Образовательная программа "Зелёные друзья"
элективный курс по экологии (6 класс) на тему
Программа "Зелёные друзья" предназначена для трудового и эстетического воспитания детей, для знакомства детей с волшебным миром растений, для воспитания у детей интереса и бережного отношения к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Зеленые друзья- это программа для знакомства детей с волшебным миром растений. | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Авторская программа «Зелёные друзья» предназначена для трудового и эстетического воспитания детей, для знакомства детей с волшебным миром комнатных растений, для воспитания у детей интереса и бережного отношения к к окружающей природе.
Содержание программы позволяет изучить процесс становления и формирования фундаментальных ботанических и биологических понятий, развитие которых будет продолжено на последующих этапах школьного обучения.
С глубокой древности и до наших дней цветы пользуются неизменной любовью у всех народов. У нас цветы прочно вошли в быт. Мы покупаем их не только в дни торжеств и семейных праздников, а всегда, когда они есть. В связи с этим возрастает, спрос на комнатные растения, все больше возникает вопросов по их разведению и уходу за ними.
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек»
(Г.Х. Андерсен)
Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие качества человеческого характера.
С комнатными растениями довольно тесно связан духовный мир человека. Комнатные растения - превосходный живой материал, который можно успешно использовать и для образования, и для воспитания детей. И что особенно важно, этим можно заниматься круглый год.
Создавая программу «Зелёные друзья» мне захотелось, чтобы ребята как можно больше знали о комнатных растениях, чтобы любили их
удивительную способность украшать наш быт и создавать уют и тепло в доме, здоровые гигиенические условия. Чтобы дети знали не только название комнатного растения, но и его родину, биологические особенности, потребность в питательных веществах, воде и свете.
Основная направленность программы характеризуется обращенностью к воспитанникам, поиску активизации и стимулированию их познавательной и исследовательской деятельности и отвечает основным положениям Конституции РФ и Международной конвенции о Правах ребенка.
Актуальность
Программа предусматривает индивидуальный подход при изучении тем учебного курса. В зависимости от интереса детей руководитель кружкового объединения определяет количество часов отведенных на ту или иную тему. Внимание акцентируется на развитие ученика, формирование его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления, на развитие биологической грамотности.
Занимаясь по программе «Зелёные друзья» школьники найдут все ценное.в области разведения комнатных растений, узнают об индивидуальных особенностях и их жизненных потребностях. Программа поможет узнать удивительную способность растений украшать наш быт и создавать уют и тепло в доме, воспитать трудолюбие, привить эстетический вкус.
Занятия в объединении «Зелёные друзья» позволяют начать процесс формирования фундаментальных биологических и экологических понятий, воспитать всесторонне развитую личность, способную жить в гармонии с окружающей нас природой.
Цель образовательной программы «Зелёные друзья»:
- формирование у учащихся определенного минимума знаний в области комнатного цветоводства;
- изучение биологических особенностей комнатных растений, на основе персонифицированного подхода;
- закрепление знаний по многим вопросам курса ботаники;
- использование накопленных знаний в жизни, формирование экологической культуры детей.
Задачи образовательной программы «Зелёные друзья» 1-го года обучения
Образовательные:
- изучение комнатных растении;
- формирование понятий о взаимосвязи живых организмов на земле.
■
Воспитательные:
- воспитание любви и бережного отношения к природе;
- воспитание чувства прекрасного по отношению ко всему живому на земле,
- воспитание эстетического мышления на основе знаний о комнатных растениях;
Развивающие:
- развитие научного мировоззрения, самостоятельного и заботливого отношения к природе;
- умения и навыки наблюдения и исследования.
Задачи образовательной программы «Зелёные друзья» 2-го года обучения
Образовательные:
- развитие основ экологического мышления;
- развитие бережного отношения к природе;
- обучение воспитанников практической и исследовательской
деятельности.
Воспитательные:
- приобщение детей к самостоятельной познавательной деятельности;
- привитие трудовых навыков.
Развивающие:
- создание условий для гармоничного, всестороннего развития личности;
- для равного проявления кружковцами своих способностей.
Отличительные особенности
Данная программа отличается от других программ по структуре, содержанию и времени, отведенному на изучение сходных тем. Весь ботанический материал и сведения о комнатных растениях изучается в течение одного Учебного года и построен с учетом развития основных биологических понятий. Содержание данной программы является логическим продолжением изучения курсов природоведения и ботаники и является основой для изучения
последующих курсов биологии.
Программа поможет учащимся интересней и лучше усваивать учебный материал, систематизировать свои знания и проявлять их в действии, применять на практике. Программа направлена на развитие общения с природой и имеет целью развитие у детей эстетической и экологической культуры, воспитание трудолюбия.
