Рабочая программа "Экология растений. 6 класс"
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа "Экология растений. 6 класс" является продолжением программы для 5 класса "Экология растений" и напрвлена на углубление биологических знаний у учащихся 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_rasteniy_2.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72
с углублённым изучением отдельных предметов
Согласована Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор МАОУ СОШ №72
_____________ Т.Г.Сорокина _________Л.П. Шишкина «____» ____________________
Приказ № _______
«____»______2012 г.
Рабочая программа спец/курса
«Экология растений»
6 класс
2013-2014 учебный год
Учитель Рыбина Н.А.
Рассмотрена на заседании ШМО
учителей естественно-научного цикла
Руководитель ШМО
______________Р.Н. Натахина
Протокол № _______
от «____»_____________
г. Ульяновск
Аннотация
Рабочая программа спецкурса «Экология растений» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Программа включает четыре раздела: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; описание оснащения учебного процесса.
В пояснительной записке дается характеристика курса «Экология растений», раскрываются цели, образовательные и предметные результаты изучения курса. Раздел «Основное содержание курса» включает перечень изучаемого содержания с перечнем разделов, лабораторных работ, экскурсий; в разделе «Тематическое планирование» представлены перечень тем курса, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем, основных видов деятельности ученика, требований к результатам обучения на личностном, метапредметном и предметном уровне.
Рабочая программа спецкурса «Экология растений» составлена для учащихся 6-х классов ориентированных на углубленное изучение естественных наук и является продолжением курса «Экология растений» начатого в 5 классе. Курс рассчитан на 35 учебных часа (1час в неделю).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: А.М. Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 1999.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Курс «Экология растений» разработан как углубление курса биологии в 5-м и 6-м классе и изучается за счет дополнительного учебного часа из вариативной части базисного учебного плана. Содержание спецкурса приведено в соответствие с содержанием программы по биологии для 5 и 6 класса. В результате учебный материал пособия «А.М. Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса» делится на 2 части для изучения в 5-м и 6-м классе. В 5-м классе учащиеся знакомятся с влиянием на жизнь растений факторов живой и неживой природы, в 6-м классе рассматриваются изменения растений в течение жизни и сезонные изменения, жизненные формы растений, растительные сообщества, проблемы охраны растительного мира.
Основная цель курса:
- формирование у учащихся представления об экологии растений.
Задачи курса:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии растений;
- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;
- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
Общая характеристика программы спецкурса «Экология растений»
Курс «Экология растений» интегрированный, так как при изучении используются и расширяются знания биологии, географии, а в 6-м классе-химии. Проблемность содержания предопределила методы и организационные формы изучения спецкурса: мини-лекции, беседы, ролевые игры, экскурсии. В данный курс включены лабораторные и исследовательские работы, для развития творческих способностей учащихся, умений моделировать и анализировать экологические ситуации различной сложности. Программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 4 классе в учебном курсе «Естествознание». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах растений. От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.
Курс 5-го класса получает свое продолжение в 6-м классе, когда учащиеся знакомятся с изменениями в жизни растений, жизненными формами растений, растительными сообществами, закономерностями их развития, с вопросами охраны растительного мира.
Приобретенные знания по экологии растительных организмов дадут возможность перейти в 7-м и следующих классах в курс экологии животных, экологии биологических систем, изучить популяции, биоценозы и экосистемы, познать взаимосвязи и взаимоотношения в природе. Логическое построение программы дает возможность постепенного введения терминов и понятий.
Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:
1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4.Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Программа рассчитана на учащихся 5-6-х классов общеобразовательных школ.
Количество часов по рабочему плану для 5-го класса
Всего – 35 часов; в неделю – 1 час.
- практических работ – 5
- лабораторных работ – 8
-экскурсий–3
Форма промежуточной и итоговой аттестации – тестирование.
Количество часов по рабочему плану для 6-го класса
Всего – 35 часов; в неделю – 1 час.
- практических работ –
- лабораторных работ –
-экскурсий-
Форма промежуточной и итоговой аттестации – тестирование.
Требования к результатам обучения
Процесс обучения организуется с учетом целей и содержания программы, на системно-деятельностной основе. Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили овладение учащимися системой знаний, предметными, общими учебными умениями, универсальными учебными действиями и способами деятельности, такими, как: наблюдение и описание изучаемых явлений, объяснение этих явлений; планирование и проведение простейших опытов и экспериментальных исследований по выявление зависимостей между жизнью и развитием растительного организма и условиями его существования, обработке полученных в ходе исследований результатов.
