Программа внеурочной деятельности по экологии для 5-7–х классов «Экологический университет»
рабочая программа по экологии (5, 6, 7 класс) на тему
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:
1.освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации и жизненного опыта;
3. воспитание экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
5.формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, целесообразности его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6.развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_fgos_5-7_kl_2017_no2.docx | 71.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
(АОУ ШКОЛА №11)
УТВЕРЖДАЮ
директор АОУ школы №11
_________________ Арапиди М.А.
“ ___ ” ____________ 2017 г.
Программа внеурочной деятельности
по экологии для 5-7–х классов
«Экологический университет»
Составитель: Иванова Л.А.,
высшая квалификационная категория.
2017 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии в 5 классе обучающиеся научатся:
1.освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации и жизненного опыта;
3. воспитание экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
5.формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, целесообразности его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6.развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
К концу обучения в 5 классе обучающиеся получат возможность научиться:
Личностными результатами изучения предмета «Экология»
- Результаты освоения внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в течении всего периода обеспечит формирование у учащихся УУД.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 68 часов, из них 34 - 5 класс, 34 – 6 класс.
Содержание курса
5 класс. Развиваем экологическую зоркость
Введение. Анкетирование. Предмет и задачи экологии. Правила поведения
Земля – наш общий дом. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера, их особенности. Границы распространения живых организмов в сферах Земли. Многообразие организмов. Экскурсия «Этот удивительный мир»
Взаимоотношения живых организмов
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимоотношения живых организмов типа «хищник—жертва», «паразит—хозяин», конкуренция, «нахлебничество». Сезонные изменения в биоценозах.
Очевидное – невероятное. Микро- и макро- мир в природе. Приспособленности их относительный характер. Способы ориентации живых организмов.
Человек как часть природы
Природа как источник жизни человека. Человек – существо биосоциальное.
Влияние человека на растительный мир. Охрана растений. Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия человека на животный мир и его охрана. Охрана природы в Курской области.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Ков-во час. | Кол-во контр., лаборатор., практич. работ |
Введение | 6 | 2+1 | |
Раздел 1. | 7 | 5 | |
Раздел 2 | 3 | ||
Раздел 3. | 6 | 3 | |
Раздел 4. | 12 | 6 | |
Резерв | 0 | ||
Итого | 34 | 14лаб. Работ 3 прак.раб |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата | Вид деятельности | |
План | Факт | |||
1 | Введение Анкетирование. |
| ||
2 | Экология – наука о доме |
| ||
Земля наш общий дом | ||||
3 | Легко ли жить в атмосфере? | эссе | ||
4 | Вода как среда обитания | Мини исследование | ||
5 | Подземные жители | видеофильм | ||
6 | Сколько жителей на Земле? | |||
7 | Экскурсия «Этот удивительный мир» | |||
8 | Практикум: решение задач | |||
9 | Взаимоотношение живых организмов Основные типы взаимоотношений | Лекция | ||
10 | Есть ли в природе дружба? (симбитики) | |||
11 | Хищники животные и растения | видеофильм | ||
12 | В борьбе за жизнь (паразитизм) | |||
13 | Экскурсия «Я иду тебя искать» | |||
14 | Очевидное – невероятное Микро и макро мир | Пр.р с микроскопами | ||
15 | Рекордсмены в дикой природе | Работа в группах с информацией | ||
16-17 | Читаем книгу леса (библиотечный час) | Выпуск газеты | ||
18-19 | Шипы, клыки, когти и многое другое | игра | ||
20 | Где у птицы компас? | Мини исследование | ||
21-22 | Почему они так называются? | игра | ||
23 | Ведьмины кольца | |||
24 | Практикум: решение задач | |||
25 | Человек как часть природы Человек – существо биосоциальное | лекция | ||
26-27 | Созидатель или потребитель | беседа | ||
28 | Посредники между небом и Землей | |||
29 | Человек и мир растений | |||
30 | Человек и мир животных | |||
31 | Красная книга Московской области | |||
32-33 | Акция « Чистая планета: начни с себя» | |||
34 | Практикум: решение задач | |||
35 | Итоговое занятие |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
_____________ Иванова Л.А _____________ Лимберова Н.В.
«_____» августа 2017 г « ____ » августа 2017 г
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
(АОУ ШКОЛА №11)
УТВЕРЖДАЮ
директор АОУ школы №11
_________________ Арапиди М.А.
“ ___ ” ____________ 2017 г.