Программа знакомит с группами комнатных растений, их многообразием, условиями их жизни, родиной, с их биологическими особенностями и декоративными качествами, со способами их размножения.
Программа позволяет научить школьников правильно размещать растения в классной комнате или в своей квартире.
подбирать и
Возраст участвующих в реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 6-х - 7-х классов. Дети получают те знания о комнатных растениях, которые в дальнейшем будут им полезны при изучении биологических дисциплин в школе, в жизни.
Сроки реализации программы
Программа «Зелёные друзья» состоит из 144 учебных часов 1-й год обучения и из 144 учебных часов 2-й год обучения.
Формы и режим занятий
Занятия с воспитанниками организуются два раза в неделю: 2 часа
теоретических и 1 час практический. Теоретические занятия проводятся со
всей группой, практические - с половинным составом группы.
Специфика программы основывается на занимательности материала
(живые объекты - комнатные растения) и предусматривает использование
разных методов и приемов в комплексе в работе по ознакомлению детей с
многообразием комнатных растений, с уходом за ними и их выращиванием:
занятия-путешествия, экскурсии по кабинету цветоводства, экскурсии в
природу, конкурсы и викторины.
На занятиях используются активные формы познавательной деятельности: обсуждение сообщений, докладов, рефератов, проведение викторины, встречи с учеными, участие в познавательных играх.
На занятиях в кружковом объединении используются различные методы обучения, такие как: словесный (объяснение, лекция, доклад, диалог, консультация, беседа), наглядный (рисунки, плакаты, фотографии, таблицы, живые 'объекты и демонстрационные опыты), метод наблюдения (запись наблюдений, зарисовки), исследовательский (постановка и проведение опытов, эксперименты, лабораторные занятия), метод проблемного обучения (эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, определений, терминов), метод игры (дидактические, развивающие, познавательные, игра-конкурс, игра-путешествие, игры на развитие внимания и памяти) и т.д.
Использование этих методов и приемов в работе кружкового объединения позволяет быстро в увлекательной форме запоминать и усваивать детям те или иные названия комнатных растений, их биологические особенности, методы и способы выращивания, заложить у детей биологические и экологические понятия.
Для поддержания и развития интереса к изучению комнатных растений используются такие приемы обучения: демонстрация натуральных объектов -
комнатных растений, гербарных экземпляров растений, таблиц, демонстрация опытов с комнатными растениями, демонстрация кинофильмов.
Все это способствует активизации познавательной деятельности детей, лучшему усвоению ими учебного материала.
Живые объекты - неотъемлемая часть каждого занятия. Каждая тема занятий; подчинена задаче трудового и эстетического воспитание детей.
На занятиях раскрывается связь комнатных растений с внешней средой,
условиями произрастания. При изучении каждой группы растений
осуществляется природоохранное воспитание детей.
Ознакомление с декоративными растениями дает очень большую возможность для эстетического воспитания детей.
■Ожидаемые результаты
- I
- приобретение и углубление знаний о комнатных растениях и их биологических особенностях;
- развитие умений и навыков по уходу за комнатными растениями;
• формирование основ экологического, эстетического, нравственного и
трудового воспитания;
- приобретение навыков постановки опытов и экспериментов с другими биологическими объектами;
- научиться понимать связь растений с внешней средой;
- формирование умений выполнять творческие задания, обобщать итоги проведенной работы;
- приобретение навыков самостоятельной работы.
