Лабораторный практикум к модулю «Социальная экология» (9-11 класс).
учебно-методический материал по экологии

Немирович Наталия Николаевна

Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подраста­ющего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыков по оценке качеств окружающей среды, экологически оправ­данного поведения.

Приобщение молодёжи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического образования и не­обходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую экологическую деятельность уча­щихся вносят экологические исследования и работы по оценке состо­яния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования школьников и студентов. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения практических работ, как нельзя лучше отвечают целям до­полнительного образования. Углублённое практическое изучение эко­логических проблем и их проявлений, так же как и натуралистическая работа экологической направленности, требуют владения методиче­ским аппаратом — оборудованием и технологией выполнения иссле­дований, для чего необходима и соответствующая дополнительная подготовка учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratornyy_praktikum_k_kursu_sotsialnaya_ekologiya.docx63.42 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторный практикум

к модулю «Социальная экология»

Практическая работа № 1.

Тема: «Загрязнение поверхностных вод»

Цель: Используя растение-индикатор, определить токсичность сточных вод; выявить основные источники загрязнения воды.

Оборудование: семена гороха посевного  (24  шт.), 2  стакана, опилки дистиллированная вода, питательный раствор «Кнопа».

Ход работы.

  1. Возьмите для изучения воду из близлежащего водоема.

  1. В  стаканы   поместите   опилки,   в   каждый стакан посейте  по  12  семян  гороха и поставьте   в  теплое  темное   место.   Стакан № 1   с контрольными  проростками  поливай те  каждый  день дистиллированной  водой  с раствором   макро-   и   микроэлементов   (раствор «Кнопа»). Стакан №2 с опытными проростками  поливайте водой  из исследуемого водоема.

  1. Через  4  дня  стаканы  с   проростками поставьте   на  свет  и   выращивайте  2  недели.

  1. Занесите результаты опыта в табл.2

  1. Сравните длину побегов и корней контрольных   и   опытных  проростков.   Сделайте выводы    о    влиянии    загрязнения    поверхностных  вод на состояние растительного и животного мира данного водоема.

  1. Вычислите токсичность сточных вод на примере сырой массы растений: Т1  = m'к - m 2к / m1 к,  аналогично посчитайте токсичность сточных вод на примере сухой массы растений  (Т2),  Определите среднюю токсичность вод: Т = Т1  + Т2 / 2%.

  1. Сделайте выводы о степени загрязненности вод водоема.

  1. Выявите основные  источники  загрязнения  воды  водоема (автозаправки,  автотранспорт,   хозяйственные   стоки   приусадебных
    участков и т, д.)

Примечание: растение семейства бобовых — горох посевной способен поглощать ионы тяжелых металлов из почв (особенно меди (Си) и молибдена (Мо), поэтому его можно отнести к биоиндикаторам.

Таблица № 2

№ стакана

Всхожесть

%

Сырая масса растений

Сухая масса растений

Длина побегов

мм

Длина корней

мм

№1Контрольные

проростки

m1k

m2k

№2 Опытные

проростки

m1o

m2o

  1. Подведите итоги исследований, назовите основные источники загрязнения воды и используя материалы дополнительной литературы опишите несколько растений-индикаторов, позволяющих определить качество поверхностных вод.

Практическая работа № 2

Тема: «Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта»

Цель: определить количество выхлопных газов,   поступающих   в  атмосферу  от  автомашин.

Ход работы.

  1. Выберите определенный  участок  автодороги,   расположенный   вблизи   школы   или дома.
  2. Подсчитайте, сколько проехало по автодороге   за   1   ч   легковых,   грузовых   машин, автобусов, использующих дизельное топливо.
  3. Используя данные табл. 1, определите, какое количество выхлопных газов в среднем поступает в атмосферу за  1   ч (за сутки) на этом участке дороги.

Таблица 1

Количество вредных веществ,

выбрасываемых в атмосферу

одним автомобилем в течение суток (в гр.)

