Программа внеурочной деятельности по экологии для 5-7–х классов «Экологический университет»
рабочая программа по экологии (5, 6, 7 класс) на тему

Иванова Лидия Александровна

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:

1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_fgos_5-7_kl_2017_no2.docx71.29 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ  г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

(АОУ ШКОЛА №11)

                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                   директор АОУ школы №11

                                                                                _________________ Арапиди М.А.

                                                                   “ ___ ” ____________  2017 г.

Программа внеурочной деятельности

по экологии  для 5-7–х  классов

«Экологический университет»

Составитель: Иванова Л.А.,

высшая квалификационная категория.

                                                                 

2017 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:

1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

К концу обучения в 5  классе обучающиеся получат возможность научиться:

Личностными результатами изучения предмета «Экология»

  1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 68 часов, из них 34  - 5 класс, 34 – 6 класс.

Содержание курса

5 класс. Развиваем экологическую зоркость

Введение. Анкетирование. Предмет и задачи экологии. Правила поведения

 Земля – наш общий дом. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, их особенности. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Многообразие организмов. Экскурсия «Этот удивительный мир»

Взаимоотношения живых организмов

Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин», конкуренция, «нахлебничество». Сезонные изменения в биоценозах.

Очевидное – невероятное. Микро- и макро- мир в природе.  Приспособленности  их относительный  характер. Способы ориентации  живых организмов.

Человек как часть природы

Природа как источник жизни человека. Человек – существо биосоциальное.

 Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Охрана природы в Курской области.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Ков-во час.

Кол-во контр., лаборатор., практич. работ

Введение

6

2+1

Раздел 1.

7

5

Раздел 2

3

Раздел 3.

6

3

Раздел 4.

12

6

Резерв

0

Итого

34

14лаб. Работ

3 прак.раб

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

 Дата

Вид деятельности

План

Факт

1

Введение

Анкетирование.

 

2

Экология – наука о доме

 

Земля наш общий дом

3

Легко ли жить в атмосфере?

эссе

4

Вода как среда обитания  

Мини исследование

5

Подземные жители

видеофильм

6

Сколько жителей на Земле?  

7

Экскурсия «Этот удивительный мир»

8

Практикум: решение задач

9

Взаимоотношение  живых организмов

Основные типы взаимоотношений

Лекция

10

Есть ли в природе дружба? (симбитики)

11

Хищники животные и растения  

видеофильм

12

В борьбе за жизнь (паразитизм)

13

Экскурсия «Я иду тебя искать»

14

Очевидное – невероятное

Микро и макро мир

Пр.р с микроскопами

15

Рекордсмены в  дикой природе

Работа в группах с информацией

16-17

Читаем книгу леса  (библиотечный час)

 Выпуск газеты

18-19

Шипы, клыки,  когти и многое другое

игра

20

Где  у птицы компас?

Мини исследование

21-22

Почему они так называются?

игра

23

Ведьмины кольца

24

Практикум: решение задач

25

Человек как часть природы

Человек – существо биосоциальное

лекция

26-27

Созидатель или потребитель  

беседа

28

Посредники между небом и Землей

29

Человек и мир растений

30

Человек и мир животных

31

Красная книга Московской области

32-33

 Акция « Чистая планета: начни с себя»

34

Практикум: решение задач

35

Итоговое занятие

СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО                                                              Заместитель директора по УВР

_____________ Иванова Л.А                                                _____________   Лимберова Н.В.    

«_____»  августа   2017 г                                                    « ____ »  августа  2017 г                                                                                        

 

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ  г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

(АОУ ШКОЛА №11)

                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                   директор АОУ школы №11

                                                                                _________________ Арапиди М.А.

                                                                   “ ___ ” ____________  2017 г.

Программа внеурочной деятельности

по экологии  для 6–х  классов

«Экологический университет»

Составитель: Иванова Л.А.,

высшая квалификационная категория.

                                                                 

2017 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения экологии в 6 классе обучающиеся научатся:

1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

К концу обучения в 6  классе обучающиеся получат возможность научиться:

Личностными результатами изучения предмета «Экология»

  1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

. Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 68 часов, из них 34 – 6 класс.

Содержание курса

6 класс   Расширяем экологическую грамотность

Введение.Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология Ученые экологи.