Методы и средства обучения ориентированы на овладение учащимися универсальными учебными действиями и способами деятельности, которые позволят учащимся разрабатывать проекты, осуществлять поиск информации и ее анализ, а также общих умений для естественнонаучных дисциплин – постановка эксперимента, проведение исследований.
Формы организации познавательной деятельности учащихся подбираются в соответствии с целями, содержанием, методами обучения, учебными возможностями и уровнем сформированности познавательных способностей учащихся. Предпочтение отдается следующим формам работы: самостоятельная работа над теоретическим материалом по обобщенным планам деятельности; работа в группах по разработке проекта, выполнению экспериментальных заданий, публичное представление результатов исследований, их аргументированное обоснование и др.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе ФГОС.
В соответствии с ФГОС ООО требования к уровню подготовки обучающихся определены по каждой теме на двух уровнях:
в результате изучения курса «Экология растений» ученики 5- 6 класса научатся:
- характеризовать особенности взаимодействий растений с окружающей живой и неживой природой; видеть экологическое разнообразие этих взаимодействий;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности при изучении растительных организмов;
- определять возрастные и сезонные изменения у растений;
- различать основные экологические группы растений по отношению к свету, температурным условиям, наличию влаги;
- регулировать условия освещенности, температурный и водный режим для создания наиболее благоприятных условий развития культурных растений;
- различать растения по способу опыления и распространению плодов и семян;
- определять состав почвы и экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы;
- улучшать состав почвы с помощью зеленых растений;
- находить и анализировать информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических справочниках, электронных источниках информации;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения эколого-биологических задач в зависимости от конкретных условий.
Ученики получат возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения эколого-биологической литературы;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- под руководством учителя проводить наблюдения и исследования за живыми растениями, ставить биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы ;
- выдвигать гипотезы и организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
- правилам работы в кабинете биологии, с биологическими и химическими приборами и инструментами;
- используя знания о законах экологии, улучшать условия существования отдельных растений и растительных сообществ для повышения их продуктивности;
- выделять эстетические достоинства объектов растительного мира;
В результате изучения курса «Экология растений» учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями и способами деятельности на личностном, метапредметном и предметном уровне.
- Личностные результаты
учащиеся 5-6 класса должны
- Знать основные принципы отношения к живой природе;
- Должны иметь сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы), эстетического отношения к растениям.
- Метапредметные результаты
учащиеся 5-6 класса должны
- овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить простейшие эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать.
- Уметь работать с различными источниками биологической информации (учебником, научно-популярной литературой, биологическими словарями и справочниками), анализировать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.
- Предметные результаты
В познавательной сфере
учащиеся 5-6 класса должны
- Называть основные экологические факторы в жизни растений.
- Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.
- Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.
- Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
- Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.
- Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
В ценностно-ориентационной сфере
- Знать основные правила поведения в природе.
- Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности
- Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии и на пришкольном участке.
- Соблюдать правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности
- Освоить приемы рациональной организации труда на уроках биологии и при работе на пришкольном участке.
- Освоить приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
В эстетической сфере
- Научиться оценивать с эстетической точки зрения растительные объекты.
- Освоить элементарные приемы составления растительных композиций на местности.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и УУД учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распеделительной деятельности в группах;
- содержание и форма представляемых экспериментальных работ и проектов;
- публичная защита творческих работ, экспериментальных исследований и проектов.
Для проведения оценивания на каждом этапе обучения по вышеуказанным компонентам разработаны соответствующие критерии. Эти критерии открыты для учащихся и каждый может регулировать свои учебные усилия для получения желаемого результата и соответствующей ему оценки.
Формы контроля – проверочные работы, тесты, творческие отчеты по выполненным лабораторным работам и экспериментам, отчеты по экскурсиям.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА для 6 класса
Повторение. (2часа)
Влияние абиотических факторов на жизнь растений. Влияние животных на растения, влияние растений друг на друга.
Сезонные изменения растений (5 час)
Осень и зима в жизни растений. Весна и лето в жизни растений. Фенологические фазы. Фенология.
