Лабораторный практикум к модулю «Социальная экология» (9-11 класс).
учебно-методический материал по экологии
Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыков по оценке качеств окружающей среды, экологически оправданного поведения.
Приобщение молодёжи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования школьников и студентов. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения практических работ, как нельзя лучше отвечают целям дополнительного образования. Углублённое практическое изучение экологических проблем и их проявлений, так же как и натуралистическая работа экологической направленности, требуют владения методическим аппаратом — оборудованием и технологией выполнения исследований, для чего необходима и соответствующая дополнительная подготовка учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornyy_praktikum_k_kursu_sotsialnaya_ekologiya.docx | 63.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторный практикум
к модулю «Социальная экология»
Практическая работа № 1.
Тема: «Загрязнение поверхностных вод»
Цель: Используя растение-индикатор, определить токсичность сточных вод; выявить основные источники загрязнения воды.
Оборудование: семена гороха посевного (24 шт.), 2 стакана, опилки дистиллированная вода, питательный раствор «Кнопа».
Ход работы.
- Возьмите для изучения воду из близлежащего водоема.
- В стаканы поместите опилки, в каждый стакан посейте по 12 семян гороха и поставьте в теплое темное место. Стакан № 1 с контрольными проростками поливай те каждый день дистиллированной водой с раствором макро- и микроэлементов (раствор «Кнопа»). Стакан №2 с опытными проростками поливайте водой из исследуемого водоема.
- Через 4 дня стаканы с проростками поставьте на свет и выращивайте 2 недели.
- Занесите результаты опыта в табл.2
- Сравните длину побегов и корней контрольных и опытных проростков. Сделайте выводы о влиянии загрязнения поверхностных вод на состояние растительного и животного мира данного водоема.
- Вычислите токсичность сточных вод на примере сырой массы растений: Т1 = m'к - m 2к / m1 к, аналогично посчитайте токсичность сточных вод на примере сухой массы растений (Т2), Определите среднюю токсичность вод: Т = Т1 + Т2 / 2%.
- Сделайте выводы о степени загрязненности вод водоема.
- Выявите основные источники загрязнения воды водоема (автозаправки, автотранспорт, хозяйственные стоки приусадебных
участков и т, д.)
Примечание: растение семейства бобовых — горох посевной способен поглощать ионы тяжелых металлов из почв (особенно меди (Си) и молибдена (Мо), поэтому его можно отнести к биоиндикаторам.
Таблица № 2
№ стакана | Всхожесть % | Сырая масса растений | Сухая масса растений | Длина побегов мм | Длина корней мм |
№1Контрольные проростки | m1k | m2k | |||
№2 Опытные проростки | m1o | m2o |
- Подведите итоги исследований, назовите основные источники загрязнения воды и используя материалы дополнительной литературы опишите несколько растений-индикаторов, позволяющих определить качество поверхностных вод.
Практическая работа № 2
Тема: «Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта»
Цель: определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.
Ход работы.
- Выберите определенный участок автодороги, расположенный вблизи школы или дома.
- Подсчитайте, сколько проехало по автодороге за 1 ч легковых, грузовых машин, автобусов, использующих дизельное топливо.
- Используя данные табл. 1, определите, какое количество выхлопных газов в среднем поступает в атмосферу за 1 ч (за сутки) на этом участке дороги.
Таблица 1
Количество вредных веществ,
выбрасываемых в атмосферу
одним автомобилем в течение суток (в гр.)
Химические соединения | Грузовики | Легковые | Автобусы (дизели) |
CO | 502,2 | 225,8 | 227,9 |
NO2 | 70,4 | 43,8 | 17,7 |
C | 19,3 | - | 3 |
SO2 | 4,5 | - | 0,7 |
Pb | 0,2 | 0,27 | 0,08 |
Примечание: машины, работающие на дизельном топливе, потребляют за 1 ч работы столько кислорода, сколько 1000 человек за 1 сутки.
- Сделайте выводы о влиянии выхлопных газов автотранспорта на жизнедеятельность систем органов человека.
Практическая работа № 3.
Тема: «Подготовка листовок, плакатов, стенгазет в защиту чистоты микрорайона школы»
Цель: С помощью средств наглядной агитации пробудить интерес окружающих к наведению чистоты и порядка на улицах станицы, облагораживанию территории вокруг и внутри дворов, регулярному уничтожению карантийных сорняков, привлечению в сады полезных птиц и насекомых.
Оборудование: бумага (ватманы, альбомы), краски, карандаши, фломастеры, ручки, инструкция к работе, дополнительная научно-популярная литература, периодическая печать.