Программа внеурочной деятельности
по экологии для 6–х классов
«Экологический университет»
Составитель: Иванова Л.А.,
высшая квалификационная категория.
2017 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии в 6 классе обучающиеся научатся:
1.освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации и жизненного опыта;
3. воспитание экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
5.формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, целесообразности его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6.развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
К концу обучения в 6 классе обучающиеся получат возможность научиться:
Личностными результатами изучения предмета «Экология»
- Результаты освоения внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в течении всего периода обеспечит формирование у учащихся УУД.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
. Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Расчитана на 68 часов, из них 34 – 6 класс.
Содержание курса
6 класс Расширяем экологическую грамотность
Введение.Анкетирование. Экологические проблемы родного края. Экологическая терминология Ученые экологи.
Азбука народной мудрости. Законы природы в пословицах и поговорках. Биоиндикация и биозащита. Ритмы жизни. Живые часы и барометры. Лекарство или яд. Правила сбора и использования лекарственных растений, грибов.
Экологическая опасность и безопасность. Понятие опасности и безопасности. Загрязнение воздуха, воды, почвы: виды загрязнения, последствия, пути решения проблемы. Видовое разнообразие – стабильность жизни. Моя Красная книга. Безопасность ближайшего окружения ( продукты питания, химия в быту, ядовитые животные и растения).
Экологический практикум. Распознавание объектов живой природы. Этапы исследования. Определение загрязненности воздуха и воды. Биогеоценоз и его компоненты. Определение качества продуктов питания.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Ков-во час. | Кол-во контр., лаборатор., практич. работ |
Введение | 6 | 2+1 | |
Раздел 1. | 7 | 5 | |
Раздел 2 | 3 | ||
Раздел 3. | 6 | 3 | |
Раздел 4. | 12 | 6 | |
Резерв | 0 | ||
Итого | 34 | 14лаб. Работ 3 прак.раб |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата | Вид деятельности | |
План | Факт | |||
1 | Введение Анкетирование. Правила поведения | |||
2 | Экологические термины | словарик | ||
3 | Галерея ученых | |||
4-5 | Экологические проблемы родного края | газета | ||
Азбука народной мудрости | ||||
6-7 | Законы природы в пословицах и поговорках | Интеллектуальная игра | ||
8 | Биологические способы защиты растений | Работа с информацией | ||
9 | Лишайники – показатели чистоты воздуха | Мини исследование | ||
10 | Практикум «Жаворонок или сова» | |||
11 | У природы нет плохой погоды… | Мини проект | ||
12 | История аптекарского дела | Лекция | ||
13 | Лекарственные растения | Час общения | ||
14 | Правила сбора растений и грибов | обсуждение | ||
15 | Экологическая опасность и безопасность Понятие опасности и безопасности | Лекция | ||
16 | Читаем книгу леса | Практ. раб. | ||
17 | Читаем состав используемых товаров | Практ.раб. | ||
18 | Человек - царь природы или…. | Эколог сказка | ||
19 | Свалка по имени Земля | Эколог игра | ||
20 | Акция «Чистая планеты – начни с себя» | Трудовой десант | ||
21 | Это должен знать каждый | Газета | ||
22 | Уникальность планеты Земля | Видео лекция | ||
23 | Сохраняя видовое разнообразие – бережем планету | |||
24 | Моя Красная книга | Мини проект | ||
25-26 | Экологический практикум. Этапы проведения экологического исследования | Алгоритм | ||
27 | Определение загрязненности воздуха в кабинете | |||
28 | Определение качества питьевой воды | |||
29 | Определение качества и срока годности продуктов по упаковке, внешнему виду. | |||
30 | Определение условий для жизни дрожжей хлебопекарных | |||
31 | Определение видового состава злаковых на пришкольной территории | |||
32 | Определение взаимосвязей компонентов живой и неживой природы | |||
33 | Влияние человека на природу | |||
34 | Итоговое тестирование | |||
35 | Достижения года | Подведение итогов | ||
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
_____________ Золотова Н.П. _____________ Лимберова Н.В.
«_____» августа 2017 г « ____ » августа 2017 г
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.ДОЛГОПРУДНОГО СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
(АОУ ШКОЛА №11)
УТВЕРЖДАЮ
директор АОУ школы №11
_________________ Арапиди М.А.
“ ___ ” ____________ 2017 г.