Химические соединения

Грузовики

Легковые

Автобусы

(дизели)

CO

502,2

225,8

227,9

NO2

70,4

43,8

17,7

C

19,3

-

3

SO2

4,5

-

0,7

Pb

0,2

0,27

0,08

Примечание:   машины,    работающие   на дизельном топливе, потребляют за  1 ч работы столько кислорода,  сколько   1000  человек за 1 сутки.

 

  1. Сделайте выводы о влиянии выхлопных газов автотранспорта на жизнедеятельность систем органов человека.

Практическая работа № 3.

Тема: «Подготовка листовок, плакатов, стенгазет в защиту чистоты микрорайона школы»

Цель: С помощью средств наглядной агитации пробудить интерес окружающих к наведению чистоты и порядка на улицах станицы, облагораживанию территории вокруг и внутри дворов, регулярному уничтожению карантийных сорняков, привлечению в сады полезных птиц и насекомых.

Оборудование: бумага (ватманы, альбомы), краски, карандаши, фломастеры, ручки, инструкция к работе, дополнительная научно-популярная литература, периодическая печать.

Ход работы.

  1. Работайте в группе. Ознакомьтесь с толкованием понятий: «листовка», «плакат», «стенгазета».

Средства наглядной агитации

Листовка

Печатный или рукописный листок бумаги небольшого размера злободневного агитационного содержания

Плакат

Настенный лист – крупный рисунок, яркого простого броского изображения, с пояснительным агитационным, рекламным или учебным текстом

Стенгазета

Вывешиваемая на доске, довольно крупных размеров, рукописная или машинописная газета – орган местной общественной организации

  1. Используя данные предложенной дополнительной литературы изготовьте одно из средств наглядной агитации.

  1. Обсудите в группе актуальность и соответствие изготовленного вами плаката, листовки или стенгазеты теме предложенной работы. Продумайте способы и места их распространения.

  1. Назначьте ответственных в распространении изготовленных средств наглядной агитации.

Дополнительная литература к работе:

1. И.Т.Суравегина, В.М.Сенкевич «Экология и мир. Методическое
пособие для учителя». Москва «Новая Школа». 1994 г.

2. Е.И. Хабарова, С.А.Панова «Экология в таблицах. Справочное
пособие». Издательство «Дрофа». Москва, 2001 г.

3. О.А. Захлебный. «Книга для чтения по охране природы». Москва, «Просвещение» 1986 год

Практическая работа № 4.

Тема: «Подготовка агитбригады с выступлением в защиту окружающей среды»

Цель: Разработать сценарий выступления агитбригады из числа одноклассников по теме       «Защита окружающей среды - важнейшая проблема современности»

Оборудование: дополнительная литература, инструкция к работе.

Ход работы.

  1. Работайте в группе. Ознакомьтесь с толкованием понятия «агитбригада».

Агитбригада – группа людей, занимающаяся активной агитационной деятельностью по распространению различного рода идей устными выступлениями с целью оказать воздействие на широкие массы населения.

  1. Используя данные дополнительной литературы, составьте сценарий выступления агитбригады по теме предложенной работы.

  1. Продумайте оформление, места выступления. Поручите выполнение оформления членам группы

  1. Распределите роли, размножьте текст выступления, отрепетируйте.

  1. Наметьте места и даты выступлений агитбригады, изготовьте объявления о  выступлении и распространите их.

  1. После выступления обсудите в группе недостатки сценария; отметьте удавшиеся сцены и места; сделайте выводы о необходимости  и результативности данного мероприятия.

Дополнительная литература:

  1. А.М. Дагаев, З.В. Борзова, Ф.А. Вагабова, С.М. Садыкова. «Нестандартные формы уроков биологии и экологии в школе». Москва. Издательство ГНОМ и Д. 2001 год.
  2. Под общей редакцией К.Н. Задорожного. «Предметная неделя биологии в школе» Ростов-на-Дону. Феникс. 2006
  3. Журнал-сборник сценариев для библиотек «Читаем. Учимся, играем» Номера за 2003 – 2007 год

Практическая работа № 5

Тема: «Учимся решать экологические проблемы. Расходование электроэнергии в нашей семье»

Цель: оценить насколько экономно в нашей семье расходуется электроэнергия. Составить практические рекомендации по экономии света

Оборудование: анкета, инструкция.