27 | Руккуленты | 3 | ||||
28 | Кактусы | 3 | ||||
29 | Лесные кактусы | 3 | ||||
30 | Русты иные кактусы | 3 | ||||
31 | Итоговое занятие. Организация выставки Суккулентов. | 3 | ||||
Тема 5. Садовые земли для комнатных растений. 9 часов. | ||||||
32 | Садовые земли для приготовления почвенных смесей для комнатных растений. | 3 | ||||
33 | «Перевалка» комнатных растений | 3 | ||||
34 | Итоговое занятие. Индивидуальное задание - пересадка комнатного растения. | 3 | ||||
Тема 6. Сохранение и обогащение коллекции комнатных растений 12 часов. | ||||||
35 | Размножение комнатных растений семенами | 3 | ||||
36 | Значение размножения растений черенками. Правила черенкования растений | 3 | ||||
37 | Условия, необходимые для укоренения черенков | 3 | ||||
38 | Итоговое занятие. Демонстрация результатов опытов по размножению растений. | 3 | ||||
Тема 7. Уход за комнатными растениями. 24 часов. | ||||||
39 | Требования комнатных растений к условиям произрастания | 3 | ||||
40 | Питание комнатных растений | 3 | ||||
41 | Правила удобрения комнатных'растений | 3 | ||||
42 | Ошибки ухода за комнатными растениями | 3 | ||||
43 | Обрезка комнатных растений, формирование кроны | 3 | ||||
44,45 | (Насекомые - вредители комнатных растений. Меры борьбы с ними | 4 | 2 | |||
46 | Итоговое занятие. Изготовление наглядных пособий, таблиц по [правилам ухода. | 3 | ||||
Тема 8. Открытое мероприятие. | ||||||
47 Интервью с комнатными растениями. | 2 | 1 | ||||
Тема 9. Подведение итогов работы кружкового объединения. 3 часа | 1 | 2 |
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
«Зелёные друзья»
1-й год обучения
Учебная тема | теорети ческих | практи ческих | |
Тема 1. Мир комнатных растений. 18 часов | |||
1 | Организационное занятие | 3 | |
2 | Общее представление о комнатных растениях, их роль в жизни человека. Комнатное цветоводство как наука | 3 | |
3,4 | Зелёные спутники человека. Лечебные свойства комнатных растений. | 4 | 2 |
5 | Работа по определению комнатных растений. Паспортизация растений. | 3 | |
6 | Итоговое занятие | 3 | |
Тема 2. Красивоцветущие комнатные растения 36 часа. | |||
7 | Многообразие комнатных растений. | 3 | |
8 | Цветущие комнатные растения. | 3 | |
9 | Семейство Мальвовые. | 3 | |
10,11 | Семейство Амарилисовые. | 4 | 2 |
12,13 | Семейство Бегониевые. | 4 | 2 |
14,15 | Семейство Геснериевые. | 4 | 2 |
16 | Семейство Первоцветные | 3 | |
17 | Семейство Гераниевые | 3 | |
18 | Итоговое занятие | 3 | |
Тема 3. Декоративно-лиственные растения. 24 часов. | |||
19 | Декоративно-лиственные растения. | 3 | |
20 | Семейство Ароидные. | 3 | |
21 | Семейство Лилейные. | 3 | |
22,23 | Семейство Пальмовые. Ложные пальмы. | 4 | 2 |
24,25 | Папоротники. | 4 | 2 |
26 | Итоговое занятие | 3 | |
Тема 4. Кактусы и суккуленты. 15 часов. | |||
Содержание образовательной программы.
1-й год обучения
Тема 1. Мир комнатных растений. 18 часов.
1. Организационное занятие. 3 часа.-теорет
Содержание: Знакомство с кабинетом цветоводства, расписанием занятий, правилами поведения, обсуждение плана работы кружкового объединения, распределение индивидуальных и групповых заданий. Диагностика, анкетирование, выявление уровня сформированности знаний и биологических понятий у воспитанников.
2. Общее представление о комнатных растениях, их роль в жизни
человека. Комнатное цветоводство как наука.3 часа.-теорет
Содержание: Удивительный мир комнатных растений. Знакомство с историей комнатного цветоводства, с различными группами комнатных растений. Увлечение людей комнатными растениями, их происхождение. Состояние отечественного цветоводства как науки. Санитарная, эстетическая роль комнатных растений в жизни человека.
3, 4. Зеленые спутники человека - кто они? 6часа./4 час-теория, 2-час практика/
Содержание: Понятие об основных группах комнатных растений. Как возникли названия комнатных растений. Работа с литературой.
5. Работа по определению комнатных растений. Паспортизация
растений. 3 часа.-практ
Содержание: Знакомство с приемами определения комнатных растений с использованием научно-популярной литературы:
- Определение растений из группы красивоцветущих комнатных растений.
- Определение растений из группы декоративно цветущих комнатных растений.
- Определение растений из группы кактусов и суккулентов.
6. Итоговое занятие. 3 часа.-практ
Содержание: Выполнение индивидуального задания: Подготовка сообщения (доклада) о любимом комнатном растении. Проведение викторины.
Тема 2. Красивоцветущие комнатные растения. 36 часа.
7. Многообразие комнатных растений. 3 часа.-теорет
Содержание: Общая характеристика основных групп комнатных растений, климатические и экологические условия обитания.
8. Цветущие комнатные растения. 3 часа.-теорет
Содержание: Общая характеристика группы «Цветущие комнатные растения». Биологические особенности. Использование красивоцветущих комнатных растений.
9. Семейство Мальвовые. 3 часа.-теорет
Содержание: Характеристика отдельных представителей этого семейства.
Абутилон - комнатный клен. Содержание, уход, размножение.
10,11. Семейство Амариллисовые. 6 час./4 час теорет, 2 час-практ/
Содержание: Характеристика отдельных представителей этого семейства.
Гиппеаетрум гибридный. Лилия амазонская. Биологические особенности, размножение. Выгонка луковичных растений.
12,13. Семейство Бегониевые. 6 часа. /4час теорет, 2 час-практ/
Содержание: Характеристика отдельных представителей этого семейства. Биологические особенности, размножение Бегонии Мэсона и Бегонии Рекс.