Лабораторная работа №1
Практическая работа №1 (домашняя)
Практическая работа №2 (домашняя)
Изменение растений в течение жизни. (5часа)
Время жизни растений, определение их возраста. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и разных возрастных состояний.
Практическая работа №3(домашняя)
Экскурсия №1 «
Жизненные формы растений (3 часа)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев.
Лабораторная работа №2
Практическая работа №4(домашняя
Экскурсия №2
Разнообразие условий существования и их влияние на растения. (2часа)
Места обитания растений. Жизненное состояние растений.
Лабораторная работа №3«
Грибы и бактерии в жизни растений (6 часов)
Круговорот веществ в природе. Сожительство растений с грибами и бактериями. Бактериальные и грибные болезни растений.
Лабораторная работа №5
Лабораторная работа №6
Растительные сообщества (7часов)
Что называют растительным сообществом. Состав растительных сообществ. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе. Строение растительных сообществ. Изменения растительных сообществ. Воздействие человека на растительность.
Лабораторная работа №
Охрана растительного мира (2часа)
Редкие и охраняемые растения. Красные книги. Охраняемые территории и их значение
Практическая работа № 5 (
Всего 32 часа+3 часа резервное время
Из них 8 лабораторных работ, 5 практические домашние работы экспериментального характера, 3 экскурсии.
№п/п | Тема урока, раздел | Кол-во часов | |
общее | практич | ||
Повторение. | (2часа) | ||
Сезонные изменения растений | 4часа | 3 | |
Осень и зима в жизни растений | |||
Почва как необходимое условие жизни растений. | |||
Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | |||
Улучшение почв человеком. Плодородие. | |||
ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 4часа | 2 | |
Тепло как необходимое условие жизни растений | |||
Температура как экологический фактор. | |||
Приспособление растений к высоким и низким температурам. | |||
Создание искусственного температурного режима для растений | |||
СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 4часа | 4 | |
Свет как экологический фактор. | |||
Экологические группы растений по отношению к свету. | |||
Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. | |||
Методы регулирования освещенности растений | |||
ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 5часов | 2 | |
Вода как необходимое условие жизни растений. | |||
Экологические группы растений по отношению к воде. Водные и влаголюбивые растения | |||
Растения умеренного увлажнения | |||
Засухоустойчивые растения | |||
Искусственное водообеспечение растений. | |||
ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ | 4часа | 3 | |
Газовый состав воздуха в жизни растений. | |||
Ветер в жизни растений. Опыление. | |||
Приспособления растений к распространению ветром. | |||
Регулирование человеком газового состава воздуха | |||
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ | 4часа | 1 | |
Значение животных для опыления и распространения растений. | |||
Значение растений для животных. | |||
Растения-хищники | |||
ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА | 2часа | 1 | |
Влияние растений друг на друга. | |||
Заключение: викторина «Экология» | 1час | ||
всего | 30ч +4ч.резерв | 16 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Тема урока Тип урока | Кол-во часов | Дата | Планируемые предметные результаты | Формы организации познават-й деятельности | Организация самостоят деятельности | Формы контроля | Наглядности ИКТ | Домашнее задание | ||
Знать | Уметь | УУД | |||||||||
ТЕМА № 1 ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ: РАЗДЕЛ НАУКИ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ (2 часа) Личностные результаты обучения * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы
Метапредметные результаты обучения *овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений) *формирование приемов работы с информацией *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
1 | Повторение. (2часа) | 1 | Знать, что такое экология. Что изучает экология растений. | Уметь характеризовать на первичном уровне правила поведения в природе | Самостоятельное формулирование познавательной цели; умение адекватно, передавать содержание текста; знаково-символические действия; умение выражать свои мысли | Эвристическая беседа ,составление схем | Работа с учебником, классной тетрадью, дидактическая игра «Зачем нужны растения» | Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм» | §1 Закладка опыта для практической работы №1 | ||
2 | Среда обитания и условия существования. Урок закрепления нового материала | 1 | Основные понятия: среда обитания, условия существования. | характеризовать взаимосвязи растений с условиями существования. | формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений | Беседа, работа с дидактическими карточками, учебником | Работа с учебником по дидактическим карточкам | Устный опрос | Таблица «Влияние экологических факторов на живой организм» | §2 Закладка опыта для практической работы №2 | |
