Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"
рабочая программа по экологии (5, 6 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности учащихся через системно - деятельностый подход. Позволяет использовать различные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-6_klassekologicheskiy_universitet.docx | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пристень»
Курская область Пристенский район
Программа
внеурочной деятельности
«Экологический университет»
Возрастная категория : 5-6 класс
Разработала
Чернова О.М., учитель биологии
Пояснительная записка
В условиях экологического кризиса, развивающегося в стране и мире в целом, усиливается значение экологического образования подрастающего поколения. Анализ состояния экологического образования в школе свидетельствует о необходимости совершенствования системы работы со школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать создание условий для становления экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе, обеспечить экологическую безопасность достижений цивилизации.
Актуальность программы внеурочной деятельности продиктована также отсутствием в базовом учебном плане образовательного учреждения предмета «Экология», который гарантировал бы обеспечение получения основ экологических знаний в течении всего периода обучения в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический университет» составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре программы внеурочной деятельности, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Цели:
- формирование у обучающихся необходимость понимая ценности образования, значимость экологических знаний для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о окружающем мире; умения объяснять процессы окружающей действительности, используя для этого экологические знания; обосновывать собственную позицию;
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, навыков измерений, безопасного обращения с объектами живой и неживой природы.
Задачи:
• освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации и жизненного опыта;
• воспитание экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический университет» является неотъемлемым звеном в достижении целей основного общего экологического образования. Содержание программы предусматривает формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, целесообразности его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
Деятельностным этапом формирования у учащихся экологической грамотности и основ экологической культуры выступает развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический университет» имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями и индивидуальными способностями учащихся 5-6 классов. Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 70 часов, из них 35 - 5класс, 35 – 6 класс.
- Результаты освоения внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в течении всего периода обеспечит формирование у учащихся УУД.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
Содержание курса
5 класс. Развиваем экологическую зоркость
Введение. Анкетирование. Предмет и задачи экологии. Правила поведения
Земля – наш общий дом. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, их особенности. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Многообразие организмов. Экскурсия «Этот удивительный мир»
Взаимоотношения живых организмов
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин», конкуренция, «нахлебничество». Сезонные изменения в биоценозах.
Очевидное – невероятное. Микро- и макро- мир в природе. Приспособленности их относительный характер. Способы ориентации живых организмов.
Человек как часть природы
Природа как источник жизни человека. Человек – существо биосоциальное.
Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Охрана природы в Курской области.
6 класс Расширяем экологическую грамотность
Введение.Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология Ученые экологи.
Азбука народной мудрости. Законы природы в пословицах и поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.
Экологическая опасность и безопасность. Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни. Моя Красная книга. Безопасность ближайшего окружения ( продукты питания, химия в быту, ядовитые животные и растения).
Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды. Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества продуктов питания.
Тематическое планирование 5 класс
№ п.п | Тема занятия | Дата | Примечание |
1 | Введение Анкетирование. | ||
2 | Экология – наука о доме | ||
Земля наш общий дом | |||
3 | Легко ли жить в атмосфере? | эссе | |
4 | Вода как среда обитания | Мини исследование | |
5 | Подземные жители | видеофильм | |
6 | Сколько жителей на Земле? | ||
7 | Экскурсия «Этот удивительный мир» | ||
8 | Практикум: решение задач | ||
9 | Взаимоотношение живых организмов Основные типы взаимоотношений | Лекция | |
10 | Есть ли в природе дружба? (симбитики) | ||
11 | Хищники животные и растения | видеофильм | |
12 | В борьбе за жизнь (паразитизм) | ||
13 | Экскурсия «Я иду тебя искать» | ||
14 | Очевидное – невероятное Микро и макро мир | Пр.р с микроскопами | |
15 | Рекордсмены в дикой природе | Работа в группах с информацией | |
16-17 | Читаем книгу леса (библиотечный час) | Выпуск газеты | |
18-19 | Шипы, клыки, когти и многое другое | игра | |
20 | Где у птицы компас? | Мини исследование | |
21-22 | Почему они так называются? | игра | |
23 | Ведьмины кольца | ||
24 | Практикум: решение задач | ||
25 | Человек как часть природы Человек – существо биосоциальное | лекция | |
26-27 | Созидатель или потребитель | беседа | |
28 | Посредники между небом и Землей | ||
29 | Человек и мир растений | ||
30 | Человек и мир животных | ||
31 | Красная книга Курской области | ||
32-33 | Акция « Чистая планета: начни с себя» | ||
34 | Практикум: решение задач | ||
35 | Итоговое занятие |
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечание |
1 | Введение Анкетирование. Правила поведения | ||
2 | Экологические термины | словарик | |
3 | Галерея ученых | ||
4-5 | Экологические проблемы родного края | газета | |
Азбука народной мудрости | |||
6-7 | Законы природы в пословицах и поговорках | Интеллектуальная игра | |
8 | Биологические способы защиты растений | Работа с информацией | |
9 | Лишайники – показатели чистоты воздуха | Мини исследование | |
10 | Практикум «Жаворонок или сова» | ||
11 | У природы нет плохой погоды… | Мини проект | |
12 | История аптекарского дела | Лекция | |
13 | Лекарственные растения | Час общения | |
14 | Правила сбора растений и грибов | обсуждение | |
15 | Экологическая опасность и безопасность Понятие опасности и безопасности | Лекция | |
16 | Читаем книгу леса | Практ. раб. | |
17 | Читаем состав используемых товаров | Практ.раб. | |
18 | Человек - царь природы или…. | Эколог сказка | |
19 | Свалка по имени Земля | Эколог игра | |
20 | Акция «Чистая планеты – начни с себя» | Трудовой десант | |
21 | Это должен знать каждый | Газета | |
22 | Уникальность планеты Земля | Видео лекция | |
23 | Сохраняя видовое разнообразие – бережем планету | ||
24 | Моя Красная книга | Мини проект | |
25-26 | Экологический практикум. Этапы проведения экологического исследования | Алгоритм | |
27 | Определение загрязненности воздуха в кабинете | ||
28 | Определение качества питьевой воды | ||
29 | Определение качества и срока годности продуктов по упаковке, внешнему виду. | ||
30 | Определение условий для жизни дрожжей хлебопекарных | ||
31 | Определение видового состава злаковых на пришкольной территории | ||
32 | Определение взаимосвязей компонентов живой и неживой природы | ||
33 | Влияние человека на природу | ||
34 | Итоговое тестирование | ||
35 | Достижения года | Подведение итогов | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности по экологии для 5-7–х классов «Экологический университет»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:1.освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;2. развитие познават...
Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»
Основные характеристики программы внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»:Направленность: ОбщеинтеллектуальноеВид деятельности Познавательная деятельностьАдр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Программа работы родительского университета «Азбука » ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» предназначена для родителей учащихся и их законных представителей на 2020-2021г.
Психолого-педагогическое и правовое просвещение родителей;создание единства воспитательного воздействия школы и семьи;совместная деятельность педагогов, родителей и детей; мониторинг и диаг...
«Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"
laquo;Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"...