Программа внеурочной деятельности
по экологии для 7–х классов
«Экологический университет»
Составитель: Иванова Л.А.,
высшая квалификационная категория.
2017 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения экологии в 7 классе обучающиеся научатся:
1.освоение важнейших экологических знаний и экологической терминологии;
2. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения экскурсий и практических работ, самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации и жизненного опыта;
3. воспитание экологически грамотной, как необходимого элемента общечеловеческой культуры;
4. применение полученных знаний и умений для обеспечения экологической безопасности в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
5.формирование научных знаний об экологических связях в окружающем мире, целесообразности его составляющих, антропогенном влиянии, этических и правовых нормах экологической безопасности.
6.развитие у них экологического мышления, готовности к общественной деятельности экологической направленности.
К концу обучения в 7 классе обучающиеся получат возможность научиться:
Личностными результатами изучения предмета «Экология»
- Результаты освоения внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в течении всего периода обеспечит формирование у учащихся УУД.
Личностные УУД:
овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Преимущественные формы достижения результатов трёх уровней во внеурочной познавательной деятельности.
Первый уровень - воспитательные результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познание собственно социального мира, т. е. познание жизни людей и общества:
принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений. Причём важны не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком, находящимся в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п.
Второй уровень - познавательная деятельность.
Формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества.
Работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.
При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения, ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретут опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. Например тема:
«Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей?»
Обращать внимание школьников на нравственные проблемы, связанные с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся биологией и экологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования.
Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов. Также можно предложить задуматься о том, к чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко всё новым жертвам. Такие проблемы педагогам рекомендуется поднимать и обсуждать вместе со школьниками. Позитивное отношение к знанию как общественной ценности вырабатывается у школьника в том случае, если знание становится объектом эмоционального переживания.
Третий уровень - познавательная деятельность.
Получение школьниками опыта самостоятельного социального действия, возможно при условии организации взаимодействия учащихся с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций. В кружках по предметам учащиеся могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
Подобные темы могли бы становиться темами исследовательских проектов школьников, а их результаты — распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
. Программа направлена на развитие познавательных УУД, расширение видов источников информации, формирование коммуникативных умений, практических навыков работы с натуральными объектами природы, ценности принципа предосторожности. Рассчитана на 35 часов- 7 класс.
Содержание курса
7 класс Расширяем экологическую грамотность курса
(35 часов, 1 час в неделю)
1. Введение (9 ч)
История развития представлений о возникновение живых организмов. Научные объяснения возникновении новых живых организмов Земле.
Основные понятия. Биология – наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка – единица строения и размножения живых организмов.
Лабораторные работы: знакомство с микроскопом, изучение пузырьков воздуха и плесени, изучение строения семени фасоли.
2. Как размножаются живые организмы (3 ч.)
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление - условие появления здорового потомства.
Основные понятия. Однополый и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермин. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.
3. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (4 ч)
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитании. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.
Лабораторные работы: изучение клеток листа под микроскопом, изучение корней растений.
4. Как питаются живые организмы (5 ч.)
Способы питания живых организмов. Питание животных, растений, человека. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергий. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль полы в питании живых организмов.
Основные понятия. Пища - источник энергии. Солнце — источник энергии. Растения — созидатели органического вещества. Животные и человек — потребители органического вещества. Вода - растворитель. Нитраты.
5. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы (4ч)
Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Многоклеточный организм. Клетка— единица жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.
Лабораторные работы: изучение под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов, изучение под микроскопом клеток многоклеточного организмов.
6. Многообразие живого мира (3 ч)
Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.
Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы
Лабораторные работы: изучение простейших под микроскопом.
7. Жизнь в сообществах. Экосистема (7 ч.)
