Состав и способы кулинарной обработки продуктов питания
план-конспект занятия по экологии (8, 9 класс) на тему
На занятии обучающиеся актуализируют знания о составе продуктов питания и роли белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма человека, узнают о том, что такое калорийность и энегретическая ценность продуктов питания, приобретут навыки составления индивидуального рациона питания и научатся оценивать составленый рацион с позиций гигиены питания, попробуют свои силы в составлении санитарно-гигиенических заключений предложенного им рациона питания. Кроме того, обучающиеся должны проявить умения работать с информацией, анализировать её и делать выводы, коммуникативные умения.
Данное занятие способствует также воспитанию экологической культуры и личной ответственности за экологическое состояние. На занятии продолжается работа по развитию эмоционально – чувственной сферы обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие " Состав и способы кулинарной обработки продуктов питания" | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет технологий интерактивного обучения - www.moi-amour.ru
Третий открытый профессиональный конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», 2012-2013гг.
- Подробный конспект образовательного мероприятия
Организационная информация | |||
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО) | Вашкеева Наталья Юрьевна | ||
Должность | Педагог дополнительного образования | ||
Образовательное учреждение | МКОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г. Георгиевска | ||
Республика/край | Ставропольский край | ||
Город/поселение | Город Георгиевск | ||
Предмет | Экология | ||
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек | Объединение «Экология Ставропольского края», четвертый год обучения, 8 человек | ||
Продолжительность мероприятия | Два академических часа | ||
Методическая информация | Методическая информация | ||
Тема занятия | Состав и способы кулинарной обработки продуктов питания. Сбалансированное и рациональное питание. | ||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | нет | ||
Классификация занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями) | Тип занятия: комбинированное занятие. Занятие «Состав и способы хранения продуктов питания» изучается после темы «Гигиена питания. Золотые правила питания»» и перед темами «Витамины и минеральные вещества, их роль в жизнедеятельности организма человека» и «Пищевые добавки». | ||
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | Группа объединения «Экология Ставропольского края» включает 8 обучающихся 9 класса (14 - 15 лет); в группе 7 девочек и 1 мальчик. Данный коллектив объединения сложился 2 года назад, отношение ребят друг к другу хорошее. Двое обучающихся за прошедшие два года выступали на различных конкурсах муниципального и краевого уровня, где защищали проекты экологической направленности. Пять человек из группы в дальнейшем планируют поступить в медицинские ВУЗы, поэтому мотивация ребят на занятиях достаточно высокая. В группе преобладают визуалы (6 человек), гораздо меньше аудиалов (1 человек) и кинестетиков (1 человек). Все обучающиеся правши, у большинства детей не развиты способности к абстрагированию (только 2 девушки могут мыслить абстрактно), на среднем уровне у большинства обучающихся развиты способности выделять главное, сравнивать. К 14 годам обучающиеся уже способны мыслить логически, делать умозаключения исходя из представленных фактов, но данные умения у обучающихся этой группы нуждаются в дальнейшем развитии. | ||
Цели занятия | Познакомить обучающихся с санитарно-гигиеническими нормами составления рациона здорового питания. | ||
Задачи занятия | Образовательные: сформировать понятия «гигиена питания», «питательные и антипитательные вещества», «рациональное» и «профилактическое» питание, «калорийность» продуктов питания; показать на конкретных примерах разнообразие питальных веществ- источников белков, жиров и углеводов и рассчитать калорийность различных продуктов питания; рассмотреть правила кулинарной обработки пищевых продуктов, которые помогают сохранить все полезные свойства продуктов и делающие продукты безопасными для употребления в пищу. Воспитательные: продолжить формирование культуры здорового образа жизни и личной ответственности за свое здоровье на примере рассмотрения правил здорового питания; Развивающие;
| ||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | На занятии обучающиеся актуализируют знания о составе продуктов питания и роли белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма человека, узнают о том, что такое калорийность и энегретическая ценность продуктов питания, преобретут навыки составления индивидуального рациона питания и научатся оценивать составленый рацион с позиций гигиены питания, попробуют свои силы в составлении санитарно-гигиенических заключений предложенного им рациона питания. | ||
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | На занятии обучающиеся должны актуализировать знания о составе продуктов питания, уяснить основные правила гигиены питания и уметь оценить предложенный рацион питания с точки зрения соблюдения этих правил, уметь объяснить особенности метаболизма белков, жиров и углеводов, а также усвоить наиболее безопасные способы кулинарной обработки пищи. | ||
