования»

Для специальности:

38.02.05. Товароведение  и экспертиза качества потребительских товаров

базовый образовательный уровень

2014


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией _естественно-научных

дисциплин

Протокол №  1

от «29» августа  2014 г.

Разработана на основе :

1.Федерального компонента государственного стандарта общего образования по дисциплине «Экологические основы природопользования»

2.Примерной программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Для специальностей среднего профессионального образования

Авторы ,одобренной ФГУ, «ФИРО»,Минобрнауки России,2008

3.Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования

38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» ______________________________

                    код, наименование  специальности

Председатель предметной (цикловой) комиссии_ _Белая Ю.И.

Заместитель директора по УМР                     _____________И.В. Бойцова

Руководитель СП по ИМР

_________М.А. Аксиньева

Составитель:_Морковкина Т.Е.преподавательГБПОУ им.Н.Н.Годовикова

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

 Рецензенты:_________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

1.Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.05. Товароведение и качество потребительских товаров, входящей в состав укрупнённой группы специальностей 100000 Сфера обслуживания.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в цикл Математические и общие естественнонаучные дисциплины как естественнонаучная дисциплина.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать представление:
  • о взаимосвязи организмов и среды обитания;
  • об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
  • о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
  • об экологических принципах рационального природопользования;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

  • правовые вопросы экологической безопасности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  34 часов, в том числе лекций 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

лекции

34

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества

Тема 1. Природоохранный потенциал

Введение. Предмет, цели и задачи дисциплины. Структура экологии. Основные понятия и определения.

Природа и общество. Общие и специфические черты.

Развитие производительных сил общества; увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

Охрана биосферы от загрязнения выбросами хозяйственной деятельности. Влияние урбанизации на биосферу.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Утилизация бытовых и промышленных отходов. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств.

Признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии: разрушение озонового слоя, истощение энергетических ресурсов, “парниковый” эффект и др. Пути их решения.

10

1,2

Самостоятельная работа студентов:

Обзор экологических организаций   и их задач с использование сети Internet.

Обзор статей СМИ по теме «Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования»

Подготовка сообщений по теме «Биосферные заповедники мира»

Подготовка сообщений о роле научно-технического прогресса на окружающую среду.

Подготовка проекта «Вторая жизнь мусора»

Составление таблицы «Признаки экологического кризиса и возможные пути снижения его рисков»

5

2,3

Тема 2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

8

1,2

Самостоятельная работа студентов:

Составление таблицы «Природные ресурсы и их классификация»

Подготовка реферата на тему «Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области».

Подготовка проекта «Воспроизводство природных ресурсов»

Подготовка проекта по теме «Голодные войны и пути их решения»

Подготовка сообщений «Влияние окружающей среды на демографическую ситуация в стране»

4

2,3

Тема 3. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

Основные загрязнители, их классификация.

Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ.

“Зеленая” революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.

Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

8

1,2

Самостоятельная работа студентов:

Составление конспекта «Источники и виды загрязнения различных сфер»

Подготовка проекта «Пути снижения последствий загрязнения окружающей среды»

Подготовка сообщения “Зеленая” революция и ее последствия.

Составление схемы «Виды мониторинга».

Составление Декларации безопасности объекта.

4

2,3

Раздел 2

ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ  

Тема 4 Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу.

Природоохранный надзор

История Российского природоохранного законодательства.

Природоохранные постановления 1970-1990 годов, принятые законодательными органами СССР. Закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 года. Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей среды.

Участие России в деятельности международных природоохранных организаций; международные соглашения, конвенции, договоры. Создание в рамках ООН в 1983 году независимой международной комиссии по охране окружающей среды.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Органы управления и надзора по охране природы. Их цели и задачи.

Природоохранное просвещение.

4

1,2

Самостоятельная работа студентов:

Составление систематизирующей таблицы «Этапы формирования российского экологического законодательства».

Составление конспекта «Структура и содержание Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01. 2002»г.

Обзор действующих актов по рациональному природопользованию.

Подготовка проекта «Экологическое воспитание в стенах колледжа»

2

2,3

Тема 5 Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду

Правовая и юридическая ответственность предприятий за нарушение экологии окружающей среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий.

4

1,2

Самостоятельная работа студентов:

Составление схемы в тетради «Возмещение вреда, причиненного здоровью человека»

Составление схемы в тетради «Возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде».

Анализ предприятий действующих на территории района Войковский и их влияние на окружающую среду.

Составление плана по уменьшение рисков загрязнения окружающей среды объекта экономики.

2

3

Всего:

51

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологии и безопасности жизнедеятельности»

Оборудование учебного кабинета: 

  • посадочные  места  по количеству обучающихся;
  • рабочее место  преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
  • наглядные пособия( cхемы , таблицы, плакаты)
  • электронные учебные пособия(видеофильмы,презентации)
  • Технические средства обучения:
  • компьютер с лицензионным  программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор;
  • DVD - комплекс

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень литературы

Основная:

  1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования.- М.: Дашков и К, 2010.
  2. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2013.

Дополнительная:

1. Андреева А. Е., Тюрюканов А. Н., Гурова Т. Ф. Беседы по экологии.

- М.:2007.

2. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО “МДС”, 2008.

3. Поменский Ю. И. Общая биология. - М.: Просвещение, 2007..

4.  Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М.; Академия, 2003

Интернет ресурсы:

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 
  2. Российский образовательный портал www.edu.ru 
  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 
  4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 
  5.    ИКТ Портал « интернет ресурсы» - ict.edu.ru

     6.    Сайт дистанционной подготовки к ЕГЭ http://statgrad.mioo.ru/

     7.    Открытые образовательные ресурсы http://www.educom.ru/ru/information/

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

  1. Результаты обучения Сайт Министерства образования и науки РФ  http://mon.gov.ru/ 
  2. Российский образовательный портал www.edu.ru 
  3. Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/ 
  4. Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru 
  5.    ИКТ Портал « интернет ресурсы» - ict.edu.ru

     6.    Сайт дистанционной подготовки к ЕГЭ http://statgrad.mioo.ru/

     7.    Открытые образовательные ресурсы http://www.educom.ru/ru/information/

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  

Добавить свои формы, которыми можно проверить знания и умения, например:

1

2

Умение из раздела 1

Оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашней самостоятельной работы, оценка работы в команде.

Умение  из раздела 2

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, умений находить  необходимую информацию и работать с ней.

Знание из раздела 2

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий работы с нормативными документами, и составление аналитических отчетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по выполнению заданий учебной практики по специальности 100801"Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

В разработке представлен материал и задания по ПМ 04 Выполнение работ по профессии продавец непродовольственных товаров...

Методические рекомендации по выполнению дипломной работы для студентов по специальности: 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Методические рекомендации по выполнению дипломной работы: Методические рекомендации для студентов специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»...

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности». Специальность: 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Методические указания разработаны с целью оказания помощи студентам в подготовке и выполнении курсовой  работы по дисциплине «Основы коммерческой деятельности».Предлагаемая разработка содержит ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (базовая подготовка)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по дисциплине ОДБ.01.05.История для специальности38.02.05 Товароведение и экспертиза качества по...