Использование ИКТ на уроках информатики: проектно-исследовательская деятельность.
статья по информатике и икт на тему
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Задача учителя состоит в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развить стремление к успеху, творчеству, уважать интересы каждого. Для решения этой задачи лучше всего подходит метод проектно-исследовательской деятельности, который занимает особое место на уроках информатики. В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokah_informatiki.docx | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках информатики: проектно-исследовательская деятельность.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.
Задача учителя состоит в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развить стремление к успеху, творчеству, уважать интересы каждого. Для решения этой задачи лучше всего подходит метод проектно-исследовательской деятельности, который занимает особое место на уроках информатики. В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.
Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения
Работа учителя в процессе преподавания информатики направлена на конкретную цель – сформировать у учеников определенные, согласованные с программой, знания и умения по каждой теме школьного курса информатики. Благодаря использованию метода проекта это возможно сделать на более высоком творческом, индивидуальном уровне. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или программой.
Проектный метод используется как творческая, индивидуальная (групповая) деятельность обучающихся на протяжении урока, недели, месяца или года. Такая работа формирует навыки самообразования ребят и состоит из нескольких этапов:
➢ подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой нескольких вариантов и выбора одного их них;
➢ исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ составляющих частей)
➢ реализация проекта;
➢ защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности обучающихся).
Правила успешности проектной деятельности
1. В команде нет лидеров. Все дети равны.
2. Команда не соревнуется.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую Очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинить свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
При выборе темы проекта, по моему мнению, не надо навязывать детям определенную тематику будущей работы. Ведь выбор темы это одно из составляющих первого этапа разработки проекта. При этом обучающиеся должны сами определить название и подобрать материал, который позволит проиллюстрировать основные возможности той программы, на которой будет создан проект. Разнообразие областей деятельности, для которых создаются проекты, демонстрирует личные интересы и приоритеты обучающихся.
Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников?
По всей видимости следующие:
Рефлексивные умения:
• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)
• Умение находить несколько вариантов решения проблемы
• Умение выдвигать гипотезы
• Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
• Навыки коллективного планирования
• Умение взаимодействоать с любым партнером
• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
• Навыки делового партнерского общения
• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Менеджерские умения и навыки:
• Умение проектировать процесс (изделие)
• Умение планировать деятельность, время, ресурсы
• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)
Коммуникативные умения:
• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
• Умение вести дискуссию
• Умение отстаивать свою точку зрения
• Умение находить компромисс
• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
Презентационные умения и навыки:
• Навыки монологической речи
• Умение уверенно держать себя во время выступления
• Артистические умения
• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении
• Умение отвечать на незапланированные вопросы.
Источниками данных для работы над проектом могут быть:
➢ ресурсы сети Интернет, с помощью которой ученики учатся правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать полученную информацию;
➢ вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно-техническая литература);
➢ лекционный и практический материал уроков.
В завершении хотелось бы отметить, что метод проектов способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Являясь одним из основных методов обучения, он развивает творческие способности школьников и дает возможность для самовыражения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ как способ организации проектно-исследовательской деятельности на уроках истории»
Сегодня набирают силу новые критерии оценки качества образования, учитывающие динамику развития каждого обучающегося.В таких условиях наиболее успешными становятся люди, которые могут пред...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
«Использование электронной экологической лаборатории в проектно- исследовательской деятельности».
Проектно- исследовательская деятельность очень важна в эколого- биологическом воспитании и образовании школьников, обеспечивает формирование компетентной, социально-адаптированной личност...
9. Участие в проектно-исследовательской, инновационной деятельности, в т.ч. в реализации социокультурных проектов.
Профессиональный опыт....
«Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе изучения английского языка и повышения мотивации к изучению
laquo;Использование материалов по регионоведению в проектно- исследовательской работе как одного из способов активизации познавательной, речемыслительной и творческой деятельности учащихся в процессе...
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»
Выступление на заседании школьного методического объединения учителей математики и информатики на тему: «Возможности использования ЦОС на уроках информатики»...