Авторская программа внеурочной деятельности "Юный эколог-исследователь"
рабочая программа по экологии (7 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторская программа внеурочной деятельности
« Юный эколог – исследователь»
исследовательское направление
Срок реализации – 1 год.
Возраст обучающихся – 12-13 лет.
Автор: Ларина Галина Владимировна,
учитель химии и биологии
МБОУ СШ № 74.
Г. Ульяновск, 2015
Пояснительная записка
Министерство образования и науки Российской Федерации перед педагогами ставит важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
От того, каким будет общество завтра, зависит какое образование, мы дадим детям сегодня, но у обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Актуальность
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.
Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
- Сформировать экологические понятия.
- Развивать умения ухода за растениями.
- Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.
- Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.
- Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.
- Сформировать умение критически мыслить.
Принципы реализации программы:
- Научность;
- Доступность;
- Целесообразность;
- Наглядность.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся смогут:
- раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;
- обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;
- прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;
- смоделировать экологическую ситуацию;
- приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;
- аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;
- взаимодействовать в группах;
- находить необходимую информацию на различных носителях;
- демонстрировать результаты своей работы;
- соблюдать правила поведения в природе.
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование,
Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".
Тема | Всего часов | В том числе | |||
теоретич. занятия | практич. занятия | исслед. деят-ть | экскурсии | ||
1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | ||
2.Определитель флоры и фауны | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3.Гербарий растительности | 6 | 1 | 3 | 2 | |
4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ульяновской области. | 8 | 3 | 3 | 1 | 1 |
5.Особо охраняемые территории родного края. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. | 8 | 3 | 2 | 2 | 1 |
ИТОГО: | 34 | 11 | 12 | 8 | 3 |
1.Вводное занятие - 2 ч.
Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.
2. Определители флоры и фауны - 4 ч.
Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.
Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.
Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.
3. Гербарий растительности - 6 ч.
Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.
4. Редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области. - 14 ч.
Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Ульяновской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Ульяновской области.
Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ульяновской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ульяновской области".
5. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.
Теоретическая часть: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники и заказники Ульяновской области. Национальный парк «Сенгилеевские горы».
Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников и заказников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна Старомайнского заповедника). Написание реферата "Флора и фауна Старомайнского заповедника".
6.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.
Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".
Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Всего часов | Часы | УУД | Формы занятий | Формы контроля | |||
Аудитор ных | Внеауди торных | ||||||||
| |||||||||
1. | Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Собеседо вание | ||||
2 | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов. | 1 | 1 | Пр. работа | отчёт | ||||
| |||||||||
3 | Понятие об определителе флоры и фауны. | 1 | 1 | Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы. ,Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Журнал | Собеседо вание | |||
4 | Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. | 1 | 1 | Пр. работа | отчёт | ||||
5 | Работа с определителем. | 1 | 1 | Пр. работа | Собеседо вание | ||||
6 | Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга. | 1 | 1 | Экскурсия | Отчёт | ||||
| |||||||||
7 | Понятие о гербарии. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание | |||
8 | Классификация гербариев. | 1 | 1 | Демонст рация | Собеседо вание | ||||
9 | Методика и правила сбора растений. | 1 | 1 | Демонст рация | Собеседо вание | ||||
10 | Знакомство с гербариями. | 1 | 1 | Беседа | Анализ | ||||
11 | Изготовление папки для гербария. | 1 | 1 | Круглый стол | Собеседо вание | ||||
12 | Изготовление гербариев. | 1 | 1 | Акция | Творческий отчёт | ||||
| |||||||||