Ход работы.

I. Заполните анкету.

Анкета

Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них предлагается три варианта ответа, которым соответствует определенное количество баллов: "да" — 2 балла, "нет" —

0 баллов, "по-разному" — 1 балл. Полученные баллы суммируются в конце анкеты.

1.        Перед   покупкой   электроприборов   вы изучаете инструкцию и покупаете те модели, которые потребляют меньшее количество электроэнергии.

  1. По возможности вы пользуетесь ручными  инструментами  и  приборами  (например, миксером,  мясорубкой, дрелью и т.п.) а неэлектрическими.
  2. Всегда ли вы выключаете свет, когда он вам не нужен.
  3. Для  чтения   и  работы  используете  настольную лампу.
  4. Пользуетесь более экономичными лампами дневного света.
  1. Выключаете телевизор  или другую  видео-  или аудиоаппаратуру,  когда  вас  нет  в комнате.
  2. Стирая в теплой  воде, полощете белье только в холодной.
  3. Если в квартире прохладно,  вы стараетесь по возможности одеваться теплее, а не включать электрический обогреватель.
  4. Поддерживаете  в  зимнее  время  хорошую  теплоизоляцию   в   квартире,   утепляете двери и окна.

10.        Используете различные "хитрости" для сохранения тепла в квартире в зимнее время, например, короткие зимние шторы, отражатели за радиаторами отопления, третьи рамы и т.п.

Всего баллов        

II. Проведите анализ анкетирования.

Шкала оценки

Менее 7 баллов. К сожалению, ваша семья очень расточительно относится к электроэнергии. Возможно, для вас не проблема заплатить лишнюю сумму за "нагоревшие" киловатты, но задумайтесь над тем, сколько природных ресурсов и человеческого труда затрачено для того, чтобы эти киловатты поступили в вашу квартиру.

Программа элективного курса: «Социальная экология»  Л.П. Шапошник учитель биологии                                                                           9

8-14 баллов. У вас пока еще не сложилось устойчивого стереотипа бережного отношения к электроэнергии. Еще раз внимательно прочитайте анкету. Каждый ее пункт можно рассматривать, как рекомендации по экономному использованию электроэнергии. Постарайтесь им следовать хотя бы в течение месяца. Проверьте, изменятся ли при этом показания электросчетчика в вашей квартире.

15-20 баллов. Спасибо! Ваша семья грамотно и ответственно подходит к использованию электроэнергии. Просмотрите книжку, по которой вы оплачиваете электроэнергию. В какие месяцы вы вносили максимальную плату? А минимальную? Попробуйте вспомнить, с чем это было связано. Такой анализ позволит найти скрытые резервы для экономии электроэнергии.

III. Результаты анкетирования используйте при обсуждении вопросов производства и потребления электроэнергии. Разработайте на их основе практические рекомендации по экономии света.

Практическая работа № 6.

Тема: «Разработка антиреклам  вредной для здоровья продукции».

Цель: разработать антирекламы, опровергающие пользу и необходимость употребления и использования рекламируемых в средствах массовой информации сомнительного происхождения продуктов питания, лекарственных препаратов, пищевых добавок, средств гигиены. По возможности разместить на школьном сайте.

Оборудование: компьютер, рекламные ролики на дисках, на печатных носителях, бумага, краски, фломастеры.

Ход работы.

  1. Работайте в группах. Обсудите правомерность рекламируемой информации, выявите ошибки в компетентности рекламодателей (исследуйте 2 -3 рекламы).
  2. Разработайте свою версию, опровергающую преподносимую информацию. Докажите ее.
  3. Отобразите вредность использования  рекламной информации для здоровья человека на рисунках, плакатах, разместите на сайте.

Практическая работа № 7.

