авторская программа внеурочной деятельности «Юный историк» (Путешествие в Средневековье).
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для учащихся 6 класса . Рассчитана на 34 часа. Содержит календарно тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_srednie_veka.docx | 67.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа
№2 имени Б.П.Зиновьева
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МС. | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ ВСОШ №2 имени Б.П.Зиновьева |
Протокол № 1 | ______________Жеганова Т..Ю . | __________________Кузнецов Н.И. |
от « » августа 2015г. | «1» сентября 2015 г. | Приказ от 04.09.2015 № 311 |
Авторская программа внеурочной деятельности Название внеурочной деятельности: «Юный историк» Название программы: «Юный историк» (Путешествие в Средневековье). Срок реализации программы, учебный год: 2015-2016 Количество часов по учебному плану: всего 34 часов, в неделю1 час Направление развития личности: общеинтеллектуальное Вид внеурочной деятельности: кружок Возраст школьников: 12-13 лет Разработчик программы, должность: учитель истории Зубкова Нина Александровна |
Пояснительная записка
Данная программа разработана основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для реализации внеурочной деятельности обучающихся в 6 классе.
Программа «Юный историк» (Путешествие в Средневековье) имеет научнопознавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художественного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими исторического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Связь с уже существующими программами. Программа по курсу «История Родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ООП ООО школы и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» (Стандарты второго поколения) под редакцией В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2011, Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 класс. М. : Просвещение, 2010 г., Всеобщая история : 5-9 классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. : Просвещение, 2011 г. Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
Вид программы - авторская.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению европейского средневековья через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Системно-деятельностный подход осуществляется через использование таких форм организации познавательной деятельности, как творческая лаборатория, игра-путешествие, практикум, заочное путешествие.
Цель:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
познакомить детей с культурой стран Европы, России в период средневековья через активную деятельность;
способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;
познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;
формировать универсальные исторические понятия;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
развивать творческие способности. Их умения работать с красками, бумагой, картоном, пластилином.
Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории
Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:
«Становление средневековой Европы.», «Восточные славяне», «Русь в IХ-первой половине XII в», «Русь во второй половине XII—XIII в», «Образование централизованного государства», «Московское государство XVI в.». Это позволяет интегрировать знания, полученные в процессе изучения истории, с воспитанием личности среднего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем и использование приемов.
Срок реализации программы - 1 год (34 часов из расчета 1 час в неделю).
Особенности возрастной группы детей 12-13 лет.
Шестиклассники (дети 12-13 лет) характеризуются высоким уровнем познавательной активности и любознательности. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением истории края, семьи и организационных форм занятий.
Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги).
Особенность набора детей - свободная.
Сформирована группа из обучающихся 6 в класса, в составе 15 человек
Режим занятий: количество часов, выделенных на изучение курса, - 34 часа в год, количество часов и занятий в неделю - 1, один раз в неделю. Продолжительность занятий 40 мин.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, проектный, творческий, конструктивный. В курсе сочетаются творческие и интеллектуальные практики, которые формируют у школьника разные способности. Прием драматизации во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к изучению истории Древнего мира. Именно драматизация помогает детям «окунуться в эпоху», почувствовать ее особенности. Данный вид деятельности поможет преодолеть трудности в понимании учеником исторического материала.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т. д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. •
Визуализация (рисунок, лепка из пластилина и пр.) помогает воплотить образы, полученные с помощью чтения и аудирования, в рисунок и поделки из пластилина. Ученик получает навыки трансформации одного вида информации в другой. Кроме того, формируется художественный вкус, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал.
Интеллектуальная игра помогает применить полученные теоретические знания по истории Древнего мира на практике. Развивает логическое и образное мышление, память, умение находить нестандартные решения. Игра помогает школьнику ориентироваться в стрессовых ситуациях, учит взаимопомощи и развивает командный дух. Анализ письменных источников по теме дает основы для научного исследования, такие знания и умения пригодятся для школьника при любой научной работе. Решение проблемных заданий позволяет формировать умение находить нестандартные решения, активизировать познавательную деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий. Внеурочная деятельность по истории основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и фронтальная работа. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие - это практическая часть по уже изученной на уроках теме. Практическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.
Место проведения занятий.
Рекомендуется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и в библиотеке.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся.
Планируемые результаты.
Личностные:
формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельность;
осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
толерантное отношение к истории других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
творчество.
