Программа работы родительского университета «Азбука » ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» предназначена для родителей учащихся и их законных представителей на 2020-2021г.
учебно-методическое пособие

Кобзева Татьяна Ивановна
  • Психолого-педагогическое и правовое  просвещение родителей;
  • создание единства воспитательного воздействия школы и семьи;
  • совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
  •  мониторинг и диагностика (детско-родительских и педагогических отношений.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_roditelskogo_universiteta.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

                               «УТВЕРЖДЕНО»

                            Директор школы

                                                   _____________/____________/

                                              Приказ №________________

                                                          от «_____» ____________20____ г.

Программа

работы родительского университета «Азбука »

ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

предназначена для родителей учащихся и их законных представителей

на 2020-2021г.

                                          Разработали программу:  Кобзева Т. И.

                                                                                                  Кудрявская Т. И.

                                                                                                  Угальская Г. А.

                                                                                                  Загитова Т.А

 

                                                             г. Железногорск

Паспорт программы «Азбука для родителей»

Наименование программы

Азбука для родителей

Основания для разработки

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» №124 ФЗ от 27.071998г.
  • Распоряжение Правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» №996-р от29.05.2015г.
  • Семейный кодекс РФ №223-ФЗ от 08.12.1995г. (с изменениями 09.06.2019г)
  • Гражданский кодекс РФ
  • Минимальный социальный стандарт «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» от 15.12.2002г. № 30-50-914/16
  • Письмо Минобразования РФ «Информация об организации работы с родительской общественностью по проблеме воспитания детей и молодёжи в регионах РФ»

№ 28-51-565/16 от 18.07.2003г.

  • Письмо Минобразования РФ «Организационно-педагогические основы обеспечения эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьёй» № 27-51-298/16 от 08.04.2004г. от 18.07.2003г.
  • «Методические рекомендации о взаимоотношении образовательного учреждения с семьёй» (Приложение к Письму Минобразования России от 31.01.2001г.)
  • Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • Ведомственные и межведомственные нормативные правовые документы
  • Нормативные правовые документы областных органов управления образования и администрации образовательных учреждений
  • Устав ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

Разработчики

Кобзева Т. И. – учитель домоводства,

Кудрявская Т. И. – учитель начальных классов,

Загитова Т.А. – учитель-дефектолог,

Угальская Г. А. – воспитатель ГПД.  

                                                                                              

Цель программы:

создание единого социально-педагогического пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности ребёнка, через организацию взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся.

Задачи программы

1. Повышение уровня родительской компетенции и эффективности воспитания через взаимодействие семьи и школы;

2.​ Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс школы.

3..Гармонизация детско-родительских отношений;

4.Совместная профориентационная работа с семьей для дальнейшей успешной социализации детей;

5.Вовлечение  родителей в жизнь класса, школы.

6.Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

Сроки реализации

 2020-2021 г.

Этапы реализации

I. Подготовительный.

II. Реализация программы

III   Заключительный (подведение итогов, сбор обратной связи)                                                                                    

Направления программы

  • психолого-педагогическое и правовое  просвещение родителей;
  • создание единства воспитательного воздействия школы и семьи;
  • совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
  •  мониторинг и диагностика (детско-родительских и педагогических отношений.)

Ожидаемые результаты

  • снижение или уменьшение социально- неблагополучных семей;
  • повышение уровня компетенции родителей в  вопросах воспитания  детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • увеличение  уровня включенности родителей в деятельность образовательного учреждения;
  • развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;
  • повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы;.
  • появление методического материала для родителей


Пояснительная записка

Актуальность программы

Семья является важнейшей средой формирования личности и главным институтом воспитания. Система семейного воспитания в последнее время претерпела значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, наметилось разрушение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Изменяется и качество самой семьи, прерывается преемственность педагогических традиций. Родители нередко проявляют безграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому становлению личности ребенка.

Нарушаются нравственные представления о браке и семье, утрачиваются традиционные восприятия родительства и детства. Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей. Заметно увеличился рост социально обусловленных заболеваний, таких как алкоголизм, наркомания, особенно в подростковой среде.

Подрастающее поколение вбирает в себя все недостатки общества, усугубляется процесс эскалацией насилия и жестокости в средствах массовой информации, засильем компьютерных игр, сомнительной аудио- и видеопродукцией. Все это в целом вытесняет взрослых из воспитательного процесса, заменяет детям общение с родителями, подрывая авторитет семьи, который восполнить очень трудно.

Повышение педагогической культуры родителей является основой раскрытия творческого потенциала родителей, совершенствования семейного воспитания.

Одним из показателей успешности процесса взаимодействия школы и семьи является выстроенная модель психолого-педагогического просвещения родителей. Одной из форм обучения, средством мотивации родителей (законных представителей) к саморазвитию, самопознанию и самосовершенствованию по вопросам воспитания может стать родительский всеобуч.

Программы родительского всеобуча является организационной системой деятельности образовательной организации в сфере воспитания детей и направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательной организации в интересах развития личности ребёнка, на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания.

