«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»
статья на тему
Сегодня набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.
В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут предложить неординарный выход из проблемной ситуации, создать уникальный
продукт или технологии, т.е. обладающие определенными компетенциями.
Необходимость быстрого поиска решения производственных и научных задач актуализирует использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iss_i_proekt.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»
Шанкиева Г.Х., учитель истории МКОУ «Ачинеровская СОШ»
Сегодня начинают функционировать новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося, что связано с нарастающей скоростью технологий, появлением новых продуктов и потребности, изменением формы работы. В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут за ограниченное время создать уникальный продукт или услугу, перестроится и овладеть новыми методами работы, предложить неординарный выход из проблемной ситуации, то есть реализовать определенные компетенции. Необходимость быстрого поиска решения возникающих производственных и научных задач привела к распространению проектно-исследовательской деятельности как технологии решения проблем.
В соответствии с этим в ФГОС сформулированы новые типы планируемых результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов нужно формировать со школьной скамьи. В результате исследовательская и проектная деятельность учащихся необратимо становится одной из важнейших форм современного образования.
Исследовательская работа школьника, как правило, не вносит новизну в науку, а повышает уровень знаний самого исследователя.
На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является метод проектов, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и другие методики. Применяю этот метод для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поскольку технология проектного обучения впитала в себя множество элементов других образовательных технологий, то я рассматриваю ее как частный случай интегрированной технологии. Мониторинги показали, что обучение на основе проектов способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза. Кроме того, ученики приобретают навыки переноса знаний в другой контекст, так как учатся не столько запоминать факты, сколько искать и анализировать информацию. Так были выполнены проекты: «Зал воинской доблести», «Портреты истории», «Традиции и новаторство в культуре ХХ века», «Реформы Петра 1 – шаг в будущее?» и др.
Выполнение проектов предполагает использование информационных технологий, что позволяет вести совместную работу ученика с использованием компьютера, поиск информации в Интернете, применение различных дополнительных учебных пособий, письменные задания по электронной обработке текста, практические занятия по конкретным темам и обучение с использованием образовательных ресурсов. В этой связи прошла специальное обучение в Московском центре интернет-образование ФИО. Кроме того ИТК способствуют интеграции предметов и межпредметных связей, созданию межпредметных проектов. Один из примеров – интегрированный проект (история, физика, информатика) «История великих изобретений». Цель проекта – исследовать влияние изобретений прошлого на ход истории на примере инструментов и орудий, которые прошли с человечеством весь путь его развития. Изучение исторических примеров поможет понять, как открытия прошлого способствуют прогрессу современных технологий и как на основе изобретений прежних лет развиваются технологии будущего. В ходе проекта учащиеся познакомились со знаменитыми изобретениями, узнали об достижениях и о том, как они отразились на исторических событиях тех лет и жизни следующих поколений. В рамках проекта была проведена дискуссия по проблеме: почему одни изобретения, сделанные много лет тому назад, используются до сих пор, а другие давно забыты. Результат проекта представлен был индивидуальными презентациями учеников и лентой времени как физической (масштабная бумажная лента со статьями), так и виртуальная. 92 % учащихся 7-11 классов демонстрируют высокий уровень владения ИКТ в различных программах: Word, Windows, Power Point, Internet Explorer.
Одной из сложных проблем является оценка результатов проектной деятельности учащихся. В этой связи использую новую методику оценки достижений учащихся – портфолио ученика, поскольку оно является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимися в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Отслеживание результатов учебной деятельности учащихся в проектах свидетельствует об устойчивой тенденции повышения качества знаний. В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности. В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета «История».
Это важно, так как самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.. основную цель исследовательской деятельности по истории вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. формировать способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.
В течение последних трех лет произошел рост участия школьников в исследовательской деятельности, охват от общей численности 7-11 классов составил 76 %.
Подготовлено 46 исследовательских и творческих работ, 4 выпуска альманахов мини-сочинений и эссе по проблемным темам отечественной истории, 5 буклетов «Ачинеры-малый уголок великой России», «Боевой путь генерала Б.Б.Городовикова». «Племзавод Черноземельский», «История образования п.Ачинеры».
По отзывам выпускников, опыт исследовательской деятельности, приобретенный ими в школьные годы, позволяет им в ВУЗах не испытывать затруднений при изучении истории и других общественных дисциплин, написании курсовых работ и подготовке докладов.
Проект «Воспитание гражданина и патриота» предусматривал внедрение инновационного содержания, форм и методов воспитательной работы среди школьников.
Однако педагогически значимым для меня было побудить подростков к добровольному гражданскому участию в решении актуальных вопросов жизни своего села. Исхожу из того, что гражданственность формируется в опыте социального действия. Главное, чтобы ребенок осознал: «От того, что и как я делаю, как веду себя, за что голосую, зависит судьба моего народа, моя собственная, моих близких; за все отвечаю я, все я должен делать по закону совести». Каждый реализованный проект помогает детям понять, что в их возрасте уже можно реально что-либо изменить, если не в мире, то в своей школе, в своем поселке.
Так за отчетный период выполнены следующие проекты: «Память» (победитель муниципального, призер, 3 место, региональный уровень); «Партизанская тропа» (победитель респ. конкурса), «Школа – зона здорового образа жизни» - победитель респ конкурса в номинации «В здоровом теле – здоровый дух», издание сборника «Ачинеровцы – участники- Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» и др.
Литература.
1.Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
2.Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
3.Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.
4.Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в образовании // Исследовательская работа школьников. 2004.№1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование личностно-ориентированных приемов и форм учебной деятельности на уроке истории как условие повышения мотивации и качества знаний учащихся.
Актуальный педагогический опыт, обобщен на муниципальном уровне в 2010г....
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания.
Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознания отражают организацию учебно-воспитательного процесса в условиях осуществления деятельн...
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Методический проект на тему : «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
1.Актуальность . Методический проект разработан на основе обобщения педагогического опыта , в котором найдены и апробированы типовые решения педагогичес...
Образовательный проект «Организация проектно – исследовательской деятельности обучающихся на уроках литературы как способ достижения метапредметных результатов».
Конкурсный материал на "Учитель года"...
Методика организации научно-исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания
Статья на тему организации научно0исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания...
Приемы организации самостоятельной познавательной деятельности на уроках истории
О некоторых приемах по организации самостоятельной деятельности обучающихся...