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.
Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды,
Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение. | 6,5 | 2,5 | 9 |
2. | Раздел 1. Как размножаются живые организмы. | 2,5 | 0,5 | 3 |
3. | Раздел 2. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды. | 2,5 | 1 | 4 |
4. | Раздел 3. Как питаются живые организмы. | 3,5 | 1,5 | 5 |
5. | Раздел 4. Как дышат одноклеточные и многоклеточные организмы | 3 | 1 | 4 |
6. | Раздел 5. Многообразие живого мира | 2,5 | 0,5 | 3 |
7. | Раздел 6. Жизнь в сообществах. Экосистема. | 6,5 | 7 | |
8. | Итого: | 27 | 7 | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата | Вид деятельности | |
План | Факт | |||
1 | Введение. О чем эта книга | |||
2 | Живая и неживая природа. Пр. р. №1 «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы» | словарик | ||
3 | Как идет жизнь на Земле. | |||
4 | Прибор, открывающий тайны. Лаб.р. №1 «Знакомство с микроскопом» | |||
5 | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. Лаб.р. №2 «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени» | |||
6 | Как размножаются живые организмы. Размножение животных. | Интеллектуальная игра | ||
7 | Размножение растений. Лаб. р. №3 «Строение семени фасоли» | Работа с информацией | ||
8 | Откуда у растений появляется зародыш. Бывают ли обоеполые растения. | Мини исследование | ||
9 | Могут ли переселяться растения. Экскурсия №1 «Распространение плодов и семян» | |||
10 | Почему всем хватает места на Земле | Мини проект | ||
11 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия. | Лекция | ||
12 | Растения кормят всех. Пр. р. № 2 «Уход за комнатными растениями» | Час общения | ||
13 | Как питаются разные животные | обсуждение | ||
14 | Как питаются растения. Лаб.р. №4 «Рассматривание клеток листа под микроскопом» | Лекция | ||
15 | Только ли лист кормит растение. Лаб.р. №5 «Рассматривание корней растений». | Практ. раб. | ||
16 | Как питаются паразиты | Практ.раб. | ||
17 | Нужны ли минеральные соли животному и человеку. | Эколог сказка | ||
18 | Можно ли жить без воды. Пр.р №3 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». | Эколог игра | ||
19 | Можно ли жить не питаясь Как можно добыть энергию для жизни. | Трудовой десант | ||
20 | Запасают ли живые организмы питательные вещества. | Газета | ||
21 | Пр.р. №4 «Подкармливание птиц зимой» Экскурсии №2 «Живые организмы зимой» | Видео лекция | ||
22 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. Л.р. №6 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных организмов» | |||
23 | Разнообразие клеток многоклеточного организмов. Л.р. №7 «Рассматривание под микроскопом клеток многоклеточного организмов» | |||
24 | Можно ли жить и не дышать. | Алгоритм | ||
25 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду. | |||
26 | Многообразие живого мира Деление живых организмов на группы. | |||
27 | Царство простейшие. Л.р.№8 «Рассматривание простейших под микроскопом» | |||
28 | Царство Бактерии, вирусы. | |||
29 | Среда обитания. Факторы среды. | |||
30 | Кто живет в воде | |||
31 | Обитатели суши | |||
32 | Кто живет в почве | |||
33 | Организм как среда обитания | Подведение итогов | ||
34 | Природное сообщество. Экосистема. Как живут организмы в природном сообществе. Экскурсия №3 «Живые организмы весной» | |||
35 | Человек – часть природы. Влияние человека на биосферу |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР
_____________ Золотова Н.П. _____________ Лимберова Н.В.
«_____» августа 2017 г « ____ » августа 2017 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Программа внеурочной деятельности "Экологический университет"
Программа внеурочной деятельности "Экологический университет" составлена для учащихся 5-6 классов. ЕЕ реализация направлена на формирование экологической грамотности учащихся через системно - де...
Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»
Основные характеристики программы внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»:Направленность: ОбщеинтеллектуальноеВид деятельности Познавательная деятельностьАдр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
«Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"
laquo;Реализация программы внеурочной деятельности «Детский онлайн университет Kinder Uni"...