Рабочая программа кружка по биологии
рабочая программа по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения. Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается. Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5-9 классов.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цели: 1. Формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе.
2. Формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся.
Задачи: 1. Развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности.
2.Овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.
3. Воспитание понимания эстетической ценности природы.
4. Развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире.
5.Формирование положительного отношения к окружающему миру;
6. Формирование навыков исследовательской деятельности;
7. Развитие умений пользоваться научной литературой;
8.Создание условий для раскрытия творческих способностей, воображения и фантазии.
Основные направления работы по программе:
- познавательно-исследовательское - духовно-творческое
- просветительское - природоохранное
Формы, методы и средства организации экологического воспитания:
а) традиционные; б) активные; в) инновационные.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, уверенное пользование экологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при научных исследованиях экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений, научного эксперимента; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты научно-исследовательских экспериментов
- сформированность собственной позиции по отношению к информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Метапредметные:
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения экологических явлений;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- способность применять экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
- Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в постановке и доказательстве рабочих гипотез.
Личностные:
- привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе.
- способность использовать полученные знания о современной экологической обстановке в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- обладание навыками безопасной работы во время исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
Ориентировочный тематический план
№ темы | Название раздела | Количество часов | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии | Итого | ||
Вступление | 3 | 4 | 2 | 9 | |
1 | Взаимосвязи в природе | 4 | 7 | 1 | 12 |
2 | Эколаборатория | 1 | 6 | 2 | 9 |
3 | Я и мое окружение | 9 | 21 | 0 | 30 |
4 | Охрана природы | 1 | 19 | 0 | 20 |
5 | Экоэрудит | 6 | 16 | 0 | 22 |
Всего часов | 24 | 73 | 5 | 102 |
Календарно-тематическое планирование
(102 часа; 3 часа в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Сроки проведения | Примеч. |
ВСТУПЛЕНИЕ (9 часов) | ||||
1 | Инструктаж по ППБ, по ПП людей, оказавшихся в заложниках.Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка | 1 | 2-9.09 | |
2-3 | Правила поведения в природе. Инструктаж « ПП на экскурсиях». Экскурсия «Почувствуй природу» (Вестник АсЭКО 1-2.47) Сбор материала к смотр-выставки «Осенняя неразбериха» | 2 | 2-9.09 | |
4-5 | Экологические знаки. Знаки беды. | 2 | 10-17.09 | |
6 | Практическое занятие:Изучение календаря экологических дат | 1 | 10-17.09 | |
7-9 | Практическое занятие:Подготовка смотр-выставки «Осенняя неразбериха» | 3 | 18-25.09 | |
ТЕМА 1. ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ (12 часов) | ||||
10 | Экскурсия. Золотая волшебница Осень. | 1 | 26-3.10 | |
11-12 | Практическое занятие. Школа юного художника « Краски осени», «Листопад». Чай-тайм. | 2 | 26-3.10 | |
13 | Писатели и поэты о красоте осени | 1 | 4-11.10 | |
14 | Народный календарь | 1 | 4-11.10 | |
15 | Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. | 1 | 4-11.10 | |
16-17 | Практическое занятие: Изображение поведения животных, растений в связи с приметами». Чай-тайм | 2 | 12-19.10 | |
18 | Интерактивная игра «Цепи и сети питания» (Вестник АсЭКО 1-2,49). Чай-тайм. | 1 | 12-19.10 | |
19 | Практическое занятие. Создание динамической модели экологической пирамиды | 1 | 20-27.10 | |
