рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_kl.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Белая Калитва
государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области кадетская школа-интернат
«Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус»
(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор корпуса
Приказ oт___________№_______
по БИОЛОГИИ «ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование, 9 класс
(начальное обшее, основное обшее,среднее общее образование с указанием класса)
Учитель Олейникова Лариса Ивановна
(ФИО)
Программа разработана на основе
Примерные программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9кл.,Москва. «Дрофа», 2011г
________________________________________________________________
(указать примерную программу, издательство, год издания)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана с учетом следующей нормативной базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№ 273-ФЗ « Об образовании Российской Федерации»;
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федераль-ный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.04.2014 года № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»,
- приказ Минобрнауки России от13.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
- Учебный план кадетского корпуса
- программой для общеобразовательных учреждений / Биология. 5—11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника / авт.-сост. В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. — М. : Дрофа, 2011. — 92, [4] с.
- учебником для общеобразовательных учебных заведений «Биология: Введение в общую би-ологию и экологию. 9 класс» под редакцией А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечни-ка. изд. «Дрофа» 2012-2014 г. – 303 (1) с.: ил.
Преподавание биологии в 9 классе ведётся на базовом уровне. Региональный компонент распределяется диффузно в зависимости от изучаемых тем.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю, 70 часов в год, в связи с этим, изучается только раздел «Введение в общую биологию», раздел «Основы экологии» в 9 классе не изучается.
По программе основного общего образования по биологии 5-9 классы (авторы В.В. Па-сечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов) и в соответствии с графиком работы кадетского корпу-са на преподавание биологии в 9 классе отводится 70 часов. В соответствии с учебным планом и расписанием уроков по планированию учителя – 66 часов. Количество часов по теме «Попу-ляционно-видовой уровень» сокращено на 1 час (3 часа/2 часа) и количество часов раздела «Возникновение и развитие жизни» сокращено на 1 час (7 часов/6 часов). Программный мате-риал будет пройден в полном объёме за счёт уплотнения программного материала.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую прог-рамму включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной про-граммой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Лабораторные работы «Рассматривание клеток растений и животных под мик-роскопом», «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» оцениваются по усмо-трению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточ-ными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу
и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированнос-ти к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной
деятельности используется тетрадь с печатной основой:
А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. Биология: Введение в общую биологию и экологию: Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познаватель-ных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностиро-вать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познава-тельные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятель-ности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблю-дения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за рас-тениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматиз-ма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углуб-ляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания слу-жат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об от-ветственности человека за жизнь на Земле. Содержание курса общей биологии подводит уча-щихся к вопросам философского порядка и формирует мировоззренческие взгляды. Они полу-чают веские доказательства познаваемости природы, несмотря на всё её многообразие.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направле-нии приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных мето-дов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников ин-формации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Биология: Введение в общую биологию и экологию» при-ведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися ин-теллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребован-ными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
В рабочую программу внесены следующие изменения:
За счет сокращения времени на изучение тем «Экосистемный уровень» на 3 часа и «Биосфер-ный уровень» на 1 час в темы «Введение», «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень», «Организменный уровень» добавлено по 1 часу для проведения контрольных работ не предусмотренных авторской программой.
Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из примерной и автор-ской программ, с некоторой корректировкой:
- экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение не может быть проведена из–за отсутствия объекта для наблюдения.