14,15. Семейство Геснериевые. 6 часа. /4 час теорет, 2 час-практ/
Содержание: Характеристика Сенполии (Узамбарская фиалка). Происхождение, размножение, содержание.
16. Семейство Первоцветные. 3 часа.-теор
Содержание: Характеристика Примулы (Первоцвет). Биологические особенности.
17. Семейство Гераниевые. 3 часа.-практ
Содержание: Характеристика различных видов Пелларгоний. Биологические особенности, использование в парфюмерной промышленности, размножение и уход.
18. Итоговое занятие. 3 часа.-практ
Постановка опытов с красивоцветущими комнатными растениями. Оформление дневников наблюдения.
Тема 3. Декоративно-лиственные растения. 24 часов.
19. Декоративно-лиственные комнатные растения. 3 часа.-теорет
Содержание: Общая характеристика группы декоративно-лиственных комнатных растений. Биологические особенности. Использование в интерьерах.
20. Семейство Ароидные. 3 часа. -теорет
Содержание: Характеристика Антуриума Андрэ, Монстеры деликатесной. Биологические особенности. Размножение и содержание.
21. Семейство Лилейные. 3 часа
теорет
Содержание: Характеристика отдельных представителей: Аспарагуса, Аспидистры. Биологические особенности. Размножение и содержание.
22, 23. Семейство Пальмовые. Ложные пальмы. 6 час./4 часа-теорет, 2 часа – практ/
Содержание: Краткий экскурс в историю. Биологические особенности. Уход за любимей экзотикой. Характеристика Диффенбахии, Драцены, Юкки, Пандануса, Корделины. Биологические особенности, содержание.
24,25 . Папоротники. 6 час. /4 часа-теорет, 2 часа – практ/
Содержание: Общая характеристика группы, биологические особенности. Характеристика отдельных видов.
26. Итоговое занятие по декоративно-комнатным растениям. 3 часа.-практ
Содержание: Экскурсия в оранжерею. Письменный отчет об экскурсии.
Тема 4. Кактусы и суккуленты. 15 часов.
27. Руккуленты. 3 часа.-практ
Содержание: Общая характеристика растений группы. Биологические особенности. Использование в интерьере.
28. Кактусы. 3 часа. –теор.
Содержание: Характеристика отдельных представителей группы.. История. Размножение.
29. Лесные кактусы. 3 часа.-теорет
Содержание: Характеристика. Биологические особенности. Размножение. Уход. Зигокактус, Рапсалидопсис усеченная.
30. Пустынные кактусы. 3 часа.-теорет
Содержание: Характеристика пустынных кактусов. Размножение.
31.Итоговое занятие. 3 часа.-практ.
Содержание: Организация выставки Суккулентов.
Тема 5. Садовые земли для комнатных растений. 9часов.
32. Садовые земли для приготовления почвенных смесей для комнатных растений. 3 час теор
Содержание: Состав, влагоёмкость, кислотность, плодородие.
33. «Перевалка» комнатных растений 3 часа.-практ.
Содержание: : безболезненный способ пересадки растений, которым мал горшок.
34. Итоговое занятие. индивидуальное задание - пересадка комнатного
растения. 3 часа.-практ
Содержание: значение пересадки, корни,стебли и листья.
Тема 6. Сохранение и обогащение коллекции комнатных растений 12 часов.
35. Размножение комнатных растений семенами 3 часа-теорет
Содержание: деление, отводки, черенкование, размножение семенами, спорами.
36. Значение размножения растений черенками. Правила черенкования растений 3 часа -теорет
37. Условия, необходимые для укоренения черенков 3 часа-практ
Содержание: укореняемость черенков, вода, почва.
38. Итоговое занятие.
Демонстрация результатов опытов по размножению
растений. 3 часа – практ
Содержание: спец.субстраты, стимуляторы роста, сроки черенкования.
Тема 7. Уход за комнатными растениями. 24 часа.
39. Требования комнатных растений к условиям произрастания 3 часа
-теор
Содержание: среда обитания, уход, вредители.
40. Питание комнатных растений 3 часа –теор.
Содержание: основные элементы минерального питания, макро-и-микроэлементы.
41. Правила удобрения комнатных растений. 3часа –практ.
Содержание: использование удобрений, гидропоника.
42. Ошибки ухода за комнатными растениями 3 часа – практ.
Содержание: уход и ошибки ухода.
43. Обрезка комнатных растений, формирование кроны 3 часа – практ.
Содержание: санитарная, омолаживающая и формирующая обрезка.
44,45. Насекомые - вредители комнатных растений. Меры борьбы с ними.
6 часов /4ч.-теор, 2ч.-практ/
Содержание: методы обработки растений, использование нескольких разных препаратов.
