Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012г.

 Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._i_ktp_5_klass.docx61.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры

Утверждена

приказом директора МАОУ СОШ № 7 г.Когалыма

от «______»___________№ _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный предмет

БИОЛОГИЯ

Уровень реализации программы

Основное общее образование

5 класс

г.Когалым

2018 год

Пояснительная записка

         Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010г.), а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012г. по учебнику А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012г.

 Учебное содержание курса включает 35 часов, 1 час в неделю.

         Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе  природоохранных мероприятий, мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.

Поэтому главная цель российского образования  заключается в повышении его качества и эффективности  получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС  базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся  высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Курс для учащихся  5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний  об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы», познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления, ценностного отношения к природе и человеку.

         В основу данного курса положен системно -  деятельностный подход.

Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании  развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, лабораторные и контрольные работы) и устный опрос.

Содержание программы

Биология. Введение в биологию. 5 класс.

(35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение.(8 часов)

Введение

Что такое живой организм. Науки о живой природе. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Из истории биологии. Великие естествоиспытатели. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы:

  • Устройство светового микроскопа и правила работы с ним (Л\р №1)

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организма

Методы изучения клетки. Увеличительные приборы: ручная лупа и световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические  вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторные и практические работы:

  • Строение клеток живых организмов. (Л\р № 2)
  • Определение свойств белков, жиров, углеводов.(Л\р №3)

Процессы жизнедеятельности организмов

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Различия в способах питания растений и животных. Дыхание. Его роль в жизни организмов.

Демонстрационные работы:

  • Образование на свету в зеленых листьях углеводов.
  • Выделение зелеными листьями  в процессе фотосинтеза кислорода.

Раздел 2.  Многообразие организмов, их классификации (14 часов.)

Эволюция растений и животных

Как развивалась жизнь на Земле.

Разнообразие живого

Бактерии. Грибы

Царства живой природы: Бактерии, Грибы.

Существенные признаки представителей этих царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Лабораторные и практические работы:

  • Строение шляпочных грибов. (Л\р № 4)

Демонстрации:

  • Знакомство со съедобными и ядовитыми грибами.

 Многообразие растительного мира

Водоросли. Стро6ение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, их использование человеком. Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов  в природе, хозяйственное значение. Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие.

Демонстрации:

  • Водоросли в аквариуме.
  • Листья и споры папоротников.
  • Хвоя и шишки голосеменных растений.
  • Строение цветкового растения (органы).

Многообразие животного мира

Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел 3 .Среда обитания живых организмов  (5часов)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах. Природные сообщества.

Лабораторные и практические работы:

  • Особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр.раб. №1)

Раздел 4 . Человек на Земле (5часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторные и практические работы:

  • Оказание первой медицинской помощи пострадавшему. (Пр.раб. № 2)

Промежуточная аттестация. Обобщение и повторение -3 часа

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.)

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Лабораторные и практические работы

Итоговые работы

1

Живой организм: строение и изучение

8

3

1

2

Многообразие живых организмов.

14

1

1

3

Среда обитания живых организмов.

5

1

1

4

Человек на Земле.

5

1

1

5

Повторение и закрепление

3

1

Итого

35

6

5

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию. 5 класс» (35 ч)

 

№  урока

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Целевая установка

Понятия

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)

Домашнее задание

Дата

проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.

1.

Введение. Что такое живой организм.

1

Изучение нового материала

Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма

Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность,  размножение.

Выделение отличительных признаков живых организмов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.

П.1,ответить на вопросы устно

2.

Наука о живой природе.

1

Комбинированный

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых

они занимаются

Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

Знание объектов изучения

естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

П.2 Р.Т.

3.

Методы изучения природы.

1

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Ознакомление

с методами исследования живой природы и

приобретение элементарных

навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Понимание

значимости

научного исследования природы

П.3 Р.Т.

4.

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

1

Изучение нового материала

Изучение устройств увеличительных приборов

Лупа, микроскоп

Освоение

основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД:

Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микрскопы).

П.4, Р.Т.

5.

Живые клетки. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток живых организмов».

1

Комбинированный

Формирование представлений о клетке как

единице строения живого организма

Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Представление о единстве живой природы

на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.

П.5

Р.Т.

6.

