РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЯ 10 КЛАСС
рабочая программа по экологии (10 класс) по теме
ПоЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИсКа
Рабочая программа составлена в соответствии с разработанной программой (авторы Криксунов Е.А, Пасечник В.В),
(М. Дрофа, 2015г) расчитанной на 68ч (34ч в 10 классе и 34ч в 11 классе). Экология является интегративной областью знаний и призвана содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей среде на основе знаний об ее организации, единстве живой и неживой природы. Отдельный человек и человечество в целом включены в глобальные биосферные процессы. Без должного знания и понимания экологических понятий, принципов, законов немыслима культура современного общества, возможность устойчивого развития цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgr_ekologiya_10_kl-15g.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области
РАССМОТРЕНа СОГЛАСОВАНа УТВЕРЖДЕНа Руководитель ШМО Замдиректора по УВР Директор МОУ СОШ № 11
_____/О.И.Кострикина / ________/Пузанова В.М. / ________/Полянский В.Е./
Протокол № 1 «_____»_____2015г. Приказ № 1-454
от «29» августа 2015г. от 29.08..2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИИ
10 класс (профильный)
Учитель: Полухина Валентина Николаевна
г. Железногорск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с разработанной программой (авторы Криксунов Е.А, Пасечник В.В),
(М. Дрофа, 2015г) расчитанной на 68ч (34ч в 10 классе и 34ч в 11 классе). Экология является интегративной областью знаний и призвана содействовать воспитанию ответственного отношения к окружающей среде на основе знаний об ее организации, единстве живой и неживой природы. Отдельный человек и человечество в целом включены в глобальные биосферные процессы. Без должного знания и понимания экологических понятий, принципов, законов немыслима культура современного общества, возможность устойчивого развития цивилизации.
Цель программы :
Сформировать знания о предмете «Экология», о её тесной связи с другими с другими науками, об основных объектах изучения, о теоритическом и практическом значении экологических знаний для человека.
Основная задача экологического курса представляется в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности:
Обучение: формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, роли антропогенных факторов;
Воспитание потребностей и мотивов поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды;
Развитие способности анализа экологического взаимодействия в природе, экологических ситуаций, эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, убеждения в возможности решения экологических проблем;
Актуальность программы заключается в том, что курс экология будет способствовать систематизации и обобщению знаний , полученных на уроках биологии, химии, географии, физики. Будет формировать у обучающихся обязательный минимум знаний и умений , необходимый для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.
Значительное внимание в программе обращено на организмы и их среды обитания, где рассматривается характеристика сред жизни, средообразующая деятельность живых организмов, общие закономерности влияния экологических факторов.
Ключевым понятием экологии является экосистема. Учение об экосистеме интегрирует концепции естествознания (жизнь, вещество, энергия, поле, пространство, время), техники (устойчивость, надежность, емкость, нагрузки), экономики (ресурс, качество, оценка, прогноз) с гуманитарными концепциями ценностей человека и его окружения, принципов и нормативов поведения и деятельности.
Большое внимание уделяется экологии популяций., рассматриваются показатели популяций, их динамика, типы биотических взаимоотношений организмов, их характеристика, влияние друг на друга. А также рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, механизмы обеспечивающие устойчивость экологических систем на популяционном, биоценотическом и биосферном уровняа
В курс изучения 11 класса включены темы:
Социальная экология – 14 часов
Экологические основы охраны природы и здоровья человека
- 16 часов
Обобщение знаний - 4 часа
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Знать:
-что изучает экология и как происходило еёё становление;
-определение основных экологических понятий;
- соответствие между организмами и средой обитания;
- о значении факторов окружающей среды;
- об энергетическом бюджете и тепловом балансе различных организмов;
-о популяциях и ее основных свойствах и показателях;
- о различных типах взаимодействия организмов;
Об особенностях конкурентных отношений и факторах, определяющих исход конкурентной борьбы между организмами в популяциях, биоценотическом и биосферном уровнях;
- о составе и свойствах экосистем;
- о закономерностях продуцирования биологического вещества в биоценозах;
- о направлениях и темпах изменений природных систем;
- об основах рационального управления природными ресурсами;
- о современном состоянии природной среды;
- об основных источниках загрязнения биосферы;
- о путях охраны окружающей среды от загрязнения;
- о влиянии загрязнения биосферы на протекающие в ней процессы и здоровье человека.