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | Листы ватмана и фломастеры, ксерокопии раздаточный материал (приложение 2), чистые листы бумаги, цветные стикеры, компьютеры, презентация, электронный кроссворд «гигиена питания», этикетки продуктов питания (йогурт, чипсы, шоколад, творог и др.), распечатанные анкеты для обучающихся «Сегодня я…» |
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия (изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных на стр.5) | |||||||||
Этап урока /занятия/мероприятия | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме[1]: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | ||
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | 2 минуты 2 | Невидимая связь | Заимствованный (Арефьева И.Л., Смирнова Л.И., «копилочка активных методов обучения» http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ | Цель: содействие знакомству участников, их раскрытию, созданию в группе доверительных отношений и позитивной обстановки. Материалы: клубок ниток Технология проведения: педагог отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок одному из участников, который передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, педагог просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился. Результат: распутать такую паутину помогут совместные действия, дружба и доверительные отношения. | Педагог отматывает от клубка начало нитки, затем, продолжая держать конец нити в руке, передает клубок одному из участников, который передает клубок следующему. После того, как все участники оказались связанными одной нитью, педагог просит поднять руки, в которых находится нить и посмотреть на интересный узор, который получился. | Проведение данного АМО способствует закреплению способностей обучающихся к сотрудничеству. | Данное упражнение вызывает у обучающихся радость от общения друг с другом, помогает оценить важность сплоченности группы и соблюдения норм поведения в обществе, а значит, способствует развитию их социализации | |
Вхождение или погружение в тему | 3 минуты 3 минуты | Ассоциации | Заимствованный (Арефьева И.Л., Смирнова Л.И., «копилочка активных методов обучения» http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ | Педагог: (приложение 1, слайд №1). Цель: подготовить ребят над работой на занятии путем формирования ассоциаций над темой занятия. Задачи:
Необходимые материалы: Листы ватмана и фломастеры Технология проведения: Обучающиеся предлагают по одной ассоциации, которая возникает в связи с темой занятия, и по очереди записывают их на лист ватмана. После того, как все ассоциации будут записаны, педагог предлагает ответить на следующий вопрос: с какой целью проводится сегодняшнее занятие? Варианты проведения метода: можно использовать клубок ниток, педагог держит его в руках и передает по очереди обучающимся, которые называют пришедшие ассоциации. |
Педагог: Посмотрите внимательно на тему сегодняшнего занятия. Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? Подумайте и по очереди запишите по одной возникшей у вас ассоциации на лист ватмана. С какой целью проводится сегодняшнее занятие? |
Личностные В ходе применения данного АМО продолжается развитие умений обучающихся мыслить ассоциативно.
Общеучебные Умения ставить перед собой цель перед выполнением являются важными общеучебными умениями |
-Учебно-познавательная Развивается способность к нестандартному, ассоциативному мышлению, абстрагированию, так как ассоциации могут возникнуть и самые неожиданные. | ||
Формирование ожиданий обучающихся | 5 минут | Метод «Мост через реку» | Авторский | Цель: выяснить ожидания обучающихся от занятия Необходимые материалы: чистые листы бумаги и фломастеры Технология проведения: на чистых листах ребята схематично изображают речку и основания будущего моста с двух сторон от реки. Затем под одним из оснований моста они записывают три - пять фактов, которые им уже известны по теме занятия, а под вторым основанием – три-пять пунктов ожиданий от занятия, о чем было бы интересно еще узнать на занятии. Примечание: В конце занятия важно отследить, какие ожидания обучающихся сбылись, для этого просим ребят нарисовать мост через реку в том случае, если их ожидания в большей степени оправдались. |
Педагог: прежде, чем начать работу над нашей сегодняшней темой, я хотела бы узнать, что вы уже знаете по этой теме, что хотелось бы еще узнать, чего вы ждете от занятия. Для этого я попрошу вас на чистых листах, лежащих у вас на партах, схематично изобразить речку. Затем нарисуйте основания вашего будущего моста с двух сторон от реки, но сам мост еще не изображайте. Теперь под одним из оснований моста напишите три - пять фактов, которые вам уже известны по теме занятия, а под вторым основанием – три-пять пунктов ваших ожиданий от занятия, о чем вам было бы интересно еще узнать в рамках темы нашего занятия. После выполнения мы обсудим то, что у вас получилось. А в конце занятия те, чьи ожидания в большей степени сбылись, нарисуют мост через реку. |
- Познавательные, включая общеучебные и логические Обучающиеся должны сформулировать основные положения, факты, которые им уже известны, а так же поставить свои вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, что относится познавательным умениям -Регулятивные В ходе применения данного АМО продолжается развитие умений обучающихся мыслить ставить перед собой ближайшие цели (что я хочу узнать на сегодняшнем занятии?)