Тема: «Исследование экологического состояния квартиры»

Цель: Выяснить, является ли квартира экосистемой; что ее отличает от природной экосистемы; что входит в понятие «экологически чистое» жилище. Создать проект «Квартира, как экосистема»

Оборудование: комнатные растения (герань, хдорофитум, каланхоэ, алоэ, плект-рантус и др.); изображения домашних животных (кошки, собаки, хомячка, певчих птиц, аквариумных рыбок), синантропных животных (мыши, таракана, клопа и др.); образцы материалов, используемых для отделки квартир (деревянный брус, ДСП, обои бумажные и синтетические, клеенка, поролон и др.); упаковки от различных продуктов (бумажные и пластиковые пакеты, металлические крышки и т.п.), на которых указаны состав продукта (в том числе и содержание консервантов), сроки хранения, калорийность и т.п.; листы белой бумаги для каждой группы.

Ход работы.

  1. Дайте определение понятия «экосистема», запишите его в тетрадь.
  2. На  листе бумаги  схематично  изобразите квартиру и внесите в нее следующие параметры:

A.        Назовите  виды  энергии,  поступающие в   квартиру извне,   и отметьте  их   на схеме.

Б. Перечислите, какие продуценты, консументы и редуценты участвуют в образовании экосистемы квартиры. Приведите примеры и укажите роль представителей каждой группы. Какие связи между ними существуют? Отобразите их на схеме.

B.        Определите виды отходов в своей квартире, изобразите их на схеме.

Г. Составьте схему «Источники загрязнения среды в жилище» (см. схему 1). Укажите на ней загрязняющие вещества. Подумайте, как эти вещества воздействуют на человека? Как снизить их влияние в квартире?

Д. Известно много факторов, влияющих на  качество среды в помещении. Приведите примеры.

3. Ответьте на вопросы: можно ли назвать квартиру экосистемой. В   чем   отличие природной экосистемы от квартиры как экосистемы?    Что    необходимо    сделать для максимального приближения квартиры к природной экосистеме?

4. Какие методы вы можете предложить для решения проблемы бытовых отходов?

5. Что  вы  вкладываете  в  понятие  «экологически чистая  квартира»? Обоснуйте свой  ответ.

6. Примите участие в обсуждении проблемы энерго- и ресурсосбережения в квартире.


Схема № 1.

Источники загрязнения среды в жилище.

Пыль

Наружный воздух и вещества, поступающие с ним в помещение

Соединения, выделяющиеся из строительных конструкций и почвы, на которой построено здание

Продукты деструкции полимерных материалов, использованных при изготовлении предметов домашнего обихода, полов и др.

Вещества, возникающие в процессе приготовления пищи

Вещества, образующиеся при использовании моющих средств

Пестициды, применяющиеся в помещении с различными целями

Антропоксины – вещества, выделяющиеся в результате жизнедеятельности организма человека

Продукты табакокурения

Вещества,  загрязняющие верхнюю одежду, если человек работал в ней на вредном производстве

Летучие вещества, содержащиеся в водопроводной воде

Практическая работа № 8.

Тема: «Визуальная среда современного городского жителя»

Цель: Изучить различные районы станицы, выявить и сфотографировать разнообразные примеры однородных (гомогенных) и агрессивных полей. Изучить помещение школы, сфотографировать те элементы интерьера рекреаций, учебных классов и т.д., которые могут быть отнесены к гомогенным и агрессивным.

Оборудование: инструкция, фотоаппарат.

Ход работы.

Задание 1. Внимательно изучите вступление к работе.

Вступление

Самые здоровые и красивые, гармонично развитые люди — это те, которых ничто не раздражает.

Лихгенберг

Считается, что здоровье человека зависит от того, чем он дышит, какую ест пишу и какую пьет воду. И лишь совсем недавно выяснилось: наше психическое и физическое состояние определяется еще и тем, что мы видим.

 Понятием визуальная (видимая) среда обозначают окружающую среду, которую человек воспринимает во всем ее многообразии благодаря зрению. Видимая среда имеет две составляющие: естественная (лес, луг, берег моря, горы) и искусственная (здания, технические сооружения, интерьер жилых и производственных помещений, автомашины).