                                                               Нормативная база

Правовой основой деятельности органов управления образования и образовательных учреждений являются следующие законодательные акты:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» №124 ФЗ от 27.071998г.
  • Распоряжение Правительства «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» №996-р от29.05.2015г.
  • Семейный кодекс РФ №223-ФЗ от 08.12.1995г. (с изменениями 09.06.2019г)
  • Гражданский кодекс РФ
  • Минимальный социальный стандарт «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» от 15.12.2002г. № 30-50-914/16
  • Письмо Минобразования РФ «Информация об организации работы с родительской общественностью по проблеме воспитания детей и молодёжи в регионах РФ»

№ 28-51-565/16 от 18.07.2003г.

  • Письмо Минобразования РФ «Организационно-педагогические основы обеспечения эффективного взаимодействия образовательного учреждения с семьёй» № 27-51-298/16 от 08.04.2004г. от 18.07.2003г.
  • «Методические рекомендации о взаимоотношении образовательного учреждения с семьёй» (Приложение к Письму Минобразования России от 31.01.2001г.)
  • Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
  • Ведомственные и межведомственные нормативные правовые документы
  • Нормативные правовые документы областных органов управления образования и администрации образовательных учреждений
  • Устав ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ»

Цель и задачи:

Цель: создание единого социально-педагогического пространства (школа – семья), обеспечивающего целостное развитие личности ребёнка, через организацию взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся.

Задачи:

1. Повышение уровня родительской компетенции и эффективности воспитания через взаимодействие семьи и школы;

2.​ Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс школы.

3.Гармонизация детско-родительских отношений;

4.Совместная профориентационная работа с семьей для дальнейшей успешной социализации детей;

5.Вовлечение  родителей в жизнь класса, школы.

6.Формирование адекватной социальной самооценки родителя.

Целевая группа

Родители обучающихся, их законные представители

Содержание программы

Ступени родительского лектория в школе

Первая ступень – родители учащихся 1 – 4-х классов.

На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений у родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7 – 10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности. 

Вторая ступень – родители учащихся 5 – 8-х классов.

Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 14 лет), проблем формирования и развития самосознания учащихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшей специализации, для продолжения образования с учетом их возможностей и склонностей.


Третья ступень – родители учеников 9 – 11-х классов.

Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей, их подготовку к браку и семье. Данные проблемы решаются через призму возрастных особенностей старшего школьного возраста (14 – 17 лет), с которыми знакомят родителей специалисты – преподаватели лектория.

Этапы реализации

I. Подготовительный этап.

II. Реализация программы

III   Заключительный (подведение итогов, сбор обратной связи)  

Направление деятельности

  • психолого-педагогическое и правовое  просвещение родителей;
  • создание единства воспитательного воздействия школы и семьи;
  • совместная деятельность педагогов, родителей и детей;
  •  мониторинг и диагностика (детско-родительских и педагогических отношений.)

Формы работы

  • индивидуальное консультирование (соц. сети);
  • групповое консультирование;
  • мастер – класс;
  • собрание – практикум;
  • родительский ринг;
  • тренинг;
  • посещение на дому;
  • день открытых дверей;
  • организация совместного досуга;
  • анкетирование;
  • семейная гостиная;
  • экскурсии;
  • почтовый ящик;
  • круглый стол

Прогнозируемый результат

  • снижение или уменьшение социально- неблагополучных семей;
  • повышение уровня компетенции родителей в  вопросах воспитания  детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • увеличение  уровня включенности родителей в деятельность образовательного учреждения;
  • развитие сотрудничества между родительской общественностью и школой;
  • повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы;.
  • появление методического материала для родителей

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

  • администрация школы, классные руководители, учителя-предметники, воспитатели ГПД, педагог – психолог,  социальный педагог, библиотекарь, медицинская служба;
  • представители общественных организации;
  • родители (законные представители)

Материально-техническое обеспечение

Школа оснащена необходимым оборудованием.

Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканеры, высокоскоростной выход в Интернет.

Проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран.

Один компьютерный класс.

Лекотека.

  • Для встреч с родителями есть необходимые помещения в школе. Для проведения праздников -  актовый зал,  спортивный зал, оздоровительная  спортивная площадка на школьном дворе.
  • Для разработки родительской страницы в школьной газете и на школьном сайте имеется специалист необходимого профессионального уровня.

Методическое обеспечение

  • Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.
  • Исаев Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – С-Пб.: Издательство ППМИ, 1993.
  • Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004.
  • Н.С. Ефимова. Психология взаимопонимания / Психологический практикум – Москва, С-Пб, Воронеж, Минск, 2004.
  • Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам – Дефектология № 1, 1996.
  • Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы № 2, 1997.
  • Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.
  • Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.
  • Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.

Оценка эффективности программы

Критерии оценки эффективности программы

  • повышение нравственного образа жизни семьи;
  • повышение правовой культуры родителей;
  • повышение уровня воспитанности обучающихся;
  • создание в образовательной организации информационного пространства для родителей и общественности (буклеты, школьный сайт)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...

Материалы для проведения профилактической беседы с учащимися и их родителями (законными представителями), направленной на предупреждение участия детей и подростков в незаконных публичных мероприятиях

В связи с ростом участия несовершеннолетних в несанкционированных властями массовых акциях, в образовательных организациях организована просветительская работа по данному вопросу. Данные материалы пре...

Консультация для родителей (законных представителей) «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями)»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Основные направления в воспитании детей родителями (законными представителями»...

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»

Памятка для родителей (законных представителей) «Права и обязанности родителей (законных представителей)»...

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»

Консультация для родителей (законных представителей) Тема: «Практические рекомендации родителям (законным представителям) гиперактивного ребенка»...