Рабочая программа «Экология Москвы и устойчивое развитие» для 10-11 классов
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Чернышёва Ольга Борисовна

Рабочая  программа (пояснительная  записка  и  календарно-тематическое  планирование)  курса  "Экология  Москвы  и  устойчивое  развития"  10-11  класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_emiur.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

      ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1935

 

 

 

Рабочая программа

«Экология  Москвы  и  устойчивое  развитие»

для 10-11  классов

Авторы: Чернышёва  О.Б.

Москва

2014 год

 Пояснительная записка к календарно-тематическому плану

Учебный  курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предназначен  для учащихся 10-11  классов  средних  общеобразовательных  школ  города Москвы. Данный межпредметный  курс  направлен  на получение  знаний в  области  экологии  Москвы  и устойчивого развития, а также переосмысление  мировоззренческих  и культурных ориентиров учащихся. Курс  является  одним  из немногих, в котором введена проблематика  устойчивого развития общества, рассматриваются социальные, экономические  и  экологические  проблемы, уделяется  большое  внимание  практической и природоохранной  деятельности.

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» является логическим продолжением курса  экологии, как раздела биологии 9 класса, при изучении которого учащиеся знакомятся  с основными  экологическими  законами  и  понятиями. Кроме этого, при освоении  данного  курса школьники  имеют  возможность  применить  знания  и умения, полученные  в  рамках  основной  школы  как  по естественнонаучным, так и социально- гуманитарным дисциплинам.

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» отвечает требованиям сегодняшнего дня, так как в его основе лежит диалектическое понимание взаимоотношений человек - общество - природа. Он охватывает широкий круг проблем как естественнонаучного, так и гуманитарного характера, базируется на принципах системности, научности, социальной значимости. Особое внимание в курсе уделяется познавательным и практическим умениям экологического характера.

Особенности  курса:

  • Интегративность  курса и его межпредметное значение. Образование для устойчивого развития представляет собой интегративное направление, цель которого помочь учащимся осмыслить ценности, приобрести знания и умения, которые позволят им в дальнейшем принимать индивидуальные  и коллективные решения  локального и глобального характера для  улучшения  качества жизни без угрозы для будущего планеты.
  • Введение  проблематики устойчивого развития общества. Содержательная  новизна курса заключается  во введении новой парадигмы  цивилизационного мышления и регионального компонента в содержание общего образования. В синтезе историко-краеведческих и экологических знаний складывается представление о совместном развитии человека и природы в городе Москве, формируется  гражданская  и патриотическая  позиция  школьника. Сложнейший комплекс демографических, экономических, природоохранных проблем осознается учащимися на реальном, доступном и значимом для каждого материале, на примере  знакомых  культурно-исторических  и  природных  особенностей  своего  города.
  • Использование современных педагогических технологий даёт возможность учащимся осмыслить и систематизировать ранее подученный опыт и знания, сформировать новые знания и применить  их  на практике для реализации идей устойчивого развития. Совокупность приёмов и методов, используемых в рамках курса, позволяет школьникам развить коммуникативные  навыки (умение  слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра  или склонить собеседника к своей точке зрения, быть  контактным в различных социальных ситуациях, работать  в  команде  для  достижения  общего  результата).
  • Одним  из  приоритетов  курса  является  развитие  способности  адекватной  самооценки  и  осмысления образовательной   деятельности, ответственности   за   результат   обучения.

Цели и задачи  изучения курса:

Цель курса - формирование  экологических знаний, умений, навыков и развитие социально-личностных   качеств   учащихся, необходимых   для   воплощения   идей   устойчивого   развития.

Основные задачи курса

Обучающие:

  • осознать и  принять идеи устойчивого развития;
  • создать, представления   о   социально-политических   и   экономических   факторах   развития   городов на примере Москвы;
  • сформировать  знания  о  ресурсах   и   проблемах  города, перспективах   его развития;
  • овладеть   знаниями   и   навыками, необходимыми   в   области   мониторинговых   исследований окружающей   среды;
  • приобрести   навыки   выявления   социально-экологических   проблем   и   содействовать   их решению.

Воспитательные:

  • помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
  • воспитать  гражданскую  ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
  • сформировать  систему  ценностных  ориентиров, развить   чувство патриотизма, любви   к   своей малой   Родине.

Развивающие:

  • развить умение самостоятельно   приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать   выводы   и   на   их   основе   выявлять   и   решать проблемы;
  • совершенствовать   аналитическое, творческое   и  критическое  мышление;
  • овладеть   способностью принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным   за результат  собственных   действий;        .
  • сформировать  умение   выявлять   причинно-следственные   связи  экологических  нарушений  в городе;
  • развить   мотивационную   сферу   личности   как   фактора   повышения   интереса   к   изучению поставленных   проблем, активному   поиску   решений;
  • приобрести коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, умения предотвращения конфликтных ситуаций, умелого   выхода  и з них.

Настоящий календарно-тематический план разработан на основе

курса  «Экология  Москвы  и  устойчивое  развитие»   10-11  класс

(авторский  коллектив  под  руководством  проф. Г.А.Ягодина).