|
Коммуникативная Данная компетентность развивается, так как все предложенные обучающимися варианты затем обсуждаются, обучающиеся вовлекаются в коммуникацию друг с другом и с педагогом. Учебно-познавательная Целеполагание является одной из составляющих учебно-познавательной компетентности | ||
Фаза 2 «Работа над темой» | Интерактивна я лекция | 20 минут | Лекция-визуализация | Заимствованный Крылова О.Н., Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении.-СПб.: КАРО, 2006.- 176 с. Заимствованный, но видоизмененный | . Цель: обеспечить реализацию принципа наглядности или визуализации при объяснении нового материала, способствовать запоминанию обучающимися большей части предлагаемой информации Задачи: обеспечить активное усвоение обучающимися таких понятий как «питательные и антипитательные вещества», «энергетическая и питательная ценность», актуализировать знания обучающихся о метаболизме основных питательных веществ: белков, жиров и углеводов. Необходимые материалы: Компьютер, экран, презентация Технология проведения: Педагог организует беседу с обучающимися с применением мультимедийной презентации «Парниковый эффект» (приложение 1) | К какому типу питания относится человек? (Гетеротрофы, так как поглощают готовые органические вещества, а не сами синтезируют их). Верно. (приложение 1, слайд 2) Какие готовые вещества необходимы для нашего организма? (Жиры, белки, углеводы, витамины). Да, но иногда кроме питательных веществ в продуктах питания содержатся антипитательные и чужеродные вещества (Например, антивитамины: аскорбиназа разрушает аскорбиновую кислоту продуктов). Качественный состав питания представляет содержание в рационе белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. (приложение 1, слайд 3). Все пищевые вещества по их преимущественному назначению можно разделить на 3 группы: 1) белки и минеральные соли: кальций и фосфор. Вспомните функции этих веществ (преимущественно пластическая функция, также защитная); 2) жиры и углеводы (преимущественно энергетическая функция, также защитная); 3) витамины и минеральные соли, микроэлементы и макроэлементы — вещества, выполняющие в организме роль нормализаторов обменных процессов. Теперь давайте поподробнее рассмотрим роль белков, жиров и углеводов в рациональном питании. Сначала вспомним, какие же продукты мы употребляем для получения этих органических веществ (приложение 1, слайд 4). Я предлагаю вам выполнить задание: посмотрите на слайд: здесь представлен список продуктов. Вам нужно разделить их на 3 группы: источники белка, липидов и углеводов. Через несколько минут проверим (приложение 1 , слайд 5). Молодцы, все справились! А теперь вспомните суточную потребность человека в белках. Правильно. Как вы думаете, для жизнедеятельности организма используются именно те белки, которые мы потребляем с пищей? (Нет, в организме они распадаются на аминокислоты, из которых потом синтезируются новые белки). Правильно. Посмотрите на слайд. По схеме, изображенной на слайде, расскажите об особенностях метаболизма белков (приложение 1, слайд 6). Биологическая ценность белков определяется наличием в них незаменимых аминокислот. | Познавательные, включая общеучебные и логические Применение данного АМО способствует развитию у обучающихся умений делать умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи. Коммуникативные Развиваются умения внимательно слушать собеседника, уметь правильно составить рассказ по схеме. | -Информационная Развиваются способности обучающихся воспринимать информацию и её анализировать - Коммуникативная Данная компетентность развивается, так как обучающиеся вовлекаются в коммуникацию друг с другом и с педагогом | |
Проработка содержания темы | 30 минут | Собери досье (10 минут) | Авторский | Цель: организовать интерактивную групповую работу по изучению основных питательных веществ, рассмотреть состав основных продуктов питания. Задачи:
Необходимые материалы Презентация, журнал «Экология и жизнь», чистые листы бумаги, фломастеры, цветные стикеры. Предварительная подготовка не требуется Технология проведения Обучающиеся делятся на три группы, каждой группе дается задание: используя ксерокопии статьи из журнала «Экология и жизнь», найти информацию об одном из основных питательных веществ. Каждая группа записывает информацию по своему вопросу на листе, затем все 3 листа закрепляются магнитами на доске, представители всех трех групп знакомят остальных обучающихся с результатами выполнения задания, слушающие могут задать вопросы выступающему (приложение №2)