Метапредметные :
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в творческих формах;
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
понимать смысл адаптированного текста;
уметь задавать вопросы, опираясь на текст, изображения;
участвовать в диалоге;
инсценировать исторические сюжеты;
передавать историческую информацию в виде художественных образов;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
Первый уровень результатов - приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.), собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
презентаций творческих работ.
Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце реализации программы в виде естественнопедагогического наблюдения; выставки работ или презентации проектов.
|
|
|
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Становление средневековой Европы. | 10 |
3 | Восточные славяне | 2 |
4 | Русь в IХ-первой половине XII в | 6 |
5 | Русь во второй половине XII—XIII в | 5 |
6 | Образование централизованного государства | 5 |
7 | Московское государство XVI в. | 3 |
8 | Резерв | 2 |
Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводный урок 1 ч
Тема1. Средневековая Европа 10 ч.
Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.
Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..
Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.
Англия в раннее средневековье.
Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.
В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.
Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.
Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.
Тема 4. Восточные славяне (2 ч)
Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.
Тема 5. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)
Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси.
Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Тема 6. Русь во второй половине XII—XIII в. (5 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Образование самостоятельных княжеств и земель. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска..
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Тема 7. Образование централизованного государства (5 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в
Конец ордынского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. «Задонщина.
Тема 8. Московское государство XVI в. (3 ч)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в.. Военные реформы.
Внешняя политика Ивана IV.. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Опричнина.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Повторение- 2 часа
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Раздел, урок | Кол-во часов | Планируемые результаты | Методы | Виды деятельности | Примечания | |||
план | факт | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1 | 03.09 | Вводный урок | 1 | Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени | Умение определять понятия, создавать обобщения, | Формирование осознанного, уважительного отношения к истории | Беседа | Участие в диалоге | ||
2 | 10.09 | СредневековаяЕвропа. Образование варварских королевств | 1 | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего, человечества | Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; | Творческая мастерская | Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | ||
3 | 17.09 | СредневековаяЕвропа. Христианская церковь в раннее средневековье. | 1 | Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | Умение строить логическое рассуждение, умозаключение | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; | Творческая мастерская | Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации | ||
4 | 24.09 | СредневековаяЕвропа. Возникновение и распад империи Карла Великого. | 1 | Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; коммуникабельность; | Формирование личной и взаимной ответственности; | Творческая мастерская | Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мастерская ремесленника», | ||
5 | 01.10 | СредневековаяЕвропа. Англия в раннее Средневековье | 1 | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества | Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов; | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; | Творческая лаборатория | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | ||
6 | 08.10 | СредневековаяЕвропа. В рыцарском замке | 1 | Умение понимать законы «Рыцарской чести» | Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов; | Формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Игра-путешест вие, творческая мастерская | Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона ) | ||
7 | 15.10 | СредневековаяЕвропа. Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность; | Практикум | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина» | ||
8 | 22.10 | СредневековаяЕвропа. Формирование средневековых городов | 1 | Умение характеризовать условия , описывать архитектурные памятники средневековых городов | Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов; | Умение работать в группе, паре, отвечать за свои решения; коммуникабельность; формирование личной и взаимной ответственности; | Творческая лаборатория | Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из картона ) | ||
9 | 29.10 | СредневековаяЕвропа. Горожане и их образ жизни | 1 | Умение характеризовать образ жизни, занятия людей населявших города | Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов; | умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Заочное путешествие | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина | ||
10 | 12.11 | СредневековаяЕвропа. Крестовые походы Католическая церковь и еретики | 1 | Умения работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Творческая лаборатория | Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь». «Духовно-рыцарские ордена « | |||
11 | 19.11 | СредневековаяЕвропа. Культура Западной Европы | 1 | Умения работать с историческими источниками , текстом учебника и историческими документами | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. владение сведениями о поворотных моментах в истории | Толерантное отношение к истории других стран; | Творческая лаборатория | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | ||
12 | 26.11 | Восточные славяне. Происхождение восточных славян | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. | Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов; | Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства | Заочное путешествие | Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина) | ||
13 | .Восточные славяне: строй занятия, соседи | Уметь правильно читать не сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду. | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. | Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства | Творческая лаборатория | Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов | ||||
14 | 03.12 | Русь в IХ-первой половине XII в Формирование древнерусского государства | 1 | Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. владение сведениями о поворотных моментах в истории | воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности | Творческая лаборатория | Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)» | ||
15 | 10.12 | Первые киевские князья | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач. владение сведениями о в истории материальной и духовной культуры России. | Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Ролевая игра | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги» | ||