Естественная видимая среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Совсем другое дело — искусственная среда, которая во многих случаях находится в противоречии с законом зрительного восприятия человека. Такая среда породила еще одну проблему экологии человека - проблему неблагоприятной видимой среды. Решением этой проблемы занимается еще совсем молодая наука — видеоэкология.

Окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов, названа агрессивной видимой средой. Гомогенная видимая среда — это среда, в которой либо совсем отсутствуют видимые элементы, либо число их резко снижено.

Агрессивные и гомогенные поля распространены не только во внешнем облике современной городской застройки, но и во внутренней среде помещений, в которых горожане проводят большую часть времени: производственные помещения, различные административные службы, офисы, поликлиники и т. д. У человека, вынужденного постоянно находиться в подобной обстановке, возникают нарушения психики, ухудшается зрение. Депрессия, астения, неврозы — вот далеко не полный список болезней, которыми человек расплачивается за экологическую безграмотность.

Наиболее доступный для большинства школ способ повышения комфортности визуальной среды — озеленение. На сегодняшний день влияние комнатных растений на человека изучено достаточно хорошо. В частности, установлено, что растения в интерьере способствуют снижению внутриглазного давления, уменьшают утомляемость глаз. Под воздействием летучих выделений растений снижается общее число микроорганизмов в помещениях на 70-80%, что гораздо эффективнее технических средств очистки воздуха. Известно также, что фитонциды уже в концентрации 5 мг/м3 улучшают самочувствие людей. У них повышаются защитные силы организма, нормализуются процессы возбуждения и торможения нервной системы, увеличиваются работоспособность и выносливость при физических нагрузках. Фитонцидная активность комнатных растений особенно важна для здоровья человека в зимне-весенний период, поскольку именно в это время возрастает число острых респираторных заболеваний.

Задание 2. Используя различные источники информации, подберите материал о влиянии визуальной среды на здоровье человека и его эмоциональное состояние.

Задание 3. Сделайте фотографии, указанных в целях объектов.

 Внимательно изучите сделанные фотографии. Разместите каждую из них на отдельном листе плотной бумаги. Здесь же запишите ваши аргументы, в соответствии с которыми вы отнесли те или иные элементы архитектуры или внутреннего интерьера школы к категории гомогенных или агрессивных.

Задание 4.Предложите способы повышения их визуальной комфортности. Соблюдайте три важных условия: предложения должны быть, во-первых, реальными; во-вторых, эффективными; в-третьих, экономичными.

Задание 5. Разработайте проекты повышения комфортности визуальной среды школы, используя при этом различные приемы фитодизайна (вертикальное озеленение, зимние мини-сады, овощные и пряные культуры в интерьере столовой и т.д.). Под руководством педагогов воплотите в жизнь наиболее удачный из этих проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный лабораторный практикум в 7 классе.

Не помню кто сказал: "Знания только тогда становятся заниями, когда применены на практике" - поддерживаю неизветного мне автора. Начиная изучать курс физики в 7 классе важно смотивировать учеников на ...

Мастер класс Лабораторный практикум по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении" "4 часть

Мастер класс Лабораторный практикум  по теме:" Организация деятельностного подхода в обучении"  "4 часть  выполнила Щеколдина Маргарита Анатольевна  учитель биологии МКОУ СОШ №251...

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов на 2012-2013 учебный год. Универсальный модуль. Социально-правовой модуль.

Предлагается рабочая программа и КТП индивидуально-групповых занятий по алгебре и началам анализа для 10 а,б классов(универсальный и социально-правовой модули). Программа ориентирована на УМК Ю.М. Кол...

Лабораторный практикум 6 класс

Лабораторный практикум 6 класс...

Лабораторный практикум 7 класс

Лабораторный практикум 7 класс...

Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...

Лабораторный практикум по математике для обучающихся 5-6 классов.

Лабораторные работы, которые я провожу на уроках математики в 5-6 классах....