Азбука народной мудрости.  Законы природы в пословицах  и поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые   часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.

Экологическая  опасность и безопасность.  Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни.  Моя Красная книга. Безопасность ближайшего  окружения (  продукты питания, химия в быту, ядовитые животные и растения).

Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды.  Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества  продуктов питания.

Тематическое планирование

№ п/п

Название разделов и тем

Ков-во час.

Кол-во контр., лаборатор., практич. работ

Введение

6

2+1

Раздел 1.

7

5

Раздел 2

3

Раздел 3.

6

3

Раздел 4.

12

6

Резерв

0

Итого

34

14лаб. Работ

3 прак.раб

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

 Дата

Вид деятельности

План

Факт

1

Введение

Анкетирование. Правила поведения

2

Экологические термины

словарик

3

Галерея ученых

4-5

Экологические проблемы родного края

газета

Азбука народной мудрости

6-7

Законы природы в пословицах и поговорках

Интеллектуальная игра

8

Биологические способы защиты растений

Работа с информацией

9

Лишайники – показатели чистоты воздуха

Мини исследование

10

Практикум «Жаворонок или сова»

11

У природы нет плохой погоды…

Мини проект

12

История аптекарского дела

Лекция

13

Лекарственные растения

Час общения

14

Правила сбора растений и грибов

обсуждение

15

Экологическая  опасность и безопасность

Понятие опасности и безопасности

Лекция

16

Читаем книгу леса

Практ. раб.

17

Читаем  состав используемых товаров

Практ.раб.

18

Человек -  царь природы или….

Эколог сказка

19

Свалка по имени Земля

Эколог игра

20

Акция «Чистая  планеты – начни с себя»

Трудовой десант

21

Это должен знать каждый

Газета

22

Уникальность планеты Земля

Видео лекция

23

Сохраняя видовое разнообразие – бережем планету

24

Моя Красная книга

Мини проект

25-26

Экологический практикум.

Этапы проведения экологического  исследования

Алгоритм

27

Определение загрязненности воздуха в кабинете

28

Определение качества питьевой воды

29

Определение качества и  срока годности продуктов по упаковке, внешнему виду.

30

Определение условий для жизни дрожжей хлебопекарных

31

Определение видового состава  злаковых на пришкольной территории

32

Определение  взаимосвязей компонентов живой и неживой природы

33

Влияние человека на  природу

34

Итоговое тестирование

35

Достижения  года

Подведение итогов

СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО                                                              Заместитель директора по УВР

_____________ Золотова Н.П.                                         _____________ Лимберова Н.В.    

«_____»  августа   2017 г                                                    « ____ »  августа  2017 г                                                                                        

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ  г. ДОЛГОПРУДНОГО

АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

(АОУ ШКОЛА №11)

                                                  УТВЕРЖДАЮ

                                                                   директор АОУ школы №11

                                                                                _________________ Арапиди М.А.

                                                                   “ ___ ” ____________  2017 г.

Программа внеурочной деятельности

по экологии  для 7–х  классов

«Экологический университет»

Составитель: Иванова Л.А.,

высшая квалификационная категория.

                                                                 

2017 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения экологии в 7 классе обучающиеся научатся:

1.освоение важнейших  экологических знаний  и  экологической терминологии;

2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний  из различных источников информации и жизненного опыта;

3. воспитание  экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;

4. применение полученных знаний и умений  для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

5.формирование  научных  знаний  об экологических связях в окружающем мире,  целесообразности  его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.

6.развитие   у них экологического мышления, готовности к  общественной деятельности экологической направленности.

К концу обучения в 7  классе обучающиеся получат возможность научиться:

Личностными результатами изучения предмета «Экология»

  1. Результаты освоения внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность  в течении всего периода  обеспечит формирование у учащихся УУД.

Личностные УУД:

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности экологических  знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие  средствами экологических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.

Первый уровень - воспитательные результаты.

Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:

принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.

Второй уровень - познавательная деятельность.

Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.

Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:

«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»

Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.

Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.

Третий уровень - познавательная деятельность.

Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.

Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

. Программа направлена на  развитие  познавательных УУД, расширение  видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 35 часов- 7 класс.

Содержание курса

7 класс   Расширяем экологическую грамотность курса

 (35 часов, 1 час в неделю)

1.        Введение (9 ч)

История развития представлений о возникновение живых организмов. Научные объяснения возникновении новых живых организмов Земле.