46. Итоговое занятие.
Изготовление наглядных пособий, таблиц по правилам ухода. 3часа-практ.
Содержание: изготовление наглядных пособий
Тема 8. Открытое мероприятие.
47. Интервью с комнатными растениями. 3 часа /2ч.теор.,1 ч.практ/
/интеллектуальная игра/
Тема 9. Подведение итогов работы кружкового объединения.
3часа /2ч.теор, 1ч практ/
Всего 144 ча
Методическое обеспечение программы Условия реализации программы
Для реализации данной программы нами собран богатый учебный и методический материал. При разработке программы мы проводили консультации с учителями биологии, собирали необходимый наглядный материал - живые объекты, гербарные экземпляры растений, таблицы, карты «Родина комнатных растений». Комнатные растения - неотъемлемая часть каждого занятия. В кабинете произрастают растения разных климатических зон и условий содержания. Имеется богатый раздаточный материал для изучения тем, самостоятельных работ, подготовки докладов и осуществления контроля знаний и умений учащихся. Для развития интереса к изучению комнатных растений разработан цикл экскурсий, игр, заочных путешествий, интервью с комнатными растениями, загадки о комнатных растениях, которые помогут развить наблюдательность, интерес к природе, сообразительность и находчивость. Все это способствует доброжелательным отношениям в коллективе, здоровой конкуренции, повышению самооценки личности ребенка.
Тема 1. Мир комнатных растении.
Формы занятий: теоретические и практические, экскурсии, творческие работы! групповые и индивидуальные занятия, тестирование.
Методы и средства обучения: словесный, наглядный, исследовательский, живые объекты - комнатные растения, таблицы, учебная литература, анкеты, карта «Родина комнатных растений», дидактический материал, таблицы для мониторинга.
Подведение итогов: проведение викторины, заслушивание докладов о любимом комнатном растении, мониторинг обучения воспитанников по данной теме.
Тема 2. Красивоцветущие комнатные растения.
Формы занятий: тема предусматривает использование разных методов и приемов в комплексе: занятия-игры, занятия-путешествия, заочные экскурсии, конкурсы и викторины, эвристические беседы, рассказы.
Методы и средства обучения: плакаты, набор открыток, таблицы, коллекция комнатных растений, видеофильмы, методическая разработка «Удивительные растения рядом».
Подведение итогов: постановка опытов с луковичными комнатными растениями (гиппеаструм гибридный), оформление дневников наблюдений.
Подведение итогов: изготовление памятки по пересадке «перевалке» комнатных растений.
Тема 7. Сохранение и обогащение коллекции комнатных растений.
Формы занятий: практическое занятие -демонстрация и анализ результатов опытов по размножению комнатных растений.
Методы и средства обучения: наглядный, словесный, практический.
Подведение итогов: постановка опытов с комнатными растениями: размножение фиалок, бегоний, розана китайского, сансевьеры, фуксии.
Тема 8. Уход за комнатными растениями.
Формы занятий: практические и теоретические, самостоятельная работа, беседа «Поможем зеленым друзьям».
Методы и средства обучения: словесный, практическая работа по уходу
за растениями.
Подведение итогов: диагностика комнатных растений.
Тема 9. Открытое мероприятие.
Заочное путешествие «Интервью с комнатными растениями».
Методы и средства обучения: словесный, эвристическая беседа, викторина, наглядный, практический.
Подведение итогов: проведение викторины, награждение участников и победителей.
Тема 10. Подведение итогов кружкового объединения.
Формы занятий: практическое занятие.
Средства обучения: демонстрация выращенных растений.
Подведение итогов: отчеты юннатов о выполнении индивидуальных заданий, проверка дневников наблюдений, организация вы
ставки лучших работ.
Ожидаемые результаты:
Занимаясь в кружковом объединении «Зелёные друзья» кружковцы третьих - седьмых классов познакомились с многообразием комнатных растений, научились выращивать их в зависимости от их биологических особенностей. Научились правильно размещать комнатные растения, определять: какие из них относятся к растениям для окон северной ориентации, а какие для окон южной ориентации; ставить опыты по семенному и вегетативному размножению, приобрели навыки по уходу за комнатными растениями, усвоили |биологические и экологические понятия.
Кружковцы имеют представление о питании комнатных растений, о составлении питательных смесей. С помощью кружковцев проведено озеленение школьных классных комнат. Дети активно занимались этой работой, озеленили холлы и классы коррекционной школы. Приняли активное участие в проведении выставке «Удивительные растения рядом», провели праздник «Путешествие с комнатными растениями». Было проведено много конкурсов и викторин, связанных с комнатными растениями, выучили много загадок.