20-21 | Практическое занятие. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?». Чай-тайм | 2 | 20-27.10 | |
ТЕМА 2. ЭКОЛАБОРАТОРИЯ (9 часов) | ||||
22-23 | Инструктаж по работе с реактивами и лаб. оборудованием. Исследовательский практикум «Определение содержания свинца в растениях»(ЭО 1/00,36) | 2 | 4-11.11 | |
24 | Содержание и накопление нитратов в различных органах овощей. Вредное воздействие нитратов на организм человека(ЭО 2/03,46) | 1 | 4-11.11 | |
25-26 | Практическое занятие: Составление памятки о способах снижения влияния нитратов в овощах на организм человека. | 2 | 12-19.11 | |
27-28 | Исследовательский практикум «Вода» (ЭО 2/02,38) | 2 | 12-27.11 | |
29-30 | Экскурсия-исследование «Оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников» (ЭО 1/02,54) | 2 | 20-27.11 | |
ТЕМА 3. Я И МОЕ ОКРУЖЕНИЕ (30 часов) | ||||
30-32 | Подходы к отходам. Практическое занятие: Составление памяток (ЭО 1/03,30) | 3 | 28-5.12 | |
33-34 | Тренинг- презентация «Что сохраняет наше здоровье» (8кл био). Чай-тайм. | 2 | 6-13.12 | |
35-36 | Презентации «Слушаем сигналы организма», «Натощак». Чай-тайм | 2 | 6-21.12 | |
37-38 | Факторы социального риска | 2 | 14-21.12 | |
39-41 | Практическое занятие: Составление памяток «Будь здоров». Чай-тайм | 3 | 22-28.12 | |
42-44 | Подготовка и проведение акции «Мы против вредных» | 3 | 9-12.01 | |
45-46 | Тренинг «Прими себя», «Я глазами других». Чай-тайм | 2 | 14-18.01 | |
47-49 | Тесты «Я и моя оценка самого себя», «Сила воли», «Оценка друга». Чай-тайм | 3 | 14-25.01 | |
50-60 | Школа волонтеров | 10 | 27-15.02 | |
ТЕМА 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ (20 часов) | ||||
61-62 | Рациональное природопользование. Природные ресурсы. Практическое занятие: Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» | 2 | 10-15.02 | |
63-64 | Интерактивная игра «Озоновые дыры» (Вестник 1-2,32) | 2 | 17-22.02 | |
65-70 | Практическое занятие. Подготовка экологического спектакля «Островок в беде или Кто спасёт зелёный лес?» | 6 | 17-2.03 | |
71 | Практическое занятие. Постановка спектакля «Островок в беде или Кто спасёт зелёный лес?» | 1 | 24-2.03 | |
72-77 | Практическое занятие. Подготовка музыкально-литературной композиции «Моя Земля- мой дом!» | 6 | 3-16.03 | |
78-80 | Практическое занятие. Музыкально-литературная композиция «Моя Земля- мой дом!» | 3 | 11-23.03 | |
ТЕМА 5. ЭКОЭРУДИТЫ (22 часа) | ||||
81-82 | Подготовка и проведение познавательной игры «Лесной дом» | 2 | 1-6.04 | |
83-84 | Подготовка и проведение турнира знатоков природы | 2 | 1-13.04 | |
85-86 | Игра-загадка «Час цветов». Чай-тайм | 2 | 15-21.04 | |
87-88 | Сообразительно-познавательная «Игра наоборот». Чай-тайм | 2 | 22-27.04 | |
89-100 | Составление и оформление синквейнов «Радуга». Чай-тайм | 12 | 22-18.05 | |
101-102 | Итоговое занятие. День здоровья | 2 | 20-25.05 |
Литература
- Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. «Академия развития», 1998.
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. Книга для учащихся. М: Просвещение, 1995.
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. М., 2003.
- Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя. М.: Мнемозина, 2010.
- Завьялова О.Г. Азбука экологии. М., 1997.
- Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. М., 2001.
- Панарков М.А. Школьные походы в природу. М.: «Просвещение», 2005.
- Пелевин В.И. Охрана природы. М.: Наука, 2001.
- Тайны живой природы. М.: Росмэн, 1995 г.
- Чернова Н.М. Экология животных. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2007.
- Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство АСТ, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 19. Экология. М.: Аванта +, 2005.
Интернет-ресурсы
- Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.
- Природа и животные на Rin.ru. http://zoo.rin.ru/
- Энциклопедия “Флора и Фауна”. http://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm
- «Юный натуралист». http://unnaturalist.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 7 класс к учебнику В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучуменко. Биология. Животные.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...