РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЯ 11 КЛАСС
рабочая программа по экологии (11 класс) на тему

Полухина Валентина Николаевна

Рабочая программа предназначена для изучения базового курса «Экология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена, примерной программы для 10-11 классов по учебнику  авторского коллектива: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов. (ООО «Дрофа» 2013г) Учебник получил положительное заключение Российской академии наук и Российской Академии образования.

                                         

Учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования (10-11 класс). Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Главными составными частями экологических знаний являются знания фундаментальной экологии, изучающей всю живую природу в целом и социальной экологии, изучающей взаимосвязи человеческого общества с природой. Главное назначение курса «Экология: помочь понять, как много подсказывает сама природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимоотношениями  природы и общества.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения – 10 класс (34 ч), изучение взаимосвязей природных и социальных явлений – 11 класс:  (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_ekologya_11_kl_16g.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Железногорска Курской области

  РАССМОТРЕНа                                   СОГЛАСОВАНа                                     УТВЕРЖДЕНа Руководитель ШМО                   Замдиректора по УВР             Директор  МОУ СОШ № 11

  _____/О.И.Кострикина /        ________/Пузанова В.М. /        ________/Полянский В.Е./

                                                                     

 Протокол  № 1                   «_____»_____2016г.                       Приказ № 380

 от «29» августа 2016г.                                                              от 29.08..2016г.  

                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

                                       

                                                  ПО ЭКОЛОГИИ

                                                                11  класс (профильный)

Учитель: Полухина Валентина Николаевна

                                                                    г. Железногорск

                                                                              2016 г.       

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для изучения базового курса «Экология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена, примерной программы для 10-11 классов по учебнику  авторского коллектива: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов. (ООО «Дрофа» 2013г) Учебник получил положительное заключение Российской академии наук и Российской Академии образования.

                                         

Учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования (10-11 класс). Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология - практическая экология, или охрана природы.

Главными составными частями экологических знаний являются знания фундаментальной экологии, изучающей всю живую природу в целом и социальной экологии, изучающей взаимосвязи человеческого общества с природой. Главное назначение курса «Экология: помочь понять, как много подсказывает сама природа для грамотного хозяйствования на Земле, и задуматься над взаимоотношениями  природы и общества.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на первом этапе обучения – 10 класс (34 ч), изучение взаимосвязей природных и социальных явлений – 11 класс:  (18 ч) и экологических основ охраны природы (16 ч).

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.

В разделе «Социальная экология» рассматривается взаимодействие между обществом и природой, принципы и перспективы их сосуществования и оптимального развития. В основе этого раздела лежат современные представления о том, что человек биосоциален по своей сущности, происхождению и эволюции и подчиняется как социальным, так и фундаментальным законам экологии. Этот раздел ориентирует учащихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране природных ресурсов и окружающей природной среды.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 68 учебных часов: в 10 классе – 34 и в 11 классе – 34 часов. Рабочая программа для 10-11-го классов предусматривает обучение экологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

— определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптимум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов и др.);

— о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

— законы конкурентных отношений в природе; правило конкурентного исключения, его значение в регулировании видового состава природных сообществ, в сельскохозяйственной практике, при интродукции и акклиматизации видов;

— об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе);

— о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);

— законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

— о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

— о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

— о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

— о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

— о динамике отношений системы «природа—общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

— социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

— современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

— о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источнил загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

— о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод);

— об использовании и охране недр (проблема исчерпаемости минерального сырья и энергетических ресурсов, бережное использование полезных ископаемых, использование малометаллоемких производств, поиск заменителей);

— о рациональном использовании и охране почв (причины потери плодородия и разрушения почв, ускоренная эрозия, ее виды, зональные и межзональные меры борьбы с эрозией);

— о современном состоянии, использовании и охране растительности (причины и последствия сокращения лесов, меры по сохранению и восстановлению лесных ресурсов, охрана редких и исчезающих видов растений; Красная книга МСОП и Красная книга России и их значение в охране редких и исчезающих видов растений);

— о рациональном использовании и охране животных (прямое и косвенное воздействие человека на животных и их последствия, причины вымирания видов животных, охрана охотничье-промысловых и редких видов животных, роль заповедников в охране животных, значение Красной книги МСОП и Красной книги России в охране редких и исчезающих видов).

Учащиеся должны уметь:

— решать простейшие экологические задачи;

— использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических проблем;

— объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах;

— строить графики простейших экологических зависимостей;

— применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности;

— использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

— определять уровень загрязнения воздуха и воды;

— устанавливать и описывать основные виды ускоренной почвенной эрозии;

— бороться с ускоренной эрозией почв;

— охранять пресноводных рыб в период нереста;

— охранять полезных насекомых;

— подкармливать и охранять насекомоядных и хищных птиц;

— охранять и подкармливать охотничье-промысловых животных.

                         Общая характеристика учебного курса

II. Социальная экология (14ч)

Экологические связи человека (8 ч)

Человек как биосоциальный вид (1 ч)

Общие экологические и социальные особенности популяций человека. Социальные особенности экологических связей человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к согласованным общественным действиям.

Демонстрация схемы строения биосферы, карты населения Земли, таблиц по экологии и охране природы.

Особенности пищевых и информационных  связей человека (1 ч)

Пищевые связи, их особенности. Информационные связи их роль в популяциях. Особенности информациооных связей человечества.

Использование орудий и энергии (1 ч)

Орудийная деятельность. Энергетика жизнеобеспечения. Принципиальное экологическое отличие человечества - социальность.

История развития экологических связей человечества (4ч)

Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем. Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия. Экологические последствия возникновения и развития системы государств. Масштабы экологических связей человечества: использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы. Всеобщая связь природных и антропогенных процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и отходов производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из основных причин глобальной экологической  нестабильности.   Необходимость  разумного регулирования потребностей людей.

Экологическая демография (6 ч)

Социально-экологические особенности демографии человечества (1 ч)

Приложение фундаментальных экологических законов к изменениям численности человечества. Лимитирующие факторы: климат, хищники, болезни, дефицит пищи. Их целенаправленное изменение человеческой деятельностью. Способность человечества существенно расширять экологическую емкость среды своего обитания. Значение этого уникального качества для демографии человека. Фактический рост численности человечества.

Демонстрация карты населения Земли, кривых роста человечества, таблиц по экологии и охране природы.

Рост численности человечества (1 ч)

Современное население Земли, его распределение по планете. Региональные особенности демографических процессов, их различия и возможные последствия. Активная демографическая политика. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.

Демонстрация карты населения Земли, демографических кривых разных регионов, таблиц по экологии и охране природы.

Социально-географические особенности демографии человечества (1 ч))

Особенности демографических процессов в мире и в России. Неравномерность роста населения Земли и его возможные последствия. Эколого-демографические взаимосвязи: демография и благосостояние, образование, культура. Причины и возможные последствия сокращения численности населения России. Формы его предотвращения и их эффективность.

Демонстрация карты административного деления России и сопредельных стран, таблиц по экологии и охране природы.

Демографические перспективы (1 ч)

Возможности и перспективы управления демографическими процессами. Оценка вероятности достижения относительно стабильного уровня численности населения Земли, основные формы и возможные сроки его достижения.

Демонстрация кривых роста населения Земли, таблиц по экологии и охране природы.

Обобщение, контроль и коррекция знаний (2 ч)

111Экологические основы охраны природы (16 ч)

Экологические проблемы и их решения (16 ч)

Современные проблемы охраны природы (2 ч)

Природа Земли — источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы. Охрана природы в процессе ее использования. Правило региональности. Охрана одного природного ресурса через другой. Правовые основы охраны природы.

Демонстрация схемы классификации природных ресурсов, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Охрана природы».

Современное состояние  и охрана атмосферы (2ч)

Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушения. Естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на состояние и жизнь живых организмов и человека. Меры по охране атмосферного воздуха: утилизация отходов, очистные сооружения на предприятиях, безотходная технология

Определение загрязнения воздуха в городе.

Демонстрация схемы строения атмосферы и безотходного производственного цикла воздуха, таблиц по экологии и охране природы, фрагмента кинофильма «Воздух в природе».

Рациональное использование и охрана водных ресурсов (2 ч)

Круговорот воды на планете. Дефицит пресной воды и его причины: возрастание расхода воды на орошение и нужды промышленности, нерациональное использование водных ресурсов и загрязнение водоемов. Основные меры по рациональному использованию и охране вод: бережное расходование, предупреждение загрязнений. Очистные сооружения. Использование оборотных вод в промышленности.

Демонстрация схемы распространения воды на Земле, таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кинофильмов «Гидросфера», «Охрана вод и воздух

Определение загрязнения воды.

Использование и охрана недр (1 ч)

Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств, синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

Экскурсия

На предприятие добывающей промышленности (карьер, шахту, обогатительную фабрику).

Демонстрация карты полезных ископаемых, таблиц по экологии и охране природы, серии диапозитивов «Биосфера и человек», фрагмента кинофильма «Охрана природы».

Почвенные ресурсы, их использование и охрана (1 ч)

Значение почвы и ее плодородия для человека. Современное состояние почвенных ресурсов. Роль живых организмов и культуры земледелия в поддержании плодородия почв. Причины истощения и разрушения почв. Ускоренная видная и ветровая эрозия почв, их распространение и причины возникновения. Меры предупреждения и борьбы с ускоренной эрозией почв. Рациональное использование и охрана земель. 

