«Бытовым отходам-вторую жизнь!».
проект по экологии по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 2065
Детский сад корпус № 11
Проект «Бытовым отходам-вторую жизнь!».
Тематическое направление: «Утилизация отходов».
Номинация: «Демонстрационная установка».
Руководитель проекта: Самохина Галина Викторовна
Авторы проекта: Демчук Мария Викторовна
Куликова Елена Николаевна
Москва 2015
Введение
«Мусор – это не вещество, а искусство – искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке» Пол Коннетт.
Отходы - это продукты, образовавшиеся как побочные, бесполезные или нежелательные в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению. Существует несколько классификаций отходов - как принципиальных (укрупненных), так и детальных. Поскольку производственная деятельность человека связана в конечном итоге с удовлетворением его потребностей, все образующиеся отходы принципиально можно разделить на две большие группы - отходы производства и отходы потребления. К отходам производства следует отнести продукты, которые не производятся целенаправленно, а образуются как побочные при создании конечного продукта. Для каждого производства характерен свой вид технологических отходов. К отходам потребления следует отнести отслужившие свой срок в быту товары и изделия, а также ненужные человеку продукты или их остатки, образовавшиеся в системе городского хозяйства. Наиболее распространенные отходы потребления: ТБО (жилой и нежилой сектор); КГМ (крупногабаритные материалы) - отслужившая свой срок бытовая техника и мебель (холодильники, стиральные машины, газовые плиты, диваны и т.п.) ; автолом; крупногабаритные резиноотходы (в основном автопокрышки); отработанные аккумуляторы; отработанные ртутные лампы; электронный лом (радио- и телеаппаратура и т. д.). Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) — непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором . В состав ТБО входят следующие виды важных отходов:
отходы | Опасные отходы |
бумага (картон); | попавшие в отходы батарейки и аккумуляторы; |
крупногабаритные материалы; | электроприборы; |
пищевые (органические) отходы; | лаки; |
пластик; | краски и косметика; |
металлы; | удобрения и ядохимикаты; |
резина; | бытовая химия; |
кожа; | медицинские отходы; |
текстиль; | ртутьсодержащие термометры; |
стекло | барометры; тонометры; |
дерево | лампы |
Основные методы переработки ТБО: Захоронение: одно из самых неудачных решений проблемы ликвидации ТБО. Термические: чаще всего используется сжигание мусора. Был оптимален несколько десятилетий назад, когда не было столь больших объемов отходов и преобладающее большинство отходов не составляли полимерные материалы. Даже при высокоэффективной очистке с применением современного оборудования МСЗ выделяются высокотоксичные фураны и диоксины – химические соединения, включающие полихлорированные дибензоп-диоксины (ПХДД) и дибензофураны (ПХДФ). Образуются они при сжигании материалов на основе поливинилхлорида. Кроме диоксинов дымовые газы МСЗ содержат широкий спектр других соединений, концентрация и вред которых в десятки раз выше, чем газов от сжигания каменного угля. Рециклинг (повторная переработка) – перспективный метод на сегодняшний день. Начинается с сортировки отходов. Решение проблемы ТБО в России. - России следует перенять наиболее перспективный, лучший зарубежный опыт: рециклинг; - заменять пластик, полиэтилен бумагой ; - перейти к раздельному сбору и повторному использованию мусора; - активно стимулировать предпринимательство, использующее экологические технологии, - проводить широкую агитацию среди населения .
Актуальность проблемы
В нашем городе проживает 16 800 000 человек. Быстрый рост городского населения – одна из важнейших тенденции столетия. Увеличивается в городах и количество различных отходов, прежде всего твердых бытовых отходов, которые требуют самого своевременного удаления и безопасной утилизации. Кроме сбора, хранения, транспортировки, обезвреживания и утилизации мусора в систему санитарной очистки населенных мест должны входить мероприятия по уменьшению масштабов процесса образования отходов и организации переработки вторичных ресурсов.