Знать основные термины и понятия, правильно употреблять их при описании экосистем и экологических взаимодействий любого вида.
Уметь:
- решать простейшие задачи экологического характера;
- применять экологические знания для анализа различных видов хозяйственной деятельности;
- определять источники загрязнения окружающей среды;
- характеризовать экологическую обстановку своей местности;
- составлять экологические паспорта помещений;
- осуществлять природоохранные мероприятия.
Уметь описывать и моделировать: «минимальную» экосистему как структурную единицу окружающей среды; явления биогеохимического круговорота веществ, однонаправленности потока энергии, самовосстановления экосистемы.
Уметь объяснять: экологические взаимодействия живого и косного вещества, популяций и видов, человека и окружающей среды, общества и природы (исторические типы); необходимость и направления экологической деятельности людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы | количество количество уроков |
Введение. История развития экологии. Экологические проблемы современного общества | 2 |
Организмы и их среды обитания Среды жизни. Средообразующая деятельность живых организмов Экологические факторы. Экологические ресурсы. Энергетический и тепловой баланс организма. Экологическая ниша | 15 |
Экология популяций. Основные характеристики популяции. Показатели популяции. Структуры популяций. Рождаемость и смертность популяций. Динамика популяций. Колебания численности популяций. | 10 |
| 6 |
Экскурсия в природную среду | 1 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
Тема | К-во час | Тема урока | Основные понятия | д/з | дата |
Введение(2ч) | 1 | Что изучает экология. | Экология, экологические системы, Популяции, биоценоз, изотоп | П.1 | |
2 | История развития экологии. Экологические проблемы современного общества | Ноосфера, географическая экология, популяционная экология, промышленная экология. Химическая экология. Экология растений, животных, человека. | П.2, конспект, интнрнет-материал | ||
Организмы и среда их обитания(15ч) | 1 | Организмы и их среды обитания. | Среда обитания, нейстон, планктон, нектон, бентос, симбионты, почва | Стр. 19, доп. мат. | |
2 | Характеристика сред жизни | Закрепление терминов: среда обитания, нейстон, планктон, нектон, бентос, симбионты, почва | П.1.1 | ||
3 | Средообразующая деятельность живых организмов | Механическое и физико-химическое воздействие, круговорот, перемещение, гумус | П.1.2 | ||
4 | Экологические факторы | Абиотические и биотические факторы, температура, влажность, свет, вторичные климатические факторы. | П.1.3, стр. 29-33 | ||
5 | Антропогенные факторы | Загрязняющие вещества, бытовые отходы, устойчивость | П.1.3, стр.33-34 | ||
6 | Общие закономерности влияния экологических факторов на организм | Толерантность. Акклиматизация, адаптация, экотоп, лимитирующие факторы, Закон минимума | П.1-4 повтп.1.1-1.3, термины, модели | ||
7 | Контрольная работа по теме «Среды жизни, факторы» | - | к/тест | ||
8 | Экологические ресурсы | Энергетические, пищевые ресурсы | П.1.5 | ||
9. | Соответствие между организмами и средой их обитания | Естественный отбор, конвергентная эволюция, параллельная эволюция | П.1.6, стр.41-46 | ||
10 | Ритмы жизни | Циклические изменения, специализация, миграция, жизненные формы, ритмы жизни | П.1.6, стр 46-49 | ||
11 | Энергетический бюджет | Энергетический бюджет, «Охотники», «Жнецы», общее количество потребляемой энергии | П.1.7 стр.49-51 | ||
12 | Тепловой баланс организма | Тепловой баланс, территориальность, эктотермные и энтотермные животные | П.1.7 стр.51-54 | ||
13 | Экологическая ниша | Экологическая ниша, местообитание | П.1.8, повт.п.1.1-1.7, записи, модели, основные понятия по теме | ||
14. | Обобщение знаний по теме: «Организмы и их среда обитания» | - | повт.п.1.1-1.8, записи, модели, основные понятия по теме | ||
15 | Контрольный опрос по теме «Организмы и их среда обитания» | - | |||
Экология популяций (10) | 1 | Популяция. Её основные характеристики | Популяция, самовоспроизводство. Демографические показатели | П.2.1 | |
2 | Популяционное обилие и его показатели | Обилие, общая численность, плотность, индекс численности | П.2.2 | ||
3. | Рождаемость популяции | Рождаемость относительная и удельная, абсолютная или максимальная и экологическая. Плодовитость | П.2.3, стр 64-68 | ||
4. | Смертность популяции | Смертность минимальная, относительная или удельная. Продолжительность жизни. Кривые выживания | П.2.3, стр 68-71, подг. К семинару | ||
5-6 | Семинарские занятия «Рождаемость и смертность человека» | Понятия по дополнительному материалу, подготовленному обучающимися по теме | |||