16 | 17.12 | Князь Владимир Святославович Принятие христианства | 1 | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Владимира Святого | Владение сведениями о поворотных моментах в истории Российского государства и наиболее значимых событиях в истории материальной и духовной культуры России. | Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Устный журнал (выступления с презентациями) | Групповые информационные проекты по темам: «Русь и Византия », «Принятие христианства: легенды и факты» | ||
17 | 24.12 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности | Способность регулировать собственную деятельность. владение основами нравственного поведения. | Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Игра-путе шествие | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особенности архитектуры Древней Руси», | ||
18 | 14.01 | Культура Древней Руси IX – XII вв. | 1 | Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; | Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание | Практикум | Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей литературных памятников | ||
19 | 21.01 | Русь во второй половине XII—XIII в Начало раздробления Древнерусского государства | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в | Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Интерактивная экскурсия | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», | ||
20 | 28.01 | Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; | Беседа | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д. | ||
21 | 04.02 | Нашествие с Востока | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов; | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности | Сообщения | Индивидуальная творческая работа с опорой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани; «Подвиг Е..Коловрат» Оборона Козельска «Битва на Сити» | ||
22 | 11.02 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; | Творческая лаборатория | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Ледовое побоище» «Невская битва» «Александр Невский» | ||
23 | 18.02 | Русь и Золотая Орда | 1 | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Ордыы | Умения инсценировать исторические сюжеты; передавать историческую информацию в виде художественных образов; | Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Презентация | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде», | ||
24 | 25.02 | Культура русских земель в XII - XIII вв. | 1 | Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества | Интерактивная экскурсия | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Путешествие в новгород» «Золотое кольцо Рос сии» | ||
25 | 03.03 | Образование централизованного государства. Роль Московского княжества в объединении русских земель | 1 | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству | Творческая лаборатория | Сбор, анализ и представление информациив в виде схем | ||
26 | 10.03 | . Куликовская битва. | 1 | Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; | Творческая лаборатория | Работа в группах по представлению сюжетов на темы: «Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска» | ||
27 | 17.03 | Московское княжество и Литва | 1 | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Литвы | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества | Диспут | Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации. | ||
28 | 24.03 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | 1 | Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; | Интеллектуальная игра | Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д | ||
29 | 07.04 | Московское государство в конце XV- начале XVIвв | 1 | Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; | Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества | Викторина, презентация | Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисунков» Герба, стягов , аппликаций, макетов из пластилина). | ||
30 | 14.04 | Московское государство XVI в Реформы Избранной рады. | 1 | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её | Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности | Сообщения | Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян н» (выполнение рисунков, аппликаций, макетов из пластилина). Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери аппликацию», «Реши задачу» и т. д | ||
31 | 21.04 | Опричнина | 1 | Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности | Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности | Дискуссия | Участие в дебатах, аргументированное выступление, использование различных источников. | ||
32 | 28.04 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в | Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности | презентация | Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные). «Ливонская война» «Присоединение Казани» «Покорение Сибири Ермаком « | ||
33 | 12.05 | 1 | Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в | Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; | Викторина, интерактивная экскурсия | . Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», исторический лабиринт и др. | |||
34 | 19.05 | 1 | Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; | Защита проектов | Участие в обсуждении , аргументированное выступление, |
Учебно-методическое обеспечение
- ФГОС: Основное общее образование - http://standart.edu.ru
- Программы внеурочной деятельности «Юный историк» (по следам Древнего мира). Под ред. М.А. Десятниковой ,Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.
- Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.
- 3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности школьников. Игра. Досуговое общение [Текст] : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев Д.В. , Куприянов Б.В.) М. Просвещение 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. История - http://standart.edu.ru
- Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая программа - М., Просвещение, 2009 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Рабочая программа - М., Просвещение, 2011 г.
- Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.
- Поурочные планы по истории России. 7 класс. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Москва , «Просвещение», 2012 г.
- Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
- Интерактивное наглядное пособие по истории России .6 класс.
- Интерактивное пособие истории России
- DVDдиск. по истории средних веков и истории России
- Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Юный историк"
Аннотация к программе внеурочной деятельности по истории "Юный историк" Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с но...
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории для 7 класса "Юный историк"
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ЮНЫЙ ИСТОРИК»
1. Пояснительная запискаРабочая программа по истории для учащихся 7 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российск...
Внеурочная деятельность. "Юный историк"
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по истории древнего мира....
Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"
Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"...
Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"
Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя", подготовленной кафедрой специальных исторических дисциплин и методики преподавания исто...