| Итак, я предлагаю вам побыть в роли следователей и собрать своеобразное «Досье» на основные питательные вещества: белки, жиры и углеводы. Теперь я попрошу вас разделиться на 3 группы следующим образом: у каждого на столах находятся стикеры розового, желтого или зеленого цветов. Педагог просит поднять руки тех, у кого стикеры желтого цвета – это будет первая группа, затем тех, у кого стикеры розовые (вторая группа) и оставшиеся обучающиеся со стикерами зеленого цвета объединяются в третью группу. Первая группа должна найти информацию об основных источниках белков, основной энергетической ценностью белковой пищи, нормой суточного потребления белков и правилами кулинарной обработки. Вторая группа соберет эту же информацию, но о липидах (жирах) (приложение1, слайд 7), а третья группа – об углеводах (приложение 1, слайд 8). После этого представитель от каждой группы знакомит остальных с результатами групповой работы. Я также попрошу всех внимательно слушать выступающего не из вашей группы, потом вы сможете дополнить выступающего или задать уточняющий вопрос. Пример обсуждения работы 1 группы: Сколько энергии дает расщепление 1 г. белков? (около 17 кДж). Белки животного происхождения лучше усваиваются (на 97%) и перевариваются, чем белки растительного происхождение (85%). Оптимальной температурой является 76 С, но такой температуры недостаточно для обработки. В диетологии известно, что лучше употреблять котлеты, чем цельное мясо; или лучше вареное мясо, чем жареное: оно покрывается корочкой, и доступ ферментов к такому мясу, а значит, и усвоение снижаются. | -Познавательные, включая общеучебные и логические Применение данного АМО способствует развитию умений выделять главное, работать с источниками информации, умений задавать вопросы по уточнению или дополнению информации - Знаково-символические Эти умения развиваются в ходе применения данного АМО, так как обучающиеся должны для выполнения этого задания проанализировать информацию, представленную на слайдах в схематичном виде, и составить рассказ по данным схемам. - Коммуникативные Умения высказывать свою точку зрения и выслушивать другую, умения работать в группе, уметь правильно составить рассказ по схеме. | -Информационная Данная компетентность развивается во время над раздаточным материалом обучающиеся сами отбирают информацию, необходимую для выполнения данного им задания - Коммуникативная Данная компетентность развивается, так как во время выполнения задания и во время представления результатов обучающиеся общаются друг с другом и с педагогом. | ||
Примечание При использовании данного метода важно учитывать уровень развития умений работать с источниками информации при делении обучающихся на группы (не стоит объединять детей с низким уровнем развития данных умений в одну группу, лучше, чтобы группы были разнородными) и численность групп (группы не должны быть больше 5 человек). После проведения метода важно организовать обмен полученными знаниями между группами. Варианты проведения метода Можно предложить каждой группе создать по одному слайду по каждому из питательных веществ или, используя результаты всех групп, свести полученные данные в одну таблицу | |||||||||
Метод «Разгадай кроссворд» 5 минут | Авторский (сам метод разгадывания кроссворда не является новым, но задания для данного кроссворда и сам электронный кроссворд составлены автором) |
Цель: организовать проверку степени усвоения материала, рассмотренного на занятии, в игровой форме. Необходимые материалы: компьютер, интерактивный кроссворд (приложение №3) Технология проведения: Обучающиеся разгадывают кроссворд по изученной теме. После этого педагог подводит итоги выполнения задания. Примечание: для оценки результативности применяемого метода педагог просит поднять руки тех обучающихся, у которых результат больше 75%, затем тех, у кого результат от 50% до 75% и тех, у кого результат менее 50%. Варианты проведения метода: педагог может попросить обучающихся загадать по одному слову, которое относится к теме занятия, соседу по парте. Таким образом, проверку степени усвоения материала можно провести в форме игры «Поле чудес». | Педагог: я предлагаю вам разгадать кроссворд по теме нашего занятия. Нажмите на номер задания кроссворда и прочитайте определение. Впишите ваш ответ в пустое поле справа от задания и нажмите на кнопку "ответ". Завершите кроссворд, затем нажмите на кнопку «Проверить», чтобы узнать свой результат. Если вы не можете отгадать какое-либо слово, вы можете нажать на кнопку «Подсказка». | - Познавательные, включая общеучебные и логические Данный метод способствует развитию рефлексивных умений обучающихся, умений оценить степень усвоения полученных на занятии знаний | Применение данного АМО способствует развитию способностей к адекватной оценке усвоенности знаний. | ||||