В 2014-2015 году в России были приняты важные поправки в Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления». Согласно им приоритетное направление в государственной политике в области обращения с отходами определяет переработку отходов как основной вид деятельности при утилизации мусора. Это означает, что Государство официально признает необходимость и важность развития отрасли по переработке мусора. В сложившейся ситуации, когда мусорные свалки подступают к городам, состояние окружающей среды неблагоприятно для здоровья горожан, а природные комплексы деградируют из-за чрезмерной эксплуатации, как никогда важно не только развивать технологии, но и уделять серьезное внимание экологическому просвещению, чтобы люди осознали происходящие события и изменили свое поведение. Ведь как бы остро не стояли экологические проблемы – каждый может внести в их решение посильный вклад
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Во время прогулки, вместе с родителями на субботниках в детском саду ребята принимали активное участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникали вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т.д.
Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить «мусорную проблему», мы разработали проект «Бытовым отходам-вторую жизнь».
Паспорт проекта:
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы
«Непоседы», воспитатели, родители.
По количеству участников: коллективный
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему»
Цель проекта:
Воспитать у детей бережное отношение к природе, через знакомство с
рациональным и вторичным использованием твердых бытовых
отходов.
Задачи проекта:
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природа и
деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной;
- формировать представления о целесообразности вторичного
использования бытовых отходов;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности,
совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями,
обобщать, делать выводы;
- развивать воображение, творчество, умение реализовывать свои
впечатления в продуктивной деятельности
Предмет исследования - мусор.
Методы исследования: изучения статистических данных, изучение
и анализ литературы, наблюдение, эксперимент, творческая работа,
практико-ориентированное исследование.
Предварительная работа 01.11.2015-05.11.2015
Изучение литературы по данной теме | ОТВЕТСТВЕННЫЕ: ПЕДАГОГИ, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОЕКТЕ. |
Опрос родителей и детей по вопросам: -Какие существуют промышленные способы переработки твердых бытовых отходов? -Что знают о переработке и использование твердых бытовых отходов родители и дети группы? -Как мы, родители и дети можем помочь в решении проблем загрязнения окружающей среды? | |
Консультация для родителей «Влияние мусора на здоровье человека и окружающую среду"». Индивидуальные беседы с родителями. | |
Составление плана по реализации проекта | |
Подбор методических пособий, наглядно-дидактического материала. | |
Составление презентаций по теме проекта | |
Пополнение методической копилки «Поделки из бросового материала», «Опытно-исследовательская деятельность детей старшего возраста». |
Реализация проекта с 05.11.15 по 18.11.2015г.
№ | мероприятия |
1. | Наблюдение за работой помощника воспитателя, дворника. |
2 | Беседа с детьми «Куда исчезает мусор?». |
3 | Беседа с детьми о бытовых отходах. Презентация «Чистый мир». |
4 | Составление рассказов детей из личного опыта по теме (что видели, что делали). |
5 | Целевая прогулка к контейнерам детского сада. |
6 | Эксперименты: «Что быстрее разлагается?», « Свойства воды и песка», «Огонь», «Пластик, бумага, стекло». |
7 | Зеленый патруль «Чистый участок детского сада». |
8 | Акция « Сортировка бытовых отходов» |
9 | Умелые ручки «Всё впрок». |
10 | Консультация для родителей «Вторичные ресурсы начинают путь из дома». |
11 | Работа творческой мастерской: изготовление поделок и игрушек из пластиковых бутылок, использованных трубочек для коктеля, лоскутков ткани, палочек для суши, пластиковых стаканов, поделки из газет и журналов. |
Заключительный этап:19.11.2015-20.11.2015
1 | Изготовление конкурсной работы |
2 | Беседы с детьми и родителями. Как реализация проекта повлияла на ваше отношение и отношения детей к проблеме утилизации ТБО. Получили ли вы новые знания и как их можно применять в жизни. |
В результате реализации проекта:
1.Пополнен методический кабинет: - современной методической литературой по экологическому воспитанию и нетрадиционного использования пластика и других бытовых отходов, - консультациями по оказанию родителям педагогической и практической помощи, по вопросу экологического воспитания детей дошкольного возраста;
2. Укрепились отношения сотрудничества между детским садом и родителями воспитанников.