Ход работы.
- Работайте в группе. Ознакомьтесь с толкованием понятий: «листовка», «плакат», «стенгазета».
Средства наглядной агитации | Листовка | Печатный или рукописный листок бумаги небольшого размера злободневного агитационного содержания |
Плакат | Настенный лист – крупный рисунок, яркого простого броского изображения, с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом | |
Стенгазета | Вывешиваемая на доске, довольно крупных размеров, рукописная или машинописная газета – орган местной общественной организации |
- Используя данные предложенной дополнительной литературы изготовьте одно из средств наглядной агитации.
- Обсудите в группе актуальность и соответствие изготовленного вами плаката, листовки или стенгазеты теме предложенной работы. Продумайте способы и места их распространения.
- Назначьте ответственных в распространении изготовленных средств наглядной агитации.
Дополнительная литература к работе:
1. И.Т.Суравегина, В.М.Сенкевич «Экология и мир. Методическое
пособие для учителя». Москва «Новая Школа». 1994 г.
2. Е.И. Хабарова, С.А.Панова «Экология в таблицах. Справочное
пособие». Издательство «Дрофа». Москва, 2001 г.
3. О.А. Захлебный. «Книга для чтения по охране природы». Москва, «Просвещение» 1986 год
Практическая работа № 4.
Тема: «Подготовка агитбригады с выступлением в защиту окружающей среды»
Цель: Разработать сценарий выступления агитбригады из числа одноклассников по теме «Защита окружающей среды - важнейшая проблема современности»
Оборудование: дополнительная литература, инструкция к работе.
Ход работы.
- Работайте в группе. Ознакомьтесь с толкованием понятия «агитбригада».
Агитбригада – группа людей, занимающаяся активной агитационной деятельностью по распространению различного рода идей устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы населения.
- Используя данные дополнительной литературы, составьте сценарий выступления агитбригады по теме предложенной работы.
- Продумайте оформление, места выступления. Поручите выполнение оформления членам группы
- Распределите роли, размножьте текст выступления, отрепетируйте.
- Наметьте места и даты выступлений агитбригады, изготовьте объявления о выступлении и распространите их.
- После выступления обсудите в группе недостатки сценария; отметьте удавшиеся сцены и места; сделайте выводы о необходимости и результативности данного мероприятия.
Дополнительная литература:
- А.М. Дагаев, З.В. Борзова, Ф.А. Вагабова, С.М. Садыкова. «Нестандартные формы уроков биологии и экологии в школе». Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2001 год.
- Под общей редакцией К.Н. Задорожного. «Предметная неделя биологии в школе» Ростов-на-Дону. Феникс. 2006
- Журнал-сборник сценариев для библиотек «Читаем. Учимся, играем» Номера за 2003 – 2007 год
Практическая работа № 5
Тема: «Учимся решать экологические проблемы. Расходование электроэнергии в нашей семье»
Цель: оценить насколько экономно в нашей семье расходуется электроэнергия. Составить практические рекомендации по экономии света
Оборудование: анкета, инструкция.
Ход работы.
I. Заполните анкету.
Анкета
Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них предлагается три варианта ответа, которым соответствует определенное количество баллов: "да" — 2 балла, "нет" —
0 баллов, "по-разному" — 1 балл. Полученные баллы суммируются в конце анкеты.
1. Перед покупкой электроприборов вы изучаете инструкцию и покупаете те модели, которые потребляют меньшее количество электроэнергии.
- По возможности вы пользуетесь ручными инструментами и приборами (например, миксером, мясорубкой, дрелью и т.п.) а неэлектрическими.
- Всегда ли вы выключаете свет, когда он вам не нужен.
- Для чтения и работы используете настольную лампу.
- Пользуетесь более экономичными лампами дневного света.
- Выключаете телевизор или другую видео- или аудиоаппаратуру, когда вас нет в комнате.
- Стирая в теплой воде, полощете белье только в холодной.
- Если в квартире прохладно, вы стараетесь по возможности одеваться теплее, а не включать электрический обогреватель.
- Поддерживаете в зимнее время хорошую теплоизоляцию в квартире, утепляете двери и окна.
10. Используете различные "хитрости" для сохранения тепла в квартире в зимнее время, например, короткие зимние шторы, отражатели за радиаторами отопления, третьи рамы и т.п.
Всего баллов
II. Проведите анализ анкетирования.
Шкала оценки
Менее 7 баллов. К сожалению, ваша семья очень расточительно относится к электроэнергии. Возможно, для вас не проблема заплатить лишнюю сумму за "нагоревшие" киловатты, но задумайтесь над тем, сколько природных ресурсов и человеческого труда затрачено для того, чтобы эти киловатты поступили в вашу квартиру.