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 3 «Определение свойств белков, жиров, углеводов»

1

Комбинированный

Формирование представлений о химическом составе клеток

Неорганические и органические вещества.

Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание единства происхождения всех живых организмов.

П.6 Р.Т.

7.

Великие естествоиспытатели.

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии

Аристотель,

Карл Линней, Чарльз Дарвин,

Владимир Иванович

Вернадский

Знание и оценка вклада ученых-биологов в

развитие науки

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание

роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе

П.8 Р.Т.

8.

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

1

Контроль знаний

Обобщение

и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Биология, живые клетки тела, вещества.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к

естественным наукам

повторение материала

Раздел 2.  Многообразие живых организмов. 14 часов

9.

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Изучение нового материала.

Формирование представлений о развитии жизни на Земле.

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров.

Знание основных этапов развития жизни на Земле.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Понимание  этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.

П.9 Р.Т.

10.

Разнообразие живого.

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для

их изучения

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи-

кации: тип (отдел) – класс –отряд (поря

док) – семейство – род – вид

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание

научного значения классификации живых организмов

П.10 Р.Т.

11.

Бактерии.

1

Изучение нового материала.

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы

Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы

Выделение существенных особенностей

строения и

функционирования бактериальных клеток.

Знание правил, позволяющих

избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в

природе и

жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных

бактерий.

П.11 Р.Т.

12.

Грибы.

Лабораторная работа № 4 «Строение шляпочных грибов»

1

Комби-

ниро-

ванный

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.

Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

Выделение существенных особенностей

представителей царства Грибы. Знание правил

оказания первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в

природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной

помощи при отравлении

ядовитыми грибами

П.12 Р.Т.

13.

Растения. Водоросли.

1

Комбинированный

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы.

 Формирование умений характеризовать основные группы водорослей.

Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники,

Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные).

Водоросли, слоевище.

Выделение существенных особенностей

представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц  царства

Растения. Знание строения водорослей.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание

важности растений в природе и жизни человека.

Понимание роли представителей отдела Водоросли в

природе и жизни человека

П.13 Р.Т.

14.

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

1

Комбинированный

Формирование представлений об особенностях высших споровых растений.

Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.

Знание строение мхов и папоротников.  Знание признаков отличий мхов и папоротников.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание роли представителей отдела Мхи и Папоротники в

природе и жизни человека

П.14,15 Р.Т.

15.

Голосеменные растения

1

Комбинированный

Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

Голосеменные растения, пихта, лиственница, сибирская сосна

Знание особенностей строения голосеменных растений

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей отдела Голосеменные растения в

природе и жизни человека

П.16 Р.Т.

16.

Покрытосеменные - группа высших семенных растений.

1

Комбинированный

Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

Цветок. плод, семя, покрытосеменные растения

Знание особенностей строения покрытосеменных растений.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей отдела Покрытосеменные растения в

природе и жизни человека

П.17 Р.Т.

17.

Значение растений в природе и жизни человека.

1

Комбинированный.

Формирование представлений о значении растений в природе и хозяйственной

деятельности человека

Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании

сортов культурных растений.

Элементарные

представления

о лекарственных растениях.

Объяснение роли биологии в практической

деятельности

человека.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей

практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание

необходимости биологических знаний

для хозяйственной деятельности человека

П.18 Р.Т.

18.

Признаки царства животные. Простейшие.

1

Комбинированный

Формирование представлений о животных

как представителях отдельного царства живой природы

Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.

Многоклеточные животные. Типы:

Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые

Выделение существенных особенностей

представителей царства Животные. Знание основных систематических

единиц царства

Животные

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление

о значении

животных в природе, осознание их хозяйственного

и эстетического значения для человека

П.19 Р.Т.

19.

Беспозвоночные животные.

1

Комбинированный

Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных.

Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.

Знание о типах и представителях беспозвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о видах беспозвоночных животных.

П.20 Р.Т.

20.

Позвоночные животные.

1

Комбинированный

Формирование представлений о многообразии позвоночных животных.

Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Знание о типах и представителях позвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о видах позвоночных животных.

П.21 Р.Т.

21.

Значение животных в природе и жизни человека.

Формирование представлений о значении животных в природе и хозяйственной

деятельности человека

Биологическая

защита урожая,

породы животных, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании

различных пород животных.

