Рабочая программа Экология человека. Культура здоровья. 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

Гусева Лидия Александровна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по экологии по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс»,  Москва «Вентана - Граф» 2012 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ekologiya_cheloveka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по экологии по учебнику М.З. Федоровой, В.С. Кучменко, Г.А. Ворониной «Экология человека. Культура здоровья. 8 класс»,  Москва «Вентана - Граф» 2012 год.

Рабочая программа  адресована учащимся 8-х классов Михайловской средней общеобразовательной школы №1,  продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс). Направлена на развитие экологического образования школьников, на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении экологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения. Курс легко адаптируются к индивидуальным особенностям учащихся, так как при его составлении учитывались уровень способностей и характер учебной мотивации учащихся.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Сроки реализации данной программы – 2014-2015 учебный год.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса:

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов

                                                           

окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:  

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки -  биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Результаты обучения.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

-  выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных       закономерностей;

-  выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet); 

-   использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

-  подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); 

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

                                                         

Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

Организация учебно-воспитательного процесса разнообразна: уроки, деловые игры, тематические вечера, проведение индивидуальных консультаций. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на   формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.                                                        

      Система оценки достижений учащихся включает: оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования, способность к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; оценку динамики образовательных достижений обучающихся; уровневый подход к разработке планируемых результатов; использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.  

Инструментарий для оценивания результатов:

      Вопросы и задания по видам интеллектуальных умений учащихся:

  • на воспроизведение понятий и знаний их определений;
  • на выдвижение и защиту гипотезы;
  • направление на описание объекта, явлений, процессов;
  • на анализ биологических объектов;
  • на обобщение знаний;
  • на сравнение объектов или явлений;
  • на вскрытие причинно – следственных связей.

Тестовые задания закрытого типа:

  • задания с выбором одного правильного ответа;
  • задание с выбором нескольких верных ответов;
  • программированные опросы;
  • задание на установление соответствия;
  • задание на установление последовательности;
  • на нахождение биологических ошибок.

Задания открытого типа:

  • задание на подстановку пропущенных слов и фраз;
  • биологические диктанты;
  • задание с кратким свободным ответом;
  • задание с развернутым свободным ответом.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по курсу «Экология человека. Культура здоровья»

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

  • о воздействии экологических факторов на организм человека;
  • о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
  • влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;
  • последствия вредных привычек;
  • факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;  
  • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
  • причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;
  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
  • основные принципы лекарственной помощи;
  • факторы здоровья и факторы риска болезни;

умения:

  • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
  • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
  • давать оценку диетам;
  • перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;
  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • выполнения основных видов физических упражнений;
  • применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
  • предупреждения переутомления;
  • оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
  • уходе за больными.

Содержание тем учебного материала

Введение (1 ч)

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

Глава I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные. История возникновения экологических проблем нашего региона.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Погода и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. Пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье. Влияние природно-климатических условий на разные группы населения.

Климатические курорты нашей страны и региона.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Лабораторная работа    Оценка состояния физического здоровья

Проектная деятельность

История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.

Глава II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (19 ч)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений. Гигиена спорта.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Правильное дыхание. Горная болезнь.

      Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

Лабораторные работы

  • Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.
  • Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
  • Влияние холода на частоту дыхательных движений.
  • Воздействие шума на остроту слуха.

Практические работы

  • О чем может рассказать упаковка продукта.
  • Развитие утомления.

Проектная деятельность

  • Формирование навыков активного образа жизни.
  • Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
  • Закаливание и уход за кожей.
  • Рациональное питание
  • Бережное отношение к здоровью.

III. Репродуктивное здоровье (8 ч)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь. Вторичные половые признаки.

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Заключение (1 ч)

Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

1. Подготовка рефератов и докладов.

2. Выполнение заданий письменной контрольной работы.

3. Ответы на тесты.

4. Групповые дискуссии.

5. Самостоятельная работа с учебником.

6. Устные ответы на вопросы.

7. Заполнение таблиц.

8. Подготовка к заключительному контролю знаний.

 Перечень учебно-методического обеспечения

1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

2. Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе):

Структура экологии человека.

Экологические факторы.

Здоровый образ жизни.

Загрязнение окружающей среды.

Экологическая катастрофа.

Представители разных рас, различных типов телосложения.

Приспособления человека к сезонным изменениям.

Экстремальные факторы.

Вредные привычки.

Опорно-двигательная система человека.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Кровеносная система человека.

Дыхательная система.

Состав пищи.

Содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.

Культура питания.

Воздействие солнечных лучей на кожу человека.

Средства и способы закаливания.

Чередование труда и отдыха.

Причины болезней движения.

Источники шума.

Типы темпераментов.

Изменения функций и работоспособности человека в течение суток.

Фазы сна.

Железы внутренней секреции.

Строение женской и мужской репродуктивной системы.

Этапы развития организма человека.

Классификация факторов риска внутриутробного развития.

Учебно- методическое обеспечение

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

 Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья:  8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2013г.- 142 с.

Методическая литература для учителя

  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994. - 269 с.
  2. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.
  3. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.
  4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998. - С. 18.
  5. Келлер А.А.,  Кувакин В.И. Медицинская экология. – СПб.: «Петроградский и К», 1998.- 256 с.
  6. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.
  7. Окружающая среда и здоровье человека/Под ред. А.Д. Лебедева. – М.: наука, 1979.
  8. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.
  9. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.
  10. Физиология человека: Учебник / под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. - В 2 т.- М.: Медицина, 2002. - 448 с.

Дополнительная  литература для учащихся

  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.
  2. Вайнбаум С.Я. Гигиена физического воспитания. - М.: Просвещение, 1986. - С.73-78.
  3. Вайнбаум Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.
  4. Вейн А.М. Бодрствование и сон. - М.: Знание, 1991. - 236 с.
  5. Вайнер Э.М. Рациональная организация жизнедеятельности человека. - Липецк: Изд-во ЛЗПИ, 1999. - 34 с.
  6. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.
  7. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - 110 с.
  8. Головлев М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение. 1991.
  9. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. - М.: Сов. спорт, 1995. - 64 с.
  10. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. - М.: Медицина, 1989. - С.8-35, 138-174.
  11. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.
  12. Кириллов В.Ф., Черкасов Е.Ф. Радиационная гигиена. М.: Медицина, 1980.
  13. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение. 1989.
  14. Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М.: Медицина. 1988.
  15. Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982.
  16. Стафеев В.Ф. Гигиена в вопросах и ответах. – Петрозаводск: ПГУ, 1998.- 103 с.
  17. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.

Энциклопедии

  1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  2. Большая школьная энциклопедия: Для сред. шк. возраста/Авт. текста Ш. Конноли; пер. с англ. И. Горелик и др. — М.: Махаон, 2002.
  3. Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ. Н. Моррис. — М.: Махаон, 2002.
  4. Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 1995.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология человека. Культура здоровья.

В работе представлена рабочая программа факультативного курса для 8 класса Экология человека. Культура эдоровья....

Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здорового питания" 3- 4 классы

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта в области здорового питания населения...

Рабочая программа по физической культуре 11 класс ,5-8 класс ,9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ...

Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья"

Рабочая программа внеурочных занятий "Культура здоровья" предназначена для учащихся 5 класса....

«Экология человека. Культура здоровья»

laquo;Экология человека. Культура здоровья»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура здоровья" расчитана на обучающихся 8 класса....