Конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Табаковская Валентина Евгеньевна

конспект урока "Природные зоны Земли". 5 класс. Биология. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Природные зоны.

Цели урока: познакомить учащихся с природными зонами Земли, расположением каждой из природных зон, особенностями растительного и животного мира в них, раскрыть причины распределения растений и животных на суше.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализаия. Мотивация.

-Одинаковые ли климатические условия на нашей планете? (нет)

-Вспомните из изученного материала на уроках географии, от чего зависит распределение тепла и света на нашей планете? (от шарообразности Земли и угла падения лучей солнечного света).

Взгляните на фотоснимки, сделанные в разных уголках нашей планеты. На одном вы увидите пышные джунгли, на другом – суровую тундру, на третьем – пустыню, томящуюся от зноя. И все это наша Земля! Такие разные портреты нашей планеты появились потому, что условия для жизни организмов в разных частях земного шара различны. Поэтому на планете сложились разные природные зоны, распространение которых зависит от распределения тепла и влаги. Предлагаю познакомиться с основными природными зонами Земли.

3.Изучение нового материала.

Запись определения в тетрадь.

Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира.

Природная зона

Природные

условия

Растительный

мир

Животный

мир

Тундра

Холодные зимы

Вечная мерзлота

Мхи, лишайники, карликовая  береза, полярная ива.

Белая сова

Белая куропатка

Северный олень

Тайга

Очень мало тепла

Вечная мерзлота

Хвойные растения: кедр, ель, лиственница

глухарь, кедровка, белка-летяга, соболь 

Смешанных  и широколиственных лесов

4 времени года, нет вечной мерзлоты

Сосна, береза, дуб, ель, рябина

Дятел, кабан, лось, жук-олень

Травянистые равнины (саванны, степи, прерии, пампасы)

много тепла, но влаги недостаточно

Травы, отдельно растущие деревья (акация).

Зебры, антилопы, львы, гиены, слоны, кузнечики,

Тропические леса

круглый год очень тепло, выпадают обильные дожди.

Пустыня

Жаркий, сухой воздух. Горячая пыльная почва

Верблюжья колючка Перекати-поле Кактусы

саксаул

Верблюд       Джейран                 Ящерица-круглоголовка.

Тундра, климатические особенности, растительный и животный мир.

В северных областях Евразии и Северной Америки и на многих прилегающих к ним островах расположена тундра. Здесь очень мало тепла, а почва скована вечной мерзлотой. Глубина промерзания почвы в некоторых районах Земли превышает 1 км. Природное сообщество тундры составляют лишайники, мхи, карликовые деревья. Животный мир представлен северным оленем, песцом, белой куропаткой, полярной совой, леммингом.

Растительный и животный мир лесов: тайги, смешанных и широколиственных.

Южнее тундры, там, где еще очень холодные зимы, раскинулась тайга. Основа природного сообщества тайги – нетребовательные к теплу хвойные деревья. Лиственница, кедровая сосна, пихта, ель образуют таежные леса, которые занимают огромные пространства. В тайге живут глухарь, кедровка, белка-летяга, соболь.

К югу от тайги, где больше тепла и совсем нет вечной мерзлоты, растут теплолюбивые лиственные деревья – клен, дуб, липа. Вместе с другими деревьями, разнообразными кустарниками, травами, грибами и, конечно, животными, они образуют смешанные и широколиственные леса. Смешанный лес – это лес, в котором в равной степени представлены хвойные и лиственные породы деревьев. А в широколиственном преобладают лиственные растения. Животные леса: кабан, землеройка, жук-олень, кукушка, сова-неясыть.

Зоны степей и саванн. Особенности их растительного и животного мира.

В районах, где много тепла, но влаги недостаточно для существования лесов, раскинулись травянистые равнины - саванны. Они есть на всех материках, кроме Антарктиды. На разных материках травянистые равнины имеют свои названия. В Южной Америке – пампа, в Северной Америке – прерии, в Евразии – степи, в Африке – саванны. Основу сообществ травянистых равнин составляют травы, хотя в саваннах встречаются и отдельно растущие деревья. Травами кормятся насекомые и крупные животные: в африканской саванне, например, антилопы и зебры. За ними охотятся хищники. Самый известный хищник африканской саванны – лев.

Условия жизни в пустыне. Приспособленность растений и животных к засушливым условиям.

-Наиболее засушливые районы земного шара заняли пустыни. Они тоже встречаются на всех материках, кроме Антарктиды. К жизни здесь приспособились немногие организмы, и все же пустынное сообщество не такое уж бедное. В пустынях Средней Азии, например, растут саксаул, песчаная осока, верблюжья колючка. Обитают насекомые – кобылки, жуки-чернотелки; пресмыкающиеся – варан, кобра, песчаный удавчик, ящерица-круглоголовка; млекопитающие – тушканчики, песчанки, джейран.

Богатство растительного и животного мира влажных экваториальных лесов.

-На карте полушарий можно увидеть две линии, опоясывающие земной шар, - Северный тропик и Южный тропик. Между ними, по обе стороны от экватора, расположен влажный тропический лес. Здесь круглый год очень тепло, выпадают обильные дожди. Эти условия особенно благоприятны для растений и животных. Поэтому влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество.

4. Итоговое закрепление.

-Какие природные Зоны мы выделили сегодня на уроке.

-Чем отличаются природные зоны?

-Итак, основные природные зоны Земли – тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, пустыни, влажные тропические леса. Их распространение на Земле зависит от климата.

5. Домашнее задание.

Учить конспект урока. Просмотр презентации. Дополнить колонки растительный и животный мир тропического леса, используя интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Природные зоны Земли .Урок природоведения в 5 классе.

В презентации на 19 слайдах  дается характеристика природных зон Земли:  Арктические и антарктические пустыни.Тундра и лесотундра.Тайга.Леса.Лесостепи и пустыни.Растительный и жив...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Конспект урока в 6 классе "Природные зоны Земли"

Интегрированный урок (география, биология). Цели урока      • раскрыть, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли...

конспект урока Природные зоны Земли 6 кл.

Конспект урока по географии...

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли»...

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Природные зоны Земли"

Технологическая карта урока по биологии 5 класс "Природные зоны Земли"...