Наблюдение за различными видами эрозии почв.

Демонстрация почвенных профилей и почвенной карты мира и России, таблиц по экологии и охране природы,  фрагмента  кинофильма   «Животный  мир почвы», кинофрагмента «Охрана почв».

Современное состояние и охрана растительности (2 ч)

Растительность как важнейший природный ресурс планеты. Роль леса в народном хозяйстве. Современное состояние лесных ресурсов. Причины и последствия сокращения лесов. Рациональное использование, охрана и воспроизводство лугов. Охрана и рациональное использование других растительных сообществ: лесов, болот. Охрана хозяйственно ценных и редких видов растений. Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга РСФСР, их значение в охране редких видов растений.

Демонстрация карты растительности, таблиц по экологии и охране природы, фрагментов кинофильмов «Природные сообщества», «Биосфера и человек», «Охрана природы».

Рациональное использование и охрана животных (2 ч)

Прямое и косвенное воздействие человека на животных, их последствия. Причины вымирания животных в настоящее время: перепромысел, отравление ядохимикатами, изменение местообитаний, беспокойство. Рациональное использование и охрана промысловых животных: рыб, птиц, млекопитающих. Редкие и вымирающие виды животных, занесенные в Красную книгу МСОП и Красную книгу России, их современное состояние и охрана. Участие молодежи в охране животных.

Демонстрация карты животного мира, Красной книги России, таблиц по экологии и охране природы, серии таблиц «Охрана животных», диафильма «Красная книга Международного союза охраны природы», фрагмента кинофильма «Охрана природы».

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию (1 ч)

Экологический кризис и его причины. Глобальный, и локальный кризисы, региональные нарушения. Локальные экологические катастрофы. Причины нарастания современного экологического кризиса. Мониторинг окружающей среды, его цели задачи.

Экология и здоровье (2 ч)

Понятие «здоровье». Здоровье человека. Здоровье населения. Здоровье среды.

Практическая работа «Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни».

Контроль и коррекция знаний (1 ч)

Обобщающие уроки (4ч)

Повторение, контроль и коррекция знаний (1 ч)

Межпредметные связи. Биология. Многообразие живых организмов, их адаптация, роль в природе и хозяйственной деятельности человека, факторы среды, обмен веществ, динамическое равновесие и устойчивость популяций, биоценозов, экологических систем. Химия, физика. Круговорот веществ и потоков энергии в природе. Свойства основных биогенных элементов (кислорода, углерода, азота). Применение законов термодинамики. География. География народонаселения.

                                                        Учебно- тематический план

11 КЛАСС

Социальная экология

14

1. Экологические связи человека.

8

2. Экологическая демография.

6

 Экологические основы охраны природы

16

3. Экологические проблемы и их решения.

16

Обобщающие уроки

4

ИТОГО

34

Календарно-тематическое планирование

составлено  по учебнику  авторского коллектива: Н.М. Чернова, В.М. Галушкин, В.М. Константинов. (ООО «Дрофа» 2013г). Учебник получил положительное заключение Российской академии наук и Российской Академии образования.

11класс

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вводимые понятия

Практическая часть

Д/З

Фактическая дата

1

Человек как биосоциальный вид

1

Урок изучение нового материала

Экологическое сходство, Биосоциальный вид

составление схемы экологических связей

записи

2

Особенности пищевых и информационных  связей человека

1

Урок изучение нового материала

Информационные связи, экологическая ёмкость, экологические связи

Анализ форм хранения информации: недостатки и достоинства

П. 24

3

Использование орудий и энергии

1

Комбинированный урок

Адаптации, орудийная деятельность

П. 25

4

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды.

1

Комбинированный урок

Абиотические факторы, гоминиды

Родословное древо гоминид

П. 26

5

История развития экологических связей человечества. Человек разумный.

1

Комбинированный урок

Абстрактное мышление, альтруизм, социально-экологическая революция

Описние культурных растений, выращиваемых семьёй на даче или в квартире

П. 27

6

История развития экологических связей человечества. Современность.

1

Комбинированный урок

Человеческие расы, миграции, промышленная революция

Работа с картой мира с дополнительными заданиями

П. 28

7

История развития экологических связей человечества. Будущее.