Программа элективного курса: «Социальная экология» Л.П. Шапошник учитель биологии 9
8-14 баллов. У вас пока еще не сложилось устойчивого стереотипа бережного отношения к электроэнергии. Еще раз внимательно прочитайте анкету. Каждый ее пункт можно рассматривать, как рекомендации по экономному использованию электроэнергии. Постарайтесь им следовать хотя бы в течение месяца. Проверьте, изменятся ли при этом показания электросчетчика в вашей квартире.
15-20 баллов. Спасибо! Ваша семья грамотно и ответственно подходит к использованию электроэнергии. Просмотрите книжку, по которой вы оплачиваете электроэнергию. В какие месяцы вы вносили максимальную плату? А минимальную? Попробуйте вспомнить, с чем это было связано. Такой анализ позволит найти скрытые резервы для экономии электроэнергии.
III. Результаты анкетирования используйте при обсуждении вопросов производства и потребления электроэнергии. Разработайте на их основе практические рекомендации по экономии света.
Практическая работа № 6.
Тема: «Разработка антиреклам вредной для здоровья продукции».
Цель: разработать антирекламы, опровергающие пользу и необходимость употребления и использования рекламируемых в средствах массовой информации сомнительного происхождения продуктов питания, лекарственных препаратов, пищевых добавок, средств гигиены. По возможности разместить на школьном сайте.
Оборудование: компьютер, рекламные ролики на дисках, на печатных носителях, бумага, краски, фломастеры.
Ход работы.
- Работайте в группах. Обсудите правомерность рекламируемой информации, выявите ошибки в компетентности рекламодателей (исследуйте 2 -3 рекламы).
- Разработайте свою версию, опровергающую преподносимую информацию. Докажите ее.
- Отобразите вредность использования рекламной информации для здоровья человека на рисунках, плакатах, разместите на сайте.
Практическая работа № 7.
Тема: «Исследование экологического состояния квартиры»
Цель: Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище. Создать проект «Квартира, как экосистема»
Оборудование: комнатные растения (герань, хдорофитум, каланхоэ, алоэ, плект-рантус и др.); изображения домашних животных (кошки, собаки, хомячка, певчих птиц, аквариумных рыбок), синантропных животных (мыши, таракана, клопа и др.); образцы материалов, используемых для отделки квартир (деревянный брус, ДСП, обои бумажные и синтетические, клеенка, поролон и др.); упаковки от различных продуктов (бумажные и пластиковые пакеты, металлические крышки и т.п.), на которых указаны состав продукта (в том числе и содержание консервантов), сроки хранения, калорийность и т.п.; листы белой бумаги для каждой группы.
Ход работы.
- Дайте определение понятия «экосистема», запишите его в тетрадь.
- На листе бумаги схематично изобразите квартиру и внесите в нее следующие параметры:
A. Назовите виды энергии, поступающие в квартиру извне, и отметьте их на схеме.
Б. Перечислите, какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры. Приведите примеры и укажите роль представителей каждой группы. Какие связи между ними существуют? Отобразите их на схеме.
B. Определите виды отходов в своей квартире, изобразите их на схеме.
Г. Составьте схему «Источники загрязнения среды в жилище» (см. схему 1). Укажите на ней загрязняющие вещества. Подумайте, как эти вещества воздействуют на человека? Как снизить их влияние в квартире?
Д. Известно много факторов, влияющих на качество среды в помещении. Приведите примеры.
3. Ответьте на вопросы: можно ли назвать квартиру экосистемой. В чем отличие природной экосистемы от квартиры как экосистемы? Что необходимо сделать для максимального приближения квартиры к природной экосистеме?
4. Какие методы вы можете предложить для решения проблемы бытовых отходов?
5. Что вы вкладываете в понятие «экологически чистая квартира»? Обоснуйте свой ответ.
6. Примите участие в обсуждении проблемы энерго- и ресурсосбережения в квартире.
Схема № 1.
Источники загрязнения среды в жилище.
Пыль
Наружный воздух и вещества, поступающие с ним в помещение
Соединения, выделяющиеся из строительных конструкций и почвы, на которой построено здание
Продукты деструкции полимерных материалов, использованных при изготовлении предметов домашнего обихода, полов и др.
Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи
Вещества, образующиеся при использовании моющих средств
Пестициды, применяющиеся в помещении с различными целями
Антропоксины – вещества, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма человека
Продукты табакокурения
Вещества, загрязняющие верхнюю одежду, если человек работал в ней на вредном производстве
Летучие вещества, содержащиеся в водопроводной воде
Практическая работа № 8.