ТЕМА №6 ПОЧВА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (4часа) Личностные результаты обучения : * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. Метапредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | |||||||||||
3 | Состав почвы Урок изучения нового материала | 1 | Знать: что такое почва; состав почвы; | Уметь проводить элементарную предпосевную обработку почвы; ставить простейшие эксперименты | постановка задачи; анализ объектов с целью выделения признаков; контроль и оценка результатов | Лабораторная работа №1 «Изучение состава почвы» Практическая работа №1 (домашняя) «Запас семян в почве» | Проведение лабораторных опытов по изучению состава почвы. Оформление результатов и выводов к Пр. работе №3 | Отчет по лабораторной и практической работе | Лабораторное оборудование, образцы почв | §26 | |
4 | Почва как необходимое условие жизни растений. Комбинированный урок | 1 | Знать: значение минеральных и органических веществ почвы; гумус, его значение для растений; | Уметь: характеризовать почвенное питание растений; Доказывать, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы. | формулирование познавательной цели; прогнозирование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотезы и её обоснование; умение выражать свои мысли | Практическая работа №2 (домашняя) «Влияние состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» | опыт: «Влияние состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков» | Отчет по практической работе | Лабораторное оборудование, образцы почв | §27 | |
5 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Комбинированный урок | 1 | Знать: Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. | Уметь: характеризовать признаки растений, обитающих на богатых, бедных и засоленных почвах | анализ объектов; установление причинно-следственных связей; структурирование знаний; умение выражать свои мысли
| Эвристическая беседа, демонстрация гербарных материалов игра «Экологическое лото» | Запись основных понятий по учебнику, составление таблицы основных экологич групп растений, | Устный опрос, опрос выборочный по контрольным карточкам | Рис. и фотографии экологических групп растений по отношению к разным свойствам почв. | §28 | |
6 | Улучшение почв человеком. Плодородие. Урок закрепления нового материала и учебных навыков | 1 | Знать: что такое плодородие почв, чем оно обусловлено; как улучшает человек плодородие почвы (органические и минеральные удобрения). | Уметь: объяснять влияние человека на плодородие почв, характеризовать процесс эрозии почв. Уметь применять полученные знания в практической деятельности (посев семян, пересаживание растений) | целеполагание; формулирование проблемы; установление причинно-следственных связей; поиск и выделение необходимой информации; | Организация работы с учебником по плану, демонстрация фрагмента фильма «Почвы и их плодородие» | Составление схемы «методы улучшения почвы», просмотр фильа с одновременной фиксацией ответов на заранее поставленные вопросы | Оценка устных ответов, выборочная проверка тетрадей | Рис. 45 с. 81 | §29 Закладка опыта для практической работы №3 | |
ТЕМА № 3 ТЕПЛО В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (4 часа) Личностные результаты обучения : * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. Метапредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | |||||||||||
7 | Тепло как необходимое условие жизни растений Урок изучения нового материала | 1 | Знать: - что тепло является необходимым условием жизни растений, что все растения имеют свои температурные границы | Уметь: Объяснять значение температурных условий для развития растений; проводить простейшие эксперименты, объяснять их результаты; применять полученные знания при выращивании комнатных и садовых растений | формулирование познавательной цели; планирование; прогнозирование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотезы и её обоснование; умение выражать свои мысли | Практическая работа №3 (домашняя) «Влияние температурных условий на прорастание семян» | Анализ самостоятельно выполненной пр.работы; Оформление выводов к Пр.работе №3 Оценка температурных условий, в которых находятся декоративные растения внутри помещения школы | Отчет к практической работе | Таблица «Температура, необходимая для прорастания семян» | §9 | |
8 | Температура как экологический фактор. Комбинированный урок | 1 | Знать: - о результатах влиянии температуры на растения. | Уметь: Объяснять зависимость состояния растений от температуры окружающей среды. | формулирование познавательной цели; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотезы и её обоснование; умение выражать свои мысли | Беседа,постановка опыта «дыхание растений» | Работа с учебником, поиск ответов на проблемные вопросы | Оценка устных ответов | Таблица «Температура среды обитания и различных органов растения» | §11 | |