Метод «Ревизор» (20 минут) | Авторский | Цель: показать на конкретном примере методы оценивания сбалансированности рациона питания и его калорийности. Задачи: 1.ознакомить обучающихся с основными нормами и правилами составления рациона питания; 2. организовать работу по оценке предложенного рациона питания с точки зрения гигиены питания, итогом которой должно стать заполнение протокола с указанием нарушений норм и приведением рекомендаций врача-гигиениста по их устранению. Необходимые материалы: раздаточный материал (приложение №2) Технология проведения: Обучающиеся сначала суммируют энергетическую ценность всех продуктов питания предложенного им рациона, делают вывод о достаточном или избыточном количестве энергии (в ккал) суточного рациона. Затем, используя данное приложение, они оценивают количество белков, жиров и углеводов суточного рациона, проводят оценку соотношения этих питательных веществ (в норме соотношение 1:1,1:4,8). На основе этих данных ребята составляют заключение о соответствии данного рациона питания основным правилам гигиены питания. После этого педагог подводит итоги выполнения задания. Примечание: | Потребность в пищевых веществах ориентировочно определяют по нормам физиологической потребности для лиц соответствующего пола, возраста и группы труда (приложение 1, слайд 9). Посмотрите на слайд. Скажите, какова должна быть калорийность суточного рациона питания для вашего возраста? (ответ: девушки: 2.600 ккал, юноши 3000 ккал). Правильно, а суточные нормы потребления белков, жиров и углеводов мы уже знаем. Теперь давайте посмотрим, как же рассчитывается калорийность продуктов питания: например, продукт содержит 5,5 г. белка, 9,2 г. жиров и 21,4 г. углеводов. Зная коэффициенты (для белков и углеводов он равен 4, для жиров в 2 раза больше – 9), мы можем рассчитать калорийность данного продукта, перемножив массы питательных веществ на коэффициент. Решение: 5,5∙4+9,2∙9+21,4∙4=190,2 ккал. Теперь посмотрите на этикетки различных продуктов у вас на столах. Посмотрите состав вашего продукта (массу белков, жиров и углеводов) и перемножьте на соответствующие коэффициенты. Какое значение килокалорий у вас получилось? Совпадает ли оно с приведенным на этикетке? А сейчас я предлагаю вам побыть в роли «ревизоров» продуктов питания. Вам будет предложен суточный рацион питания (посмотрите на раздаточный материал). Вам нужно оценить его по следующим критериям:
На основании полученных данных написать санитарно-гигиеническое заключение о качестве рациона питания и составить рекомендации, в которых следует дать конкретные предложения по приближению фактического питания к физиолого-гигиеническим нормам и рекомендациям. Пример такого протоколо у вас в раздаточном материале. | - Личностные В ходе данного АМО формируются умения рассчитывать энергетическую ценность продуктов питания личного рациона каждого, умения дать оценку своему суточному рациону питания с точки зрения его сбалансированности и калорийности. - Познавательные, включая общеучебные и логические В ходе данного АМО продолжается развитие умений обучающихся работать самостоятельно с предложенной информацией, а также логических способностей, так как они необходимы для проведения математических вычислений и расчетов. Кроме того, на основании расчетов потом ребята должны сделать выводы о сбалансированности, рациональности и калорийности продуктов питания, умения делать выводы и умозаключения также относятся к числу общеучебных. - Знаково-символические | -Информационная Развиваются способности обучающихся воспринимать информацию и её анализировать - Учебно-познавательная Данная компетентность развивается в ходе работы обучающихся над познавательной учебной задачей | ||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Разминка | Молекулы 5 минут | Заимствованный (Зеленкина Т.Д. http://festival.1september.ru/articles/574917) |
Цель: повышение настроения и снятие эмоционального напряжения участников группы. Необходимые материалы: не требуются Технология проведения: педагог сообщает ребятам, что на ближайшие 5 минут они являются атомами. Затем педагог называет какое-либо число, и обучающиеся объединяются в молекулы по количеству человек, которое соответствует заданному числу. Примечание: после выполнения задания педагог проводит рефлексию, спрашивает, какие ощущения у детей вызвало выполнение данного упражнения. |
Педагог: представьте себе, что все мы - атомы, которые хаотично движутся, иногда объединяются в молекулы. Я называю любое число, а ваша задача объединяться по числу, которое услышали. | Проведение данного АМО способствует закреплению способностей обучающихся к сотрудничеству. | Применение данного упражнения способствует развитию социальной компетентности у детей, так как они выполняют его все вместе. | ||