Последовательность изучения тем
Тема | Тема урока | Кол-во часов | Лабораторные работы, практические работы | Экскурсии |
"Введение." | 1.Биология – наука о жизни. Техника безо-пасности 2. Методы исследова-ния в биологии. 3.Сущность жизни и свойства живого. Диаг-ностическая контроль-ная работа | 3 часа | ||
"Молекуляр-ный уро-вень" | 4.Уровни организации живой природы. Моле-кулярный уровень: общая характеристика 5. Углеводы 6. Липиды 7. Состав и строение белков 8. Функции белков 9. Нуклеиновые кислоты 10. АТФ и другие орга-нические соединения клетки 11.Биологические ката-лизаторы 12.Вирусы 13.Обобщающий урок по теме «Молекуляр-ный уровень» 14.Контрольная работа № 1 «Молекулярный уровень» | 11 часов | ||
"Клеточный уровень" | 15.Основные положе-ния клеточной теории 16.Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана 17.Ядро клетки. Хромо-сомный набор клетки 18. Эндоплазматичес-кая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи 19. Лизосомы.Митохон-дрии. Пластиды. 20. Клеточный центр. Органоиды движения 21. Различия в строении клеток эукариот и про-кариот 22. Ассимиляция и дис-симиляция.Метаболизм 23. Энергетический обмен в клетке 24.Типы питания клетки 25.Фотосинтез и хемо-синтез 26. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция 27. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция 28. Деление клетки. Митоз 29. Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень» 30. Контрольная работа № 2 «Клеточный уровень» | 16 часов | л.р.№ 1 «Рассматрива-ние клеток растений и животных под микрос-копом » | |
"Организмн-ный уро-вень" | 31. Размножение орга-низмов. Оплодотворе-ние 32. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодо-творение 33. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон 34.Закономерности наследования призна-ков, установленных Г.Менделем. Моногиб-ридное скрещивание 35. Закон чистоты га-мет. Цитологические основы закономернос-тей наследования при моногибридном скрещивании 36. Неполное домини-рование. Анализирую-щее скрещивание 37.Дигибридное скре-щивание 38.Сцепленное насле-дование признаков. Закон Т. Моргана 39.Генетика пола. Сцепленное с полом наследование 40. Модификационная изменчивость 41. Мутационная изменчивость 42.Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова 43.Основные методы селекции растений, животных и микроорга-низмов 44.Обобщающий урок по теме «Организмен-ный уровень» 45. Контрольная работа № 3 «Организменный уровень» | 15 часов | л р. №2 «Выявление изменчивости организ-мов» | |
"Популяционно-видовой уровень " | 46.Вид. Критерии вида 47.Популяции | 2 часа | л.р. № 3 «Изучение морфологического критерия вида» | |
"Экосистемный уровень" | 48.Сообщество. Экоси-стема. Биогеоценоз 49.Состав и структура сообщества 50.Потоки вещества и энергии в экосистеме 51.Саморазвитие экоси-стем 52.Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень» | 5 часов | экскурсия № 1 в биогеоценоз | |
"Биосфер-ный уровень" | 53.Биосфера. Среды жизни. Средообразую-щая деятельность орга-низмов 54.Круговорот веществ в биосфере 55.Урок-конференция «Экологические кризисы» | 3 часа | ||
"Эволюция" | 56.Развитие эволюци-онного учения 57.Изменчивость орга-низмов 58.Борьба за существо-вание. Естественный отбор 59.Видообразование 60.Макроэволюция 61. Основные законо-мерности эволюции 62.Контрольная работа №4 по теме «Основы учения об эволюции» | 7 часов | экскурсия № 2 «Причины мно-гообразия видов в природе» | |
"Возникнов-ение и развитие жизни" | 63.Гиоптезы возникно-вения жизни 64.Развитие представ-лений о происхождении жизни. Гипотеза Опа-рина-Холдейна. Совре-менные гипотезы про-исхождения жизни 65. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. 66. Итоговый урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 4 часа | л.р. № 4 «Изучение палеонтологических доказательств эволю-ции» |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ – 3 ЧАСА
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред-ставления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ – 52 ЧАСА
ТЕМА 1.1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ – 11 ЧАСОВ
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Демонстрация расщепление пероксида водорода ферментом каталазой
ТЕМА 1.2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ – 16 ЧАСОВ
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Лабораторная работа
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом
ТЕМА 1.3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ – 15 ЧАСОВ
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индиви-дуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информа-ции. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов
ТЕМА 1.4. ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ – 2 ЧАСА
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида
ТЕМА 1.5. ЭКОСИСТЕМНЫЙ УРОВЕНЬ – 5 ЧАСОВ
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи пита-ния. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия в биогеоценоз
ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ – 3 ЧАСА
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфе-ре. Экологические кризисы.
РАЗДЕЛ 2
ЭВОЛЮЦИЯ – 7 ЧАСОВ
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, из-менчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относи-тельность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэво-люция.