7 | Возрастная структура популяции | Возрастная структура, возрастной спектр, чувствительность популяций к внешним воздействиям | П.2.4 | ||
8 | Динамика популяций. Рост популяций | Динамика, рост, показатели | П.2.5 стр 75-79 | ||
9. | Колебания численности популяций, их регуляция | Циклические колебания популяций | П.2.5 стр 79-85, повт п2.1-2.5, понятия, модели | ||
10 | Обобщение знаний по теме: Экология популяций. Контрольный опрос | ||||
Экологические взаимодействия организмов(6ч) | 1 | Типы экологических взаимодействий. | Нейтрализм,комменсализм, симбиоз, хищничество, конкуренция, паразитизм, мутаализм, | П.3.1 Модель «Типы взаимодействий» | |
2 | Конкурентные отношения | Внутривидовая, межвидовая, конкуренция, территориальность, конкурентное вытеснение, смещение экологических ниш | П.3.2, построение модели «Типы кокурентных отношений» | ||
3 | Хищничество. | Адаптация, коэволюция, динамика популяций хищника и жертвы | П.3.3 | ||
4 | Паразитизм | Паразит, переносчик, хозяин, микропаразиты, иммунитет | П.3.4 | ||
5 | Паразитические заболевания человека. Их профилактика | Токсоплазмоз, энторобиоз, дизинтерия, энцефалитгельмитоз идр. | Доп. Информация в записях, повт п.3.1 – 3.4, все записи по теме | ||
6 | Обобщения знаний по теме «Экология популяций», тестовый контроль | ||||
Экскурсия в природную среду | 1 | Обобщение полученных знаний за курс 10 класса по экологии | |||
ИТОГО | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
- Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии, Ярославль 2010г
- Алексеев С.В., Груздеева Н.В. Практикум по экологии. М. 1996г
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д. Учимся решать экологические проблемы, М.2012г
- Жигарев И.А. Экология. Рабочая тетрадь. М.1913г
- Касьян А.А. Современные проблемы экологии. 2009г
- Козлова Т.А. Экология. Книга для учителя. М 2006г
- Козлова Т.А. Мягкова А.Н.Экология России. Дидактические материалы. М, 2005г
- Козлова Т.А. Мягкова А.Н.Экология России. Рабочая тетрадь. М,2008г
- Криксунов Е.А., Пасечник А.П. Экология. М.2004г
- Кузнецов В.Н. Экология России.М.2000г
- Кузнецов В.Н. Экология 10-11.Тесты. М. 2012г
- Кузнецов В.Н.,Никишов В.Н. Экология 5-6кл. М 2001г
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Основы общей экологии. М 2000г
- Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. Задания , тесты. М 2006г
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. М, 2000г
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М. 1999г
Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2006.
Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Эекология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М. : Дрофа, 2012
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2010.
Болгова И.В. Сборник задач по общей экологидля поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2010
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Электронные уроки и тесты. Экология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
- Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008
Дополнительная литература для учеников:
- Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
- Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
- Эклогия в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
- Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экология растений" 6 класс
Настоящая рабочая учебная программа курса «Экология растений» для 6 класса II ступени обучения основной общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государ...
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс" является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса....
Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов
Рабочая программа (пояснительная записка и календарно-тематическое планирование) курса "Экология Москвы и устойчивое развития" 1...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Рабочая программа "Экология". 6 - 9 класс. По программе Т.С.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева, Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы,
Содержит: основные идеи и особенности курса экологии 6 - 9 классов, тематический план, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного материала, календарно...
Рабочая программа Экология человека. Культура здоровья. 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по экологии по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЯ 11 КЛАСС
Рабочая программа предназначена для изучения базового курса «Экология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена, примерной программы для 10-11 классов по у...