9 | Приспособление растений к высоким и низким температурам. Комбинированный урок | 1 | Знать: - как приспосабливаются растения к высоким и низким температурам. | Уметь: - характеризовать экологические группы растений по отношению к температуре, особенности их строения | анализ объектов; установление причинно-следственных связей; структурирование знаний; умение выражать свои мысли
| Беседа, организация работы с гербарными материалами, дидактическими карточками | Работа с учебником, поиск ответов на проблемные вопросы | Оценка устных ответов | Рис. 17,18 с.35 Рис. 19 с.36 Рис. 20 с. 20 | §12,13 | |
10 | Создание искусственного температурного режима для растений Комбинированный урок | 1 | Знать методы улучшения температурных условий для растений; профессии направленные на это | Уметь наблюдать, описывать, делать выводы, применять знания при выращивании комнатных и садовых растений | формулирование проблемы; выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; решения проблем творческого характера; планирование учебного сотрудничества | Экскурсия №1«Значение искусственного температурного режима для растений» Экскурсия №3 «Создание необходимой освещенности в теплицах и оранжереях» экскурсия в тепличное хозяйство. (сбор материала для следующей темиы) | Участие в экскурсии, ведение записей, фотографирование растительных объектов и | Отчет по экскурсии; создание презентаций | Цифровая техника, тепличное хозяйство | §13, подготовиться к тестированию | |
ТЕМА № 2 СВЕТ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (4часа) Личностные результаты обучения : * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. Метапредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | |||||||||||
11 | Свет как экологический фактор. Урок изучения нового материала | 1 | Знать сущность понятий: воздушное питание растений, растения длинного и короткого дня, нейтральные ратения | Уметь видеть связь живой и неживой природы, давать определение таким понятиям как: свет и фотосинтез, прямой и рассеянный свет; уметь оценивать красоту радуги, | формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества | Проверочное тестирование. Организация работы с терминами, демонстрация лабораторных опытов подемонстрации рассеивания света и солнечного спектра | Выполнение теста. Работа с терминами, поиск по учебнику и справочникам ответов на проблемные вопросы | Оценка устных ответов | Лабораторное оборудование, цифровое пособие «биология 5 класс» | §3-4 Закладка опыта к пр.работе №4 | |
12 | Экологические группы растений по отношению к свету. Урок изучения нового материала | 1 | Знать характеристику основных экологических групп по отношению к свету. | Уметь: работать с микроскопом. Делать выводы о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей. | формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества-установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотезы и её обоснование; умение выражать свои мысли | Л/Р№2 «Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растения под микроскопом» | Подготовка растительного объекта к исследованию, проведение наблюдения, оформление результатов и выводов | Отчет по лабораторной работе | Микроскоп. | §5-6 | |
13 | Приспособление растений к меняющимся условиям освещения. Урок закрепления нового материала и учебных навыков | Знать: - что такое растения длинного дня, растения короткого дня; -влияние прямого солнечного света, рассеянного света. | Уметь: - характеризовать влияние света на рост и развитие растений; -объяснять сущность процесса фотосинтеза; -давать классификацию растениям по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые. | формулирование познавательной цели; прогнозирование; планирование учебных действий; установление причинно-следственных связей; рефлексия способов и условий действий; -контроль и оценка результатов деятельности | Практическая работа №4 (домашняя) «Влияние света на рост растений» | Анализ самостоятельно выполненной пр.работы; Оформление выводов к Пр.работе №4 Визуальная Оценка освещенности в которой находятся декоративные растения внутри помещения школы | Отчет к практической работе | ДЕМ: Сравнение растений выросших на свету и в темноте. | §7 | ||
14 | Методы регулирования освещенности растений Комбинированный урок | 1 | Знать методы улучшения освещенности растений, живущих в естественных и искусственных условиях | Уметь оценивать место произрастания растений с точки зрения освещенности; составлять простейший план распределения растений с точки зрения освещенности на пришкольном участке | формулирование проблемы; выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; решения проблем творческого характера; планирование учебного сотрудничества | Экскурсия №2 «Светолюбивые и тенелюбивые растения парковой зоны ». Экскурсия №3 «Создание необходимой освещенности в теплицах и оранжереях»(по ранее собранным материалам) | Участие в экскурсии, ведение записей, фотографирование растительных объектов и | Отчет об экскурсии | §5-7 | ||