Тема: «Визуальная среда современного городского жителя»
Цель: Изучить различные районы станицы, выявить и сфотографировать разнообразные примеры однородных (гомогенных) и агрессивных полей. Изучить помещение школы, сфотографировать те элементы интерьера рекреаций, учебных классов и т.д., которые могут быть отнесены к гомогенным и агрессивным.
Оборудование: инструкция, фотоаппарат.
Ход работы.
Задание 1. Внимательно изучите вступление к работе.
Вступление
Самые здоровые и красивые, гармонично развитые люди — это те, которых ничто не раздражает.
Лихгенберг
Считается, что здоровье человека зависит от того, чем он дышит, какую ест пишу и какую пьет воду. И лишь совсем недавно выяснилось: наше психическое и физическое состояние определяется еще и тем, что мы видим.
Понятием визуальная (видимая) среда обозначают окружающую среду, которую человек воспринимает во всем ее многообразии благодаря зрению. Видимая среда имеет две составляющие: естественная (лес, луг, берег моря, горы) и искусственная (здания, технические сооружения, интерьер жилых и производственных помещений, автомашины).
Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Совсем другое дело — искусственная среда, которая во многих случаях находится в противоречии с законом зрительного восприятия человека. Такая среда породила еще одну проблему экологии человека - проблему неблагоприятной видимой среды. Решением этой проблемы занимается еще совсем молодая наука — видеоэкология.
Окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов, названа агрессивной видимой средой. Гомогенная видимая среда — это среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено.
Агрессивные и гомогенные поля распространены не только во внешнем облике современной городской застройки, но и во внутренней среде помещений, в которых горожане проводят большую часть времени: производственные помещения, различные административные службы, офисы, поликлиники и т. д. У человека, вынужденного постоянно находиться в подобной обстановке, возникают нарушения психики, ухудшается зрение. Депрессия, астения, неврозы — вот далеко не полный список болезней, которыми человек расплачивается за экологическую безграмотность.
Наиболее доступный для большинства школ способ повышения комфортности визуальной среды — озеленение. На сегодняшний день влияние комнатных растений на человека изучено достаточно хорошо. В частности, установлено, что растения в интерьере способствуют снижению внутриглазного давления, уменьшают утомляемость глаз. Под воздействием летучих выделений растений снижается общее число микроорганизмов в помещениях на 70-80%, что гораздо эффективнее технических средств очистки воздуха. Известно также, что фитонциды уже в концентрации 5 мг/м3 улучшают самочувствие людей. У них повышаются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения нервной системы, увеличиваются работоспособность и выносливость при физических нагрузках. Фитонцидная активность комнатных растений особенно важна для здоровья человека в зимне-весенний период, поскольку именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.
Задание 2. Используя различные источники информации, подберите материал о влиянии визуальной среды на здоровье человека и его эмоциональное состояние.
Задание 3. Сделайте фотографии, указанных в целях объектов.
Внимательно изучите сделанные фотографии. Разместите каждую из них на отдельном листе плотной бумаги. Здесь же запишите ваши аргументы, в соответствии с которыми вы отнесли те или иные элементы архитектуры или внутреннего интерьера школы к категории гомогенных или агрессивных.
Задание 4.Предложите способы повышения их визуальной комфортности. Соблюдайте три важных условия: предложения должны быть, во-первых, реальными; во-вторых, эффективными; в-третьих, экономичными.
Задание 5. Разработайте проекты повышения комфортности визуальной среды школы, используя при этом различные приемы фитодизайна (вертикальное озеленение, зимние мини-сады, овощные и пряные культуры в интерьере столовой и т.д.). Под руководством педагогов воплотите в жизнь наиболее удачный из этих проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный лабораторный практикум в 7 классе.
Не помню кто сказал: "Знания только тогда становятся заниями, когда применены на практике" - поддерживаю неизветного мне автора. Начиная изучать курс физики в 7 классе важно смотивировать учеников на ...
Мастер класс Лабораторный практикум по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении" "4 часть
Мастер класс Лабораторный практикум по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении" "4 часть выполнила Щеколдина Маргарита Анатольевна учитель биологии МКОУ СОШ №251...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.
Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...
Лабораторный практикум 6 класс
Лабораторный практикум 6 класс...
Лабораторный практикум 7 класс
Лабораторный практикум 7 класс...
Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»
Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...
Лабораторный практикум по математике для обучающихся 5-6 классов.
Лабораторные работы, которые я провожу на уроках математики в 5-6 классах....