Дети узнали о лечебных свойствах комнатных растений, все они с удовольствием занимались в объединении. Во время летних каникул дети выращивают рассаду и высаживают на школьных клумбах .
Литература для обучающихся:
1
2 3 4
Биггс М. «Цветы в интерьере», ВНЕШСИГМА, 1997.
Вакуленко. «Декоративное садоводство», М.; Просвещение, 1982.
Верзилин Н. «По следам Робинзона», Детгиз, 1946.
Верзилин Н. «Путешествие с домашними растениями», М.; Педагогика-Пресс, 1995.
4. Воронцов В. «Уход за комнатными растениями», Ц.\ Фитон-плюс, 2002.
5. 6. 7.
.
Грсдерфер М. «Все о комнатных растениях», М.; ЭКСМО-пресс, 2002.
Капранова Н. «Комнатные растения в интерьере», М.; 1989.
Киреева «Советы цветоводам», Центрально-черноземное книжное
издательство, Воронеж; 1975.
Литература для педагога:
1.Китаева «Цветы для букета», Московский рабочий; 1989.. Ю.Кпинковская Hj «Комнатные растения», М.; Просвещение, 1986.
2. Красиков С. «Легенды о цветах», М., Молодая гвардия; 1990.
3.Левданская «Комнатное цветоводство», Минск; 1963.
4.Ордынская^. «Комнатные растения», М.; АСТ-пресс книга, 2003.
5.Плешаков А. «Природа», Вентана-граф; 1996.
6.Селевко Г.Н. «Современные образовательные технологии», Народное
образование, 1998. 16.ХейтсХ. «В мире цветов» ЗООГ^МТА; 1996. 7.Хессайон Д. «Все о комнатных растениях», М.; Кладезь-букс, 2002.
8.Юхимчук Д. «Комнатное цветоводство», Киев; 1985.
9. Биология (приложение к журналу «Первое сентября») №4,7,11,12,13 -
1996; №6,9,17-1998.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
«Зелёные друзья»
2-й год обучения
Учебная тема | теорети ческих | практи ческих | |
Тема 1. Мир растений. 21 часов | |||
1 | Цветоводство как наука | 3 | |
2 | Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека | 3 | |
3 | Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений. | 1 | 2 |
4 | Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. | 1 | 2 |
5 | Биологические особенности комнатных растений. | 1 | 2 |
6 | Сбор семян многолетников | 2 | 1 |
7 | Экскурсия на участок любителя-цветовода. | 3 | |
Тема 2. Декоративные деревья и кустарники в комнатном цветоводстве. 33 часов. | |||
8 | Виды декоративных деревьев и кустарников. | 3 | |
9 | Биологические особенности. | 2 | 1 |
10 | Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород. | 1 | 2 |
11 | Цветущие: Гортензия, барбарис. Сбор , хранение. | 1 | 2 |
12 | Жасмин, жимолость. Сбор , хранение. | 1 | 2 |
13 | Рододендрон, сирень. Сбор , хранение. | 1 | 2 |
14 | Хвойные: Ель, лиственница. Изготовление наглядных пособий. | 1 | 2 |
15 | Можжевельник, туя. Изготовление наглядных пособий. | 1 | 2 |
16 | Раннецветущие кустарники. | 2 | 1 |
17 | Красивоцветущие кустарники. | 2 | 1 |
18 | Значение растений в доме. | 2 | 1 |
Тема 3. Уход за растениями. 36 часа. | |||
19 | Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха. | 3 | |
20 | Ошибки ухода за комнатными растениями. | 2 | 1 |
21 | Виды ухода за комнатными растениями. | 1 | 2 |
22 | Значение перевалки и пересадки для роста и развитии растений | 1 | 2 |
23 | Размещение растений их требованиям к освещению, температуре. | 2 | 1 |
24 | Садовые земли для приготовления почвенных смесей комнатных растений. | 1 | 2 |
25 | Приготовление почвенных смесей. Проведение работ. | 2 | 1 |
26,27 | Вредители комнатных растений. | 4 | 2 |
28 | Выращивание комнатных растений на разных почвах. | 1 | 2 |
29 | Перевалка комнатных растений. | 2 | 1 |
Тема 4. Вегетативное размножение. 21 часов. | |||
30,31 | Значение размножения черенками. | 2 | 4 |
32 | Подготовка почвы, черенкование комнатных растений. | 3 | |
33 | Условия необходимые для окоренения черенков. | 2 | 1 |
34 | Наблюдения за черенками, уход. | 3 | |
35 | Правила черенкования и пересадка. | 1 | 2 |
36 | Выявление лучших субтратов для укоренения. | 3 | |
Тема 5. Семенное размножение комнатных растений. 27 часов. | |||
37 | Характерные особенности семенного размножения. | 2 | 1 |
38 | Бегонии, размножение семенами. | 1 | 2 |
39 | Глоксинии, особенности посева, уход. | 1 | 2 |
40 | Кактусы, уход,размножение. | 1 | 2 |
41 | Пальмы, выращивание из семян. | 1 | 2 |
42 | Хвойные растения, семена с плохой всхожестью. | 2 | 1 |
43 | Значение семенного размножения растений. | 2 | 1 |
44 | Правила черенкования. | 1 | 2 |
45 | Итоговое занятие. Семенное размножение. Изготовление наглядных пособий. | 3 | |
Тема 6. Открытое мероприятие. | |||
46 | Праздник Цветов | 3 | |
Тема 7. Подведение итогов работы объединения. 3 часа. | 3 |
Содержание образовательной программы.
