Представление авторской образовательной программы "Друзья природы"
материал по теме
В представлении раскрывается степень актуальности, новизны и преимущества программы "Друзья природы" в сравнении с ранее созданными программами этой направленности. А так же педагогическая целесообразность программы, критерии оценки результативности программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_moya_obrazovatelnaya_programma.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Колодезнова Ольга Ивановна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Станция юных натуралистов
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Программа, в рамках которой осуществляется моя педагогическая деятельность, называется «Друзья природы». Программа реализуется в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Станция юных натуралистов муниципального образования город Армавир. Программа рассчитана на воспитанников возраста 6-10 лет. Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа на каждый год. Продолжительность занятия составляет 2 часа, периодичность – 2 раза в неделю.
Программа является авторской (имеются рецензии нашей Станции юных натуралистов, Армавирской государственной педагогической академии и ГБОУ Краснодарского края ККИДППО). Программа имеет эколого – биологическую направленность.
В связи с поставленными целями Национальной стратегии в области образования актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения.
Актуальность программы «Друзья природы» заключается в том, что она направлена на пробуждение живого интереса к природе, биологической науке, развитие природоохранной деятельности, формирование у учащихся прочных знаний, умений и навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и правил отношения к окружающей природной среде, формирование системы знаний о единстве человека, общества и природы, на воспитание потребности приобретения знаний о природе Краснодарского края. Тематика программы способствует профессиональному самоопределению личности – выбору профессии с биологическим уклоном; творческой самореализации личности ребенка.
Данная программа отличается от общеобразовательных программ более расширенным и углубленным изучением материала о природе, животном мире и экологических проблемах родного края, введением разделов «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», а так же изложением материала большей части занятий в игровой форме, введение большого количества практических занятий и экскурсий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет осуществлять практическую деятельность по охране природы, научиться практическим приемам ведения фенологических наблюдений и оформлять календари природы, способствует развитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, опытнической.
Отличительной особенностью данной программы «Друзья природы» является то, что при определении содержания программы были учтены основные компоненты экологического образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный, а так же то, что программа является пропедевтическим (предварительный) курсом, предшествующим более глубокому изучению предмета (дальше обучение реализуется в рамках программы «Охрана природы»).
Ведущей педагогической идеей программы является создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды, обеспечивающей формирование у обучающихся системы расширенных и углубленных представлений об окружающем мире
через разнообразие организованных форм и методов обучения.
Цель программы - формирование у обучающихся системы расширенных и углубленных представлений об окружающем мире.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие неразрывности взаимосвязей в природе, степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;
- познакомить с жизнью соседей по планете - растений и животных.
- овладеть навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
- обучить работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации;
- научить постановке простейших опытов и основам ведения исследовательской деятельности;
Развивающие:
- развить мотивации личности к познанию и творчеству;
- развить любознательность и желания получать знания;
Воспитательные:
- воспитать понимания ценности природы;
- воспитывать экологическую культуру поведения;
- сформировать потребности и умения работать в коллективе;
Содержание программы 1 года обучения включает в себя такие темы как:
Природа и мы, Жизнь природы осенью, Комнатные растения, Жизнь природы зимой, Охрана ихтиофауны края, Охрана насекомых и полезных беспозвоночных края, Жизнь природы весной и летом, Друзья нашего дома.
Содержание программы 2 года обучения знакомит учащихся с азами экологии: изучаются темы: Экология растений, Экология животных, Экология человека, Охрана природы.
Особенностью содержания этой программы, на мой взгляд, является то, что:
- программа может иметь ознакомительный, углубленный, опережающий (для одаренных), учебно-исследовательский аспекты.
- изучается учебный материал, который не представлен в стандартных образовательных программах средних школ и учреждениях дополнительного образования не носящих эколого – биологическую направленность;
- предоставляет широкие возможности для формирования и развития творческих способностей посредством современных методов обучения;
Эта программа нацелены не только на познание, воспроизведение усвоенной информации, трансформацию умений и навыков, но и на овладение средствами, способами мышления и действия, на формирование умений использовать, воспроизводить свои знания в собственной деятельности; на выработку у обучающихся потребности к повышению экологической грамотности и культуры, потребности самовыражения в творческой и элементарной исследовательской деятельности.
