Конспект урока по анатомии "Дыхательная система человека" (8 класс, биология)
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Конспект урока по анатомии с использованием технологии проблемного диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnyy_dialog.docx | 34.05 КБ |
rabochaya_programma_po_ekologii_cheloveka_8_klass.docx | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация приемов технологии проблемно – диалогического обучения
на уроках биологии в 8 классе
Учитель биологии МБОУ ЕСОШ №1 – Полякова С.В.
Тема: «Дыхательная система человека»
Цели:
Обобщить знания по строению и функциям дыхательной системы человека, осознать необходимость профилактики заболеваний дыхательных путей.
Задачи образовательные:
обобщить особенности строения и функционирования органов дыхательной системы человека, механизмы голосообразования.
Задачи развивающие:
развивать умение самостоятельно формулировать и задавать вопросы, вести диалог, выстраивать проблемы и находить пути их решения, делать общие выводы по теме.
Задачи воспитательные:
воспитание ответственности за состояние своего здоровья,
воспитание корректного поведения учащихся во время диалогов и дискуссии.
Оборудование:
Таблицы « Органы дыхания», «Гигиена органов дыхания»; мультимедийный диск «Анатомия и физиология человеческого организма 1 часть», проектор, экран, компьютер; фрагменты учебного видеофильма «Анатомия физиология и гигиена человека - раздел- Дыхательная система человека».
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Постановка учебной проблемы
Создание проблемной ситуации:
- главным отличием живой природы от неживой является дыхание, объясните почему?
- какое дыхание характерно для представителей разных типов и классов животных?
Ваши предложения, ребята!
Вывод:
Результатом работы дыхательной системы является доставка воздуха с кислородом в организм, далее при помощи кровеносной системы кислород поступает в цитоплазму клеток, где участвует в реакциях, обеспечивающих организм энергией. Чем больше эффективность и крупнее объёмы воздуха для дыхания, тем больше энергии смогут получать организмы.
-А зачем нужна энергия?
Побуждающий диалог к осознанию противоречия
- Что вас удивляет в диалоге этих учеников
- Какой вопрос возникает? (побуждающий диалог)
- Итак, тема сегодняшнего урока…?
- Обобщением знаний по теме «Дыхательная система человека».
Мы сегодня постараемся обобщить все знания , полученные в рамках этой темы.
3. Демонстрация фрагментов учебного фильма «Анатомия физиология и гигиена человека, раздел- Дыхательная система человека»
3.1. Работа с плакатами у доски:
- проблемные диалоги с классом
Ученики закрепляют услышанное в видеофрагменте у доски, используя плакаты, на которых показывает носоглотку, гортань, трахею, бронхи и лёгкие.
4. Постановка учебной задачи
Условие №1
Почему, когда включают отопление в осенне-зимний период, часто увеличивается число заболеваний дыхательной системы (встаёшь утром в комнате с горячей батареей и першит горло и даже болит, может мучать кашель по ночам) ?
(Нагретый воздух сухой! А все пути дыхательные для хорошей проводимости и газообмена в тканях должны быть влажными).
Условие №2
Дыхательная система женского и мужского организма имеет единый план строения? Тогда почему же у основной массы женщин голос высокого тембра, а у мужчин низкого?
(Дело в длине и толщине голосовых связок и в строении треугольника гортани).
Условие №3
Скажите, а как человеку удаётся проглатывать крупные пищевые комки без боли, если пищевод сразу позади трахеи?
(Трахея состоит из полуколец, задняя её стенка мягкая и эластичная).
5. Поиск решения (Подводящий диалог).
Учащиеся ищут ответ на проблемные вопросы, открывают новые знания, которые можно получить через гипотезы.
Сначала гипотеза выдвигается, а потом проверяется. Выдвигаются доводы в пользу или, наоборот, в опровержение гипотезы.
6. Выражение решения
Рассуждения учащихся- фронтально, затем учитель подводит итог беседы.
7. Самостоятельная работа с учебником:
Цель: проверить уровень усвоения темы:
Найдите в тексте параграфа § 26 информацию о заболеваниях дыхательной системы,
составьте в тетради таблицу, в которой дайте характеристику этих заболеваний.
8. Подведение итогов.
- Итак, подведём итоги нашего урока. Сегодня мы не только вспомнили характеристику дыхательной системы, но и получили возможность узнать много нового.
9. Рефлексия:
Продолжите фразу сегодня на уроке…
было интересно…
Японял, что …
мне захотелось …
урок дал мне для жизни …
трудно было …
10. Домашнее задание – Основные положения главы 7.