2-го года обучения
Тема 1. Мир растений. 21 час.
1.Цветочно-декоративные растения. 3часа./теорет/
Содержание: Многолетние цветочно-декоративные растения,их биологические особенности. Диагностика, анкетирование, выявление уровня сформированности знаний и биологических понятий у воспитанников.
2. Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека. 3часа./теорет/
Содержание: Многолетние цветочно-декоративные растения,их биологические особенности. Выявление уровня сформированности знаний и биологических понятий у воспитанников.
3. Биологические особенности многолетних цветочно-декоративных растений. 3 часа./1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: Удивительный мир комнатных растений. Преимущества многолетников перед однолетниками. Увлечение людей комнатными растениями, их происхождение. Состояние отечественного цветоводства как науки. Санитарная, эстетическая роль комнатных растений в жизни человека.
4. Биологические особенности однолетних цветочно-декоративных растений. 3 часа. /1ч.-теор, 2ч.практ/
Содержание: Понятие об основных группах комнатных растений. Разнообразие растений, их биологические особенности. Способы выращивания.
5. Биологические особенности комнатных растений. 3 часа. /1ч.-теор, 2ч.-практ/
Содержание: Значение комнатных растений, их группировка, биологические особенности. Работа со справочной литературой по комнатному цветоводству. Изготовление наглядных пособий.
6. Сбор семян многолетников. 3 часа. /2ч.-теор, 1ч.-практ/
Содержание: Условия необходимые для хранения. Правила сбора. Правила сушки и хранения.
7. Экскурсия на участок любителя-цветовода. Писменный отчёт. 3часа-практика
Тема 2. . Декоративные деревья и кустарники в комнатном цветоводстве.
33 часа.
8. Виды декоративных деревьев и кустарников. 3 часа. -теория
Содержание: Общая характеристика основных групп декоративных деревьев и кустарников климатические и экологические условия обитания.
9. Биологические особенности. 3 часа. /2ч.-теор,1ч.-практ/
Содержание: Общая характеристика группы «Цветущие комнатные растения». Биологические особенности. Использование красивоцветущих комнатных растений.
10. Назначение и организация питомника древесных и кустарниковых пород. 3 часа. /1ч.-теор, 2ч.-практ/
Содержание: Характеристика отдельных представителей древесных и кустарниковых пород.
11. Цветущие: Гортензия, барбарис. Сбор , хранение. 3 часа. /1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: Характеристика.Биологические особенности, размножение.
12. Жасмин, жимолость. Сбор , хранение. 3 часа. /1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: Характеристика отдельных представителей этого семейства. Биологические особенности, размножение Бегонии Мэсона и Бегонии Рекс.
13. Рододендрон, сирень. Сбор , хранение. 3 часа. /1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: Характеристика. Происхождение, размножение, содержание.
- Хвойные: Ель, лиственница. Изготовление наглядных пособий. 3часа.
/1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: Характеристика. Биологические особенности.
- Можжевельник, туя. Изготовление наглядных пособий. 3 часа.
/1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: Характеристика различных видов.Биологические особенности, использование в парфюмерной промышленности, размножение и уход.
16. Раннецветущие кустарники. 3часа. \2ч.-теор, 1ч.-практ\
Содержание: Характеристика различных видов. Биологические особенности,
использование, размножение и уход.
17. Красивоцветущие кустарники. 3часа. /2ч.- теор, 1ч.-практ/
Содержание: Характеристика различных видов. Биологические
особенности, использование, размножение и уход.
18. Значение растений в доме. 3 часа. /2ч.-теор, 1ч.-практ/
Содержание: Растения в доме, использование, хранение.
Тема 3. Уход за растениями. 36 часов.
19.Требовательность комнатных растений к влажности почвы и воздуха. 3часа. -теория
Содержание: Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года..
20. Ошибки ухода за комнатными растениями. 3часа /2ч.-теор, 1ч.-практ/
Содержание: особенности комнатных растений и виды ухода за ними.