13 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. | 1 | 1 | Познавательные УУД поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование. Личностные УУД уметь находить ответ Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). | Беседа | Собеседо вание | |||
14 | Красная книга. Виды растений Ульяновской области, занесенных в Красную книгу. | 1 | 1 | Коллективно- творческое дело | Творческий отчёт | ||||
15 | Реликты и эндемики флоры Ульяновской области. | 1 | 1 | Круглый стол | Анализ | ||||
16 | Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. | 1 | 1 | Беседа, проект | Собеседо вание | ||||
17 | Изучение Красной книги Ульяновской области. Составление карты ареалов редких видов растений. | 1 | 1 | Беседа, проект | Собеседо вание | ||||
18 | Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Ульяновской области". | 1 | 1 | Круглый стол | Творческий отчёт | ||||
19 | Охрана растений родного края. | 1 | 1 | Агитбригада | Творческий отчёт | ||||
20 | Это должен знать каждый! | 1 | 1 | Акция | Анализ | ||||
| |||||||||
21 | Охраняемые территории, причины их организации и значение. | 1 | 1 | Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. | Беседа | Собеседо вание | |||
22 | Классификация заповедников. Заповедники и заказники Ульяновской области. Национальный парк «Сенгилеевские горы» | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | ||||
23 | Работа с зоогеографическими картами заповедников. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||||
24 | Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||||
25 | Работа с Красной книгой (флора и фауна Старомайнского заповедника). | 1 | 1 | Проект | Творческий отчёт | ||||
26 | Флора и фауна Старомайнского заповедника. | 1 | 1 | Праздник | Творческий отчёт | ||||
| |||||||||
27 | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. | 1 | 1 | Познавательн. УУД самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные УУД формирование основ гражданской идентичности личности | Круглый стол | Анкетиро вание | |||
28 | Биологические ритмы. | 1 | 1 | Встреча | Собеседо вание | ||||
29 | Растения-индикаторы. | 1 | 1 | Игра | |||||
30 | Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||||
31 | Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||||
32 | Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. | 1 | 1 | Праздник, конкурс | Творческий отчёт | ||||
33 | Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений. | 1 | 1 | Беседа | Собеседо вание | ||||
34 | Правила поведения в лесу, | 1 | 1 | Наказ | Отчёт |
Список литературы для педагога.
- В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.
- В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.
- А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.
- Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г
- Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г.
- Особо охраняемые природные территории Ульяновской области (под ред. В.В.Благовещенского). 1997г.
- Раков Н.С. Саксонов С.В. Культивируемые растения Ульяновской области. 2007 г.
- Экологическое краеведение. Ульяновская область. Книги 1, 2. 2008 г.
- Насекомые и паукообразные Ульяновской области (под ред. А.Ю.Исаева, В.В.Золотухина). 2000 г.
- Корепов М.В. Редкие виды позвоночных животных, занесенных в Красную книгу Ульяновской области. Материалы 2013 г.
- Электронная библиотека. Флора и фауна Ульяновской области http://ulrgo.ru/region/elibrary/subsection/346/
Пояснительная записка.
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для 5 классов -70часов (2часа в неделю). Преподавание кружка «Юный эколог» основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии по программе «Окружающий мир» и дополнительных сведений научного энциклопедического характера.
Актуальность кружка «Юный эколог» заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста.
Без воды, почвы, воздуха жизнь на Земле не была бы возможна. Трудно представить, чтобы все это вдруг исчезло, как случилось со многими видами растений и животных. Однако каждый должен помнить, что и вода, и почва, и воздух могут поменять свое качество. Люди в результате производственной деятельности способны сильно ухудшить состояние всех этих важнейших составных природы.
Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Нужно задуматься о том, как же сохранить эту планету ее биосферу такой, в которой люди могли бы существовать, условия которой оставались хоть мало-мальски пригодными для их жизни. А еще лучше, как сохранить эту биосферу в том же виде, который дает возможность не существовать, а жить человечеству долго и счастливо.
Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, детям необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, в людях, творениях рук человеческих.
Цель кружка – освоить основные понятия и закономерности экологии и применять эти знания при рассмотрении природных явлений. Кроме того, нужно научить детей смотреть на природу глазами эколога, и не занимаясь экологией, понимать суть окружающих нас явлений. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся,
направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, учить овладевать методами практической работы экологической направленности, обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды.