3. В группе расширился материал в ППРС исследовательской и творческой зонах. На библиотечной полке появились новые энциклопедии, которые пользуются спросом у воспитанников.
4. У воспитанников развито воображение и умение реализовывать свои впечатления в продуктивной деятельности.
5. Расширились представления детей: - о факторах, влияющих на экологическую ситуацию в городе; - новых способах бережного отношения к природе.
6.Повысился интерес к исследовательской деятельности, дети совершенствовали свои умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
7. Принято решение: - участвовать в сборе макулатуры, - отдельно собирать для утилизации опасные бытовые отходы и сдавать их в пункт приема (батарейки и лампы).
Все вышеперечисленное внесло значительное изменение в психологический климат группы и повлияло на повышение качества образовательного процесса.
Литература:
Джина Мисироглу «Новая книга ответов для почемучек», изд-во ООО «Клуб семейного досуга,» г.Белгород, 2012 – 352с. : ил.
Энциклопедия «Великие изобретения», изд-во ООО «Де Агостини Паблишинг», 2010г.
Энциклопедия «Планета Земля»,изд-во ООО «Де Агостини Паблишинг», 2010г
Вторая жизнь вещей. Н.П. Коноплёва, «Просвещение», Москва, 1993 год.
Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: « Химия», 1990
Захлебный А.Н. « Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986
Протасов В.Ф.« Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001
Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: « Химия», 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТКРЫТЫЙ УРОК ИСТОРИКО - БЫТОВОГО ТАНЦА "ЭСТЕТИКА БЫТОВОГО И САЛОННОГО ТАНЦА XVI - XIX в.в."
Данная разработка поможет преподавателям хореографии в подготовке теоретическогго и практического материала к уроку историко-бытового и бального танцев. В ней содержится план и ход урока, кратко...
Работа и задачи педколлектива на новый учебный год по охране жизни и здоровья детей, профилактике бытового, дорожно-транспортного травматизма.
Данный материал подготовлен на основе внутришколтного контроля по охране жизни и здоровья учащихся, профилактике бытового дорожно-транспортного травматизма...
Доклад "Использование поведенченской терапии для формирования навыков бытовой адаптации учащихся на занятиях социальной-бытовой ориентировки в Инсарской специальной коррекционной школе-интернате 8 вида"
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья недостаточно чётко воспринимает окружающее,он не выделяет существенногои и главного в предметах и явлениях,плохо обобщает.Все эти черты ,характериз...
Проект «Создание в условиях интернатного учреждения развивающего образовательного центра, осуществляющего социально-бытовую и социо-культурную реабилитацию каждого ученика и обеспечивающего его реальную интеграцию в жизнь»
Проект представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий стратегические ориентиры, приоритеты и технологии развития школы-интерната. Необходимым условием развития...
«Воспитание ценностного отношения обучающихся к своему здоровью и жизни через систему занятий по социально-бытовой ориентировке» («День здоровья» - игра по станциям), среди 1-9 классов
Цели и задачи:1.развитие спортивно-массовой работы в школе-интернате, пропаганда здорового образа жизни;2.повышение интереса к физическому совершенствованию своего организма;3.всестороннее развитие уч...
Первые шаги к самостоятельной жизни. Социально-бытовая адаптация
quot;Первые шаги к самостоятельной жизни»Социально-бытовая адаптация Цитата: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ.Целью занятий по социально-бытовой...
проект "Дадим бытовому мусору - вторую жизнь"
Ежегодно в России образуется примерно 7 млрд тонн отходов промышленного и бытового происхождения. Поэтому неудивительно, что сегодня переработка ТБО является самой настоящей необходимостью для жи...