Демонстрация гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора
Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»
РАЗДЕЛ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ– 4 ЧАСОВ
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков
Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции
Тематическое планирование уроков по курсу «Введение в общую биологию» (2 часа в неделю – 70 часов в год)
Тема курса | № урока | Тема урока | Сроки изучения | Региональный компонент | Лабораторные работы, экскурсии | ||
9/1 | 9/2 | 9/3 | |||||
Введение (3 ч) | 1 | 1.Биология – наука о жиз-ни. Техника безопасности | |||||
2
| 2. Методы исследования в биологии. | ||||||
3 | 3.Сущность жизни и свой-ства живого. Диагности-ческая контрольная рабо-та | ||||||
Молекулярный уровень (11 ч) | 4 | 1.Уровни организации жи-вой природы. Молеку-лярный уровень: общая характеристика |
| ||||
5 | 2.Углеводы | ||||||
6 | 3.Липиды | ||||||
7 | 4.Состав и строение белков | ||||||
8 | 5.Функции белков | ||||||
9 | 6.Нуклеиновые кислоты | ||||||
10 | 7.АТФ и другие органи-ческие соединения клетки | ||||||
11 | 8.Биологические катализа-торы | ||||||
12 | 9.Вирусы | вирусные заболе-вания на Дону | |||||
13 | 10.Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень» | ||||||
14 | 11.Контрольная работа№ 1 «Молекулярный уровень» | ||||||
Клеточный уро-вень (16 ч) | 15 | 1.Основные положения клеточной теории | л.р.№ 1 «Рассматривание клеток растений и животных под микрос-копом » | ||||
16 | 2.Общие сведения о клет-ках. Клеточная мембрана | ||||||
17 | 3.Ядро клетки. Хромосом-ный набор клетки | ||||||
18 | 4.Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | ||||||
19 | 5.Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | ||||||
20 | 6.Клеточный центр. Органоиды движения. | ||||||
21 | 7.Различия в строении кле-ток эукариот и прокариот | ||||||
22 | 8.Ассимиляция и дисси-миляция. Метаболизм | ||||||
23 | 9.Энергетический обмен в клетке | ||||||
24 | 10.Типы питания клетки | ||||||
25 | 11.Фотосинтез и хемосин-тез | ||||||
26 | 12.Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция | ||||||
27 | 13.Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция | ||||||
28 | 14.Деление клетки. Митоз | ||||||
29 | 15.Обобщающий урок по теме «Клеточный уро-вень» | ||||||
30 | 16.Контрольная работа№ 2 «Клеточный уровень» | ||||||
Организменный уровень (15 ч) | 31 | 1.Размножение организ-мов. Оплодотворение | |||||
32 | 2.Развитие половых кле-ток. Мейоз. Оплодотворе-ние | ||||||
33 | 3.Индивидуальное разви-тие организмов. Биоге-нетический закон | ||||||
34 | 4.Закономерности насле-дования признаков, уста-новленных Г.Менделем. Моногибридное скрещи-вание | ||||||
35 | 5.Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей насле-дования при моногибрид-ном скрещивании | ||||||
36 | 6.Неполное доминирова-ние. Анализирующее скрещивание | ||||||
37 | 7.Дигибридное скрещива-ние | ||||||
38 | 8.Сцепленное наследова-ние признаков. Закон Т. Моргана | ||||||
39 | 9.Генетика пола. Сцеплен-ное с полом наследование | ||||||
40 | 10.Модификационная изменчивость | л р. №2 «Выявление изменчивости организмов» | |||||
41 | 11.Мутационная изменчи-вость | ||||||
42 | 12.Основы селекции. Рабо-ты Н. И. Вавилова | ||||||
43 | 13.Основные методы се-лекции растений, живот-ных и микроорганизмов | работа селекцио-неров Дона | |||||
44 | 14.Обобщающий урок по теме «Организменный уровень» | ||||||
45 | 15.Контрольная работа№ 3 «Организменный уровень» | ||||||
Популяционно-видовой уровень (2 ч) | 46 | 1.Вид. Критерии вида | л.р. № 3 «Изучение морфологичес-кого критерия вида» | ||||
47 | 2.Популяции | ||||||
Экосистемный уровень (5 ч) | 48 | 1.Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз | изучение местно-го биоценоза | экскурсия № 1 в биогеоценоз | |||
49 | 2.Состав и структура сооб-щества | биоценозы Рос-товской области | |||||
50 | 3.Потоки вещества и энер-гии в экосистеме | пищевые цепи, экосистем Белока-литвинского р-на | |||||
51 | 4.Саморазвитие экосистем | ||||||
52 | 5.Обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень» | ||||||
Биосферный уровень (3 ч) | 53 | 1.Биосфера. Среды жизни. Средообразующая дея-тельность организмов | |||||
54 | 2.Круговорот веществ в биосфере | ||||||
55 | 3.Урок-конференция «Экологические кризисы» | экологические проблемы Ростов-ской области | |||||