Объяснение роли биологии в практической деятельности

человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека

П.22 Р.Т.

22.

Контрольная  работа по теме: «Многообразие живых организмов».

1

Контроль знаний

Обобщение

и систематизация знаний учащихся по теме: «Многообразие живых организмов».

Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам

Повторение материала

Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 5 часов.

23.

Три среды обитания.

  • Особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. (Пр.раб. №1)

1

Изучение нового материала

Формирование представлений об особенностях вод

ной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах.

Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания

Знание компонентов природы. Представление о

многообразии

обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание

необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

П.23 Р.Т.

24.

Жизнь на разных материках.

1

Изучение нового материала

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.

Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,

Южная Америка,

Австралия, Антарктида. Природные условия.

Растительный и животный мир материков

Знание матери-

ков планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-

тельном и животном мире

каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою

точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

П.24 Р.Т.

25.

Природные  зоны.

1

Изучение нового материала

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты.

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.

Знание природных зон планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.

П.25 Р.Т.

26.

Жизнь в морях и океанах.

1

Изучение нового

Формирование представлений о роли Мирового океана

на планете.

Изучение

приспособлений живых организмов,

обитающих

в разных частях и на разных глубинах океана

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон),

обитатели толщи воды, обитатели

морских глубин

Знание роли

Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Мирового

океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

П.26 Р.Т.

27.

Контрольная работа по теме: «Среда обитания живых организмов».

1

Контроль знаний

Обобщение

и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов».

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам

повторение материала

Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов.

28.

Как человек появился на Земле.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Осознание ответственности отношения к природе

П.28 Р.Т.

29.

Как человек изменил Землю.

1

Комбинированный

Формирование представлений

об экологических факторах и влиянии абиотических

факторов на

живые организмы

Экологические

факторы. Абиотические факторы: температура,

влажность, свет

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным  правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание

влияния факторов среды на

живые организмы

П.29 Р.Т.

30.

Жизнь под угрозой.

1

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на

природу и

способах ее

охраны

Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории

(заповедники, заказники, национальные парки)

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека

на природу и необходимости ее охраны.

Принятие правил поведения

в живой природе

П.29 Р.Т.

31.

Не станет ли Земля пустыней.

1

Комбинированный

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на

природу и

способах ее

охраны

Опустынивание.

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека

на природу и необходимости ее охраны.

Принятие правил поведения

в живой природе.

П.30 Р.Т.

32.

Здоровье человека и безопасность жизни. «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему» (Пр.раб. № 2)

1

Комбинированный

Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья.

Здоровый образ жизни. Вредные

привычки. Первая доврачебная

помощь пострадавшему

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового

образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной

доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,

ушибах и растяжениях

П.31 Р.Т.

Раздел 5. Повторение и закрепление 3 часа

33.

Промежуточная аттестация за курс 5 класса.

1

Контроль знаний

Обобщение

и систематизация знаний учащихся

Биология, живой организм, признаки живого, клетка

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам

повторение материала

34.

Мир биологии. Обобщение

1

Обобщения

Обобщение знаний за курс 5 класса.

Познавательный интерес к естественным наукам

повторение материала

35.

Обобщение и повторение изученного за год

1

Обобщение

Обобщение

и систематизация знаний учащихся

Здоровый образ жизни, химические элементы, физические и химические явления.

повторение материала

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

  1. Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2008.
  1. Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009
  1. 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
  1. Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Английский язык 9 класс, средняя ступень, базовый уровень

Рабочая программа составлена на основеПрограммы  курса английского языка   «Английский с удовольствием»«Enjoy English»    автор М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева...

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Рабочие программы по технологии для классов среднего звена общеобразовательных школ

В представленный материал включены рабочие программы по технологии для учащихся (девочек) 5-8 классов общеобразовательных школ. Программы расчитаны на 2-х часовое и 1-но часовое преподавание...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа для 10-12 классов среднего общего образования заочной формы обучения по литературе (базовый уровень)

Составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11кла...

Рабочая программа по предмету "Музыка" для средней школы

Рабочая программа по предмету "Музыка" для  средней школы...

Рабочая программа по праву за курс средней школы(профильный уровень)

Рабочая программа по праву за курс средней школы(профильный уровень)...