1

Комбинированный урок

Информационная революция, экологический кризис природоохранное движение, экологическое образование

Опыт участия в природоохранном движении

П. 29, повт записи, экологические понятия, п. 24-28

8

Контрольная работа по теме «Экологические связи человечества»

1

Урок обобщения и контроля

9

Социально-экологические особенности демографии человечества

1

Урок изучение нового материала

Популяция, демография, экологические факторы, экологическая ёмкость

Анализ экологических факторов, регулирующих численность популяций

П. 30

10

Рост численности человечества

1

Комбинированный урок

ВОЗ, фазы ускоренного роста

Графическое изображение  численности населения Земли

П. 31, графики

11

Социально-географические особенности демографии человечества

1

Комбинированный урок

 ЮНЕСКО,ООН, региональные демографические различия

Расчёт доли населения

П. 32

12

Демографические перспективы

1

Комбинированный урок

Стабильная и меняющаяся численность, коренные жители, демографический переход

Работа со схемами неустойчивого баланса

П. 33,

13

Обобщающий урок по теме «Экологическая демография»

1

обобщающий урок

повт п. 30-33, схемы, графики, понятия

14

Контрольная работа по теме «Экологическая демография»

1

Урок контроля

15-16

Современные проблемы охраны природы

2

Урок изучение нового материала

Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы, природоохранительное законодательство

Работа с картой своего района по природоохранной деятельности

П. 34 (1, 2ч)

17-18

Современное состояние  и охрана атмосферы

2

Комбинированный урок

Литосфера, гидросфера, атмосфера, естественное и искуственное загрязнение

Анализ загрязнений  местности

П.35

(1,2 ч.)

19-20

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

2

Комбинированный урок

Поверхностно-активные вещества (ПАВ), синтетические средства (СМС), аэротенки

практический анализ загрязнений своего города

П.36

(1, 2ч.)

21

Использование и охрана недр

1

Комбинированный урок

Недра, минеральные и энергетические ресурсы, вторичное сырьё, рекультивация земель)

Работа с картой района

П.37

22

Почвенные ресурсы, их использование и охрана

1

Комбинированный урок

Плодородие, Эрозия, лесомелиорация

Работа с картой района

П.38

23-24

Современное состояние и охрана растительности

2

Комбинированный урок

Лесовозобновление, биоологические метода борьбы с вредителями

Работа с картой района

П. 39

(1, 2 ч.)

25-26

Рациональное использование и охрана животных

2

Комбинированный урок

Косвенное и прямое воздействия, антропогенные ландшафты

П.40  (1, 2 ч)

27

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию

1

Комбинированный урок

Локальн и глобальныеые экологические катострофы, деградация, мониторинг

Работа с федеральным законом, кодексом

П.41

28-29

Экология и здоровье

2

Комбинированный урок

Концепция устойчивости, диоксины

П.42, повт. понятия, схемы, таблицы, модели

30

Контрольная работа по курсу экологии

1

31-34

Обобщающие уроки

1

Урок обобщения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Для учащихся:

  1. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. Основы экологии 10(11)., М., «Дрофа», 2009г.

Для учителя:

  1. О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии». М., «Дрофа», 2010г.
  2. О. П. Дудкина. Основы экологии: 10 класс: Поурочные планы по учебнику Н.М.Черновой, В.М.Галушина, В.М.Константинова. М., «Учитель», 2007г.
  3. И. А. Жигарев, О. Н. Пономарева, Н. М. Чернова. Основы экологии. 10 (11) класс. Сборник заданий, упражнений и практических работ. М., «Дрофа», 2007г.

    5.  Сборник нормативных документов. Биология \ составитель Э.Д. Днепров, А. Г.  

  Аркадьев. – М.; Дрофа, 2006

    6.    Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005

    7.   А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2  

        частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

    8.     Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М.: Знание, 1982

    9.    Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.

         Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

   10.     Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2005.

   11.    Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Биология: Программы элективных курсов: 10-11

       классы: Профильное обучение - М: Дрофа, 2005 - 128 с.

   12.    Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов:

       Лицей, 2005. - 128 с.  

   13.   Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для

       школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.

    14.  Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский А.А. Биология: Полный курс

        общеобразовательной средней школы: Учебное пособие для школьников и  

       абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.

   15.    А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в школе естественнонаучного профиля// ВНИК на базе ПГУ. Биология. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.

   16.     А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий в цикле естественнонаучных дисциплин в общеобразовательной школе// ВНИК под научным руководством Е.К. Хеннера. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.

   17.      Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. В 3-х томах. – М.: Мир, 1987.

   18.    Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Учеб. пособие для учащихся (Элективный курс для старшей профильной школы).  - Самара: Федоров: Учебная литература, 2005. - 304 с.

   19.     Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.

   20.     Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология: Учебник для 10-го класса средней школы. Ч. 2. – М.: МИРОС, 1999.

   21.    Биология: Общие закономерности: книга для учителя / Сивоглазов В.И., Сухова Т.А., Козлова Т.А. – М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 1999. – 184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...