Эволюция (7 ч) | 56 | 1.Развитие эволюционного учения | экскурсия № 2 «Причины много-образия видов в природе» | ||||
57 | 2.Изменчивость организ-мов | ||||||
58 | 3.Борьба за существова-ние. Естественный отбор | изучение темы на местных приме-рах | |||||
59 | 4.Видообразование | ||||||
60 | 5.Макроэволюция | ||||||
61 | 6.Основные закономер-ности эволюции | ||||||
62 | 7.Контрольная работа №4 по теме «Основы учения об эволюции» | ||||||
Возникновение и развитие жизни (4 ч) | 63 | 1.Гиоптезы возникновения жизни | |||||
64 | 2.Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Хол-дейна. Современные гипотезы происхождения жизни | л.р. № 4 «Изучение палеонтологи-ческих доказательств эволюции» | |||||
65 | 3.Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | ||||||
66 | 4.Итоговый урок по теме «Возникновение и разви-тие жизни на Земле» |
Календарно-тематическое планирование по биологии (I полугодие) 9 класс (2 час в неделю; 70 часов в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014-2015 уч.год
с е н т я б р ь | о к т я б р ь | ||||||||||||||||||||
1 –6 | 8 – 13 | 15 - 20 | 22 - 27 | 29 – 4 | 6 – 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 31 | |||||||||||||
диагн. к.р. | к.р.№1 | л.р. № 1 | |||||||||||||||||||
Введение – 3 ч | Молекулярный уровень – 11 ч | Клеточный уровень –16 ч | |||||||||||||||||||
1.09-9.09 | 10.09-15.10 | 20.10-17.12 | |||||||||||||||||||
н о я б р ь | д е к а б р ь | ||||||||||||||||||||
3 – 8 | 10 – 15 | 17 – 22 | 24 – 29 | 1 – 6 | 8– 13 | 15 - 20 | 22-27 | 29 – 30 | |||||||||||||
| к.р.№2 | ||||||||||||||||||||
Клеточный уровень – 16 ч | Организменный уровень – 15 ч | ||||||||||||||||||||
20.10-17.12 | 22.12-18.02 |
Календарно-тематическое планирование по биологии (II полугодие) 9 класс (2 часа в неделю; 70 часов в год)
учитель Олейникова Л.И. 2014-2015 уч.год
я н в а р ь | ф е в р а л ь | м а р т | апрель | ||||||||||
12 – 17 | 19 – 24 | 26 – 31 | 2 – 7 | 9 – 14 | 16 – 21 | 23 – 28 | 2 – 7 | 9 – 14 | 16 – 20 | 30 – 4 | |||
| л.р. №2 |
| к.р.№3 | л.р. №3 | экс.№ 1 | ||||||||
Организменный уровень – 15 ч | Популяционно-видовой уровень – 2 ч | Экосистемный уровень – 5 ч | |||||||||||
22.12-18.02 | 24.02-2.03 | 3.03-30.03 |
а п р е л ь | м а й | ||||||||
6 – 11 | 13 – 18 | 20 – 25 | 27 – 2 | 4 – 9 | 11 – 16 | 18 - 23 | 25 – 30 | ||
экс.№ 2 | к.р.№4 | л.р. №4 | |||||||
Биосферный уровень – 3 ч | Эволюция – 7 ч | Возникновение и развитие жизни – 4 ч | |||||||
1.04-8.04 | 13.04-4.05 | 6.05-25.05 |
Учебно-методический комплект включает
1. программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва.
«Дрофа», 2011г
2. Учебник «Биология: Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» под редакцией
А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г. – 303 (1)
с.: ил.
3. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология: Введение в общую биологию и экологию.
9 класс» под редакцией А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дро-
фа» 2014 г.
Методические пособия для учителя
1. программы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов. Биология. 5–9 кл.,Москва. «Дрофа», 2011г
2. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программмы по биологии. - М.: Дрофа, 2007.
3. Учебник «Биология: Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» под редакцией
А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2012-2014 г. – 303 (1) с.: ил.
4. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология: Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» под редакцией А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника. изд. «Дрофа» 2014 г.
5. В. В. Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс; Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Био-логия. Введение в общую биологию и экологию»: Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2002 г.
Дополнительная литература для учителя
1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г. — 174 с.
2. Биология 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие /А.А.Кириленко, С.И.Колесников, Е.В.Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 348с. – (ГИА-9)
3. Иорданский, Н. Н. Эволюция жизни. - М.: Академия, 2001;
4. Медников, Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. - М.: Просвещение, 2006;
5. ФИПИ. Биология. ГИА - 2015
Литература для учащихся
1. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 классы. Волгоград: Учитель, 2007 г. — 174 с.
2. Биология 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие /А.А.Кирилен-ко, С.И.Колесников, Е.В.Даденко. – Ростов н/Д: Легион, 2014. – 348с. – (ГИА-9)
6. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. 5-е изд., Э68 перераб. и доп./ Глав. ред. М.Д. Аксе-нова.- М.: Аванта+, 1998. – 704с.: ил;
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”»; ООО «Астрель», 1999 – 464с.: ил;
8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле; – М.: ООО «Фирма “Изда-тельство АСТ”»; ООО «Астрель», 2001 – 400с.:
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология: Введение в общую биологию и экологию»
1. ООО Физикон. Полный интерактивный курс биологии
2. Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии.
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Материально-техническая база
1. доска ученическая
2. компьютер
3. проектор
4. интерактивная доска
Учебно-лабораторное оборудование
1. световой микроскоп
2. набор микропрепаратов «Общая биология»
Демонстрационные пособия
1. комплект таблиц к курсу «Биология: Введение в общую биологию и экологию»
2. модель плазматической мембраны
3. модель ДНК
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- имеют твёрдые навыки проведения наблюдений за живыми объектами и собственным
организмом, биологических экспериментов;
- владеют приёмами работы с биологическими приборами и инструментами, справочниками и
определителями;
- используют биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
- оценивают последствия своей деятельности по отношению к природной среде, собственному
организму и здоровью других как основы соблюдения правил поведения в окружающей сре-
де, санитарно-гигиенических норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, трав-
матизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
- умеют выращивать и размножать растения, домашних животных и ухаживать за ними;
- умеют использовать лекарственные растения, съедобные грибы, плоды и семена;
- умеют ухаживать за собственным организмом, оказывать первую помощь себе и окружающим.
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает, что учащиеся
- умеют находить и использовать информацию о современных исследованиях в области биоло-
гии, экологии и генетики, о факторах здоровья и риска;
- овладевают образным и логическим стилем мышления;
- умеют логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биологи-
ческих экспериментов, оценивать результаты своей деятельности;
- умеют чётко, ясно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргумен-
тировать и доказывать;
- умеют осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации;
- умеют использовать разнообразные информационные источники;
- интегрировать новую, в том числе самостоятельно полученную информацию в личный опыт.
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
предполагает наличие у учащихся
- позитивного, ценностного, гуманного отношения к живым организмам, окружающей среде,
собственному здоровью и здоровью других людей;
- экологической, гигиенической и генетической грамотности;
- общей культуры поведения в природе;
- убеждённости, что живая природа познаваема.
Критерии и нормы оценивания устного ответа по биологии
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материа-ла; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фак-тами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка «4» ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правиль-ный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основа-нии фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные свя-зи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, пер-воисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содер-жание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важ-ное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обоб-щений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал
Оценка выполнения практических работ по биологии:
Оценка «5» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
- Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудова-ние, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
- Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В пред-ставленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чер-тежи, графики, вычисления и сделал выводы.
- Правильно выполнил анализ погрешностей.
- Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
- Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:
- Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
- Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.
- Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка «3» ставится, если ученик:
- Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполови-ну, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные резуль-таты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
- Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
- Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, ана-лизе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повли-явших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей;
- Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
- Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подгото-вил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
- Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
- В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
- Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформле-нии работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и обо-рудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
- Полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсут-ствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопас-ности труда.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, на-блюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- нарушение техники безопасности;
- небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второ-степенными;
2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением це-ны деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптичес-кие и др.);
3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий рабо-ты прибора, оборудования;
4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (напри-мер, изменение угла наклона) и др.;
5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Региональный компонент
Тема «Организменный уровень»
- работа селекционеров Дона
Тема «Экосистемный уровень»
- изучение местного биоценоза
- биоценозы Ростовской области
- цепи питания, складывающиеся в Белокалитвинском районе
Тема «Биосферный уровень»
- экологические проблемы Ростовской области
- охрана животных в Ростовской области
- Государственный природный заповедник «Ростовский»
Тема «Основы учения об эволюции»
- изучение борьбы за существование и естественного отбора на местных примерах
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
корпуса ____________________ Махина Л.П.
от _____________ года подпись Ф.И.О.
№ _____________
______________________года
__________________ Котова Г.И. дата
Подпись руководителя МС Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 класс Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа по курсу «Введение в общую биологию» 9 классАвторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Решение задач по общей биологии» с использованием оборудования»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭлективного курса«Решение задач по общей биологии»с использованием оборудования»...