Подведение итогов | Метод «Сегодня я…» 5 минут | Авторский | Цель: узнать отношение обучающихся к прошедшему занятию. Необходимые материалы: распечатанные анкеты для обучающихся «Сегодня я…» Технология проведения: Педагог раздает обучающимся анкеты «Сегодня я..» со следующими утверждениями: 1. Я не устал/а 2. Я узнал/а что-то неожиданное для себя 3. Я узнал/а что-то полезное для себя 4. Я узнал/а все, что хотел/а 5. Я запомнил/а большую часть информации Обучающиеся должны отметить, согласны или нет они с вопросами инструкций Оценка результативности: Педагог подсчитывает количество плюсов и процентное соотношение плюсов к общему числу ответов. Если процентное соотношение «+» равно 75% и более, то занятие прошло с пользой для обучающихся и было им интересно. | Педагог: прочитайте вопросы анкеты, если вы согласны с утверждением, то напротив него поставьте знак «+», а если не согласны, то знак «-». | - Личностные Применение данного метода призвано не только помочь педагогу отследить эмоциональное состоянии обучающихся в конце занятия, но и развивает у ребят умения к самооценке своего состояния, степени удовлетворения своей ра-ботой на занятии. - Регулятивные, включая действия саморегуляции. Развиваются умения осознания обучащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения. | -Учебно-познавательная Данная компетентность развивается в ходе данного АМО, так как обучающиеся должны будут | |||
Домашнее задание (если имеется) |
Аналитическая информация | |
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации: - интеракции участников группового процесса и их коммуникации, - визуализации хода и результатов образовательного процесса, - мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики), - мотивации всех участников образовательного процесса, - рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока, - анализа и оценки деятельности обучающихся. | Занятие построено с применением технологии модерации, которая предусматривает высокий уровень общения обучающихся друг с другом и с педагогом; данный принцип реализуется на всех этапах занятия, так как при индивидуальной, парной и групповой работе обучающиеся получают обратную связь (от остальных участников или педагога). Для закрепления и проверки усвоения знания используют интерактивный тест и кроссворд, обучающиеся получают обратную связь через компьютер. Визуализация хода образовательного процесса обеспечивается применением презентации (лекция-визуализация), идеи, возникшие у ребят, записываются на листах ватмана (Методы «ассоциации»). Результаты, полученные в конце каждого этапа занятия, соответствуют запланированным. Мотивация всех участников процесса достигается за счет того, что в самом начале занятия педагог анализирует возникшие у детей ассоциации с темой занятия, а также за счет применения метода «Мост через реку», что в совокупности позволяет вовлечь ребят в постановку целей занятия, позволяет дальше строить занятие на том, что обучающиеся уже знают по теме занятия и что им еще хотелось бы узнать. Оценка деятельности обучающихся проводится путем разгадывания детьми кроссворда и выполнения задания по оценке сбалансированности и калорийности продуктов питания. Кроссворд является интерактивным, обратную связь обучающиеся получают через компьютер. Рефлексия на занятии достигается путем заполнения обучающимися анкет « Сегодня я…», где они выражают свое отношение к полученным на занятии знаниям и дают эмоциональную оценку занятия. |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО и модерации для: а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);
b. выполнения ФГОС (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМОиМ, а не другая технология
| Технология модерации позволяет вовлечь всех обучающихся в деятельность по изучению темы занятия. Известно, что человек запоминает 10 % того, что слышит, 30 % того, что видит, 70% того, что делает сам и 90% того, что объясняет другому. Применяемые методы АМО способствуют тому, что ребята не просто слушают педагога, но и сами включаются в различные виды деятельности: предлагают собственные идеи, сами выбирают информацию, необходимую им для выполнения заданий, создают слайды презентации, делают краткие выступления по результатам выполнения задания. Все это способствует реализации запланированных целей и задач занятия. Положительный эффект использования технологии АМОиМ обусловлен следующим: новый материал воспринимается обучающимися более эмоционально, вовлеченность всех обучающихся в различные виды деятельности способствует мотивированному изучению нового материала, большой объем учебного материала удается освоить за короткое время без эмоциональной и физической перегрузки обучающихся. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | На занятии обучающиеся актуализируют знания о составе продуктов питания и роли белков, жиров и углеводов в жизнедеятельности организма человека, узнают о том, что такое калорийность и энегретическая ценность продуктов питания, приобретут навыки составления индивидуального рациона питания и научатся оценивать составленый рацион с позиций гигиены питания, попробуют свои силы в составлении санитарно-гигиенических заключений предложенного им рациона питания. Кроме того, обучающиеся должны проявить умения работать с информацией, анализировать её и делать выводы, коммуникативные умения. Данное занятие способствует также воспитанию экологической культуры и личной ответственности за экологическое состояние. На занятии продолжается работа по развитию эмоционально – чувственной сферы обучающихся. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | На данном занятии реализуются индивидуальный и деятельностный подходы, так как при разработке занятия учитывались психолого-педагогические и возрастные особенности детей, обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности. Кроме того, смена различных видов деятельности на занятии, использование разминки отвечает требованиям принципа здоровьесбережения. |
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации (если апробация состоялась) | Апробация занятия прошла успешно, ребята были активны, справились с заданиями и дали положительные отзывы в ходе заполнения анкеты «Сегодня я…». |
Методическая ценность урока/занятия/мероприятия | Данное занятие может быть использовано как педагогами дополнительного образования, так и учителями биологии, химии на уроках или при проведении внеклассных мероприятий и при подготовке обучающихся к ЕГЭ по биологии. |
Дополнительная информация (обязательна для заполнения, включается в общую оценку конкурсного материала) | |
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Приложение_1: презентация, создана с помощью Microsoft Power Point 2003 Приложение_2: вариант представления результатов выполнения задания «Собери досье», документ создан с помощью Microsoft Word 2003 Приложение_3: электронный кроссворд «гигиена питания», создан с помощью программы HotPotatoes6 |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). |
3. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене питания: Учебное пособие для студентов специальности «Лечебное дело». Книга 2. / Под ред. проф. Д.И. Кичи. – М.: Изд-во РУДН, 2008. – 168 с. 4. Коджаспирова Г.М. Педагогика.- М.: Гардарики, 2007. -528 с. 5. Крылова О.Н., Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении.-СПб.: КАРО, 2006.- 176 с. 6. http://www.profi-forex.org/system/news/priroda.jpg 7. Методы исследования свойств сырья и продуктов питания: Учебное пособие / Т.В. Подлегаева, А.Ю. Просеков. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.- Кемерово, 2004.- 101 с. 8. 900igr.net 9. http://festival.1september.ru/articles/574917 |
Примечания автора/ов |
[1] Пример описания АМО по установленной схеме см. в Приложении 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.
Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....
Занятие по естествознанию "Химический состав продуктов питания"
Цель: Познакомить обучающихся с химическим составом различных продуктов питания, проанализировать их полезные и вредные свойства, влияние на организм человека. Задачи:1. Изучить химический состав...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Продукты питания. Значение питания»
Задачи:- расширять знания детей о продуктах питания, значении питания для здоровья человека;- прививать навыки здорового образа жизни, внимательного отношения к своему организму; дать представление о ...
урок по СБО "Приготовление продуктов питания с минимальным применением тепловой обработки".
Конспект урока по Социально бытовой ориентировке для 6 класса специальной коррекционной школы VIII вида.В данном конспекте урока описаны цели, задачи и содержание. Подобраны специальные упражнен...
Конспект урока по СБО на тему "Значение питания. Разнообразие продуктов питания"
Тема: Значение питания. Разнообразие продуктов питания. Цель: расширить представление о разнообразии продуктов питания.Задачи: – познакомить учащихся со значением правильного питания, позн...
Значение питания. Разнообразие продуктов питания
Конспект урока СБО для 5 класса коррекционной школы...
Тест по разделу: "Технология кулинарной обработки пищевых продуктов" 7 класс
Тест по разделу "Технология кулинарной обработки пищевых продуктов"...