Основные понятия. Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов. 

Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение строения семени фасоли.

2.        Как размножаются живые организмы (3 ч.)

Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление  - условие появления здорового потомства.

Основные понятия. Однополый и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.

3.        Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитании. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.  

Лабораторные работы: изучение клеток листа под микроскопом, изучение корней растений.

4.        Как питаются живые организмы (5 ч.)

Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль полы в питании живых организмов.

Основные понятия. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — созидатели органического вещества. Животные и человек — потребители органического вещества. Вода  - растворитель. Нитраты.

5.        Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4ч)

Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка— единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

 Лабораторные работы: изучение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов, изучение под микроскопом клеток многоклеточного организмов.

6.        Многообразие живого мира (3 ч)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы

 Лабораторные работы:  изучение простейших под микроскопом.

7.        Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
         
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

           Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды,

Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение.

6,5

2,5

9

2.

Раздел 1. Как размножаются живые организмы.

2,5

0,5

3

3.

Раздел 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды.

2,5

1

4

4.

Раздел 3.  Как питаются живые организмы.

3,5

1,5

5

5.

Раздел 4.  Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы

3

1

4

6.

Раздел 5. Многообразие живого мира

2,5

0,5

3

7.

Раздел 6.  Жизнь в сообществах. Экосистема.

6,5

7

8.

Итого:

27

7

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

 Дата

Вид деятельности

План

Факт

1

Введение. О чем эта книга

2

Живая и неживая природа.

Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы»

словарик

3

Как идет жизнь на Земле.

4

Прибор, открывающий тайны.

Лаб.р. №1 «Знакомство с микроскопом»

5

Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом.

Лаб.р. №2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени»

6

Как размножаются живые организмы.

Размножение животных.

Интеллектуальная игра

7

Размножение растений.

 Лаб. р. №3 «Строение семени фасоли»

Работа с информацией

8

Откуда у растений появляется зародыш.  Бывают ли обоеполые растения.

Мини исследование

9

Могут ли переселяться растения.

Экскурсия №1 «Распространение плодов и семян»

10

Почему всем хватает места на Земле

Мини проект

11

Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия.

Лекция

12

Растения кормят всех.

Пр. р. № 2 «Уход за комнатными растениями»

Час общения

13

Как питаются разные животные

обсуждение

14

Как питаются растения.

Лаб.р. №4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом»

Лекция

15

Только ли лист кормит растение. Лаб.р. №5 «Рассматривание корней растений».

Практ. раб.

16

Как питаются паразиты

Практ.раб.

17

Нужны ли минеральные соли животному и человеку.

Эколог сказка

18

Можно ли жить без воды.

Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

Эколог игра

19

Можно ли жить не питаясь

Как можно добыть энергию для жизни.

Трудовой десант

20

Запасают ли живые организмы питательные вещества.

Газета

21

Пр.р. №4 «Подкармливание птиц зимой»

Экскурсии №2 «Живые организмы зимой»

Видео лекция

22

Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом.

Л.р. №6 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов»

23

Разнообразие клеток многоклеточного организмов.

 Л.р. №7 «Рассматривание под микроскопом клеток многоклеточного организмов»

24

Можно ли жить и не дышать.

Алгоритм

25

Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду.

26

Многообразие живого мира

Деление живых организмов на группы.

27

Царство простейшие. Л.р.№8 «Рассматривание простейших под микроскопом»

28

Царство Бактерии, вирусы.

29

Среда обитания.  Факторы среды.

30

Кто живет в воде

31

Обитатели суши

32

Кто живет в почве

33

Организм как среда обитания

Подведение итогов

34

Природное сообщество. Экосистема.

Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной»

35

Человек – часть природы.

Влияние человека на биосферу

СОГЛАСОВАНО                                                                     СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО                                                              Заместитель директора по УВР

_____________ Золотова Н.П.                                         _____________ Лимберова Н.В.    

«_____»  августа   2017 г                                                    « ____ »  августа  2017 г                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"

Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности  учащихся через системно - де...

Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»

Основные характеристики программы внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»:Направленность: ОбщеинтеллектуальноеВид деятельности Познавательная деятельностьАдр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

«Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"

laquo;Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"...

Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»

для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...