ТЕМА №4 ВОДА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (5 часа) Личностные результаты обучения : * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. Метапредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | |||||||||||
15 | Вода как необходимое условие жизни растений. Урок изучения нового материала | 1 | Знать: - что вода, есть необходимое условие для жизни растений; | Уметь: характеризовать влияние воды на рост и развитие растений. | формулирование познавательной цели; составление плана; знаково-символические действия; умение анализировать природные объекты, делать выводы, строить высказывание в письм. форме; | Лабораторная работа №3 «Исследование семян и живых листьев растений на содержание воды». | Работа с лабораторным оборудованием, выполнение лабор.опытов оформление результатов | Отчет по лаборат работе | Рис. 22 с. 41 | §14-15 | |
16 | Экологические группы растений по отношению к воде. Водные и влаголюбивые растения Комбинированный урок | 1 | Знать:- значение влажности для растений, особенности строения водных растений | Уметь: - характеризовать влаголюбивые растения, особенности их строения, размножения | формулирование познавательной цели; составление плана; умение анализировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, строить высказывание в письм. форме; | Лабораторная работа №4 «Приспособления растений к жизни в условиях избыточного увлажнения». | Работа с натуральными объектами, рисунками, просмотр фрагмента фильма «Растения водоемов», оформление результатов л.р. | Отчет по лабораторной работе | ДЕМ: Гербарные экземпляры водных растений Рис.25 с.46 Рис.26 с. 47 Рис.27 с. 49 | §16-17 Подготовиться к тестированию | |
17 | Растения умеренного увлажнения Урок закрепления нового материала и учебных навыков | 1 | Знать значение понятий –эфемероиды, эфемеры, водяные устьица; особенности строения растений умеренного увлажнения, охраняемые виды этой группы растений | Уметь выделять существенные приспособленческие признаки данных растений, объяснять роль в практической жизни людей, объяснять правила поведения в природной среде. | формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение выражать свои мысли; планирование учебного сотрудничества;контроль действий, оценка результатов | Проверочное тестирование Организация работы с терминами, гербарными объектами | Выполнение тестовых заданий по вариантам, самостоятельная работа с терминами | Оценка устных ответов, взаимопроверка тестовых ответов | ДЕМ: Гербарные экземпляры луговых, лесных растений | §18 | |
18 | Засухоустойчивые растения Урок изучения нового материала | 1 | Знать значение понятий- стержневая корневая система, суккуленты; особенности строения засухоустойчивых растений | Уметь выделять существенные приспособленческие признаки данных растений, объяснять роль в практической жизни людей, объяснять правила поведения в природной среде. | формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение выражать свои мысли; ;контроль действий, оценка результатов | Эвристическая беседа, демонстрация слайдов, организация игры «Отгадай, кто я?» | Запись основных положений темы, выбор объекта для предъявления в игре | Коллективное оценивание игры, выбор наиболее интересных загадок | Цифровое пособие к учебнику биологии 5 класс, | §19 Подготовка к тестированию | |
19 | Искусственное водообеспечение растений. Урок закрепления нового материала и учебных навыков | 1 | Знать сущность основных понятий темы, сущность основных методов орошения и осушения почв | Уметь давать характеристику основным методам мелиорации и осушения почв, уметь применять полученные знания на собственной практике | умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умение выражать свои мысли | Эвристическая беседа, демонстрация слайдов, демонстрация фрагмента фильма осушение болот» | Выполнение мини-теста со взаимопроверкой, обсуждение информации, увиденной в фильме | Оценка тестовых заданий учащимися | Цифровое пособие к учебнику биологии 5 класс, | §20 | |
ТЕМА №5 ВОЗДУХ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ (4 часа) Личностные результаты обучения : * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. Метапредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | |||||||||||
20 | Газовый состав воздуха в жизни растений. Урок изучения нового материала | 1 | Знать: -газовый состав воздуха , каково значение для растений азота, кислорода, и углекислого газа. -Влияние кислотных дождей на рост и развитие растений. | Уметь: характеризовать приспособления растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. | формулирование познавательной цели; составление плана; умение анализировать природные явления, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, строить высказывание в письм. форме; | Лабораторная работа №5 «Исследование влияния растений на газовый состав воздуха» | Наблюдение за ранее поставленным опытом, оформление лаб.работы | Отчет по лаб. работе | Лабораторное оборудовани | §21 | |