Программа кружка призвана решить следующие задачи:
- расширение экологических представлений учащихся школы, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родной Кубани;
В целом эта программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал знаний о природе, обеспечит более надежные основы экологической ответственности учащихся начальной школы.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению, к самим себе. Дети начинают также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, их деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Теория | Практика | Характеристика деятельности учащихся | Дата |
I. Выясняем, что такое экология | 4 | 2 | 2 | |||
1-2. | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. | 1 | 1 | Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя | ||
3-4. | Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. | 1 | 1 | Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске | ||
II. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | 6 | 2 | 4 | |||
5-6. | Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных | 2 | Наблюдение за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными. | |||
7-8. | Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. | 1 | 1 | Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок». | ||
9-10. | Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. | 1 | 1 | Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. | ||
III. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение . | 2 | 1 | 1 | |||
11-12. | Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. | 1 | 1 | Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. | ||
IV. Изучаем способы охраны природы | 4 | 2 | 2 | |||
13-14. | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | 1 | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
15-16. | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. | 1 | 1 | Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей | ||
V. Выясняем роль неживой природы в жизни живого. | 6 | 1 | 5 | |||
17-18. | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. | 1 | 1 | Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта | ||
19-20. | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | 2 | Прогулка «Воздух и его обитатели». | |||
21-22. | Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. | 2 | Просмотр учебного фильма. | |||
VI. Открываем жизнь в почве. | 2 | 1 | 1 | |||
23-24. | Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. | 1 | 1 | Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук». Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценирование стихотворения. Отгадывание загадок. | ||
VII. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. | 8 | 2 | 6 | |||
25-26. | Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений | 1 | 1 | Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой , определение высоты и толщины деревьев. | ||
27-28. | Знакомство с хвощами и плаунами. | 1 | 1 | Рассматривание гербарных образцов. | ||
29-30. | Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные , паукообразные | 2 | Презентация. | |||
31-32. | Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников. | 2 | Заседание круглого стола. Игра « Собери лукошко» Составление загадок о грибах. Работа по таблицам. | |||
VIII. Изучаем экологические связи в живой природе. | 8 | 1 | 7 | |||
33-34. | Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». | 2 | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее». | |||
35-36. | Сеть питания, или пищевая сеть | 1 | 1 | Составление схем сети питания | ||
37-38. | Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | 2 | Просмотр учебного фильма. | |||
39-40. | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | 2 | Конкурс рисунков «Эти удивительные животные» | |||
IX. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. | 10 | 2 | 8 | |||
41-42. | Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания | 1 | 1 | Выступление заранее подготовленных детей. | ||
43-44. | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений | 2 | Презентация | |||
45-46. | Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. | 2 | Выступление заранее подготовленных детей. Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома. | |||
47-48. | История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. | 1 | 1 | Чтение отрывков из книг Знакомство с «Книгой рекордов Гинесса» | ||
49-50. | Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам | 2 | Заочная экскурсия в Сочинский ботанический сад. | |||
X .Мастерим домики для птиц. | 2 | 2 | ||||
51-52. | Мастерим домики для птиц. | 2 | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | |||
XI. Учимся передавать свои знания другим ребятам. | 6 | 1 | 5 | |||
53-54. | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | 2 | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток | |||
55-56. | Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания. | 1 | 1 | Подготовка и планирование проведения бесед, утренников, КВН | ||
57-58. | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | 2 | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | |||
XII. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. | 4 | 1 | 3 | |||
59-60. | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека | 1 | Просмотр учебного фильма Конкурс знатоков природы | |||
61-62. | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье | 1 | 2 | Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды. | ||
XIII. Обсуждаем примеры экологических катастроф. | 1 | 1 | 1 | |||
63-64. | Загрязнение природы. | 1 | 1 | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ||
XV. Подводим итоги работы за год. | 4 | 2 | 2 | |||
65-66. | Обобщение основных теоретических знаний. | 1 | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. | ||
67-68. | Обобщение всего изученного. | 1 | 1 | Защита детских проектов на экологические темы. | ||
69-70 | Экскурсия в природу | 2 | Наблюдение за птицами, животными и насекомыми родного края. | |||
ИТОГО | 70 | 19 | 51 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Программа кружка "Шахматы"...
Авторская программа внеурочной деятельности для 3 класса по предмету "Риторика"
Внеурочная деятельность - 1 раз в неделю. программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Авторская программа внеурочной деятельности Кудрявцева Александра Павловича "Юный кадет"
Программа для начальной школы с 1 по 4 класс, разработанна с учётом возростных особенностей детей 6-10 лет....
авторская программа внеурочной деятельности «Юный историк» (Путешествие в Средневековье).
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для учащихся 6 класса . Рассчитана на 34 часа. Содержит календарно тематичес...
Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)
Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы) обучения общеобразовательных школ. Программа разработана для работы со школьниками...
Программа внеурочной деятельности "Юные музееведы" и рецензия на программу
Предназначена для учеников 5-6 классов...