Среди особенностей организации образовательного процесса хотелось бы отметить следующие условия: демократический стиль взаимоотношений между педагогом и учащимися, который предполагает участие педагога на равных во всех воспитательных мероприятиях (например, ко всем мероприятиям педагог готовит свой номер, наравне с учащимися участвует в экологических акциях и т.д.). Все эти моменты способствуют ощущению комфортности для учащихся, способствуют раскрытию их творческих способностей. Усиление деятельностного подхода в образовании предполагающий организацию обучения учащихся через разные виды деятельности: учебную, познавательную, коммуникативную, практическую, творческую, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков. Разнообразие форм и методов организации деятельности позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
В ходе реализации программы «Друзья природы» используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает педагог и носитель информации;
- интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с педагогом и социоприродным окружением;
- игровые технологии
Основными формами организации учебной работы являются: групповые теоретические занятия, групповые экскурсии, групповые практические занятия, игры, викторины, конкурсы.
Ожидаемые результаты: Решая поставленные в данной программе задачи, стремлюсь получить следующие результаты: формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; расширение знаний и навыков по экологической культуре, овладение простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей; приводить примеры связей человека и природы, умение постановке простейших опытов и основам ведения исследовательской деятельности; развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитие любознательность и желания получать знания в данной области в дальнейшем, что подразумевает продолжение обучения в объединениях для звена средней школы, формулировать своими словами, что такое «экологическая культура», «биологическое равновесие», « экология», «безопасность», высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, делать выводы о том, в чем причины экологических проблем; какие качества в себе надо воспитывать, чтобы охранять природу, как поступать стыдно.
Критерии оценки освоения обучающимися содержания программы обусловлены целью программы и их можно разделить на четыре группы:
1) достаточность знаний у обучающихся об окружающем мире;
2) наличие умений и навыков для осуществления практической природоохранной деятельности и развитие навыков профессиональной деятельности: исследовательской, опытнической;
3) сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в эколого – биологической области;
4) наличие интереса к биологической науке.
Показатели к каждому из предложенных критериев и диагностический инструментарий представим в таблице.
Критерий мониторинга | Показатели критерия | Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у обучающегося |
Достаточность знаний у обучающихся об окружающем мире | Наличие знаний, соответствующих содержанию программы. | Беседа, фронтальный опрос, нулевые, промежуточные, итоговые диагностические тесты |
Реализация знаний в практической деятельности. | Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности. | |
Наличие умений и навыков для осуществления практической природоохранной деятельности и развитие навыков профессиональной деятельности: исследовательской, опытнической; | Степень реализации знаний в практической деятельности. | Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых проектов |
Скорость и частота исполнения проектов | Подсчет количества исполненных работ. | |
Сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в эколого – биологической области; | Степень участия в общественной жизни объединения | Метод шкалирования |
Социальный статус личности | Социометрия | |
Наличие интереса к биологической науке. | Посещаемость занятий, активность на занятиях. | Ведение журнала, наблюдение |
Желание осуществлять соответствующую деятельность по окончанию обучения в звене для средней школы | Опрос |
Результаты диагностики (нулевые, промежуточные, итоговые) заносятся в диагностические карты, оформляются в виде графиков, таблиц сводных данных.
И в заключении о формах подведения итогов реализации образовательной программы «Друзья природы». Формой подведения итогов реализации образовательной программы является заключительное занятие, на котором представлены материалы в виде выставки творческих работ детей, грамот, благодарственных писем за участие в конкурсах, соревнованиях, выставках различного уровня (среди объединений Станции, городских, краевых), докладов, рефератов, дневников наблюдений, календарей природы, тематических альбомов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству"
Авторская образовательная программа "От природы к творчеству" дополнительного образования детей расчитана на 5 лет обучения (начальное и среднее школьное звено).Знакомит с азами искусства икебан...
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Авторская образовательная программа "Человек. Природа. Общество"
Образовательная программа "Человек. Природа. Общество" расчитана на изучение с 1 класса по 11....
Сценарий Новогоднего представления. Авторская работа."Новогоднее чудо доброты"
Поэтический спектакль для младших школьников на новый год....
Представление авторской программы "Поэтика. Теория и практика анализа художественного текста"
Авторская радикальная программа по обучению основа анализа текста, создана для гуманитарной профильной группы. Возможна адаптация в рамках элективного курса....
"От самоопределения к самоактуализации" или "Отыщите клад внутри себя" с представлением авторской техники для самоанализа.
Авторская статья с техникой для самоанализа, направленные на помощь в самоопредлении, профессиональном, личностном, жизенном, духовном. Затронуты вопросы самосознания, самоопределения, самоактуализаци...
История представлений об эволюции живой природы.
Материал предназначен для учащихся 10 классов. На этом уроке учащиеся знакомятся с основными этапами развития эволюционных идей. Также изучаются работы К.Линея и Жан Батис Ламарка. ДЛя закреплен...