21 | Ветер в жизни растений. Опыление. Комбинированный урок | 1 | Знать: о роли ветра в опылении растений. | Уметь: - характеризовать приспособление растений к опылению ветром. | целеполагание; формулирование познавательной цели; составление плана; умение анализировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, строить высказывание в письм. форме; | Лабораторная работа №6 «Изучение приспособлений растений к опылению ветром» | Работа с гербарными и натуральными объектами, оформление выводов к работе | Отчет по лабор работе | Коллекция плодов и семян, лупа. | §22-23 | |
22 | Приспособления растений к распространению ветром. Комбинированный урок | 1 | Знать: о роли ветра в распространении растений. | Уметь: характеризовать приспособление растений к распространению ветром. | целеполагание; формулирование познавательной цели; составление плана; умение анализировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, строить высказывание в письм. форме; | Лабораторная работа №7 «Приспособления семян и плодов к распространению на значительные расстояния водой, ветром,». | Работа с гербарными и натуральными объектами, оформление выводов к работе | Отчет по лабор работе | Коллекция плодов и семян, лупа. | §24 Подготовить сообщения на 1-2 минуты о способах воздействия человека на воздушные потоки и состав воздуха | |
23 | Регулирование человеком газового состава воздуха Урок закрепления нового материала и учебных навыков | 1 | Знать основные термины темы, причины загрязнения воздуха, о роли растений в очистке воздуха, о мерах борьбы с загрязнением воздуха | Уметь объяснять значение лесов, лесозаградительных посадок; оценивать вред наносимый промыщленной и сельскохозяйственной деятельностью человека | поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; умение строить речевое высказывание в устной форме; | Организация мини-конференции | Выступления учащихся с сообщениями | Коллективная оценка сообщений | Презентации, печатные изображения | §25 | |
ТЕМА № 7 ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ (4 часа) Личностные результаты обучения : * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. Метапредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | |||||||||||
24-25 | Значение животных для опыления и распространения растений. Урок изучения нового материала | 2 | Знать: о взаимном влиянии животных и растений. О значении животных для опыления и распространения растений. | Уметь: характеризовать растительноядных животных, животных-опылителей и приспособления растений к их опылению. Характеризовать способы распространения плодов и семян | целеполагание; формулирование познавательной цели; составление плана; умение анализировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, строить высказывание в письм. форме; знаково-символические действия | Лабораторная работа №8 «Приспособления семян и плодов к распространению на значительные расстояния животными». | Работа с гербарными и натуральными объектами, просмотр фрагмента фильма «Опыление растений», составление схем, изложение выводов | Отчет по лабораторной работе, тестирование. | Коллекция плодов и семян, лупа. Крапива -жгучие волоски, барбарис или боярышник – колючки. | §31-32 | |
26 | Значение растений для животных. Комбинированный урок | 1 | Знать: о растениях – хищниках. | Уметь: характеризовать дополнительный способ питания у растений и приспособления к нему у растений- хищников. | постановка вопросов; -умение выражать свои мысли; поиск и выделение необходимой информации -применение методов информационного поиска -умение структурировать знания; оценка результатов деятельности | Организация самостоятельной работы с учебником | Составление самостоятельное 4 вопросов к параграфу учебника, коллективное обсуждение | Оценка лучших вопросов | Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников видеофрагмент фильма «Опыление растений» | §33 | |
27 | Растения-хищники Комбинированный урок | 1 | Знать основные понятия темы, причины перехода растений на хищнический образ жизни | Уметь раскрывать значение терминов «растения-хищники, растения-эпифиты; | формулирование познавательной цели; составление плана; умение анализировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, строить высказывание в устной форме; | Демонстрация фильма «Растения-хищники», организация работы с вопросами к фильму | Запись ответов на вопросы, работа с гербарными материалами, | Выборочная проверка тетрадей, оценка устных ответов | Рис., фотографии, гербарные экземпляры растений – хищников видеофрагмент фильма «экологические группы растений» | §34 Закладка опыта к пр.работе №5 | |
ТЕМА № 8 ВЛИЯНИЕ РАСТЕНИЙ ДРУГ НА ДРУГА (2 час) Личностные результаты обучения : * развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы; *развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем других естественных наук. Метапредметные результаты обучения :*овладение способами самоорганизации учебной деятельности (постановка цели, планирование личной учебной деятельности, оценка личных учебных достижений); *освоение приемов исследовательской деятельности; *формирование приемов работы с информацией; *развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации. | |||||||||||