- Виды ухода за комнатными растениями. 3 часа. /1ч.-теор, 2ч.- практ/
Содержание: Виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения в связи с биологическими особенностями растений и временем года..
- Значение перевалки и пересадки. 3часа
/1ч.- теор, 2ч. –практ/
Содержание: Сроки и техника проведения работы.
- Размещение растений их требованиям к освещению, температуре. 3часа.
/2ч.- теор, 1ч.-практ/
Содержание: Виды растений, по отношению к свету, влаге. Биологические особенности.
24. Садовые земли для приготовления почвенных смесей комнатных растений. 3часа. /1ч.-теор, 2ч.-практ/
Содержание: виды почвенных смесей, перегной, песок.
25 . Приготовление почвенных смесей. Проведение работ.
3 часа. /2ч.-теор,1ч.-практ/
Содержание: Общая характеристика группы приготовленных смесей, биологические особенности. Характеристика видов почв.
26,27.Вредители комнатных растений. 6 часов./4ч.-теор, 2ч.- практ./
Содержание: белокрылка, клещики, тли, меры борьбы.
28. Выращивание комнатных растений на разных почвах. 3 часа./1ч.-теор,2ч.-практ/Содержание: Общая характеристика растений группы. Биологические особенности. Использование различных почв..
29. Перевалка комнатных растений. 3часа /2ч.-теор, 1ч.-практ/
Содержание: безболезненный способ пересадки растений, которым мал горшок.
Тема 4. Вегетативное размножение. 21 час.
30, 31. Значение размножения черенками. 6 часов. /2ч.-теор, 4ч.-практ/
Содержание: Общая характеристика растений группы. Биологические особенности. Использование черенков.
32. Подготовка почвы, черенкование комнатных растений. 3часа. –практ.
Содержание: Деление кустов и корневищ . Закладка опытов.
33. Условия необходимые для окоренения черенков. 3 часа.
/2ч.-теор,1ч.-практ/
Содержание: Наблюдения за ростом и развитием растений. Изготовление наглядных пособий.
34. Наблюдения за черенками. Уход. 3 часа. –практ.
Содержание: Характеристика черенков, заготова и посадка черенков. Уход за растениями.
35.Правила черенкования и пересадка. 3 часа. /1ч.-теор, 2ч.-практ/
Содержание: Заготовка и посадка черенков. Размножение. Уход.
- Итоговое занятие. 3 часа. –практ. Выявление лучших субстратов для укоренения. Содержание: выявление способности к росту, цветению, размножению.
Тема 5. Семенное размножение комнатных растений. 27 часов.
37. Характерные особенности семенного размножения. 3часа/2ч.-теор,1ч.-прак/
Содержание: получение огромного количества посадочного материала, подсушивание.
38. Бегонии. 3 часа. /1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: Общая характеристика.Биологические особенности. Характеристика отдельных представителей бегоний.
39. Кактусы. 3 часа. /1ч.-теор, 2ч.-практ/
Содержание: Общая характеристика группы. Биологические особенности. Значение.
40. Глоксинии. 3 часа. /1ч.-теор, 2ч.-практ./
Содержание: Характеристика глоксиний. Уход. Особенности посева
41. Пальмы. 3 часа. /1ч.-теор. 2ч.-практ/
Содержание: Характеристика пальм. Содержание. Размножение.
- Хвойные Растения. 3 часа. /2ч.-теор. 1ч.-практ/
Содержание: Общая характеристика. Биологические особенности. Характеристика отдельных представителей хвойных.
43.Значение семенного размножения растений. 3часа/2ч.-теор, 1ч.-прак/
Содержание: использование в селекции для создания новых, интересных форм
44.Правила черенкования. 3часа/1ч.-теор,2ч.-практ/
Содержание: самый распространенный способ, от чего зависит, сроки черенкования.
45. Итоговое занятие. Семенное размножение. Изготовление наглядных пособий.
Содержание: источники семян, коллекционеры.
Тема 6. Открытое мероприятие.
46.Праздник цветов. -3часа-теор.
Тема 7. Подведение итогов работы объединения. 3 часа. –практ.
Содержание: Демонстрация выращенных комнатных растений. Краткое сообщение о выращивании. Отчеты.
Всего 144 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная образовательная программа "Друзья природы"
Данная программа экологического кружка составлена на основе опыта внеклассной работы по экологии и имеет эколого-биологическую направленность....
Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"
В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообраз...
образовательная программа экологического кружка "Друзья природы"
календарнотематическое планирование на 3 года по экологии...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"
Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....
конспект образовательной деятельности в соответствии с ФГОС "Настоящие друзья"
Данный конспект предполагает коллективное сотавление юмористической сазки по серии картинок. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»
Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...
Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Как щенок нашел друзей»
Конспект занятий может быть полезен не только логопедам, но и воспитателям....