 

Настоящий календарно-тематический план ориентирован на использование  учебника  «Экология  Москвы  и  устойчивое  развитие» Г.А. Ягодин,

М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун «Московские  учебники»  2008  год

а также дополнительных пособий:

для учителя  «Экологический  мониторинг» М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина,

Д.В. Моргун, Н.И. Речкалов. Методические  рекомендации.  Центр  «Школьная  книга»  2008  год

Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун. Центр  «Школьная  книга»  2008  год

В настоящее  время  в  рамках  курса  изданы  следующие  пособия:

  • Программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие», включающая содержание и планирование по базовой и профильной моделям, рекомендации по преподаванию предмета.
  • Курс лекций для учителя содержит справочно-информационные материалы, освещающие основные разделы учебного курса и расширяющие базовый уровень программы. Является  справочной базой для учителя при подготовке к преподаванию отдельных разделов и тем.
  • Методические рекомендации к курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие» раскрывают основные особенности применения игровых, деятельностных педагогических технологий и методов учебного экологического мониторинга. Содержит некоторые разработки уроков по базовой модели.
  • Методическое пособие для учителя содержит описание технологических приёмов, а также  разработки  уроков  к  первому разделу «Особенности цивилизации XXI века»  для профильной модели. В пособии приводятся методы оценки эффективности  образовательных результатов  курса средствами психологического тестирования (диагностика экологических установок и мотивационной сферы, направленности и ценностных ориентации личности).
  • Экологический мониторинг. Методические рекомендации для учителей по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». В  первой  главе  представлены методики учебного экологического мониторинга в рамках курса для профильной и базовой моделей. Во второй главе содержатся описания социально значимых экологических проектов, которые могут выполнить школьники на особо охраняемых природных территориях г. Москвы. Данные проекты объединены общей идеей содействия улучшению состояния окружающей среды силами учащихся.
  • О преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» В издании представлено учебно-тематическое и тематико-поурочное планирование, раскрывается содержание курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ. Кроме этого разработаны методические рекомендации по преподаванию предмета в учебном году, а также приведены тесты и контрольные работы для промежуточного контроля. Для текущего и итогового контроля предлагаются темы рефератов и экологических проектов, приводятся требования к их выполнению и оформлению.
  • Учебник (Учебное пособие) «Экология  Москвы и устойчивое развитие»  для учащихся 10-11 классов. В учебном пособии введена проблематика устойчивого развития общества на примере мегаполиса Москвы. В пособии рассматриваются социальные, экономические и экологические проблемы, уделяется большое внимание практической и природоохранной деятельности. Данное издание не просто познакомит школьников с особенностями современной цивилизации, стратегией устойчивого  развития, социально-экономическими и экологическими особенностями Москвы, а  также  поможет им обобщить и систематизировать знания, полученные  в  рамках  естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, даст  возможность  применить их в новой ситуации. Учебное пособие разработано на основе деятельностных педагогических технологий. Данные технологии направлены на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Пособие состоит из пяти разделов.

Согласно действующему в ОУ учебному плану и с учетом направленности классов календарно-тематический план предусматривает следующие варианты организации процесса обучения:

  • в  11а   классе   предполагается  обучение  в  объеме 34 часов.        

В соответствии с этим реализуется:

типовая программа   курса  «Экология  Москвы  и  устойчивое  развитие»

         10-11  класс   - 34  часа.

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • программа  «Виртуальная  школа    Кирилла  и  Мефодия». «Уроки  биологии  Кирилла  и  Мефодия. Общая  биология.  11  класс»
  • «Биология  в  школе. Электронные  уроки  и  тесты»  
  • в  соответствии  с  «Перечнем  учебно-наглядных  пособий  и  оборудования  для  основной  школы»  в  программе  предусмотрено  использование  учебного  оборудования, натуральных, изобразительных  и  экранно-звуковых  средств  обучения

                                Требования  к  уровню  подготовки  выпускников

В результате  изучения курса  «Экологии Москвы и устойчивого развития» 10/11  класса ученик должен знать/ понимать:

Следуя  потребностям современного общества, будущий  выпускник  должен обладать следующими способностями:

  • Уметь адаптироваться к меняющимся условиям, критически мыслить, выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения  проблем, нести  ответственность  за  результат собственных  действий.
  • Проявлять  активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников, анализировать информацию, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, умело применять полученные знания на практике в различных ситуациях.
  • Обладать навыками общения, быть контактным в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимым к мнению других, работать сообща в различных областях, предотвращая конфликтные ситуации, выполнять различные социальные роли.

• Самостоятельно трудиться над развитием своего интеллектуального, физического, культурного уровня.


Рабочее  календарно-тематическое  планирование  курса  

«Экология  Москвы  и  устойчивое  развитие (базовый  уровень)»  10 – 11  классы

2014-2015  учебный  год

Учебник – Г. А. Ягодин  и  др. «Экология  Москвы  и  устойчивое  развитие» Москва, 2008  год

За  год – 34  часа (1  час  в  неделю)

п\п

    Название  раздела, темы  урока

Формы  и  средства  контроля

Практическая  часть

Плановые  сроки

Домашнее  задание

1

2

3

Раздел 1. Особенности  цивилизации  21  века – 3  часа 

Третье  тысячелетие: огромные  успехи  в  экономике  и  экологический  кризис

От  экологических  кризисов  и  катастроф  к  устойчивому  развитию

Игровое  занятие  по  отработке  навыков  эффективной  работы  в  команде

Демонстрации:

таблица «Глобальные  проблемы  человечества»

п. 1, 2

п. 2 ,3

п. 4

4

5

6

Раздел  2. Москва – мой  древний  и  любимый  город - 3  часа

Становление  Москвы  как  города  с  11  по  21  века.

Характеристика  экономико-географического  положения  столицы. Культурно-историческая  среда  города.

Урок – дискуссия «Наше  восприятие  города».

п. 6, 8

п. 7, 9

п.10

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Раздел  3. Природные  и  социально-экономические  факторы –10  часов

Город  как  урбосистема. Основные  виды  воздействия  человека  на  окружающую  среду  в  городе.

Рельеф, ландшафты  и  геологическое  строение  Москвы.

 Почва  и  грунты  города. Твёрдые  бытовые  отходы  в  городе.

 Климат, атмосфера  и  водные  ресурсы  Москвы.

Экологический  каркас  города.

Биологическое  разнообразие  Москвы; городская  флора  и  фауна.

Функциональная  и  планировочная  структура  города.

Демографические  особенности  современной  Москвы. Экономическая  база  города  и  занятость  населения.

Ресурсный  цикл  в  городе.

Урок-обобщение  «Законы  оптимального  развития  города»

     

     

Демонстрации:

таблицы «Виды  рельефа», «Виды  почв», «Животные  Московской  области», «Растения  Московской  области»

Практическая  работа    №1  «Жизненный  цикл  товара».

Практическая  работа   №2    «Экологический  след»

п. 11, 12

п. 13, 14

п. 15, 16

п. 17, 18, 19

п. 20

п. 21, 22, 23

п. 24

п. 25, 26

повторение

повторение

17

18

19

20

21

22

23

Раздел  4. Управление  городской  средой- 7  часов 

Городские  власти. Административно-территориальное  деление  Москвы.

Энергетика  и  транспорт – системы  жизнеобеспечения  города.

Водоснабжение  населения. Качество  воды.

Качество  городской  среды.

Влияние  качества  городской  среды  на  здоровье  человека.

Природоохранная  деятельность.

Урок-обобщение. Игровое  занятие  «Строим  экоград».

Демонстрации:

таблицы «Энергетика», «Транспорт»

по  тетр.

п. 27, 28

п. 29

п. 30

п.31

по  тетр.

повторение

24

25

26

Раздел  5. Москва  в  будущем  мире –  3  часа 

 Москва  на  пути  к  культуре  мира. Концепция  перехода  к  устойчивому  развитию  города  Москвы.

 «Города  Европы  за  устойчивое  развитие». Индикаторы  УР  городов.

Комплекс  игровых  упражнений  по  развитию  толерантности.

п. 4

п. 5

повторение

27

28

29

30

31

32

33

34

Раздел  6. Экологический  мониторинг – 7  часов 

Основы  экологического  мониторинга.

Оценка  экологического  состояния  атмосферы.

Оценка  экологического  состояния  водной  среды.

 Изучение  состава  и  свойства  почвы.

Оценка  состояния  и  дегрессии  лесопарковых  и  парковых  сообществ.

Энерго-  и  ресурсосберегающие  технологии. Экологически  грамотный  потребитель  товара.

Урок-конференция  «Комплексные  исследования  городских  экосистем».

Обобщающий  урок  курса.

Демонстрации:

таблицы «Виды  рельефа», «Виды  почв», «Животные  Московской  области», «Растения  Московской  области»

п.31,

стр. 290

стр. 303

стр. 318

стр. 319

стр. 327

стр. 334

стр. 339

повторение

Практические  работы -2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих

Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....

Рабочая программа по немецкому языку 11класс, учебник И.Л. Бим

Данная рабочая программа по немецкому языку    разработана для обучения в 11  классе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05....

Рабочие программы по истории 5-11класс (Данилов,Косулина; Загладин)

Программы много раз проверенные с неимоверной фанатичностью завучем побуквенно! Требовалось 0% отклонения от методписьма. Возможно, кому-то понадобятся для грядущих проверок. Пожалуйста, оставляйте от...

Рабочая программа по математике 10-11класс

рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков математики в 10-11 классах...

Рабочая программа по биологии 10-11классы на 2011-2012 учебный год

Данная программа составлена в полном соответ­ствии с Федеральным компонентом государственно­го стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, утверждённого приказом МОиН № 1089 от ...

Рабочая программа по математике 10-11класс профильный уровень

Рабочая программа предусматривает использование учебников :1. А.Г. Мордкович, П.В. Семенов. Алгебра и начала анализа, 10 класс. Часть  1: Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный ур...

Рабочая программа по экономике для 11классов

Пояснительная запискапо экономике11 классовРабочая программа предназначена для 10 класса составлена на основе:·         Федерального компонента государственного...