Предварительный просмотр:
Егорлыкский район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1 ______________/ Гамова Е.Н./ Приказ от 31.08.2017 № 242 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по экологии
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 8а класс
Количество часов 3 4 часа
Учитель Полякова Светлана Викторовна
Программа разработана на основе авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: для основной школы с использованием программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.) и учебника «Экология человека. Культура здоровья». 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. 8 кл., – М.: «Вентана-Граф», – 2018г.
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии в 8а классе составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- ФГОС ООО (5-8 классы);
- Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Приказа Министерства образования Ростовской области от 19.06.2012г №566 «Об организации экспериментальной областной площадки по здоровьесбережению;
- Приказа Министерства образования Ростовской области от 04.10.2012 г № 850 «О присвоении статуса областной пилотной площадки ОУ по здоровьесбережению;
- Устава МБОУ ЕСОШ №1;
- ООП ООО МБОУ ЕСОШ №1 (5-9 классы);
- Учебного плана МБОУ ЕСОШ №1 на 2018-2019 учебный год;
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ ЕСОШ №1 (приказ от 10.06.2016 №169);
- Авторской программы И. М. Швец (Природоведение. Биология. Экология: для основной школы с использованием программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 176 с.
- Учебника «Экология человека. Культура здоровья». 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. 8 кл., – М.: «Вентана-Граф», – 2018г.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования.
Программа предлагает углубление и конкретизацию основных экологических понятий, формирование которых началось в 5 – 8 классах.
Цели:
- рассмотреть влияние условий окружающей среды на человека,
- роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Задачи:
- углубление и расширение научных знаний об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту проживания;
- ознакомление с общими экологическими законами и их применением при решении практических проблем сохранения природы родного края;
- формирование научных представлений об основных способах сохранения природы родного края;
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
- овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ ЕСОШ №1 на 2018-2019 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2018-2019 учебном году
(08.03.2019г., 01.05.2019г., 02.05.2019г., 03.05.2019г., 09.05.2019г., 10.05.2019г.), расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ №1 в условиях пятидневной рабочей недели данная программа по экологии в 8 а классе в 2018-2019 учебном году будет реализована в объёме- 33 часа.
Место и роль учебного курса
На изучение биологии в 8 классе отведено 34 часа (1 час в неделю)
В программе отводится 5 часов на лабораторные работы.
Ожидаемые результаты освоения программы:
личностные:
- овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
метапредметные:
Метапредметные результаты курса «Экология человека» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Предметные:
- называть методы изучения применяемые в экологии;
– определять основные органы человека;
– понимать смысл биологических терминов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
- уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Требования к уровню подготовки учащихся
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.
Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:
- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- выбор условий проведения наблюдения или опыта;
- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- использование дополнительных источников информациипри решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Ученик научится:
объяснять, как связаны здоровье и образ жизни; какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;
- приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;
- давать оценку диетам;
- перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- выполнения основных видов физических упражнений;
- применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;
- предупреждения переутомления;
- оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;
- уходе за больными.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека; природной и социальной среды на здоровье человека;
- объяснять последствия вредных привычек;
- давать характеристику факторам здоровья и факторам риска болезни;
-давать характеристику факторам, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;
- объяснять воздействии экологических факторов на организм человека;
Система оценки планируемых результатов
Оценивание результатов по экологии учащихся 8 класса будет производиться посредством следующих видов контроля: контрольных работ, лабораторных и практических работ, тестов, беседы по вопросам.
Содержание учебного предмета «Экология человека. Культура здоровья»
8 класс
Введение (1 ч)
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)
Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Здоровье. Здоровый образ жизни. История развития представлений о здоровом образе жизни. Из истории развития взаимоотношений человека с природой. Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.
Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды.
Лабораторная работа. Оценка состояния физического здоровья.
Проектная деятельность.
Народная мудрость гласит….(пословицы, поговорки, приметы о климате, погоде и здоровье).
II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (20 ч)
1. Вредные привычки
Вредные привычки-болезненные, пагубные пристрастия.
2. Опорно-двигательная система (
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.
Проектная деятельность.
Формирование навыков активного образа жизни.
2. Кровь и кровообращение
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.
Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.
Лабораторные работы.
Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.
Проектная деятельность.
Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
3. Дыхательная система
Правильное дыхание. Горная болезнь.
Лабораторная работа.
Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты- важный экологический фактор. Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Рациональное питание и культура здоровья. Режим питания. Диета.
Проектная деятельность.
Рациональное питание.
5. Кожа
Воздействие солнечных лучей на кожу . Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Средства и способы закаливания.
Проектная деятельность. История возникновения разных способов закаливания у народов мира.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
7. Анализаторы
Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия.
Лабораторная работа.
Воздействие шума на остроту слуха.
Проектная деятельность.
Бережное отношение к здоровью.