28-29 | Влияние растений друг на друга. Комбинированный урок | 2 | Знать: виды влияния растений друг на друга. , основные понятия темы | Уметь: характеризовать типы взаимоотношений растений друг с другом: конкуренцию, корневую конкуренцию,растения-паразиты. | целеполагание; формулирование познавательной цели; составление плана; умение анализировать природные объекты, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, строить высказывание в письм. форме; знаково-символические действия | Практическая работа №5 (домашняя) «Влияние растений друг на друга» | Анализируют результаты домашних наблюдений, делают выводы, оформляют отчет в виде таблицы | ДЕМ: Растений (паразиты, полупаразиты, эпифиты, растения-лианы) Коллекция растений, фото, рисунки. | §35-36 | ||
30 | Заключение: викторина «Экология» (1час) | ||||||||||
Резервных 4 часа |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2 №1178-02):
кабинет биологии, температурный и световой режим в соответствии с нормами Сан ПиН,
материально-техническое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса в кабинете биологии:
- информационно-коммуникационных средства(справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения,);
- технических средств обучения(мультимедийное оборудование);
- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование(комплект лабораторного оборудования (штатив лабораторный, стаканы, чашки Петри, стаканы мерные, пробирки, колбы, стеклянные палочки, микроскопы, лупы и т.д.);
- натуральных объекты (необходимые коллекции и гербарии).
- цифровые образовательные ресурсы
Цифровые компоненты учебно-методического комплекса по основным разделам курса экологии в том числе обучающие, тренинговые, контролирующие.
Учебно–методический комплект:
- Примерная программа основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010.
- Учебник: А.М. Былова, Н.И. Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. Д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 1999.
- Учебник: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. I / Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012. – 136 с.: ил.
- Учебник: Андреева А.Е. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. Природоведение.5класс.- Мнемозина,2007
- Учебное пособие : Растительный и животный мир Ульяновской области: Учебное пособие для 6-9 классов общеобразовательных учреждений/Под ред. В.Д.Глебовой-Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
- Учебное пособие: Чередниченко И.П. Экология. 6-11 классы. − Волгоград: Учитель, 2010. – 165с.
- Комплекты дидактических карточек, тестов
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
- Интернет –ресурсы: bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru
Литература для учителя:
И.М.Культиасов. Экология растений: Учебник. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов – на – Дону: Феникс,1996. Город-экосистема. М.:ИГРАН,1996.
Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы: Учебн. Пособ.для вузов.СПб: Химия,1977.
Литература для учащихся:
Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов –на-Дону: Феникс; М.:Зевс,1997.
Красная книга Саратовской области. Растения, животные. Саратов: Регион.Приволж.изд-во «Детская книга»,1996.
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды: Пособ. Для учащихся. М.: Мнемозина, 1995.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл.М.: Дрофа,1997.
Экология. Школьный справочник. Ярославль: Академия развития, 1998.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология. /Авт.-сост. А.Е.Чижевский. М.: Изд-во АСТ,1997.
Интернет ресурсы :
http://bio.1september.ru
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии в 7 классе по теме: «Цветковые растения. Класс однодольные».
7 класс. Биология.Учитель – Данн Татьтяна ИвановнаТема урока: «Цветковые растения. Класс однодольные».Имя урока: «Тайны царства растений».Цели и задачи урока:Закрепить знания учащихся об отличительных...
Призкаки растений класса двудольных и однодольных растений
Проверочная работа на этапе закрепления знаний, 6 класс...
рабочая программа 6 класс по курсу "Бактерии. Грибы. Растения"
рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК под редакцией В. В. Пасечника....
рабочая программа 5 класс по ФГОС к курсу "Бактерии. Грибы. Растения"
рабочая программа разработана с учётом Федеральныхгосударственных образовательных стандартов и предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника....
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....
Конспект урока по биологии для 7 класса: Обобщение класса двудольные, характерные особенности растений класса однодольные.
Урок проводится в 7 классе ,как обобщение темы класса Двудольные.Ребята в игровой форме,вспоминают особенноти семейств,разгадывают загадки,расказывают о практическом значении представителей семейств.Т...