III. Репродуктивное здоровье
Особенности развития юноши и девушки под действием бисоциальных факторов. Проблемы взросления и культура здоровья. Гендерные роли.
Ответственное поведение как социальный фактор.
Календарно – тематическое планирование уроков экологии в 8 а классе
№№ | Тема урока | Количество часов | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
план | факт | ||||
Введение (1 ч) | |||||
1 | Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно-научного цикла. Значимость и практическая направленность курса. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 6.09 | |
Тема 1. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч) | |||||
2 (1.1.) | Здоровье и образ жизни | 1ч | Текущий контроль, лабораторная работа №1 «Оценка состояния физического здоровья.» | 13.09 | |
3 (1.2.) | История развития представлений о здоровом образе жизни | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 20.09 | |
4 (1.3.) | Из истории развития взаимоотношений человека с природой | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 27.09 | |
5 (1.4.) | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях | Текущий контроль, беседа по вопросам | 4.10 | ||
6 (1.5.) | Влияние климатических факторов на здоровье | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 11.10 | |
7 (1.6.) | Экстремальные факторы окружающей среды | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 18.10 | |
8 (1.7.) | Контрольная работа №1 «Окружающая среда и здоровье человека» | 1ч | Рубежный контроль, тест | 25.10 | |
Тема 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (20 ч) | |||||
9 (2.1.) | Вредные привычки. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 8.11 | |
10 (2.2.) | Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 15.11 | |
11 (2.3.) | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | 1ч | Текущий контроль, лабораторная работа №2 «Оценка подготовленности организма к занятиям физической культурой.» | 22.11 | |
12 (2.4.) | Иммунитет и здоровье. | 1ч | Текущий контроль, лабораторная работа №3 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета.» | 29.11 | |
13 (2.5.) | Условия полноценного развития системы кровообращения. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам. | 6.12 | |
14 (2.6.) | Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. | 1ч | Текущий контроль, лабораторная работа №4 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.» | 13.12 | |
15 (2.7.) | Правильное дыхание. | 1ч | Текущий контроль, лабораторная работа №5 «Влияние холода на частоту дыхательных движений.» | 20.12 | |
16 (2.8.) | Пища. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 27.12 | |
17 (2.9.) | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 10.01 | |
18 (2.10.) | Рациональное питание и культура здоровья | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 17.01 | |
19 (2.11.) | Воздействие солнечных лучей на кожу | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 24.01 | |
20 (2.12.) | Участие кожи в терморегуляции. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 31.01 | |
21 (2.13.) | Средства и способы закаливания. | Текущий контроль, беседа по вопросам | 7.02 | ||
22 (2.14.) | Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 14.02 | |
23 (2.15.) | Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 21.02 | |
24 (2.16) | Внешнее воздействие на орган слуха и равновесия. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 28.02 | |
25 (2.17.) | Стресс как негативный биосоциальный фактор. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 7.03 | |
26 (2.18.) | Типы высшей нервной деятельности. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 14.03 | |
27 (2.19.) | Биоритмы и причины их нарушения. Гигиенический режим сна . | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 21.03 | |
28 (2.20.) | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. | 1ч | Текущий контроль, лабораторная работа №5 «Воздействие шума на остроту слуха.» | 4.04 | |
Тема 3. Репродуктивное здоровье. Развитие организма (5 ч) | |||||
29 (3.1.) | Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 11.04 | |
30 (3.2) | Проблемы взросления и культура здоровья. | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 18.04 | |
31 (3.3.) | Промежуточная аттестация | 1ч | Итоговый контроль-тест | 25.04 | |
32 (3.3.) | Гендерные роли | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 16.05 | |
33 (3.5.) | Ответственное поведение как социальный фактор | 1ч | Текущий контроль, беседа по вопросам | 23.05 |
«Согласовано» Протокол заседания методического совета МБОУ ЕСОШ №1 от 24. 08. 2018г. № 1 ______________/Манасипова Н. Г./ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ ЕСОШ №1 24. 08. 2018 г. ______________/Манасипова Н. Г./ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему: "Положение человека в системе животного мира"
Конспект и мультимедийная презентация к уроку в 11 классе по "Общей биологии" с использованием фрагментов проблемной педагогической технологии....
конспект урока по теме "Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных."
Обучающая цель: определить место человека в системе органического мира; привести доказательства происхождения человека от животных.Развивающая цель: формировать умения доказывать свои взгл...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человек в системе экономических отношений"
Конспект урока по обществознанию для 11 класса по теме "Человк в системе экономичексих отношений"...
конспект урока "Вегетативная нервная система" 8 класс
Тема: Вегетативная нервная системаОбразовательная технология: проблемно-диалогическаяЦель: сформировать представление о значении автономной нервной системы в жизни человека, показать ...
Конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология.
конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология....